Старые Балашовские подруги. часть 1

Памяти Зинаиды Платоновны Самородовой посвящается..
В молодости моя мама Людмила работала в Балашовской типографии после того, как закончила полиграфический техникум в Саратове. Специальность по тем временам, а это конец 50-тых годов прошлого века, довольно редкая.
Все течет, все меняется.. Множество профессий уходит в далекое прошлое. Классический пример исчезнувшей профессии "линотипист" – специалист по набору на наборной строкоотливной машине, на которой набирали газеты, книги, журналы.
Чтобы представить, что же такое линотип, вспомним Маяковского: «Разливая огонь словометный, пойдет пулеметом хлестать линотип…»
В этих словах много правды. Конечно же, все начиналось с клавиатуры. Строчка формировалась из отдельных металлических рельефных буквенных матриц и пробельных клиньев. Нажимаешь на клавишу – сверху из магазинов подбираются нужные литеры и выпадают на ленту транспортера. В результате получались цельные металлические строки, представляющие собой пластины.

– О горячих газетных строчках тогда говорили в буквальном смысле: буквы отливались под высокой температурой. «Враг разбит петитом и корпусом на полях газетно-журнальных территорий…»: было множество размеров шрифтов, их названия теперь больше по кроссвордам известны (цицеро, петит, корпус, нонпарель…).
В зависимости от размера они обозначались еще и цифрами, самым распространенным был девятый, или просто газетный. С линотипного набора делали контрольные оттиски, которые поступали на проверку корректору.
Надо понимать: при ручном наборе исправляли только единичные буквы, при обнаружении ошибки отливали заново всю строку. И только после проверки и выправки, но старалась все же без ошибок, набор поступал в печатный цех, где и выходили в свет свежие новости. Есть выражение: газета живет один день. А ведь так и есть: сразу после выхода тиража все строчки расплавлялись в «чушки» – определенного размера бруски, которыми позже снова заправляли линотип.

Работа с этим сплавом, в составе которого и олово, и свинец (его называли гарт), была вредна для здоровья, поэтому у линотипистов пенсионный возраст был ниже на 5 лет. Труд линотиписта не из легких, но сколько радости и гордости вызывало то, что они не только делали газету, но и первыми узнавали новости – все остальные только завтра!

Линотип давно не используется в производстве. Но когда-нибудь он станет одним из самых интересных экспонатов в музее, посвященных печатному делу.

Учиться на линотипистку моей маме посоветовал её дядя, Уваров Александр. Он в то время работал директором балашовской типографии. Правда, недолго. После перешёл в индопошив по ул.Карла Маркса.
На работу он взял маму Людмилу под строгим секретом, что она его племянница. За это тогда не жаловали и наказывали. Хорошо, что фамилии были разные.
Так, моя мама Людмила Михайловна, а в то время молодая симпатичная девушка Люся, стала работать линотиписткой. Балашовская типография в в 50-60 годы находилась в парке им.Куйбышева. В здании рядом со старым краеведческим музеем. Эти две постройки сохранились после того, как в середине 30-тых годов взорвали огромный и красивейший Троицкий собор. Храма не стало, а подсобные помещения сохранились. Вот в них и находились типография и краеведческий музей.
Коллектив был небольшой. Люся подружилась с работницами типографии, особенно с Зинаидой Платоновной, наборщицей. Та, была намного старше Людмилы, но всегда старалась помочь молодой работнице и даже частенько зазывала в гости.
Жила Зинаида Платоновна рядом с парком, в доме по ул.Ленина, 4, прямо через дорогу от кинотеатра "Победа". Был у неё сын Дмитрий, белокурый и синеглазый красавчик. Мама Зинаида души в сыне не чаяла, всю свою материнскую любовь на него тратила. Одевала-обувала только в самое лучшее, модное и дорогое. Дима вырос эгоистичным и требовательным парнем, но мама словно не замечала его избалованности, всю зарплату тратила на сына, чтобы ни в чём не нуждался, чтобы выглядел лучше всех.
О своих надеждах на сына делилась с молодой коллегой по работе. Однажды даже сказала, что мечтает, чтобы Людмила и Дмитрий познакомились поближе и поженились.
Люся не стала огорчать старшую подругу, но красавец Дмитрий ей совершенно не нравился. Заменять ему добрую и заботливую маму, она не собиралась. Слишком много у сыночка Зинаиды было запросов к невестам, немало требований, ведь он заканчивал институт, собирался работать инженером и значит простая девушка ему не подходила, только с высшим образованием и с интеллигентной обеспеченной семьи.

В Балашове сейчас молодёжь уезжает в более крупные города на учёбу и в поисках интересной работы с высоким заработком. А в начале 60-тых прошлого столетия тем более. В стране повсюду строились новые предприятия, открывались заводы и фабрики, строились к ним общежития для рабочих, дома для семейных людей. Рабочие руки ценились и требовались на новых объектах. Уважение к Рабочему классу любой профессии было огромное, поэтому газеты пестрели приглашениями в разные города рабочих любых специальностей и звали молодёжь на строительство этих городов с последующим предоставлением там жилья.
В это время моя мама Людмила прочитала объявление о работе в Волгоградской типографии. И пришла увольняться, чтобы уехать из Балашова. Александр Уваров дал ей отличную рекомендацию и вскоре Люда уехала в Волгоград.

