Караул

“Караул — вооружённое подразделение, выполняющее боевую задачу по охране и обороне боевых знамён, военных и государственных объектов, охраны лиц, содержащихся на гауптвахте или в дисциплинарном батальоне, а также отдания воинских почестей”
Устав гарнизонной и караульной службы ВС СССР.

Как уже видно из первых строк, караул, это не только призыв о помощи…Мне даже интересно, есть ли хоть один солдат, курсант или офицер, нынешний или бывший, который ни разу не был в карауле?
Я, был и во внутреннем и в гарнизонном караулах, а вы?
Остались неизгладимое впечатления от караульной службы, которыми и хочу поделиться.
Сначала, для затравки о внутреннем карауле…
Он был предназначен для охраны различных объектов нашего училища и его знамени.
Мне достался, на мой взгляд, самый лучший из постов – охрана тира училища!
У входа в земляную обваловку тира стояла караульная вышка. Чтобы попасть на неё, надо было пройти открытый участок территории училища, перейти по шаткому мостику через канал из Киш-озера и тогда оказаться у подножия деревянного строения, чем-то смутно напоминающее пирамиду. Каждый видел эту конструкцию в кино, с таких вышек охраняют зэков и военные объекты и наши, и немцы, и другие военные…
С вышки очень хорошо просматривается большая площадь, подобраться к ней может только заслуженный мастер маскировочных наук или Бонд, Джеймс Бонд!
Наш караул пришелся на середину зимы, без снега, но морозной! Для Латвии -22 градуса по Цельсию, это почти апокалипсис! В связи с этим, часовому выдавался караульный тулуп и валенки!!! Описывать валенки, считаю лишним, в надежде, что эта обувь известна большинству читателей. А вот тулуп караульный, это уникальное произведение военных портняжных мастеров и дизайнеров!
Сшитый из овчины, мехом внутрь, этот тулуп надёжно укрывал часового высокого роста (более 180 см) полностью, с головы до ног! Одевался он на шинель и ещё оставалось место для бутербродов и термоса…Шучу. Термос отбирал разводящий при заступлении на пост, т.к.: “Часовому запрещается: спать, сидеть, прислоняться к чему-либо, писать, читать, петь, разговаривать, использовать личные средства связи, есть, пить, курить, отправлять естественные потребности или иным образом отвлекаться от исполнения своих обязанностей, принимать от кого бы то ни было и передавать кому бы то ни было ...”
Были у тулупа и рукава, чем-то напоминающие боярский наряд времен Ивана IV...
 Но самой лучшей частью караульного тулупа, был воротник! Он был такого размера, что укрывал спину до самой задницы часового, а если его поднять (воротник разумеется), то стена воротника надёжно отгораживала голову часового не только от непогоды, но и от всего окружающего мира!
Т.е. военнослужащий в таком обмундировании вряд ли мог исполнить свой долг, а вот мишенью служил просто прекрасной!
Итак, заступив на пост, соблюдая весь ритуал приема-передачи поста, часовой осматривался на вышке, дожидался, пока смена скрывалась за дверью караульного помещения, поднимал воротник тулупа, втыкал штык-нож, присоединённый к автомату в балку крыши вышки, закреплял рукава тулупа на ремне автомата и спокойно спал около двух часов, пока не приходила следующая смена. Может показаться, что стоя спать неудобно, но курсант первого курса всегда хочет много есть и неограниченно спать. А потому давно привык спать в любом положении! Как говорил наш старшина: «Курсант, это животное, готовое спать и жрать стоя, с колена и лежа!». Главное, не проспать проверяющего или свою смену! Но на этот случай около тира всегда спал училищный любимец Элерон, пёс без породы, но с отличным слухом и голосом! Часовой, перед подъемом на вышку угощал Элерона кусочком сухаря, а тот милостиво принимал и прятал сухарь “на чёрный день”, закапывая его в снег. Жизнь у пса и без сухарей была сытная, но уважение оказать ему было надо!
Мы прекрасно понимали, что грубо нарушаем Устав, но это был такой своеобразный квест, выспаться на посту и не попасть на гауптвахту!
Пост этот был уникален тем, что только на нем можно было выспаться спокойно. У знамени училища, не поспишь! У складов или входа в караульное помещение тоже. Или постоянный надзор, или спрятаться негде…
Мы прекрасно понимали, что несение службы во внутреннем карауле училища, это всего лишь часть учебного процесса, а не выполнение настоящей боевой задачи!
Ведь мы были в лучшей столице союзной республики -Риге, Советский Союз был самым спокойным местом на земле, враги нас боялись, а молодость и глупость сглаживала наши ошибки!
До «перестройки» было еще далеко, а до разгула «демократии» и того дальше.
Позднее, те из нас, кто прошёл Афганистан, узнали наяву, чем заканчивается сон на посту…

Гарнизонный караул.
Был у нас и такой.
Охранялась им гарнизонная гауптвахта, финчасть Приб. ВО, прокуратура Приб.ВО. В те времена далёкие, практически былинные одним из наказаний для военнослужащих была гауптвахта. Это та же тюрьма, только для военных. Кроме «суточников», сидели осужденные и подследственные военные преступники. Охранять их было скучно и неприятно, вроде тюремных «вертухаев»! Другое дело финчасть или прокуратура! До них надо было пройти по живописным улочками Старого Города. Вокруг гулял праздный народ, а мы идём, такие деловые, с автоматами на ремне и примкнутыми штык-ножами! Долги, понимаешь, Родине отдаем!
А на посту среди множества кабинетов есть всего три комнаты, отпечатанные печатями, они-то и есть то, что надо охранять! Как у нас шутили, пусть все сгорит синим пламенем, главное, чтобы печать не нарушилась…
А как она нарушится, когда дубовые резные столетние двери закрыты изнутри на коварный еще при крестоносцах засов, а у входа за столом с городским телефоном сидит бравый курсант с автоматом под рукой? Или прислоненным в углу…
Правда иногда он, курсант, лежит на топчане, но недалеко от телефона и в обнимку с автоматом.
Или прислоненным рядом, в том же углу!
Чтобы часто не бегать по городу, смена часовых была четырёхчасовая, выспаться успевали все! Однажды после столь длительного сна, при разряжании оружия спросонья курсант не отсоединил магазин с патронами и при контрольном спуске дал длинную очередь, а после передергивания затвора, ещё одну!
Хорошо, что все произошло в месте для заряжания-разряжания оружия!
Происшествие пришлось аккурат в воскресный день, обитатели гауптвахты повисли на решётках окон, а начальник караула схватился за сердце! Жители окрестных домов высыпали на балконы, посмотреть на предотвращение побега из гауптвахты, а проснувшийся курсант задумался, в какую из камер вскорости поместят его самого.
Мне спать на таком посту не хотелось! На столе стоял городской телефон и можно было всласть наговориться с любимой девушкой! Представляете, четыре часа никто не мешает наслаждаться любимым голосом! Правда, потом уши болят тоже часа четыре.
Можно спросить, о чем можно говорить без перерыва столько времени?
 Если любишь, то и темы разговоров находятся сами, и время летит незаметно!
Эх! Золотые были времена!!!


Рецензии
Задели за до сих пор живое, Олег Валентинович! Спасибо! Сам стоял на посту в карауле и других разводил... С Вашей подачи нужно бы вспомнить пару случаев из караульной службы. Да, в строке "А на посту... всего 3 комнаты, отпечатанные..." - нужно опечатанные.

Александр Парцхаладзе   21.12.2021 20:00     Заявить о нарушении