Но кто ударит тебя в правую щеку твою... -11

"Вы слыхали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю: не противься злому.
Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет
судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду, и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два." (Мф.5:38-44)

***************************

      "Но КТО УДАРИТ тебя в ПРАВУЮ щеку твою..."

Ударить в правую щеку - значит обвинить неПРАВОмерно, несПРАВЕдливо: оскорбить, обидеть, опровергая твою ПРАВДУ.

 ПОЩЕЧИНА -ОСКОРБЛЕНИЕ.   ОСКОРБЛЕНИЕ - ПРОВОКАЦИЯ.
 ПРОВОКАЦИЯ - МАНИПУЛЯЦИЯ.   МАНИПУЛЯЦИЯ - ДУЭЛЬ.   ДУЭЛЬ - УБИЙСТВО.

"Что вообще значит: оскорбить кого-либо? Это значит, дискредитировать то высокое мнение, какое он имеет о самом себе". (Артур Шопенгауэр)

И кто бы там ни был этот КТО, вознамерившийся оскорбить тебя - он в первую
очередь провокатор.

ПРОВОКАТОР (Ожегов): 1. Тайный агент, действующий путём провокации.
2. перен. Тот, кто подстрекает кого-н. к чему-н. нежелательному, неприятному по
своим последствиям. / Провокатор ссоры, скандала.

Осознание того, что ПРОВОКАТОР, ударяя в ПРАВУЮ щеку твою, наносит тебе
оскорбление и тем самым намеренно вызывает на что? На ссору, скандал, драку,
дуэль? То есть своими действиями ПРОВОКАТОР, провоцируя тебя на ответные
действия, манипулирует твоими намерениями, чувствами, твоим сознанием. Имея
целью что? Руководствуясь чем? Какими мотивами?

"Часто дуэль даёт надежное убежище как для важных проступков нечестности и
порочности, так и для мелких - бестактности, невнимательности и невежливости.
Множество очень неуместных выходок переносятся молча именно потому, что ни у
кого нет охоты рисковать собою, высказывая своё возмущение ими.
Не подлежит сомнению, что упрёк оскорбителен лишь постольку, поскольку он
справедлив: малейший попавший в цель намёк оскорбляет гораздо сильнее, чем
самое тяжкое обвинение, если оно не имеет оснований. Кто действительно уверен,
что ни в чём не заслуживает упрёка, тот может и будет  способен пренебрегать ими.
Однако принцип чести требует, чтобы он высказал отсутствующую у него восприимчивость
к таким упрёкам и жёстко мстил бы за оскорбления, которые его нимало не задевают.
Очень низкое мнение о своей ценности имеет тот, кто старается заглушить всякое изъявление скептического к ней отношения. Поэтому истинное самоуважение внушает
нам отвечать на обиду мощнейшим равнодушием, а если это, за недостатком первого,
не удастся, то всё же ум и воспитание заставят нас высказать внешнее спокойствие и скрыть наш гнев.' (Артур Шопенгауэр)

МАНИПУЛИРОВАНИЕ - (фр. manipuler - манипулировать) - совокупность приёмов психологического воздействия, имеющие своей целью вынудить человека, объект манипулирования, действовать в интересах манипулятора, вопреки своим собственным интересам. При этом у объекта манипулирования создаётся иллюзия добровольности поступков.

"Если бы удалось отделаться от предрассудков рыцарской чести, так, чтобы никто не
мог рассчитывать путём брани отнять честь другого или восстановить свою, грубая
выходка не узаконивалась бы готовностью тотчас же дать удовлетворение, то есть
драться - тогда все бы скоро поняли, что, если дело дошло до брани и оскорблений,
то победитель в сущности тот, кто побеждён'. (Артур Шопенгауэр)

Иначе говоря, манипулятор имеет намерение своими действиями навязать свой мотив дальнейших поступков объекту манипулирования, который в конечном итоге должен
изменить его первоначальное намерение, чтобы вынудить следовать за ним, за провокатором-манипулятором, внедряющим свои намерения в чужую психику.

"Тогда не было бы достаточно, как теперь, сказать грубость, чтобы остаться правым;
логика и разум получили бы иное значение, чем в наше время, когда, прежде чем заговорить, им приходится справляться, не расходятся ли они с мнением ОГРАНИЧЕННЫХ
и ТУПЫХ людей, досадующих и злящихся на каждом слове, иначе может случиться, что умную голову придётся поставить на карту против головы заядлого тупицы."
(Артур Шопенгауэр)

Также как ловкий кукловод играет марионетками, так лукавый манипулятор управляет поведением людей. Он формирует новые намерения у человека, которые выгодны манипулятору. Особенности манипуляции заключаются в её НЕЗАМЕТНОСТИ. Для того,
чтобы добиться своего, манипулятор выбирает нужные точки и механизмы воздействия - прежде всего эмоции человека.