Людмила приехала в Сталинград в начале 60-тых. Издательство "Волгоградская правда" находилось в красивом здании прямо на привокзальной площади. Молодой женщине город казался сказкой. Её поселили в общежитие для молодых специалистов. А уже через два года предоставили в центре города комнату в коммунальной квартире, где в остальных комнатах проживали две сотрудницы с работы.

Волгоград переименовывали не единожды. Сначала город носил название Царицын. В 1925 году он получает имя Сталина. Не прошло и сорока лет, как на 22-м съезде КПСС Хрущев объявляет о «культе личности», и первым под раздачу попадает Сталинград.

10 ноября 1961 - Сталинград переименовали в Волгоград. Как гласил указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 10 ноября 1961 года, городу подарили новое имя, «учитывая пожелания и просьбы коллективов промышленных предприятий, строек, совхозов, колхозов, а так же общественных организаций». Глубинной же причиной переименования была борьба Хрущева с культом личности Сталина. Волгоград носит это имя 60 лет.

После 200-дневной Сталинградской битвы, город был практически полностью разрушен. Эксперты советовали оставить руины в качестве памятника сражению, а новый город построить на новом месте. Однако, народом было решено возрождать город из пепла, восстановить его еще лучше, красивее, масштабнее, чем было до войны. Восстанавливать город приехали сами сталинградцы, эвакуированные из этих мест, молодежь тыловых регионов, демобилизованные с фронта солдаты, а также немецкие военнопленные и спецконтингент - заключенные.

Город строился ударными темпами, и вместе с обновленным центром, строились заново и рабочие окраины, где получали квартиры работники заводов.
Кроме того, Волгоград в 1960-е становится очень зеленым городом. Здесь строилось много парков, скверов, бульваров. В парках открывались детские аттракционы, киоски мороженого и ларьки сладкой ваты. Многое делалось именно для детей - для нового поколения жителей города, победившего фашизм.

Устроившись на новом месте, Людмила часто приезжала в родной город. Навещала своих подруг и первой Зинаиду Платоновну Самородову. Узнавала от неё Балашовские новости, да и сама видела как преображается город, сколько нового строится в нём, но вернуться не хотела.
Сын Зинаиды Платоновны, Дима, тоже уехал из Балашова на Украину. Жил в городе Ровно. Работал инженером. Хорошо зарабатывал и искал жену для себя из украинских красавиц. К матери ездил редко, но раз в месяц присылал письмо, чтобы не волновалась. Как-то сообщил, что скоро женится, но в гости не звал, в однокомнатной квартире тесновато было принимать гостей. Прислал фотографию красавицы жены, на этом и закончил.
Мама радовалась за успехи сына. Из небольшой зарплаты выкраивала ему на перевод. Одну треть для себя, вторую на квартплату, третью Димочке. Отказывала себе во многом, но для сыночка ничего не жалела. Посылала переводы.. Как-же, Дима теперь муж, семья у него. Значит больше ему нужно.

Вскоре Зинаида Платоновна вышла на пенсию. Часто болела, но сына не расстраивала, писала как хорошо живёт. Сама же пристрастилась подрабатывать на рынке, в простонародье - толкучке, которая находилась в районе Ветлянка. Там у неё и место своё было. Продавала сначала свои старые вещи, потом ей знакомые давали что-то продать, так и ездила каждое воскресенье. Заработок небольшой, но не только в нём было дело.
Жить одной всегда тяжело. А в старости особенно. Не хватает общения, хочется в последние дни жизни чувствовать любовь близких людей, их внимание и поддержку. Но сын жил далеко. В гости не звал.
Напротив дома Зинаиды Платоновны находился городской парк и кинотеатр "Победа". Центр города. Вечерами в парке играл духовой оркестр. Любила она приходить в парк, наслаждаться его красотой, столько цветов было вокруг, а музыка звала таких же одиноких людей присоединяться в круг и знакомиться друг с другом. Даже танцевали немолодые женщины. Хорошо если кавалеры находились, но и не ждали приглашений.. Становились в пары и.. кружились в вихре вальса, танго, кадрили.. А потом все вместе пели.. Свои любимые "старые песни о главном".. Летом в парке, зимой в кинотеатре. Так и жила Зинаида.
Подруга Людмила приезжала в Балашов всё реже.. У неё в Волгограде была своя жизнь, в отпуск она ездила по профкомовским путёвкам в разные города, республики СССР и даже несколько раз в дружеские соц.страны, такие как Польша, Германия, Венгрия, Болгария.. В издательстве была на хорошем счету и поэтому ехать на Родину, где всё было знакомо, уже не хотелось. Но у Людмилы выросла дочь, выучилась в Саратове, отработала положенные три года по распределению и вернулась в Балашов.

Продолжение следует..


Рецензии