Разбойник Савка. Ч. 1. Сер. 3

РАЗБОЙНИК САВКА
Сценарий по роману "Савкин овраг"
жанр: историческая сказка
Часть 1. Серия 3


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Прошло несколько лет, Савка и Марфа выросли. В Коломенское приезжает молодой царь Алексей Михайлович, в это же время сюда приходит Савка, он будет служить на конюшне. Савка и Марфа снова встречаются, юноша сразу влюбляется в свою прежнюю подружку. Управитель Коломенского – князь Львов, охотник до женского пола. Савка подружился с Ванькой, мальчиком 12 лет, он знакомится с местной молодежью, успевая подраться, и с местным колдуном донским казаком Симоном. Царь развлекается соколиной охотой, его дядька боярин Морозов, задумал женить молодого государя. Стрешнев вспоминает свою свадьбу. Пока все счастливы в Коломенском.


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ УЛИЦА ЛЕТО ДЕНЬ

Марфа (около 17 лет) ходит по своему двору, идёт в сарай.
По улице бегут мальчишки и кричат «царя ждите!».

Напротив двора Марфы - двор, там живёт соседка – ЕГОРОВНА, женщина 50 лет, у неё: ВНУК-1 (5 лет), ВНУК-2 (6 лет), ВНУК-3 (7 лет).

Егоровна подходит к изгороди.

ЕГОРОВНА
Кто едет?

Со двора Егоровны выбегают её внуки.

ВНУК-3
Царь едет!

Дети убегают.

По улице идёт староста Тит Афанасьев (около 40 лет), приказной человек ИВАН АМИНЕВ (30 лет), останавливаются.

ИВАН АМИНЕВ
(Егоровне)
Егоровна, как жизнь молодая? Всё сплетни собираешь?

ЕГОРОВНА
Иван! Я просто на улицу смотрю, а сплетничает – это Варварка!

ИВАН АМИНЕВ
А где она? Помощь требуется!
(Титу Афанасьеву)
Титко, зови своего кума хоромы царские чинить, а я дальше пойду народ собирать!

Иван Аминев идёт дальше, Тит Афанасьев заходит на двор Марфы.

ТИТ АФАНАСЬЕВ
Семен, ты где?

Из дома выходит Семен Петрович (около 40 лет).

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Здравствуй, кум!

ТИТ АФАНАСЬЕВ
И тебе не хворать! Собирайся, царь в Коломенское с боярами и со стольниками своими пожелал выехать. Пойдём скорее на царский двор, починки всякие требуются.

Из дома выходит Глафира Анисимовна (около 40 лет).

ГЛАФИРА АНИСИМОВНА
Здравствуй, кум!

ТИТ АФАНАСЬЕВ
Здравствуй, кума! Ты тоже собирайся, будешь боярыням в палатах помогать прибираться. Идите приоденьтесь почище и пойдём!

ГЛАФИРА АНИСИМОВНА
А Марфуша?

ТИТ АФАНАСЬЕВ
На Марфушу хозяйство оставь, она пусть дома сидит, а то гляди скоро стольники понаедут …

Тит Афанасьев сплёвывает. Семен Петрович и Глафира Анисимовна уходят в дом.

Из сарая выходит Марфа с крынкой молока. Марфа выросла, она высокого роста, крепкая, красавица с темно-русой косой.

МАРФА
Крёстный, а как скоро царя ждать?

ТИТ АФАНАСЬЕВ
Не сильно долго ждать, в Коломенском будет гостить не один день, увидишь его, будь покойна.

Из дома выходит Семен Петрович в кафтане и шапке, подходит к Марфе, отпивает молочка из крынки.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Слушай, кум, а не слыхал ли ты, государь женится не собирается? А то знаешь обычай: царь по случаю своей свадьбы угощение жалует на 40 коломенских свадеб, и то к нашей выгоде!

ТИТ АФАНАСЬЕВ
Мне забыли доложить: женится царь или не женится! Да только думаю, что почти год после смерти государя нашего и государыни прошёл – самое время жену выбирать молодому князю.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
(Марфе)
Ты, дочка, дома сиди, хлеба пеки.

Из дома выходит приодетая Глафира Анисимовна. Тит Афанасьев и Семен Петрович идут на улицу, за ними Глафира Анисимовна.

ГЛАФИРА АНИСИМОВНА
(Марфе)
А как управишься, залезь в сундук, посмотри, как там наше платье праздничное, может прореха какая случилась … всё же царь приедет …

Марфа провожает родителей, идёт в дом. Через некоторое время Марфа выходит из дома и вешает на веревку под навесом два сарафана, рассматривает их, идёт обратно в дом.
По улице на коне в это время едет Князь Львов, он постарел, лысый, без бороды, худощавый, ему около 55 лет.
Он замечает Марфу, останавливается, заходит на двор, привязывает лошадь к коновязи и идёт в дом Марфы.

Через изгородь, из соседнего двора за ним наблюдает Соседка Варвара (около 40 лет).


ИНТ. КОЛОМЕНСКОЕ ИЗБА МАРФЫ ЛЕТО ДЕНЬ

На столе лежат свежеиспечённые хлеба, Марфа накрывает их полотенцем.
Марфа идёт к открытому сундуку, достает из него небольшой гобелен: церковь Вознесения в черно-белых цветах, внизу зелёные листочки. Марфа пристраивает гобелен на стенку, в красном углу.

Марфа достает из сундука сарафан, сшитый из ткани, которую дала Мария Лыкова, убирает сарафан, достаёт шкатулку, открывает её, там лежат иголки, тесьма, пуговицы.

Неожиданно в дом входит Князь Львов.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Здравствуй, красна девица! Помню тебя, ты - Марфа Семенова дочь, девчонка, которую боярыня Стрешнева любила одаривать, а знаешь, кто я?

МАРФА
Да кто ж тебя не знает! Ты - князь Львов, а по имени ты и по отчеству как государь наш – Алексей Михайлович.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Вижу, ты умная девица. Мне царь приказал надзирать за Коломенским и его крестьянами. Как живёшь, красавица?

МАРФА
Житье наше, князь, хорошее. Благодаря царю-батюшке не бедствуем.

Князь Львов подходит к гобелену, рассматривает.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Сама ткала или кто помогал?

Князь Львов подходит к столу, поднимает полотенце с хлеба, отщипывает и пробует хлеб.

КНЗЯЬ ЛЬВОВ
А я каждый день пшеничные калачи ем!

МАРФА
Так знамо дело, наш государь своих бояр не обижает, жалует их вотчинами вместе с крестьянами! Тебе пшеничный хлебушек крестьяне отдают, а себе ржаной оставляют.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
А что ж ты, если такая умная, платье своё дорогое на улице развесила, а украдёт кто? Знаю я вас, баб, начнешь орать, за коломенскую версту слышно будет! а тут царь … нехорошо …

МАРФА
Так мы-то – крестьяне царские, живём как у Христа за пазухой, каждый своё имеет в достатке, чужого не надобно. Даже собак не все держат! Вот только если стольнички да боярыни на платье наше позаряться!

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Вижу, ты знатная шутница.

Князь Львов подходит к сундуку.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Приданое? Ты уже девка на выданье, есть ли суженый? Могу найти тебе жениха богатого, а могу и за самого никчемного выдать.

Князь Львов подходит близко к Марфе, он почти одного с ней роста.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
А если нарядов тебе не хватает, так есть у меня платье польское, наденешь – будешь как королевична!

Марфа отступает от Князя Львова к двери. Неожиданно в дом входит АКУЛИНА, женщина около 25 лет, косая.

АКУЛИНА
Марфуша! Говорят, у царевен нынче кокошники островерхие, пособи мне такой же скроить.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Акулька!

Акулина замечает Князя Львова и тушуется.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Ты подумала, если наденешь кокошник как у царевны, так будешь на царевну походить?

АКУЛИНА
Да я не для себя, для дочки …

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Так нет у тебя дочки!

АКУЛИНА
У брата моего есть.

Князь Львов идёт из дома на двор, Акулина и Марфа следуют за ним.


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ ДВОР МАРФЫ ЛЕТО ДЕНЬ

Князь Львов выходит из дома, за ним идёт Акулина и Марфа. Соседка Варвара стоит у изгороди.

АКУЛИНА
А ты зачем, князь, к Марфуше на двор пожаловал, дело какое государево привело?

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
На царской службе я, проверяю правильно ли бабы хозяйство ведут.

СОСЕДКА ВАРВАРА
А ко мне, князь, зайдёшь? А то у меня свёкра нет, присматривать за мной некому.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Слушайте мой указ, бабы! Приедет царь – в худом платье по селу не ходить, двор чисто мести, не плакать и не орать, песен похабных не петь, драк не устраивать!

МАРФА
Так не дерутся на кулачках бабы-то, это мужицкое дело, им и сказывай!

