Наука - элемент базовой матрицы КМК и ИСИ
Основная, предельная задача науки – описывать некие объекты и процессы для их достаточно точного (то есть соответствующего потребностям, запросам, ожиданиям, желаниям человека) прогнозирования.
Несколько подробнее о содержании предыдущего абзаца.
Этапы или уровни научного освоение предмета исследования:
- описание;
- структурирование, классификация;
- выявление закономерностей;
- использование выявленных закономерностей для прогнозирования;
- верификация, проверка надежности результатов прогнозирования;
- разработка методов прогнозирования с оценкой его надежности, точности.
Эта последовательность предваряется подготовкой к описанию предмета исследования. Которая включает в себя формирование картины мира, онтологии для изучаемого предмета, исследуемой области.
Исследуемая область разделяется на отдельные элементы и соответствующие связи между ними, которые описываются с помощью обыденных слов и специальных терминов. Причем разделение может осуществляться на разные элементы, соответственно, с разными связями между ними. И разной применяемой терминологией. Или схожей, одинаково звучащей, но отражающей различающееся содержание. Терминология — это система слов, понимание которых в науке требует особого и максимально тщательного согласования.
Для научного подхода важным оказывается достаточно точное, без лакун, пробелов, неосмысленных разрывов описание предмета исследования. При выполнении этого условия различные онтологические модели оказываются корректными и работоспособными, но нередко в разной мере, для решения задач, различающихся по целям. На рисунке отражено довольно типичное изменение наиболее подходящей онтологии для зарождающегося, развитого и угасающего предмета исследований (пример: зародыш человека, человек в социальной среде и развитии, умирающий и умерший человек).
Ко многим наукам в настоящее время приведенное описание относится частично. И терминология бывает недосогласованной, и онтологии нечеткими. И этапы развития науки доходят от описания только до попыток прогнозирования.
Полезно обратить внимание на необходимость различать научные задачи (описание, поиск закономерностей, прогнозирование), изобретательские задачи (формирование принципиально новых способов действий, устройств и т.п.) и технологические задачи (разрешение практических прикладных задач при помощи научных и изобретательских наработок).
В завершении стоит отметить, что все обозначенное в этом тексте выше, в общем, обносится и к обыденному, бытовому мышлению. Которое отличается от научного приблизительностью и отсутствием специального технического и методического инструментария.
В качестве факультативного замечания. По-моему, любопытного. О связи науки и религии через тех нередко больших ученых, которые, будучи изначально атеистами, в какой-то период своей жизни приходили к религии. Это, пожалуй, можно без труда объяснить. Серьезный, успешный ученый по сути своей фанат рационализма и науки, уверенный в возможности все познать и объяснить. Но в какой-то момент он приходит к пониманию того, что это все же невозможно. Смириться с наличием непознаваемого ученому бывает крайне трудно. А религия предлагает варианты объяснения, определенной рационализации необъяснимого.
Область эффективной деятельности науки – повторяющиеся, воспроизводимые явления и объекты (которых много, но гораздо меньше, чем хотелось бы ученым). Область деятельности религии – почти все остальное.
Хороший священнослужитель не возьмется рассчитать траекторию вывода ракеты на орбиту, но задачи, связанные с жизнью, настроением людей, он обычно решает более продуктивно, чем средний физик и математик.
Свидетельство о публикации №221111400687