Памятные встречи. Глава 1

               
                Глава 1
               
               
         Московский  ордена Отечественной войны Первой степени завод "СТАРТ"  создан в 1942 году. Это было первое предприятие в стране, приступившее к производству полупроводниковых изделий.
         Специализация предприятия в области оптоэлектроники началась с выпуска в 1967 году первых отечественных светодиодов и излучающих диодов инфракрасного диапазона. Номенклатура предприятия насчитывала более ста типономиналов указанных изделий.

         Одновременно на предприятии осуществлялся выпуск фотодиодов, фототранзисторов и опто пар, а также кремниевых полупроводниковых приборов среднего класса мощности: выпрямительных диодов и мостов, динисторов, тиристоров и симисторов. Для городского хозяйства ОАО "Старт" изготавливал импульсные запускающие устройства для зажигания натриевых ламп уличного освещения.
           Московский завод «Старт» был закрытым предприятием , которое подчинялось  Министерству электронной промышленности СССР и имело кодовое название «Предприятие п\я Х-5874».

           Территориально предприятие  располагалось  в 100 метрах от  собора Богоявления в Елохове, в котором крестили новорожденного Сашу Пушкина, о чем имеется запись в церковной книге.  С северной стороны к заводу примыкает большой сквер с детской площадкой и старый стадион общества  «Локомотив». Проходная завода выходит на тихую Ново-Рязанскую улицу.
   
                В конце 60-х годов Серову довелось работать на этом заводе в качестве инженера в отделе  комплектации.  Работал и учился он на вечернем отделении Московского института народного хозяйства им. Плеханова. В то время ему не хотелось афишировать, что  работает в системе снабжения и говорил, если спрашивали, что трудится  на  заводе в производственном отделе, прекрасно понимая, что снабжение предприятия важнейшая жизненная  функция в системе управления и функционирования предприятия. Заканчивал МИНХ имени Плеханова по специальности «экономика труда» и снабженческая работа была делом  временным и не любимым, как острый нож в сердце.

         Не хотелось работать «доставалой», обзванивая с утра до вечера отделы сбыта и комплектации родственных заводов в поисках нужных комплектующих, а в командировках «вертеться на пупе», уговаривая, умоляя, чуть не на коленях, о приборах, моторах  и прочей «электрике»  на заводах  изготовителях без соответствующих заказ - нарядов от Госснаба СССР. Жизнь заставила выживать, работая не по специальности, а зарабатывая на «хлеб насущный».

       Имелись в снабженческой работе и плюсы. Работа в отделе комплектации давала возможность общаться и заводить знакомства с разными людьми, узнавая и познавая много нового и интересного, находясь в частых командировках по городам и весям необъятного Советского Союза. В те времена снабженцы составляли великую армию, которая колесила из конца в конец по Союзу за вожделенным дефицитом, некоторым образом нивелируя изъяны не совершенной плановой социалистической экономики. Дефицитом было всё! Как говорил Михаил Булгаков устами Воланда: «…это положительно интересно, что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!»

        В шестидесятые годы завод "Старт"  одно из самых передовых предприятий города Москвы. Руководителем завода назначен Воронцов Николай Иванович, один из опытнейших директоров предприятий  министерства электронной промышленности СССР (МЭП СССР). Рассказывали, что Воронцов Н.И. попал на завод, работая  Заместителей Министра электронной промышленности.  Его сняли с высокой  должности за то, что сын, находясь на службе в министерстве юстиции попался на крупной взятке, и был осужден на длительный срок. Как известно, отец отвечает за сына, и Министр вынужден принять решение понизить Николая Ивановича в должности,  направив директором на один из отстающих московских заводов. Мастерство и талант, как известно, не пропьешь, и Воронцов Николай Иванович очень скоро превратил завод в самое передовое предприятие в отрасли.

          Визитной карточкой директора Воронцова служила кепка с маленьким козырьком. Вышагивал не спеша (торопись - медленно) по цехам завода в кепке зимой и летом. Все начальники цехов и их заместители, по его примеру стали носить такие же кепки. Все, кроме Главного инженера Дохмана, выходца из немцев Поволжья, который продолжал носить свою любимую шляпу с широкими полями. Носил модные костюмы, в ослепительно белых рубашках с галстуком, завязанным по
последней тогдашней моде широким двойным узлом. Независимый был товарищ Дохман от общественного заводского мнения! Личность!