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Всё посмехаешься? Ну ничего, я весёлых девок люблю, только одна хохотушка мне как кость в горле. Мужикам передайте, чтобы собачьим лаем не ругались, драк не устраивали. Да и вас, ребро адамово, знаю, на прошлой неделе рыбацкие жёнки лихо друг друга за волосы таскали и всё потому, что мужика не поделили. Стали их Антошка с Егошкой разнимать, так теперь с синяками ходят!

СОСЕДКА ВАРВАРА
Так то в рыбацкой деревне, на другом берегу, там одни невежи!

АКУЛИНА
Да, князь, мы - крестьянки коломенские - живём по чести, пусть государь не сомневается, если какой мужик честь нашу захочет нарушить, как возьмём оглоблю …

Акулина берёт в руки оглоблю из-под навеса и замахивается.

АКУЛИНА
Как дадим …

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Ты чего, дура, машешь? Сейчас покалечишь кого-нибудь, кому ты сдалась, чтобы на честь твою покушаться! Пойду я, дела меня государевы ждут.
(Марфе)
И вот ещё указ Бориса Ивановича Морозова: девкам и парням вечерком по улице ходить весёлыми и ласковыми, чтобы у государя мысль о женитьбе была.

Князь Львов отвязывает коня и уезжает.

АКУЛИНА
(Марфе)
Чего чёрт лысый приходил-то? Везде свой нос сует, всё чего-то выведывает да выспрашивает!

СОСЕДКА ВАРВАРА
Ты, Марфуша, подальше от него держись, злопамятен он очень. Говорят, трёх жён уже уморил и за четвертую принялся.


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ УЛИЦА ЛЕТО ВЕЧЕР

В Коломенском везде оживление. По улице бегают дети. Одни бабы хлопочут с коровой, которых загоняют на двор. Другие бабы уже справились со своими делами и стоят посередине двора, поправляя праздничный платок.

Какие-то девушки идут за водой к колодцу, который находится на улице в центре села. Поодаль от колодца стоят парни, они смотрят на девушек, бездельничают.

Двор Герасима на краю села. Герасим (около 50 лет) и ЖЕНА ГЕРАСИМА  (около 50 лет) стоят у изгороди, смотрят в сторону берега Москвы-реки, где стоит государев конюшенный двор.

ГЕРАСИМ
Эх, гуляет молодежь! Помнишь, как мы с тобой, Любаня?

ЖЕНА ГЕРАСИМА
Помню, у меня сарафан зеленый был и ленточка красная в косе.

ГЕРАСИМ
Когда это у тебя красная лента была? Голубая ленточка была, я точно помню, поцеловал тебя и думаю: какая голубая ленточка у девки, дай к ней посватаюсь.

ЖЕНА ГЕРАСИМА
Совсем ты, старый, из ума выжил, не было у меня голубой ленты, видать ты не со мной целовался в то время, говори с кем, с Дунькой рыженькой?

ГЕРАСИМ
Очень надо мне помнить по имени с кем целовался, помню я, одна была толста как корова, а другая длинна как жердь, а вот ты маленькая да злющая была, я тебя поцеловал, а ты меня укусила.

ЖЕНА ГЕРАСИМА
Я бы тебя и нонеча покусала, до того ты мне надоел, старый: красная ленточка была!

По улице на коне едет Савка (около 19 лет), высокий, светлорусый, голубоглазый, без бороды, с усами.

ГЕРАСИМ
Кто же это будет?

ЖЕНА ГЕРАСИМА
Красавец-то какой! Откуда ты?

Савка слезает с коня.

САВКА
Добрый вечер! Савка я, из Заборья, жил в Домодедовской волости, а нынче приказал князь Львов идти мне в Коломенское на конюшню служить, сказывал, царю молодому нужны и конюхи, и сокольники смышлённые, хочет государь Алексей Михайлович вотчину свою по-новому обустроить. А нынче ищу я двор, где бы мне можно было угол снять.

ГЕРАСИМ
А скажи мне, Савка, это твой конь?

САВКА
Мой!

ГЕРАСИМ
Шутишь, да откуды у тебя, простого подконюха, знатный жеребец?

САВКА
Это мне боярин Стрешнев подарил!

ЖЕНА ГЕРАСИМА
Что-то не верится, никак обманом взял?

САВКА
Не было никакого обмана. Вылечил как-то раз я коня боярского, любимого, а он меня за это решил отблагодарить по-своему, по боярскому. На, говорит, тебе, Савка, жеребёночка, только что народился, слаб очень, видать всё одно не выживет, а если выживет – твой будет!

ГЕРАСИМ
Везёт тебе, Савка, с таким конём не будет тебе равных на нашей улице.

ЖЕНА ГЕРАСИМА
Все девки за тобой бегать будут!

ГЕРАСИМ
Видишь, вон тот дом, у которого горшок на шесте покосился? Там вдова Марьица живёт, ей помощнички по хозяйству не помешают. Иди туды, там постоя ищи!

Савка кланяется и уходит пешком.

Савка подходит ко двору вдовы Марьицы. Из дома выходит МАРЬИЦА, женщина около 25 лет, за ней выбегает СЫН МАРЬИЦЫ, мальчик около 7 лет. Марьица замечает Савку, подходит к изгороди.

МАРЬИЦА
Чего стоим, чего глядим, может нужно что?

САВКА
Добрый вечер, хозяйка. Я – Савка, новый подконюх, постоя ищу.

МАРЬИЦА
Пустила бы тебя, да только вдовая я, мужа нет, будут потом люди языками про меня чесать, а мне того не надобно! Иди, Савка, через двор, там вдова Мелентьица живёт, она уже стара, чтобы про неё языками чесали, девок у неё нет, только два сынка. Она пустит. Да и меня не забывай, приходи! Дело-то мое вдовье, поможешь в чём, и я тебя отблагодарю, постираю что, заштопаю …

САВКА
Спасибо тебе, приду, не сомневайся, только обустроюсь на новом месте.

Савка идёт ко двору Мелентьицы, который находится через двор от дома Марьицы.


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ ДВОР МЕЛЕНТЬИЦЫ ЛЕТО ВЕЧЕР

МЕЛЕНТЬИЦА, женщина около 45 лет, выходит из дома, за ней выходит Савка.

МЕЛЕНТЬИЦА
Иди на конец улицы, не доходя трёх домов, стоит изба с петушком, там старший конюх живёт, а за коня своего не беспокойся, не уведут его. Да только уговор: пьяным не ходить, плату за угол во-время давать.

САВКА
Да не пью я, хозяйка, будь покойна!

Савка выходит со двора. Савка идёт искать дом главного конюха. На встречу Савке идут девушки: МАШУТКА (тихая и скромная) и ДАШУТКА (шумливая и в меру озорная), девушки лет 18. Савка слегка им кланяется, задорно улыбаясь, они отвечают ему тем же, Машутка смущается, Дашутка, улыбаясь, стреляет глазами, они спешат дальше, перешептываются.

Савка замечает ПЕЛАГЕЮ ИВАНОВНУ, женщину около 45 лет, мудрую женщину, которая является хранительницей местной общественной морали и нравственности, она стоит у изгороди на своём дворе.

САВКА
Матушка, где изба главного конюха?

ПЕЛАГЕЯ ИВАНОВНА
Это кто ж такой? Что ж за сокол к нам залетел?

САВКА
Савка я, из Заборья, на конюшню меня отправили.

ПЕЛАГЕЯ ИВАНОВНА
Это который пострелёнок лазил по чужим огородам огурцы воровал? Помню тебя. Конюх почти на краю улицы живёт, после колодца, на левой стороне. А ты смотри, будешь баловать, ключнику доложу!

САВКА
Что-то строга ты, матушка, я тогда малой был, нынче уж за огурцами на чужой огород не лазю!

ПЕЛАГЕЯ ИВАНОВНА
Была бы я твоей матушкой, так научила бы тебя уму-разуму. Как взяла бы вожжу, так по спине бы и отходила. За огурцами он не лазает! на девок перешёл?!

САВКА
Пойду я, а то что-то страшно стало.

Савка идёт дальше, оглядываясь по сторонам. Савка замечает группу мальчишек.

ВАНЬКА, пастушок, около 12 лет, идёт по улице с плёткой через плечо. К нему подходят МАЛЬЧИК-3, МАЛЬЧИК-4, МАЛЬЧИК-5.

МАЛЬЧИК-3
Эй, Ванька-пастух, хочешь дадим на орехи?

ВАНЬКА
Отстаньте, дураки!

Ванька толкает Мальчика-4.

МАЛЬЧИК-5
Ну так на, получай!

Мальчики набрасываются на Ваньку. К дерущимся подбегает Савка.

САВКА
Что такое, втроём на одного? Не по правилам, а ну пошли!

Савка растаскивает нападающих от Ваньки за шивороты, наподдает им, мальчики убегают.

