Про коммунизм

— Лина, что такое коммунизм? — спросила меня как-то семилетняя Аня.

— Откуда вопрос?

— Мама с папой вчера разговаривали. Папа про что-то сказал: "Ну, это просто уже коммунизм какой-то". Я не поняла, а они объяснять не стали, сказали, ты объяснишь.

— Тебе такое не понять, это сложно.

— А ты попробуй просто, чтобы я поняла.

Я попробовала. Про принцип жизни — без денег, от каждого по способностям, каждому по потребностям. По ходу дела объяснила, что такое потребности.

— Нет, это плохой принцип. Мало ли у кого какие потребности. У кого-то потребность — одна кукла, у кого-то — 10. Вот придет такая девочка, которой надо 10 кукол, и все заберет, а я приду — мне ни одной не достанется. Кукол же из чего-то делать надо, не из воздуха же. Так что по потребностям может не получиться. И про способности тоже непонятно. Что, если кому-то работать будет просто лень, а он скажет, что больной, старый, сил нет и вообще он инвалид, а сам пойдёт книжку читать или играть на компьютере? Или все захотят только командовать, скажут — способности только командовать есть, а спаржу убирать — ни у кого способностей нет (про уборку спаржи мы недавно говорили — какой это тяжелый ручной труд).

Я попробовала зайти с другого конца. Рассказала про моральные принципы, про сознательность, про понимание, про воспитание — какие они при коммунизме должны быть. Аня очень внимательно на меня посмотрела и только хмыкнула недоверчиво: мол, заливаешь, сама-то веришь в то, что говоришь? Я сразу пошла на попятный: ну, это же такая мечта человеческая, на самом деле, никто еще нигде и никогда коммунизма на Земле не построил.

— И не построят, — авторитетно подвела итог нашей дискуссии внучка.


Рецензии
Ну и внучка у вас, Лина!
Философ да и только.
Под стать Мерабу Мамардашвили.
Это его слова, любимее мной многих книг: "Мысль надо додумать до конца".
А имел он в виду , что в конце увидишь много неожиданного.
А ещё он говорил, что философ должен со стороны наблюдать поток времени.
Я, как натура поэтическая, барахтаюсь в этом потоке и захлёбываюсь.

Однажды в детстве, я тонул в реке с быстрым течением, плавать не умел, был на спине, смотрел в небо и думал — каюк. И тут меня кто-то сильно толкнул в бок и я оказался на мели. Это было ответвление реки между двумя насыпями. Течение сильное, а ширина всего метра три.

Песок Въ Саду Камней   13.12.2021 19:31     Заявить о нарушении
Да, внучка Аня у меня исключительная, с самого раннего детства философ, умеет доводить мысль до логического конца. Правда, как пошла в школу - поглупела слегка, стала подстраиваться под массы. Хотя, справедливости ради, скажу: немецкая школа в этом смысле лучше русской, детей учат ничего не принимать на веру. Они даже таблицу умножения проверяют, а не бездумно заучивают! Правда, это приводит к тому, что элементарную математику дети в массе не знают, но зато они все поголовно умеют рассуждать на любые темы:=) Удивительные дети! Да, жаль, что в советских школах не учили философствовать... Сейчас бы вы, Виктор, спокойно наблюдали за течением времени и комментировали происходящее, а не захлёбывались в бурном потоке.(((

Элина Плант   13.12.2021 19:55   Заявить о нарушении