        Интересно и поучительно проводил производственные совещания директор Воронцов. Он оказался противник собирать крупные по численности и по времени посиделки в рабочем кабинете.  Ежедневно в обеденный перерыв в заводскую столовую Воронцов приглашал через секретаря пять человек (стол рассчитан на шесть персон) и во время обеда в течение часа решались текущие производственные вопросы и ставились задачи на следующий день.

        Стол располагался в общем зале столовой, и все работники завода могли наблюдать, кто присутствует на званом обеде и в какой манере проходят производственные совещания, слушая директора и выступающих руководителей со своими отчетами и предложениями. Иногда при необходимости «разбора полета» приглашался седьмой провинившийся член совещания, и тогда ставился дополнительный стул с торца напротив директора. Разборка проходила на глазах всей столовой в вежливой форме, не оскорбляя личного достоинства начальника, допустившего производственный промах. Удивительно, но факт, никаких разносов с мать-перемать и "мордой об стол" подчинённых!

          Всё руководство завода кормились из одного котла с рабочими и служащими. Надо сказать, что обеды готовили вкусно и недорого. Вынести с завода продукты работникам столовой и даже самому директору общепита практически не было возможности, поэтому в полном объёме:  мясо, рыба , масло и прочая снедь ложились на столы заводской столовой или варилось в котле.

         Николай Иванович слыл исключительно демократичным руководителем. Во время трех основных государственных праздников: 7 ноября; Новый Год и 1 мая директор обязательно заходил вечером в каждый отдел заводоуправления,  а также  в цеха, лично поздравляя с праздником и обязательно выпивал при этом рюмку фирменного ликера с сотрудниками отделов. Это стало заводской традицией.

         Каждый отдел заводоуправления и производственный цех изготавливал ликёр по строго индивидуальным рецептам, хранящемся в секрете от соседей. Занимались приготовлением ликера исключительно  женщины. Основной компонент ликера - спирт, которого на заводе «море разливанное». Спирт-ректификат в месяц тоннами применяли для промывки диодов в огромных специальных резервуарах из нержавеющей стали.

        Женщины отдела комплектации набили руку готовить кофейный ликер вкуса необыкновенного и специфического. Ликеров от других отделов Серов не пробовал, во время торжественных  празднеств по гостям не ходили, а допоздна веселились каждый в своем здоровом и дружном коллективе с разрешения директора, парткома и завкома.

        Наличие огромного количества спирта на заводе приводило к замешательству некоторую часть несознательного рабочего класса и в результате к пьянству государственного спирта. Вынести с предприятия спирт было делом не простым, почти невозможным.  Бдительная и хорошо оплачиваемая охрана на проходной тщательно проверяла, оттопыренные карманы, а сумки и портфели на завод проносить не разрешалось, и они находились в камере хранения. Если на проходной  обнаруживался ворованный спирт - это влекло немедленное увольнение работника по статье. Высокооплачиваемую работу никто не хотел терять, тем более, что на заводе «Старт» заработная плата была гораздо выше, чем на ближайших предприятиях района.

       Однажды злостных  расхитителей социалистической собственности застукали с поличным, когда они пытались вывезти несколько автомобильных камер, заполненных чистейшим ректификатом. Это оказались дерзкие и находчивые работники гаража. Скорей всего кто-то из обиженных подельников и продал товарищей по клубу дерзких и находчивых. Сколько тонн "С 2Н5 ОН" вывезли до поимки злоумышленников осталось тайной покрытой мраком. Дело замяли, не доводя до суда.

         Голь на выдумки хитра. Любители "принять на грудь" за  пять минут до   окончания смены принимали, казалось бы, совершенно непосильную дозу, что позволяла широкая русская душа на халяву. Потом «мухой неслись» к проходной и после прохождения турникета и не спеша направлялись расслабляться на трибуну стадиона «Локомотив», либо в сквер рядом с проходной. Там в короткое время засыпали на той лавочке, где присели перекурить и потрепаться с друзьями о том, кто сколько успел сегодня  «принять на грудь» и прочих интересных темах, коих у выпивших мужиков не счесть. Вырубались быстро, потому как закуской не злоупотребляли, сохраняя ценный градус!

        (Спустя четверть века Серов будет выгуливать лабрадора Дика в этом достопримечательном сквере, жить  в коммунальной квартире с бывшими работниками завода «Старт» тихими пенсионерами - алкоголиками Юрой и Люсей и их двумя собаками Альмой и Белкой в доме, построенном в девятнадцатом веке, наискосок от Елоховского  собора по Спартаковской улице, дом четыре.  Такие бывают  превратности и зигзаги судьбы!)


Продолжение следует


Рецензии