МАЛЬЧИК-5
Ну погоди, мы с тобой посчитаемся.

Савка поднимает Ваньку.

САВКА
Ты чего, драться не умеешь?

Ванька вытирает сопли.

ВАНЬКА
А тебе чего? Ты кто?

САВКА
Я - Савка, новый подконюх. Чего сопли распустил, тебя батя драться учил?

ВАНЬКА
Иван я, подпасок, отчим у меня старый, брата старшего нет, учить меня некому.

САВКА
Так хочешь, я тебя драться научу? Только покажи, где двор главного конюха, а то мне отметиться надо.

ВАНЬКА
Это можно, пойдём покажу. Главное не ходить на самый край села.

САВКА
Это почему?

ВАНЬКА
Да так, к вечеру лучше не ходить.

САВКА
Дай отгадаю!
(шепотом)
Колдун живёт?

ВАНЬКА
Да не … Симон там живет Данилов сын, он из донских казаков, у него рубец во всё лицо и глаза страшенные!

САВКА
Казак? Надо мне его кой о чём спросить будет.

ВАНЬКА
Только не ходи, Савка, ввечеру, а то говорят, пошёл один мужик в ту сторону, а потом пропал на два дня …

САВКА
Может сбежал?

ВАНЬКА
Нашёлся он после, пришёл домой ночью, грязный весь, сказывал, в Голосовом овраге плутал … потом пить зарекался …

САВКА
Эх ты, надо молитву знать особую от дурного глаза!

ВАНЬКА
Научишь?

САВКА
Длинная, не запомнишь сразу, но есть простое средство…

ВАНЬКА
Это какое?

САВКА
А вот какое!

Савка показывает Ваньке два фига.

САВКА
Спрячь фиги под рубаху и будешь под защитой.

ВАНЬКА
Ааа, так этому меня мамка научила давно, а вот знаешь ты средство от оборотня?

САВКА
А вот от оборотней пока не знаю. Да не бойся, не пойдём на тот конец, пойдём после на речку русалок пугать!

ВАНЬКА
Это как? Русалки сами всех пугают.

САВКА
А вот узнаешь. Как увидят нас русалки, как заорут! Я так уже много раз делал.

ВАНЬКА
А русалки страшные?

САВКА
Да зачем мне страшные? Я только красивых люблю пугать …

Савка и Ванька идут далее по улице на край села, они идут мимо колодца, где стоят парни около 18-20 лет – АНДРЕЙ, ТИМОФЕЙ. Рядом с ними стоит долговязый тощий парень Костя-Кощей. Молодые парни смотрят на Савку грозно.

ВАНЬКА
Это балбесы наши местные, им бы бездельничать да задираться. Ты бойся их, Савка.

САВКА
Зачем их бояться? Вот ты боишься, тебя и обижают. Надо соколом летать.

Савка и Ванька идут мимо парней, Савка демонстративно разминает руки на ходу, сжимает кулаки, стучит кулаками друг об друга. Савка и Ванька уходят. Андрей и Тимофей задумываются.

К колодцу подходит девушка ФРОСЬКА, около 18 лет, с большой грудью. Она идёт «утицей», плавно качает бёдрами.

ТИМОФЕЙ
Смотри, Андрейко, Фроська по воду пришла!
(громко)
Фрося, что за пазухой прячешь, говорят подушки!

АНДРЕЙ
Мне, Тимошка, такая девка не по нраву, ляжешь с такой спать, а она тебя во сне и задавит. Костька, как считаешь?

КОСТЯ-КОЩЕЙ
Я бы на такой точно не женился!

Парни начинают ржать. Фроська уходит.

Приходит Дашутка – и не худая и не толстая, она идёт, так же покачивая бёдрами.

АНДРЕЙ
Во, Дашутка, умеет же девка так ходить!

Дашутка уходит.

Приходит стройная худая Машутка с вёдрами.

ТИМОФЕЙ
А эдакая мне не по нраву, ущипнуть не за что! Эта только Костьке сгодится, Кощею нашему!

Тимофей толкает Костю-Кощея.

АНДРЕЙ
Эй, Машутка, тебя батя хоть кормит?

К колодцу подходит Марфа с вёдрами на коромысле. Она идёт с достоинством, но своей походкой ни с кем не заигрывает. Парни оживляются.

МАШУТКА
(Марфе)
Марфуша, пойдёшь к Симонке погадать?

МАРФА
Нет, зачем это?

МАШУТКА
А на гулянку выйдешь, я новый убрус приготовила. Песни петь будем, без тебя никак не обойтись.

МАРФА
Песни выйду петь, как же без песен.

Машутка уходит с вёдрами.

ТИМОФЕЙ
Марфа за водой пришла, любо-дорого на неё поглядеть!

АНДРЕЙ
Идёт словно лебедь плывёт!

КОСТЯ-КОЩЕЙ
А как она белье стирает? белы рученьки вздымает!

АНДРЕЙ
А как жнёт, коленочками сверкает!

Марфа ставит вёдра. Мимо на телеге едет мужик АНТИП (около 40 лет). Телега застряла в колее, мужик вылезает, толкает телегу, у него ничего не получается.

Парни посмеиваются.

АНТИП
Чего смеётесь, помогли бы, бездельники!

Марфа подходит к телеге.

МАРФА
Дядя, Антип, погоди, я пособлю!

Марфа толкает всем телом телегу, Антип в это время дергает лошадь за уздцы, телега сдвигается с места. Антип чешет голову.

АНТИП
Вот что на свете бывает: бабы вроде мужиков!

Антип едет дальше. Марфа подходит к колодцу, набирает воду.

ТИМОФЕЙ
Вот это девка! Вот бы с такой сваляться где-нибудь в кустах!

АНДРЕЙ
Дурак, вот бы работницу такую в дом, а потом можно и сваляться!

ТИМОФЕЙ
Так я и говорю, вот бы к такой подъехать …

АНДРЕЙ
Ну иди, раз такой умный!

ТИМОФЕЙ
Ну и пойду!

Тимофей с опаской подходит к Марфе сзади, она расставляет вёдра, чтобы надеть их на коромысло. Тимофей хочет схватить её руками за бёдра, у него не получается. Марфа ставит на плечо коромысло. Машутка показывается у изгороди соседнего дома.

МАШУТКА
Марфуша!

Марфа инстинктивно поворачивается на голос, резко ударяет коромыслом Тимофея в пах, он оседает. С разных сторон раздаётся смех. Марфуша немного смущается и поспешно уходит с вёдрами. Андрей и Костья-Кощей идут к Тимофею, поднимают его.

Последнюю сцену видят Савка и Ванька, которые возвращаются.

САВКА
А это кто?

ВАНЬКА
Так это Марфа Семенова дочь.

САВКА
Марфуша? Не подумал бы, что из неё такая красавица вырастит!

ВАНЬКА
Она у нас первая на всю Коломенскую волость невеста, все парни мечтают к ней посвататься, и работница она, и рукодельница, и песни петь мастерица. Да только Семен Петрович не торопиться пока дочку замуж выдавать, жениха получше выбирает.

Савка и Ванька спешат за Марфой.

САВКА
А нет ли у неё дружка?

ВАНЬКА
Нет, Савка, к такой боязно подступиться, видал как она его, а?

САВКА
Подожди-ка меня …

Савка догоняет Марфу у калитки.

САВКА
Марфуша, ты ли это?

МАРФА
Кому Марфуша, а кому Марфа Семеновна!

САВКА
Марфа Семеновна, помнишь …

МАРФА
(смеётся)
Да ладно тебе, какая я тебе Семеновна, мы ж друг дружку с пеленок знаем, Савка.

Марфа рада встретить старого друга.

САВКА
Узнала меня?

МАРФА
Конечно узнала, как же не узнать, мы же с тобой все деревья в округе облазили, помнишь?

САВКА
Как не помнить, помню.

МАРФА
Попридержи калитку, а то уже люди смотрят.

Через изгородь на них смотрит Егоровна.

Марфа заходит на двор, опускает коромысло, Савка стоит снаружи.

МАРФА
Ну скажи, где был, что видел, и пойду я!

САВКА
В Домодедове жил, в конюхах, один раз царя видел …

МАРФА
Прямо так и видел?

САВКА
Прямо так и видел, как тебя сейчас.

МАРФА
Ну ладно, пойду я.

САВКА
Подожди маленько, дай воды напиться.

МАРФА
Щас, погоди.

Марфа идёт к дому, снимает ковшик со стены, возвращается и даёт Савке воды. Савка отпивает, обливается.

САВКА
Самая вкусная водица у нас, в Коломенском.

МАРФА
Мне идти надо.

САВКА
Да подожди, хочешь орехи?

МАРФА
Какие орехи, они ещё не выросли.

Савка роется в котомке.

