Чистота. Из работы Милетские постулаты, 1994

Или это то, чего, может быть, и нет, а есть случайности, или это то, что включает в себя все — самое основное, отстоявшееся. Чистые помыслы — доказуемы ли? Чистые помыслы это нравственная непротиворечивость (детская наивность?).
Трудно определить чистоту.
Символов чистоты в природе сколько угодно — и родники, и чистые реки, и ледоход, и снежные поляны, и лес любой.., да любой ландшафт, где нет «грязного»: хлама, просто грязи. Ландшафт с человеком или следами его деятельности — тоже может быть «чистым» (это было уже?). Чистота — это установившееся напряжение (в природе до антропогенного пресса).
Чистота у человека это вера в самые лучшие человеческие качества, вера и следование этой вере. Именно эта вера приносит и страдание и счастье наивысшего напряжения.
Без понятия чистоты невозможно понять ни свою историю, ни свою суть (!). Чистота — в основе всего, и не только природы. Это цельность, целостность? В человеческом поведении это естественность, ясность. И это каждый раз «выделение» главного, это жизнь главным. Это освобождение от всего, что не выражает главное, и потому это привлекает,даже увлекает (парадокс!). Потому тот человек, который, как кажется нам, являет собой «чистоту» в поведении, во взглядах — святой человек.
Природные эталоны чистоты, конечно же, отражаются на человеческих понятиях о чистоте, на стремлениях к чистоте. Однако, нетрудно заметить, что и природа «стремится» к такому своему состоянию, при котором определяются силы все, и их соотношение, точнее, их напряжение и будет составлять так называемую чистоту.
Чистота это последовательность и сила ума, иначе ты сам не увидишь главное, иначе запутаешься в мелочах, это страдание, потому что тогда видишь ты среди людей все «подводные камни» в их взаимоотношениях.
Это пространственное, структурное понятие.
Это — форма? ибо неважно, какие детали, какое «содержание» организуется, важен принцип, важен результат. (Потому абстракционизм, например, в живописи есть искусство настоящее). И нам важна, необходима как воздух чистота — кругом: в отношениях друг с другом, в ландшафтах, в жилище (!); тогда устанавливается какое-то согласие, покой, а иначе — конфликт, чаще скрытый, дискомфорт, все вплоть до физической боли, даже болезни.
В основе мира, в основе нас какое-то непротиворечие — «стремление» к немногому, к главному. И стремление то ведет нас, оно освобождение от наносного, второстепенного...               
Оно и есть...чистота?

     Целостность

После снегопада — оттепель: пространство рождается на глазах... Как все? Как оно буквально мечется среди белой в овалах плоскости, среди тонких серых предметов, проглядывающих в беспорядке из-под снега? Пространство словно стягивается поверх этой прохлады, обнажая пустоты на пути взгляда (я теперь более догадывался о значении сумерек: в сумерках именно рождалось пространство, распадаясь в каждое мгновенье; потому-то было всегда странное чувство необычности виденного, происходящего, чувство волшебности.). Как рождается пространство — целостность? Какие формулы опишут его рождение?
А ведь, действительно, все это — именно целостность, земная, вместе с нашим сознанием, где все не просто взаимосвязано и взаимозависимо, но и в определенной соподчиненности, в определенной замкнутости на явление наподобие нашего сознания (!?), и в прекрасной открытости, приемлемости всего окружающего. Потому целостность земная (любая?) не может быть «объяснимой» (понятной) нами «вдоль и поперек», иначе: она просто не может быть читаемой в линейной перспективе, когда любая точка зрения высвечивает все тайны...
В том-то и дело, что теснота свертывает эти тайны (перспективы!), и целостность земная есть напряжение алогичное для привычных точек зрения.
Целостность — влияние сил всех, сопротивление сил всех; целостность в тисках времени: она формируется им, но и формирует время сама! Как все это понять?
Наше сознание — целостность (теперь? с каких пор?). Оно строит своё пространство по представлениям своим, но  и зависимо. От чего?
Целостность — это то, что выстраивается в сложнейшие взаимозависимые системы, и одновременно, распадается на простейшие элементы: мгновенно? в какие отрезки времени? (это тоже как бы состояние атома). Это — все и — ничего. И — информация между «верхним» и «нижним» значениями, быстрая, полная, строгая.
В жизненную целостность вплетена вода как основа; в «социальную» целостность что вплетено в качестве основы?
Но и родство мы чувствуем при созерцании природы Земли (и физической, и органической); значит уровни  целостности объединяются через немногое — самое
сильное.
Что это?
Содержит ли структура целостности все времена? Ведь у неё есть пульс (ритм) — характеристика таинственная.
И целостность (временная?) есть у нас, у людей —  что? народ? общество?
 или государство, например, с мощнейшим (уже "точно"временным) идеологическим институтом? И масса примеров целостности в природе...
...Прекрасная тайна перед нами, но применительно к человеку  - трагичная...
    Вечная?