ЭМОЦИЯ(Ожегов). Душевное переживание, чувство / Положительные, отрицательные
эмоции.// прил.эмоциональный./ Эмоциональное воздействие.

"Следует снять с высших классов гнёт сознания, что каждый в любой момент может
быть вынужден заплатить здоровьем или жизнью за дикость, грубость, глупость или
злобу того, кому заблагорассудится выместить их на нём.
Возмутительно и позорно, что два молодых, неопытных и вспыльчивых человека, перекинувшись парой резких слов, должны искупить это своею кровью, здоровьем или жизнью." (Артур Шопенгауэр)

Вместо того, чтобы сразу же отвечать на провокационный удар "в правую щеку твою",
"обрати к нему и другую"; иначе говоря, переведи назревающий конфликт в другую плоскость, то есть туда, куда провокатор не предполагал попасть, имея иные свои намерения.
Чего он добивается? Необходимо понять это, чтобы не пойти у провокатора на поводу
и не поступить в соответствии с его недобрыми ожиданиями, чтобы противостоять его манипуляциям с твоим сознанием.

Для того, чтобы переломить ситуацию в свою сторону и не поддаться манипулятору,
не совершать ожидаемых им действий, нужно поступить таким образом, как он не
подозревал, что ты именно так можешь поступить. Но для этого нужно понять, а
чего же он на самом деле добивается своей провокацией? Какой в том был для него
интерес? Наверняка он не ожидал, что к нему будет повернута другая щека. Наверняка
он намеревался затеять скандал. Но зачем это было ему нужно? Вывести тебя из равновесия? Втравить тебя в драку? Развязать вражду? Чего он хотел этим добиться?

"В сущности же, открытый, честный поединок показывает только, кто СИЛЬНЕЕ или ЛОВЧЕЕ. Оправдывать его можно лишь допустив предпосылку, что право сильного - воистину право. По существу же, то обстоятельство, что противник не умеет
защищаться, даёт мне только возможность, но не право убить его; право это,
нравственное моё оправдание, может основываться лишь на мотивах, по которым я
его убиваю.(...) С моральной точки зрения ПРАВО СИЛЬНОГО нисколько не выше
ПРАВА ХИТРОГО, применяемого при УБИЙСТВЕ ИЗ-ЗА УГЛА; право кулака должно
быть поставлено наряду с правом хитрости; ведь каждый приём - это коварство."
(Артур Шопенгауэр)

Что бы там ни было у него на уме, ясно то, что ты этого вовсе не хотел до его  вторжения в твоё сознание. По сути, ты и потом не имел желания такого же как и
у него. Провокатор явно добивался, чтобы в ответ на его несправедливый удар,
в ответ на его оскорбление, ты ответил бы тем же.

"Возражают иногда, что, убивая противника в открытом поединке, я имею за собою
то оправдание, что и он также старается меня убить, и что с другой стороны мой
вызов ставит его в положение необходимой обороны - и это значит, в сущности, придумывать благовидный предлог для убийства." (Артур Шопенгауэр)

Но провокатор не должен заполучить ожидаемого. Он не должен внедрить своё желание
в твоё сознание, превратив его в неосознанное тобой намерение. Нельзя идти у него
на поводу, поступая во вред себе. Не стоит доставлять ему этого удовольствия.
Ясно ведь, что ты вовсе не хочешь или, по крайней мере, изначально не хотел никакой вражды, навязываемой тебе; и уж тем более не хотел никаких увечий, не говоря уже о чьей-либо смерти.
И пока угрозы жизни никакой нет, необходимо суметь развернуть назревающий опасный конфликт в нужное тебе, а не ему, русло. Необходимо сделать так, чтобы ты сманипулировал им, а не он тобой.

Однако как это сделать? Для начала, по всей вероятности, следует поступить так,
как того от тебя не ждёт провокатор-манипулятор. Необходимо понять ход его мыслей,
скрытых намерений и двигающий им мотив. "Не противься злому", но сумей преодолеть
его - несмотря на недобрый жест и недоброжелательство в отношении тебя, наверняка предполагавшие своё развитие в неблагоприятную для тебя сторону.


Рецензии