САВКА
А нам, конюхам, дали за хорошую службу. Царь сказал, вот-де вам на орехи.

Марфа смеётся. Савка роется в котомке.

САВКА
Да где же они?

МАРФА
А ты, Савка, в Москве-то хоть бывал? Я только три раза на Торг с батюшкой ездила.

САВКА
Не, в Москве я не бывал, но вот раз мы лошадей перегоняли, так где я только не побывал …

МАРФА
И в Коломне?

САВКА
В Коломне? Да.

МАРФА
А расскажи, какая она?

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
(ВПЗ)
Марфа!

МАРФА
Ой, пойду я, после расскажешь!

САВКА
А ты выходи, как все улягутся, в сад, под яблоню.

МАРФА
Под яблоню, ночью? Что же мы там будем делать с тобой?

САВКА
Как что? Поговорим, поболтаем, я тебе гостинцев кой-каких принесу …

МАРФА
Да у тебя нет ничего, что ты можешь принести?

САВКА
А я многое могу, я умею светлячков приманивать, умею с лешим говорить, а хочешь на речку пойдем, покажу, как русалки с водяными любовь крутят?

МАРФА
(резко)
Понятно, иди, Савка, куда шёл, а то я нынче тебе на орехи дам!

Ванька в сторонке посмеивается.

САВКА
Ты чего, ты меня верно не так поняла.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
(ВПЗ)
Марфа!

МАРФА
Правильно я тебя поняла. А ну иди, а то коромыслом …

Ванька опять посмеивается.

САВКА
Ну и пойду, я по-хорошему, а ты …

Марфа уходит в дом.

ВАНЬКА
Ну что, турнули тебя?

САВКА
Много ты понимаешь! Сразу видно, понравился я ей.

ВАНЬКА
Что-то ты, Савка, заливаешь.

Савка и Ванька идут по улице, их догоняют Тимофей, Андрей и Костя-Кощей, которые стояли у колодца.

ТИМОФЕЙ
Эй, Савка-ублюдок, стой, не спеши!

АНДРЕЙ
Стой, поговорить ты с нами должён!

САВКА
Не охота мне об вас кулаки марать, да и некогда мне с вами разговаривать!

Андрей толкает вперёд Костю-Кощея.

АНДРЕЙ
Костька! Иди, дай ему, он твою Машутку по заднице шлёпнул и похвалялся её в кусты затащить ... того самого …

Костя-Кощей с опаской идёт на Савку, чтобы не прослыть трусом, замахивается на Савку кулаком, Савка тут же сбивает его с ног.

На Савку наскакивает Тимофей, Савка сбивает его ударом, с другой стороны подскакивает Андрей, Савка и от него отбивается. После на Савку наваливаются все трое.

ВАНЬКА
Не честно, все на одного.

Савка, умело нанося удары, Андрея и Тимофея повергает в бегство, Костя-Кощей валяется на земле.

ТИМОФЕЙ
(уходя)
Это мы тебя, чтобы с нашими девками не гулял!

ВАНЬКА
Беги скорей, пока ещё не наваляли.

САВКА
(отряхивается)
Вот дурни, рубаху перепачкали, а мне на службу.

Мимо идут: Служивый Антошка и Служивый Егошка с бердышами, обоим по 35 лет.

СЛУЖИВЫЙ АНТОШКА
Был указ – драки не устраивать. Что за шум тута?

САВКА
Мы дрались? Нет, мы шли – не смотрели, столкнулись лбами и упали! Молодцы меня поднимали.
(Косте-Кощею)
Чего лежишь? Вставай!

Савка подаёт руку Косте-Кощею, поднимает его, начинает отряхивать.

СЛУЖИВЫЙ ЕГОШКА
Смотрите, кто указа не слушает, тому велено пять ударов на конюшне выдать!

Служивые уходят.

САВКА
(Косте-Кощею)
Иди уже, драться не умеешь – а не рожон лезешь!

Костя-Кощей уходит, оборчиваясь.

САВКА
Кто это такой тощий?

ВАНЬКА
Да это Костька по прозвищу Кощей, у них с Машкой любовь, а два других ещё с любовью не определились.

Из-за соседней изгороди показывается Марьица.

МАРЬИЦА
Как ты Савка ловко всех наших бездельников раскидал! Им женится пора, а никто за них замуж не идёт, вот им силу девать и некуда!

Савка собирается идти.

МАРЬЦА
Куда ты теперь? Пойдём ко мне, я тебе рубаху починю и постираю.

ВАНЬКА
Ему платить нечем, не получал ещё жалованья.

МАРЬИЦА
Найдёт чем отплатить, без тебя разберемся.

Савка немного раздумывает и соглашается идти к Марьице.

САВКА
Ладно, иди домой Ванька, у меня дело здесь.

Савка идёт за Марьицей.

ВАНЬКА
А как же на речку русалок пугать?


ИНТ. КОЛОМЕНСКОЕ ИЗБА МАРЬИЦЫ ЛЕТО РАССВЕТ

Савка снимает с веревки свою постиранную рубаху, одевается.

Подходит Марьица в рубахе.

МАРЬЦА
Видишь, управилась я быстро, я такая, по хозяйству всё быстро делаю.

САВКА
Чувствую, что новая жизнь у меня начинается, душа чего-то просит.

МАРЬИЦА
Да скажи, чего ты хочешь, щас печку мигом затоплю и состряпаю! Полюбился ты мне.

САВКА
Да я сам не знаю, чего, дай просто ломоть хлеба, пойду коня к речке на водопой отведу!

Савка поспешно уходит, Марьица в недоумении.


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ БЕРЕГ МОСКВЫ-РЕКИ ЛЕТО РАССВЕТ

Савка верхом на коне. Конь заходит в воду, пьёт. Савка чему-то радуется, любуется на прекрасную панораму Коломенского в тумане.


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ ДВОР МАРФЫ ЛЕТО УТРО

Марфа выходит на двор в какой-то задумчивости, подходит к изгороди, как будто кого-то ждёт. Неожиданно из тумана выезжает Савка на коне.

САВКА
Кого поджидаешь? Я на службу, я не к тебе...

Марфа смущается и убегает в дом. Савка разворачивает жеребца и едет в сторону конюшен.


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ УЛИЦА ЛЕТО ВЕЧЕР

Коломенская молодёжь, нарядно одетая, идёт по улице в сторону поля, которое находится за селом, на гулянье.
Савка и Ванька идут по улице.

САВКА
Сколько девок у нас пригожих народилось, домодедовские им в подмётки на годятся!

ВАНЬКА
А ты, Савка, каку девку выберешь, самую красивую небось?

САВКА
Так самая что ни есть красавица  - Марфа, а она серчает на меня…

ВАНЬКА
Сам виноват, зачем про русалок и водяных говорил.

САВКА
Да просто так, городил первое, что в голову приходило, а она верно про меня чего-то не то подумала …

ВАНЬКА
Так пойди и скажи ей, делов-то!

САВКА
Да вот ещё!

ВАНЬКА
Ты как будто боишься …

Савка и Ванька около двора Марфы.

Марфа сидит около дома на лавке, вышивает. Мимо идут Машутка и Дашутка.

МАШУТКА
Марфуша, пойдём гулять!

МАРФА
Что-то не хочется сегодня.

ДАШУТКА
Там дружок твой будет – Савка.

МАРФА
Никакой он не мой, я его мельком знаю.

Шедшие мимо Андрей, Тимофей, Костя-Кощей увлекают Машутку и Дашутку дальше. Машутку тащит Костя-Кощей. Дашутку хочет грубо схватить Силантий – здоровенный мужик - примитивное злое существо, около 20 лет. Дашутка убегает от него.

САВКА
А Марфуша чего не идёт?

ВАНЬКА
подожди меня …

Ванька идёт ко двору Марфы.

ВАНЬКА
Марфуша, пойдем гулять, тебя Савка ждёт!

МАРФА
Я не хочу.

ВАНЬКА
Чего не хочешь: гулять или Савку? Ты бы простила его, он сдуру тогда ляпнул. Видишь: стоит, мается …

МАРФА
Он насмехается надо мной.

Выходит Семен Петрович.

ВАНЬКА
Дядя Семен, а Марфуша глаза портит, пусть гулять идёт, боярин Морозов велел веселиться.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
С тобой что ли гулять идти? Хорош жених.

Из дому выходит Глафира Анисимовна, в руках держит кокошник и платок.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Смотри, мать, жених какой у нас объявился, отпустишь с ним дочку-то?

Глафира Анисимовна отбирает у Марфы вышивку, одевает на Марфу кокошник.

ГЛАФИРА АНИСИМОВНА
Иди, дочка, погуляй, пока не замужем.

Марфа слушается, накидывает платок и выходит на улицу. Идёт рядом с Ванькой, к ним подходит Савка.

САВКА
Здравствуй, Марфа Семеновна.