     Снег

Движение снежинок поразительно по силе и неопределенности вызываемых чувств: то спокойное перед подробной строениями и деревьями местностью, то незаметное, но колкое и холодное, когда мглистое небо начинается сразу от заснеженной земли, всегда кажущейся выше, то быстрое и тяжелое — хлопьями покрывая вдруг контрастную местность, а то радостное для нас — в солнечном и морозном небе струящимися льдинками, тонкими настолько, что небо прозрачно и с ними...
и что мы думаем?
...а сам чистый снег на земле, исключающий точное восприятие поверхности, «разнообразен» по цвету, разнообразен по отражению света, поглощению его (!). Сам снег определял пространство: в морозное время словно отторгал свободный и вязкий открытый воздух, в оттепель — «впускал» его в предметы, что проглядывали контрастом, и пространство просачивалось, размыкалось, становилось безбрежным.
И на солнце искрящиеся голубые поляны завораживали чистотой, и морозный свет солнца голубел под открытым воздухом, и непонятно радостно было тебе: взгляд твой разлетался по пушистым полянам бесчисленных снежинок, и не мог ты остановить его...
Не случаен чистый цвет у снега — белый, этот цвет при пасмурном освещении отторгал и звуки, и холод, и свет сам; цвет этот скрывал иное время — время жизни, этот цвет при свете луны или во время сумерек рождал (провоцировал!) все сказочное и волшебное, потому что этот цвет возвращал к себе, к своему уюту, к своей памяти... Может быть, этот цвет отрицал жизнь, но скорее — он, действительно, возвращал к ней.
И жестко!
Он немедленно «помогал» находить тебе «верное» направление мыслей, этот цвет — вызов. Этот цвет сам перестраивал пространство — ты же сопротивлялся, недоумевал, да и наслаждался, но и с тобой оставался протест...
Ответом на вызов могла быть только твоя деятельность, только твоя работа — физическая. А твои эстетические оценки? Определяли они или подчинялись твоей же деятельности?
...взрывались холодом снежные поляны, уносились прочь при солнце, волшебно отдалялись при свете луны, — и все это лишь замерзшая вода, все это лишь такой же ответ на вызов.
Восприятие чистоты снега уже у нас сопровождается каким-то смыслом, связанным с восприятием вообще красоты. Мы уже силимся додумать все производные — и холода,
и белого снега, и воды как исходного вещества. Может быть, просто все? и имело только повод? А эпитеты наши, чувства ничего не стоят?
Как же все было на самом деле? По «порядку»?

