Наука - элемент базовой матрицы КМК и ИСИ

Наука является продвинутым способом мышления, познания мира, обогащенным специальными инструментами/методами получения информации о мире и специальными инструментами/методами обработки этой информации.

Основная, предельная задача науки – описывать некие объекты и процессы для их достаточно точного (то есть соответствующего потребностям, запросам, ожиданиям, желаниям человека) прогнозирования.

Несколько подробнее о содержании предыдущего абзаца.
Этапы или уровни научного освоение предмета исследования:

- описание;

- структурирование, классификация;

- выявление закономерностей;

- использование выявленных закономерностей для прогнозирования;

- верификация, проверка надежности результатов прогнозирования;

- разработка методов прогнозирования с оценкой его надежности, точности.

Эта последовательность предваряется подготовкой к описанию предмета исследования. Которая включает в себя формирование картины мира, онтологии для изучаемого предмета, исследуемой области.

Исследуемая область разделяется на отдельные элементы и соответствующие связи между ними, которые описываются с помощью обыденных слов и специальных терминов. Причем разделение может осуществляться на разные элементы, соответственно, с разными связями между ними. И разной применяемой терминологией. Или схожей, одинаково звучащей, но отражающей различающееся содержание. Терминология — это система слов, понимание которых в науке требует особого и максимально тщательного согласования.

Для научного подхода важным оказывается достаточно точное, без лакун, пробелов, неосмысленных разрывов описание предмета исследования. При выполнении этого условия различные онтологические модели оказываются корректными и работоспособными, но нередко в разной мере, для решения задач, различающихся по целям. На рисунке отражено довольно типичное изменение наиболее подходящей онтологии для зарождающегося, развитого и угасающего предмета исследований (пример: зародыш человека, человек в социальной среде и развитии, умирающий и умерший человек).

Ко многим наукам в настоящее время приведенное описание относится частично. И терминология бывает недосогласованной, и онтологии нечеткими. И этапы развития науки доходят от описания только до попыток прогнозирования.

Полезно обратить внимание на необходимость различать научные задачи (описание, поиск закономерностей, прогнозирование), изобретательские задачи (формирование принципиально новых способов действий, устройств и т.п.) и технологические задачи (разрешение практических прикладных задач при помощи научных и изобретательских наработок).

В завершении стоит отметить, что все обозначенное в этом тексте выше, в общем, обносится и к обыденному, бытовому мышлению. Которое отличается от научного приблизительностью и отсутствием специального технического и методического инструментария.

В качестве факультативного замечания. По-моему, любопытного. О связи науки и религии через тех нередко больших ученых, которые, будучи изначально атеистами, в какой-то период своей жизни приходили к религии. Это, пожалуй, можно без труда объяснить.  Серьезный, успешный ученый по сути своей фанат рационализма и науки, уверенный в возможности все познать и  объяснить. Но в какой-то момент он приходит к пониманию того, что это все же невозможно. Смириться с наличием непознаваемого ученому бывает крайне трудно. А религия предлагает варианты объяснения, определенной рационализации необъяснимого.

Область эффективной деятельности науки – повторяющиеся, воспроизводимые явления и объекты (которых много, но гораздо меньше, чем хотелось бы ученым). Область деятельности религии – почти все остальное.

Хороший священнослужитель не возьмется рассчитать траекторию вывода ракеты на орбиту, но задачи, связанные с жизнью, настроением людей, он обычно решает более продуктивно, чем средний физик и математик.


Рецензии