МАРФА
Здравствуй, Савка.

Ванька отстает от них.

САВКА
Ты прости меня, коли тебя обидел …

МАРФА
Вовсе я не обижалась …

САВКА
Пойдём вместе гулять!

МАРФА
Я к подружкам иду …

САВКА
Ну не хочешь, как хочешь, смотри, я за тобой бегать не буду …

Савка идёт вперед, он догоняет АГЛАШКУ и её подружку Фроську.

АГЛАШКА
Савка, пойдём с нами!

САВКА
Ну что, девки, будем плясать?

Савка и девушки смеются.


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ ПОЛЕ ЗА СЕЛОМ ЛЕТО ВЕЧЕР

Парни и девушки поют песни, водят хороводы. Среди них: Марфа, Савка, Машутка, Дашутка, Аглашка, Фроська, Тимофей, Андрей, Костик-Кощей, Силантий.

Дети поменьше, среди них Ванька, Внук-3, Мальчик-3, Мальчик-5, Мальчик-5, играют рядом, отдельно от взрослых.

Парни и девушки играют в ручеек, Савка хочет выбрать Марфу, но та уворачивается.

Парни и девушки пляшут друг против друга, затем меняются парами. Савка подбегает к Марфе, но та отбегает к другому парню, а к Савке подбегает Аглашка.

Силантий тоже хочет играть с девушками, но все его избегают. Девушки убегают от него с края хоровода в середину, во внутрь хоровода его не пускают. Силантий сплёвывает и удаляется с игрища.

Поодаль от веселящихся едет Царь Алексей Михайлович (около 17 лет) со свитой. Рядом с Царем Алексеем Михайловичем – Боярин Морозов (около 55 лет).

БОЯРИН МОРОЗОВ
Вот видишь, государь, как крестьяне твоему приезду радуются, сразу понятно, любят тебя.

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
А почему здесь только молодые парни да девушки, где же взрослые люди?

БОЯРИН МОРОЗОВ
А так, государь, заведено в этой деревне да и в других: должна молодежь веселиться, на гулянье парни к девушками присматриваются, а к Покрову глядишь и свадебку сыграют.

Царь Алексей Михайлович и Боярин Морозов в сопровождении свиты следуют на государев двор.

Парни и девушки водят хоровод. К хороводу подходят Тит Афанасьев и Иван Аминев. Молодежь заключает их во внутрь хоровода.

ТИТ АФАНАСЬЕВ
Эх, где ты моя молодость? Был я первый парень на селе. Смотрите и учитесь, я и эдак я и так могу!

Тит Афанасьев приплясывает.

ТИТ АФАНАСЬЕВ
Слышите, девки и парни? Хватит орать песни, по домам ступайте, завтра на работу.

ИВАН АМИНЕВ
Приходите ко мне на двор ни свет, ни заря, буду вам наряды выдавать, кому на конюшню, кому на птичий двор, кому на скотный навоз убирать.


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ ДВОР МАРФЫ ЛЕТО НОЧЬ

На дворе стоит Семен Петрович, смотрит на улицу. Мимо идёт Тимофей, подходит.

ТИМОФЕЙ
Доброго вечера, Семен Петрович! Вот гостинец от меня.

Тимофей передает Семену Петровичу небольшой мешок и уходит.

Мимо идёт Андрей.

АНДРЕЙ
Семен Петрович, возьми гостинец, моей матушке на государеве дворе калачи дали!

Андрей передает Семену Петровичу небольшой сверток, затем убегает, Семен Петрович идёт в дом.


ИНТ. КОЛОМЕНСКОЕ ИЗБА МАРФЫ ЛЕТО НОЧЬ

Глафира Анисимовна убирает со стола, входит Семен Петрович, кладёт на стол калачи, на лавку кладёт мешок. Затем садится за стол.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Смотри, Глаша, гостинцы мне!
Семен Петрович отламывает от калача кусок.

Глафира Анисимовна развязывает мешок.

ГЛАФИРА АНИСИМОВНА
А это что за гостинец? Шишки? Печь растапливать?

Семен Петрович отнимает мешок, залезает рукой во внутрь, достаёт бутыль с самогоном.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Да что ты понимаешь! Вот это какой гостинец! Ещё бы капусточки!

Глафира Анисимовна ставит на стол стакан, затем садится за прялку.
Семен Петрович выпивает и закусывает.

ГЛАФИРА АНИСИМОВНА
Семен, а Семен! Я вот чего сказать хотела, может пора Марфушу замуж выдать? Как бы чего не случилось.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Это чего же?

ГЛАФИРА АНИСИМОВНА
Да как чего? Ходят за ней все гурьбой, помнишь как дело-то молодое бывает?

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Помню: нас в кровать положили, а что делать не сказали. Так три года и пролежали рядышком, ты ещё меня играть с собой заставляла!


ИНТ. КОЛОМЕНСКОЕ ИЗБА МАРФЫ ЛЕТО ВЕЧЕР – ПРОШЛОЕ

Семен Петрович и Глафира Анисимовна – дети около 12-13 лет, сидят на кровати, на одеяле лежит котёнок.

МАТЬ СЕМЕНА и ОТЕЦ СЕМЕНА – около 30 лет, сидят за столом, едят пироги и пьют вино.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Мамка, я не хочу с ней спать!

МАТЬ СЕМЕНА
Не говори глупостей, вы теперь муж и жена, будете спать вместе.

ГЛАФИРА АНИСИМОВНА
Я домой хочу.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Да куда ты пойдешь, у вас там семеро по лавкам, а в углу мышь повесилась.

Мать Семена берёт пирог и несет его сыну.

МАТЬ СЕМЕНА
А ну не плачьте, детки, смотрите, что я вам принесла.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
А жене моей пирога?

Мать Семена садится за стол.

ОТЕЦ СЕМЕНА
Всё твои затеи, был один ребенок, теперь двух получили.

ГЛАФИРА АНИСИМОВНА
А давай играть! Ты будешь батькой, я – мамкой, а котёнок – нашим сыночком!

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Не хочу котёнка, хочу настоящего сына. Батя, мамка, а когда она мне сына родит?

ОТЕЦ СЕМЕНА
Не бойся, сынок, не скоро!

КОНЕЦ ПРОШЛОГО


ИНТ. КОЛОМЕНСКОЕ ИЗБА МАРФЫ ЛЕТО НОЧЬ

Семен Петрович сидит за столом, пьёт самогон и закусывает, Глафира Анисимовна прядет.

ГЛАФИРА АНИСИМОВНА
Когда это я играла? У твоих родителей не до игр мне было.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Угу! Давай, говоришь, ты будешь батькой, я - мамкой, а котёнок - нашим сыночком! Пускай Марфуша ещё погуляет.

ГЛАФИРА АНИСИМОВНА
Так мы с тобой детьми были, а эти - жеребцы, не знают, куда силу свою деть, а как до свадьбы грех случится?

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Да кто ходит, Тимошка? Так они с отцом мужики богатые, пусть попробуют не жениться!

Семен Петрович, уже порядком опьянев, ударяет кулаком по столу.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Да я челобитную царю подам! А он скажет: «Я своим крестьянам как отец родной! Кто здесь не хочет на девке жениться? Велю его четверто …. четверто … вать...»

Семен Петрович валится на стол и засыпает. Глафира Анисимовна сплевывает на пол, подходит к мужу, кладёт ему под голову какой-то свёрток, а сама идёт спать.

В дом входит Марфуша, ей не спится, она садится за прялку. С улицы доносится свист.
Марфа встаёт с места, Семен Петрович приподнимает голову и снова падает на стол.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Ты как царю челобитную подаешь, холоп!

Марфуша встаёт и выходит наружу.


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ ДВОР МАРФЫ ЛЕТО НОЧЬ

У изгороди стоит Савка, к нему подходит Марфа.

МАРФА
Зачем пришёл, забыл что?

САВКА
А сама зачем пришла?

МАРФА
Мой двор – хочу и хожу, пойду спать.

САВКА
Нет, постой, не уходи. Ты не сердись на меня, я сам не знаю, о чём болтал, я вправду говорю, если прийти на речку в лунную ночь, то можно увидеть, как кто-то круги на воде крутит, и люди говорят, что это русалка с водяным …

В дверях показывается Семен Петрович.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Марфуша, дочка, ты где?

МАРФА
Я здесь, батюшка, вышла на Журавушку посмотреть, она что-то беспокоилась.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Молода кобылка, вот и беспокойная. Как бы волк не забрался на двор, иди дочка спать, а на волка у меня дубина имеется!

Семен Петрович идёт в дом.

МАРФА
Сейчас батя …
(Савке)
Ладно, не сержусь больше. Пойду я, а то батя…

САВКА
Постой, а когда увидимся снова, придешь на речку вечерком?

МАРФА
Нет, не приду, и ты больше за мной не ходи. Знаю я эту речку, знаю, чего вам, мужикам, надобно.

