Глагольные рифмы - плохо или хорошо?

В общении с людьми, пишущими стихи, я всё больше обнаруживаю, что многие не задумывались глубоко над этим вопросом. Кто-то перегружает свои стихи глагольной рифмовкой, кто-то считает, что глаголы в конце строки рифмовать нельзя вообще. И та, и другая позиция - поверхностна. Как всегда, хороша - "золотая середина", особенно, если вникать в глубины проблем. В связи с этим хочу привести отрывок из моей книги "Писательское мастерство. Как научиться писать стихи."

"В стихах, особенно для взрослых, не приветствуются глагольные рифмы. Во-первых, это слишком просто - зарифмовать забыл-помыл, во-вторых, с такой бедной рифмой стихи выглядят примитивно. Одобряются рифмы слов, которые являются разными частями речи: существительное - глагол, глагол - деепричастие и т.д. Это сложнее, но даёт автору новые возможности для самовыражения, и считается в поэзии более приемлемым. Примеры: удачный - новобрачный, красив - залив и т.д.
Однако, не всё так однозначно. Вот что говорил по этому поводу Самуил Яковлевич Маршак: «Конечно, богатая рифма лучше бедной, новая и оригинальная лучше затрёпанной. Но оценки эти вне строки, вне стиха очень относительны. Нередко бывает, что самая бедная глагольная рифма оказывается сильнее (потому что нужнее) богатой и причудливой». Ярким доказательством тому являются строки М.Ю. Лермонтова:

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит...
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!"

Недавно мне понадобилось передать в стихах процессы движения, которые происходят в природе при переходе от осени к зиме. Лучше, чем глаголами, это едва ли могло выразиться. Поэтому я наполнила ими 1-ую половину стихотворения, причём ритмическое ударение почти везде сделала на глаголы, но при этом почти все глаголы, кроме двух (приходит: - хороводит), разместила внутри текста:

Зима по-разному приходит:
то потихоньку хороводит,
вальсирует пушистым снегом,
укрытие даёт побегам,
а то нагонит туч армады,
низвергнет сверху снегопады,
забьётся стылым ветром в стёкла
и гнёт деревья, как волокна!

И тут уж лучше быть под кровом,
чем встать в буране тупиковом…

Но, успокоится пурга,
и будут радовать снега!

И если вслушаться в ритм и смысл глаголов "приходит", "хороводит", "вальсирует", "нагонит", "низвергнет", "забьётся", "гнёт", то уже возникает два образа состояния, например, в природе. И сам всплывает вопрос: "А не про осень ли здесь говорится?" И в этом сила правильного применения часей речи! Именно этому нас учат классики литературы.

В стихах для детей глаголы бывают даже необходимы. Такая специфика идёт из-за своеобразия детского возраста - дети познают мир в постоянном движении! Об этом пишет в книге «От двух до пяти» К. Чуковский, а в 6-ой главе он сформулировал заповеди для детских писателей, где есть такие строки: «Любовь к прилагательным свойственна (да и то в малой мере) только книжным, созерцательно настроенным детям, а ребёнок, проявляющий активное отношение к жизни, строит почти всю свою речь на глаголах. Поэтому "Мойдодыра" я сверху донизу наполнил глаголами, а прилагательным объявил беспощадный бойкот и каждой вещи, которая фигурирует в этих стихах, придал максимальное движение:

Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.

Ибо только такая, только "глагольная" речь по-настоящему дойдёт до ребёнка».

Тема глагольных рифм увлекла и меня, и я написала вот такое «прыгательное» стихотворение для детишек:

Листья с дерева упали,
По асфальту побежали,
Кружатся, катаются,
Даже кувыркаются.
Интересно: как у них
Это получается?"

Очень оригинально и динамично читаются пронизанные глаголами, а потому весьма динамичные, стихи Даниила Хармса:

- Вы знаете?
Вы знаете?
Вы знаете?
Вы знаете?
Ну, конечно, знаете!
Ясно, что вы знгаете!
Несомненно,
Несомненно,
Несомненно, знаете....
................
Что до носа
Ни руками,
Ни ногами
Не доехать,
Не допрыгать,
Что до носа не достать.

А, возвращаясь к стихам для взрослых, хочу сказать: когда в стихах из семи катренов (четверостиший) четыре написаны глагольными рифмами - это уже недопустимо. Я намеренно не привожу примеры неудачного использования глаголов в рифмовке, чтобы никого не обидеть. Ведь большинство пишет для души, а учиться по-настоящему писательскому мастерству особо и негде.

Вывод из статьи напрашивается сам собою: глагольными рифмами увлекаться нельзя, но в некоторых случаях они уместны и, даже, необходимы.


Рецензии