Стихотворение Некрасова и сон Раскольникова
В стихотворении-претексте есть лирический субъект, который сочувствует несчастному животному и порывается заступиться за него. Однако в итоге приходит в своих размышлениях к тому, что помощь нужна не столько «жертве народа», сколько самому народу. Таким образом, раскрывается основной замысел Некрасова: лошадь-калека и то, что с ней происходит, является метафорой ситуации, в которой находится русский народ. Это подтверждается также тем, что сам цикл «О погоде» посвящен вовсе не погоде. В нем автор имплицитно повествует о народных тяготах и притеснениях бедных людей богатыми.
В финале Некрасовского отрывка лошадь все-таки вынуждают идти дальше, хоть и под ударами кнута, в то время как у Достоевского сон Раскольникова заканчивается совершенно противоположным образом: лошаденка погибает в результате непрекращающихся ударов лома, оглобли и палок. Так, отталкиваясь от текста Некрасова, Достоевский поднимает тему жестокости самого народа.
Избиение и смерть лошади становятся очередным зрелищем для простых людей.
Подобная «театральность» действия будет не раз встречаться в «Преступлении и наказании», например, в эпизоде со смертью Катерины Ивановны. На протяжении всего вечера, предшествующего смерти жены Мармеладова толпа с любопытством, наблюдает за поведением помешанной женщины с детьми, смеется или же проявляет сочувствие. Можно сказать, это та же жестокая толпа, что и из сна Раскольникова. Перед самой смертью Катерина Ивановна кричит «Уездили клячу!..», что, очевидно, отсылает к забитой кляче. Строки «Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает» также перекликаются с последними предсмертными действиями Мармеладовой: «...ноги судорожно протянулись. Она глубоко-глубоко вздохнула и умерла.»
Сопоставление этих двух эпизодов подтверждает мысль об идее Достоевского: жестокости толпы, простого народа. Это, в свою очередь, и является основным отличием эпизода с клячей от стихотворения Некрасова.
Таким образом, первый сон Раскольникова в «Преступлении и наказании» был вдохновлен отрывком из цикла Некрасова «О погоде», но только на образном, внешнем уровне. Если идея Некрасова заключалась в отражении в своем произведении народных страданий, то Достоевский ставит сам народ на место палача, убивающего людей таких же, как они сами. Так, Достоевский меняет идею, заложенную в первоисточнике, и развивает ее дальше в своем романе.
Свидетельство о публикации №221111401764