САВКА
И чего же? Я просто хотел с тобой на речку сходить!

МАРФА
Нет, ходила одна девка на речку, а потом у неё живот начал расти!

Савка смеётся.

САВКА
Так ты подумала, что это она от водяного забрюхатила? Эх ты, так и не узнала, откуда дети берутся, ко мне приходи, я тебе расскажу!

МАРФА
Ах ты… дурак …

Марфа грозит Савке кулаком и убегает в дом.


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ ДРУГОЙ БЕРЕГ ЛЕТО ДЕНЬ

На конях сидят: Царь Алексей Михайлович, Князь Львов, Семен Стрешнев (около 30 лет), Боярин Морозов. Поодаль стольники на конях, двоюродный брат царя Афанасий Матюшкин (около 18 лет), сокольники с соколами.

Царь Алексей Михайлович смотрит в подзорную трубу.

На другом берегу на высокой горе – Коломенское с красивою церковью Вознесения, от церкви с двух сторону спускаются к реке дорожки. Левее через овраг на высоком гористом берегу – Дьяковская церковь. Под церковью Вознесения между двумя берегами наведён наплавной мост, рядом с мостом стоит домик мостовщика. Правее моста находятся портомойни, на них сидят три женщины, стирают бельё. Далее правее идут заросли камышей, видны одинокие плакучие ивы по берегу. Правее церкви Вознесения, уже на более низком берегу за селом стоят конюшенный и скотный дворы. Правее возвышенный коломенский берег постепенно понижается, где-то там находится место купания сельчан с ивами, с песчаным берегом. Там купаются девушки.

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Через день в Измайлово выедем, а после в Сокольники и Воробьево. Хочу «Урядник сокольничьего пути» составить, так начну: «Зело потеха сия полевая утешает сердца печальные, и забавляет веселием радостным!» Что скажешь, Семен Лукьянович?

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Скажу, что ты, государь, говоришь правильно и красно. Веселит охотников птичья добыча.

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Славна кречатья добыча, удивителен и красносмотрителен сокола высокий лёт!

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Добровидны же копцова добыча и лёт.

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
А пуще доброутешна и приветлива обученных ястребов ловля, к водам их рыщение, ко птицам доступание.

Царь Алексей Михайлович смотрит в сторону Коломенского.

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Что это? Крестьянки нагие у реки?

Царь Алексей Михайлович отдаёт подзорную трубу Семену Стрешневу.

БОЯРИН МОРОЗОВ
Они в речке, государь, моются, жарко сегодня, а баню топить – дрова переводить!

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Срамота это!

БОЯРИН МОРОЗОВ
Государь! Если женская нагота тебя смущает, видно пора тебе о женитьбе подумать, женишься, тогда наготу своей жены увидишь.

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Семен Лукьянович в 19 лет женился, мне 16 только.

БОЯРИН МОРОЗОВ
Семен Лукьянович женился, когда ему охота пришла, а царь должен свой долг исполнить: наследника после себя оставить! Только скажи, Алексей Михайлович, нынче же дадим клич, чтобы невест в Москву свозили!

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
И я должен буду на них потом жениться?

БОЯРИН МОРОЗОВ
Ну что ты, государь! На всех женится не надо, одну выберешь! Ну а если ни одна по сердцу не придётся – всех домой восвояси.

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
А ты, Борис Иванович, как себе жену выбирал?

БОЯРИН МОРОЗОВ
Родители мне, государь, невесту выбрали, я и не видел её до свадьбы! Только в сеннике познакомились.

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Идти под венец и не знать с кем? И чтоб сразу жена? Как же это возможно?

БОЯРИН МОРОЗОВ
А так, государь, заведено исстари. Ничего, заговорил я с ней, а когда перестала она меня бояться, тогда у нас дело на лад пошло.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Мой батюшка сказывал, что мою матушку три ночи уговаривал.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Да чего их уговаривать? Жена должна покорна мужу быть.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Так что же их, насильничать что ли?

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
И у всех так заведено, и у бояр, и у простолюдинов?

БОЯРИН МОРОЗОВ
У простых людей, государь, не так бывает, жених с невестой до свадьбы свидятся на гулянье каком, познакомятся, подружатся, а потом их и сосватают. Но только всё одно решают родители.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Да ещё Семен Лукьянович у нас соколом летал! Залетел в высокий терем, глядь – а там невеста его сидит: ждёт не дождётся!

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Помню-помню, я их познакомил!

Подъезжает СТОЛЬНИК-2

СТОЛЬНИК-2
Государь, гонец из Москвы прибыл, от королевича!

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Сказано же, не беспокоить меня, когда я охочуся! Когда забавляетеся, утешаетеся сею доброю потехою, не одолеют вас кручины и печали всякие!

Царь Алексей Михайлович отъезжает в сторону. Стрешнев смотрит в подзорную трубу.


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ БЕРЕГ МОСКВЫ-РЕКИ ЛЕТО ДЕНЬ

Девушки и бабы купаются в реке, среди них Дашутка и Машутка. Подъезжает на коне Тит Афанасьев.

ТИТ АФАНАСЬЕВ
Ну и что вы здесь делаете?

ДАШУТКА
В речке купаемся!

ТИТ АФАНАСЬЕВ
Вижу! А почему в таком срамотном виде перед государем?

МАШУТКА
Так он тама, а мы тута!

ТИТ АФАНАСЬЕВ
Тама, тута, тфьу! Вы чего, девки? Он же царь: всё видит и всё слышит.

ДАШУТКА
И чего, прям нас так и видит?

ТИТ АФАНАСЬЕВ
Лучше, чем я вас сейчас! Больше так-то не делайте, а то я вас самолично выпорю.

Девушки пугаются и погружаются в воду по подбородок.


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ ДРУГОЙ БЕРЕГ РЕКИ ЛЕТО ДЕНЬ

На конях сидят Семен Стрешнев, Князь Львов, Боярин Морозов.

Семен Стрешнев смотрит в подзорную трубу.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Во, лебедушка плывёт!

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Узнает твоя жена, Семен Лукьянович, что ты на чужих баб пялишься, еще заругает! Не боишься?

Семен Стрешнев наводит трубу на Князя Львова.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
А я не на девок гляжу, я смотрю, князь, нет ли где измены какой против государя нашего Алексея Михайловича.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Нет в этой стороне измены, зря время тратишь.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Борис Иванович, не хочешь глянуть? Князь Львов всё одно уже всех девок в Коломенском обсмотрел!

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Чего только люди не придумают, лишь бы очернить человека!

Семен Стрешнев передает подзорную трубу Боярину Морозову.

БОЯРИН МОРОЗОВ
Чего я там не видел, старый вдовец! Погляжу я лучше на свой лужок.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Какой ещё лужок?

БОЯРИН МОРОЗОВ
А такой, накануне мне государь под деревней Нагатиной сенокос пожаловал. А может ты, князь, хочешь на свою вотчину село Ясеневское посмотреть? Там у тебя жена новая скучает. Запамятовал, какая по счёту?

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Нет, отсюда не видно моей вотчины, а жена у меня четвертая.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Ох, и много раз ты, князь, был женат, чем тебе последняя не угодила? в монастырь её отправил.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
И твою, Семен Лукьянович, пора в монастырь, не чадородная она!

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Я иной жены не хочу, мне только моя люба!

БОЯРИН МОРОЗОВ
Помню я, как на вашей свадьбе гулял. Сказывала боярыня, полюбила тебя Мария Алексеевна сразу, не смогла устоять против такой красоты.


ИНТ. МОСКВА ДОМ СТРЕШНЕВЫХ СЕННИК ЛЕТО НОЧЬ - ПРОШЛОЕ

Сенник – помещение, где молодые проводят брачную ночь. По углам висят соболя. Посередине стоит кровать с постельными принадлежностями, у изголовья стоят иконы на подставке, стоит небольшой столик, не нем стоят свечи, кружки с разным питьем, братина, стоят два блюда для шапки и кики, ожерелья невесты. Рядом стоят кадки с зерном. У стенки стоят лавки, рукомойник с полотенцем. В ногах кровати стоит небольшой столик для платья.

Угол занавешен, за занавеской лежит перина, полотенца, халаты, стоит большая лохань, кувшин с теплой водой.

На столике лежит верхнее платье новобрачных, на блюде кика, на блюде шапка.
Семен Стрешнев отводит рукой занавеску и видит перепуганную Марию Лыкову, берет её за руку и подводит к столу.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Маша, выходи, никого нет! Наконец все ушли, устала?

Мария Лыкова кивает головой.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Ну ничего, сейчас отдохнем. Садись!

Семен Стрешнев и Мария Лыкова садятся на кадушки. Стрешнев разворачивает салфетку, разламывает курицу, дает кусок Марии Лыковой.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Проголодалась?

