Однажды на рынке

- Магический кристалл!
- Загляни в свое будущее задешево! – надрывался рыночный зазывала.
Некоторые посетители рынка подходили к нему, и отдавали деньги. Он вручал своему клиенту нечто похожее на ограненный кусок мутного стекла размером с грейпфрут, что-то говорил ему тихим голосом, затем накрывал с головою чехлом из плотной темной материи. Десять минут клиент стоял неподвижно, держа перед собою «кристалл», после чего зазывала произносил: - «Сеанс окончен!», снимал покрывало, и забирал кристалл.
Я постоял некоторое время рядом, заглядывая в лица отходивших клиентов; сначала они щурились от яркого света, ослепившего их после темноты, затем на их лицах появлялось выражение задумчивости, смущения и беспокойства, но ни досады, ни насмешки – не было.
Тогда  я тоже решил попробовать.
Я подошел к зазывале; это был мужик среднего роста неопределенного возраста с незапоминающимся стертым лицом, но когда он посмотрел мне в глаза, я инстинктивно вздрогнул: казалось, его взгляд пронзил мою черепушку насквозь.
- Пенсионерам за полцены, - двести пятьдесят рублей -  громко выкрикнул зазывала.
- Надень очки для чтения; когда привыкнешь к темноте, пристально, не отрываясь, смотри в самую середину кристалла; того, что увидишь, не бойся! – взяв у меня деньги, тихо сказал зазывала и вручил мне мутную стекляшку, оказавшуюся неожиданно тяжелой.
После этого он накинул мне на голову чехол, обмотав его вокруг пояса так, чтобы перекрыть все щели. Запахло пылью; я оказался в полной темноте; кристалла, что я держал в руках, тоже не было видно. Тем не менее, я продолжал смотреть перед собой, и вскоре мне показалось, что от кристалла исходит очень слабое свеченье. Всматриваясь в него, я вскоре в нем увидел пространство, заполненное слабо фосфоресцирующим туманом; в центре его намечалось более темное пятно. По мере того, как я концентрировал на нем свое зрение, в его центре темнота постепенно сгущалась, и через некоторое время мне стало казаться, что в окружавшем меня тумане образовался туннель, ведший в глубину кристалла, и чем напряженнее я в него всматривался, тем глубже он уходил, и тем сильнее сгущалась темнота в его глубине; этому, казалось, не было предела. Этим зрелищем я был заворожен, и не мог от него оторваться; чем дальше, тем больше темная глубина меня притягивала и влекла в себя.
- Сеанс закончен – неожиданно прогремело извне, и меня ослепил окруживший меня дневной свет.
- Кто следующий? – возгласил зазывала.
Забирая  у меня кристалл, он намеренно отводил взгляд в сторону, этим давая понять, что не будет отвечать ни на какие  вопросы. Но я был настолько потрясен  увиденным, что вопросов у меня не возникло.
                Апрель 2021 г.


Рецензии