МАРИЯ ЛЫКОВА
Немного.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Я тоже ничего не ел! Так, сейчас …

Стрешнев отламывает крылышко и кидает через плечо. Стрешнев и Мария Лыкова едят курицу, Стрешнев всё время улыбается.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Видала, как боярыня сидела?

Семен Стрешнев надумает щеки и выпучивает глаза. Мария Лыкова хихикает.

Семен Стрешнев вытирает салфеткой руки, идет к рукомойнику.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Пособи мне!

Мария Лыкова встает, наклоняет сосуд, из которого льется вода, Стрешнев умывается, Мария Лыкова подает полотенце, Стрешнев вытирается.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Давай тебе тоже помогу!

Семен Стрешнев помогает Марии Лыковой умыться, Мария Лыкова вытирается.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Умылась? Дай тебя теперь поцелую!

Мария Лыкова отстраняется.

Стрешнев обиженный садится на кровать.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
А ты хоть ласковая?

МАРИЯ ЛЫКОВА
Да.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Что-то не верю, колючая ты какая-то!

МАРИЯ ЛЫКОВА
Не правда!

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Тогда приласкай, или не умеешь?

Мария Лыкова подходит к сидящему Семену Стрешневу, кладет его голову к себе на грудь и прижимает рукой. Стрешнев поднимает голову, улыбается. Мария Лыкова садится рядом со Стрешневым.

Семен Стрешнев пружинит постель.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Вроде мягко постелили, а ты как думаешь?

Мария Лыкова так же пружинит постель.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Постаралась боярыня.

Мария Лыкова и Стрешнев продолжают сидеть на кровати и посмеиваться.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Семен …

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Только зови меня Степаном, так меня все дома кличут.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Степан, а когда мы об себе объявим?

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Ну как когда? Вот дело сделаем, я и объявлю.

Мария Лыкова пугается.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Так мы нынче это будем делать?

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Конечно, а когда же?

МАРИЯ ЛЫКОВА
Я думала потом как-нибудь!

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Что за глупости, с чего ты взяла?

МАРИЯ ЛЫКОВА
А вот и не глупости! Мне государыня сказывала, чтобы царя не задерживали долго, чтоб посидели для видимости, а потом объявили вскоре, что дело сделано, государь подарками нас одарит и домой поедет.

Семен Стрешнев встает с кровати.

СТРЕШНЕВ
У нас в опочивальне только я тебе государем буду! Что велю то и исполнишь! Целуй меня!

Мария Лыкова отворачивается.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Не буду!

Семен Стрешнев садится на кровать и вытягивает вперед правую ногу.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Разувай мужа!

МАРИЯ ЛЫКОВА
Не хочу!

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Как не хочешь? Обычай таков, все его исполняют!

МАРИЯ ЛЫКОВА
Это неизвестно, как его исполняют, никто этого не видит.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Снимай сапоги!

МАРИЯ ЛЫКОВА
Не буду, сам с меня снимай.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Сниму, только ты первая.

Мария Лыкова молчит. Стрешнев пытается поцеловать её в губы.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Ай, усы мешают!

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
А как другие мужья жён целуют?

МАРИЯ ЛЫКОВА
(полуплача)
А не знаю я!

Семен Стрешнев хочет поцеловать Марию Лыкову в щеку.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Колется!

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Всё тебе не так и не эдак! Так будешь или не будешь?

Мария Лыкова мотает головой.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
На нет и суда нет!

Семен Стрешнев слезает с кровати, садится на кадку и начинает с аппетитом есть курицу. Мария Лыкова сидит на кровати и с боязнью поглядывает на Семена Стрешнева.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Тебе оставить, а то тоща очень!

МАРИЯ ЛЫКОВА
Не правда, не тоща!

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Ущипнуть не за что!

Мария Лыкова слезает с кровати и подставляет Семену Стрешневу бок.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Нет есть, на, щипай!

Семен Стрешнев вытирает пальцы о салфетку и щипает за бок Марию Лыкову.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Ай, больно же!

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Больно потому что тоща больно, тебя такую никто замуж не возьмёт!

МАРИЯ ЛЫКОВА
Как не возьмет? Ты же меня взял!

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Я? Не, не жена ты мне, сейчас курицу доем и тебя обратно верну!

МАРИЯ ЛЫКОВА
Как это? Мы же венчаны!

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Без этого дела, Маша, брак считается не состоявшимся, я-то закон знаю.

Мария Лыкова садится на кровать.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Целовал при всех, а теперь вернешь?

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Ну и что! Мало я с кем целовался? Я вот с няней своей целовался, может и на ней теперь женится должен?

МАРИЯ ЛЫКОВА
А как же я потом?

Семен Стрешнев вытирает руки и губы салфеткой и встает.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Не знаю, слыхал, что боярин Морозов женится хочет.

Семен Стрешнев садится на кровать с другого конца от Марии Лыковой.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Говорит, молодую жену хочу, чтоб мне сказки на ночь рассказывала и пятки чесала, я, говорит, так лучше засыпаю.

Мария Лыкова берет подушки и кидает её в Стрешнева, тот ловит подушку.

МАРИЯ ЛЫКОВА
А вот и не вернешь меня!

Стрешнев кидает подушку в Марию Лыкову.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
А вот и верну!

Мария Лыкова ложится на подушку и начинает плакать.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Ой, что наделал я! Не плачь, Маша, пошутил я, ты мне только люба, не хочу иной жены!

Семен Стрешнев встает и подходит к Марии Лыковой, та не перестает плакать. Стрешнев подходит то с одной стороны, то с другой, Мария Лыкова не поднимает лица от подушки.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Маша, а хочешь я тебе покажу, как заморские послы кланяются? Смех да и только!

Мария Лыкова не отвечает.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Да скажи хоть, как успокоить тебя!

МАРИЯ ЛЫКОВА
(поднимает лицо от подушки)
Обними!

Семен Стрешнев пристраивается сзади к Марии Лыковой и обнимает ее одной рукой.

МАРИЯ ЛЫКОВА
По головке погладь!

Семен Стрешнев гадит рукой Марию Лыкову по голове.

МАРИЯ ЛЫКОВА
И поцелуй!

Семен Стрешнев нежно целует Марию Лыкову в голову, Мария Лыкова успокаивается, Стрешнев улыбается.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Правду люди говорят: вы – женщины – сами не знаете, чего хотите!

Мария Лыкова садится на кровати.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Почему не знаю? – знаю.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Так скажи - чего ты хочешь?

МАРИЯ ЛЫКОВА
Я хочу … хочу, чтобы у нас в первый раз всё хорошо было.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
И я этого хочу! Так зачем же дело встало?

МАРИЯ ЛЫКОВА
Устала я, и Матюшкин за дверью сидит, гости над нами насмехалися, шутки отпускали стыдные.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Не думай о них, напились они пьяными, вот и веселятся как умеют, а здесь нет никого! А я тебя любить хочу, вот.

МАРИЯ ЛЫКОВА
И ты мне люб, лицо у тебя красивое, и глаза, и волосы.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Маша, раз мы милы друг другу, может сейчас и полюбимся?

МАРИЯ ЛЫКОВА
Можно потом?

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Может ты меня боишься, не привыкла еще?

МАРИЯ ЛЫКОВА
Нет, не боюсь, ты такой смешной! Кажется, как будто давно с тобой знакома, как будто мы и раньше вместе жили.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
И я как будто тебя сто лет знаю ... Маша, а когда потом?

МАРИЯ ЛЫКОВА
Завтра, ночью …

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
(вздыхает)
Ну ладно, завтра так завтра.

Мария Лыкова поворачивается к Стрешневу и обнимает его.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Степа, ты такой хороший!

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Давай отдохнем что ли!

Мария Лыкова слезает с кровати.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Подожди, я должна с тебе сапоги снять.

Мария Лыкова дергает за сапог, Стрешнев задерживает его ногой, оба улыбаются. Мария Лыкова сдергивает сапог, затем второй.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
А рубль?

МАРИЯ ЛЫКОВА
В правом!

Семен Стрешнев встает, поднимает сапог, переворачивает его и ловит рукой монетку.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
А вот он! Держи, княгиня!

Семен Стрешнев и Мария Лыкова улыбаются. Мария Лыкова берет рубль и кладет его на столик.

Семен Стрешнев достает платок.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Смотри, что у меня еще есть!

МАРИЯ ЛЫКОВА
Ты что, хранил его?

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Я его всегда с собой носил.

Семен Стрешнев смотрит на Марию Лыкову многозначительно. Мария Лыкова тянется к Семену Стрешневу и целует его в губы как умеет. Стрешнев счастлив.

Семен Стрешнев кладет платок на столик, сажает Марию Лыкову на кровать, разувает ее.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Давай теперь я тебя разую. Какая ножка у тебя маленькая.

Мария Лыкова одергивает ногу, снимает чулки и прячет ноги под халат.

Семен Стрешнев снимает верхнюю одежду, портки, бросает их на пол, остается в рубашке и кальсонах, лезет на кровать.
Мария Лыкова поднимает одежду Стрешнева, кладет ее на столик, снимает с себя халат, остается в рубашке, лезет на кровать. Стрешнев задергивает полог кровати.

Семен Стрешнев придвигается к Марии Лыковой и начинает её целовать.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Степан, Степан …

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
А тебе нравится, как я тебя целую?

Мария Лыкова кивает головой в знак согласия.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Степан, дай чего скажу!

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Говори!

МАРИЯ ЛЫКОВА
Для тебя берегла себя, муж мой!

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
И я себя для тебя берег!

КОНЕЦ ПРОШЛОГО


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ ДРУГОЙ БЕРЕГ РЕКИ ЛЕТО ДЕНЬ

На конях сидят Семен Стрешнев, Боярин Морозов, Князь Львов.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Да, совсем недавно это было.

БОЯРИН МОРОЗОВ
Вроде 10 лет уже прошло, Семен Лукьянович!

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Что-то мне не можется сегодня, поеду я к себе в деревню, а ты уж, Борис Иванович, скажи государю, что горячка у меня начинается!

Семен Стрешнев едет прочь на коне.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Полетел сокол, видно сильно его горячка прихватила!

БОЯРИН МОРОЗОВ
А ты чего это, князь, никак завидуешь ему?

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Чему мне завидовать, жене-хохотушке?


ИНТ. ДЕРЕВНЯ ЧЕРНАЯ ГРЯЗЬ ГОРНИЦА ЛЕТО ДЕНЬ

В комнате стоит стол, на нем кувшины, кружки. Висят иконы на стене.
Мария Лыкова сидит на стуле и вышивает за станком, Прасковья вяжет, сидя на лавке у окна.

МАРИЯ ЛЫКОВА
И говорит мне Степан, не хочет-де он жениться, не хочет и всё тут! И был бы какой красавец, а то худощав и неказист.

ПРАСКОВЬЯ
Может приворожить его?

МАРИЯ ЛЫКОВА
А ты умеешь?

ПРАСКОВЬЯ
Я? Нет, но бабы сказывали, что ходили к ворожее, ну, чтобы муж любил …

МАРИЯ ЛЫКОВА
И чего дальше было?

ПРАСКОВЬЯ
Не помню … Но вот слышала, когда еще девчонкой была, что приворожила одна баба молодого мужика, соседа, присуху сделала, и стал он ходить как привязанный, куда она, туда и он, не могу-де без тебя молодица, во как!

МАРИЯ ЛЫКОВА
Ну надо же! Этак получается, что Семен Лукьянович меня приворожил, вот не могу без него и всё тут.

ПРАСКОВЬЯ
Ясное дело – ворожба! А я всё думаю, чем это вы подолгу в покоях занимаетесь, а теперь понятно – Семен Лукьянович ворожит!

МАРИЯ ЛЫКОВА
Да ну тебя! Ох, что-то давно Степана дома не было, скучаю я без него! Как он там?

ПРАСКОВЬЯ
Да только три дня прошло, а у тебя, матушка, уже «давно»!

МАРИЯ ЛЫКОВА
Ох, кажется мне, что Степан вот в это самое время домой спешит.

ПРАСКОВЬЯ
Когда кажется – креститься надо, матушка.

МАРИЯ ЛЫКОВА
А мне всё равно кажется. Эй, Мишка, Трубач!

Входит дворовый Мишка Трубач (30 лет).

МИШКА ТРУБАЧ
Чаво, хозяйка?

МАРИЯ ЛЫКОВА
Поднимись на башню, глянь, не едет ли кто?

Мишка Трубач уходит.

Входит Слуга Стрешнева, приносит пироги на подносе, ставит на стол. Прибегает Мишка Трубач.

МИШКА ТРУБАЧ
Семен Лукьянович как угорелый скачет!

МАРИЯ ЛЫКОВА
(Слуге Стрешнева)
Иди лошадь скорее прими!

Мишка Трубач и Слуга Стрешнева уходят, Мария Лыкова и Прасковья смотрят в окно.

ПРАСКОВЬЯ
Смотри, тревожный какой-то, случилось что?

Женщины разворачиваются лицом к двери. Слышны торопливые шаги, падающие предметы. Почти вбегает запыхавшийся Семен Стрешнев. Он крестится на иконы, затем отстегивает саблю, крутит ее в руках как будто, не зная, что с ней делать.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Степан, ты чего? Я ни в чем не виновата!

Семен Стрешнев отбрасывает саблю и идет к Марии Лыковой, та спешит в другую сторону. Мария Лыкова обходит стол и выбегает в дверь, Семен Стрешнев за ней. Входит Слуга Стрешнева.

СЛУГА СТРЕШНЕВА
Что с господином? Весь не свой!

ПРАСКОВЬЯ
Пойдем скорее, как бы чего не вышло!

Прасковья и Слуга Стрешнева следуют за Семеном Стрешневым и Марией Лыковой.


ИНТ. ДЕРЕВНЯ ЧЕРНАЯ ГРЯЗЬ ЛЕСТНИЦА К ПОКОЯМ ЛЕТО ДЕНЬ

Спешит Мария Лыкова, взбегает по лестнице, ее преследует Семен Стрешнев. Они скрываются за дверью. Поспешают Прасковья и Слуга Стрешнева, поднимаются по лестнице, прислушиваются.

МАРИЯ ЛЫКОВА
(ВПЗ)
Ты чего, Степан?

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
(ВПЗ)
Любушка моя …

Доносятся звуки падающей мебели.

Прасковья и Слуга Стрешнева потихоньку спускаются вниз.

СЛУГА СТРЕШНЕВА
Это она его любовным зельем опоила.

ПРАСКОВЬЯ
Нет, Семен Лукьянович и без всякого зелья свою жену любит, я уж это точно знаю!


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ БЕРЕГ МОСКВЫ РЕКИ ПОРТОМОЙНИ ЛЕТО ВЕЧЕР

Портомойни – мостки для стирки. Справа от портомоен растёт густая ива, слева – заросли камышей, мимо которых идёт дорожка поверху в Коломенское.

Девушки и женщины на трёх портомойнях стирают белье, бьют белье валиками, рядом стоят корзины. Марфа сидит на краю рядом с Пелагеей Ивановной, Машуткой и Дашуткой, на соседней портомойне сидят Аглашка и Фроська, мощная баба Агафья (35 лет), на третьей – Акулина, Соседка Варвара. Еще несколько женщин и девушек.

На другом берегу конюхи и подконюхи, среди которых Савка, КОНЮХ АВДЕЙ (20 лет), старший КОНЮХ ЕРМОЛАЙ ГРИГОРЬЕВ (35 лет), купают  лошадей.

На высоком Дьяковском берегу на коне сидит Царь Алексей Михайлович и смотрит в подзорную трубу, рядом с ним Князь Львов, позади другие придворные.

Марфа полощет белье.

К женщинам подъезжает на коне Тит Афанасьев.

ТИТ АФАНАСЬЕВ
Давайте, бабоньки и девоньки, стирайте, мойте, князь Львов велел, чтобы в чистом крестьянки ходили, пока государь у нас гостит.

Напротив Марфы, на другом берегу, Савка снимает с себя одежду и ведёт лошадь в воду. Девки смотрят на него исподлобья, стыдливо посмеиваясь.

ПЕЛАГЕЯ ИВАНОВНА
А ну, бесстыжие, глаза опустите, то же мне диво какое – мужик голый!

Савка в воде, рядом с ним Конюх Авдей.

САВКА
Авдейко, попридержи-ка лошадь!

Савка ныряет. Девушки смотрят на воду, перестают стирать.

МАШУТКА
Где же он?

Марфа так же, как и другие всматривается в водяную гладь. Вдруг неожиданно из воды выныривает Савка, обливает её водой и снова ныряет.

Аглашка и Фроська смотрят на Марфу с завистью. Марфа подавлена.

ПЕЛАГЕЯ ИВАНОВНА
Ну что, смотрите, давайте достирывайте!

Мимо на водопой ведет лошадь СИМОН ДАНИЛОВ, около 45 лет, кучерявые волосы с проседью, борода, рубец на лице. С ним идут его сыновья: Егупко (20 лет), Гришка (18 лет), Микитка (12 лет). Симон Данилов неодобрительно качает головой.

СИМОН ДАНИЛОВ
Что творится, совсем парень голову потерял, не быть ему настоящим казаком! Егупко, Гришка, Микитка! Пошли на водопой!

Царь Алексей Михайлович следит за купанием лошадей.

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Если лошадь утонет, каждого третьего конюха выпороть.

продолжение http://proza.ru/2021/11/29/170


Рецензии