     Родники

Кто из нас не считает родники символом самого чистого, что вообще может быть на земле? В те времена, когда установилась общественная жизнь, эти природные явления были прочищены и облагорожены. А сейчас состояние родников — разве не показатель здоровья общества?
Нам не до чистоты (красоты?).
У родника ты буквально остановлен выбивающейся из-под земли жизнью: летом — особой прохладой и темно-зеленой растительностью, прозрачно переливающейся и неповторимой на вкус водой; зимой — в морозы клубящимся паром над глубокой в сугробах проталиной, уходящей в снег, а сама вода боязно теплая, кристально чистая.
В родниках словно таинство свершается (как долго нам всем оно казалось вечным!), и недаром родники овеяны легендами и поверьями, и почти все они носят то или иное имя.
У родника ты остановлен не буйством зелени, даже не чистотой воды, но осознанием факта рождения чистой воды, осознанием связи всего живого с чем-то глубинным в земле, осознанием какого-то своего собственного очищения в этом месте.
Ты остановлен великим таинством связи Рождения и Чистоты.
...а ведь все просто: вода, просачиваясь сквозь землю, естественно и «выбивает» из-под земли, но уже наполненная всем, чем богата земля на ее пути. Наполненная — и прозрачная как слеза! Это примечательно, что символом чистоты для нас является не дождевая вода, но родниковая — со вкусом всего, что дает основу жизни.
Память сохраняет нам знание о родниках, разбросанных вокруг детских привычных маршрутов, и в то обостренное время родники казались вообще чудодейственными склонами земли, откуда вытекала не только сама жизнь, но и само время, и все на свете как бы имело обязательные выходы на родники.
Рождение нового должно и может быть только чистым, то есть, с исходным напряжением.
...и тебя останавливает беззащитная конкретность (натура?) и мгновенное Великое значение этой конкретности: Земля наша истекает родниками, а от родников пошла и есть наша земля (какой смысл вкладывать в подобное утверждение?).
Родниковая вода имеет неуловимо тонкий вкус и прохладу; она утоляет жажду полно; ее свойства уравновешивают самые сложные отклонения в нашем организме...
Мы нуждаемся в этих источниках, и если представить себе, что наше общественное устройство как одно из следствий приведет к их полному загрязнению и исчезновению, то это будет показатель смены нашего самого главного качества — нравственного.
Но пока мы нуждаемся.., пока человеческое в нас сохранено.


Рецензии
Здравствуйте, Анатолий! С удовольствием прочёл Вашу статью-рецензию о "Чистоте" и со многими приведенными аспектами (о коих даже не подозревал!) этого понятия с Вами согласен. Но кроме всего перечисленного, думаю, что очень важным признаком понятия о духовной чистоте является искренность. Искренность - это прежде чистосердечность и почти сама душа в своей беззащитности. Она излучает Божественный свет и есть путь к небу. Быть искренним – всё равно что вступить в бой безоружным и бороться с чистыми руками и открытой грудью. Искренность – это то, посредством чего, человек завершает создание самого себя, это начало и конец всех вещей. Искренность взрослого человека превосходит даже Вами упомянутую детскую наивность!
Ну, а разделом о родниках я просто был очарован! Когда-то в юности я жил в лесу неподалёку от родника, нырял в него по утрам и испытывал все те чувства, о которых Вы так правдиво и красочно живописали! На память об этом оставляю Вам свой афоризм: "Любовь к жизни поджидает на берегу, когда ты, взбодрённый и обновлённый, выходишь из ледяной воды!"
С уважением, Виктор Мот


Виктор Мот   15.11.2021 16:04     Заявить о нарушении
Ну, Виктор, я просто тронут Вашим откликом. Благодарю! Ваш афоризм -иллюстрация искренности, о которой Вы написали, и я соглашусь в том, что душа беззащитна в эти мгновения... И в знак благодарности высылаю Вам свой этюда о родниках из Этюдов о сознании http://proza.ru/2018/11/20/1928 : № 906. Рождение человека можно сравнить с выбивающимся из-под земли родником: какой неповторимой родниковой силой и чистотой одарён младенец! Сохранятся ли они при «воспитании»? или последующее воспитание всё же заполнит природные «задатки», разовьёт их, и перед нами явится Тот, кто и должен быть Человеком?
…неизмерима душа человеческая, но как Родник в истоке своём несёт серебряной водой настоящую печать Родины, так и мы все несём в душе своей неотрывную память Её…

Анатолий Марасов   15.11.2021 16:50   Заявить о нарушении
Этюд Ваш, как даже нечто музыкальное, тоже прекрасен! Я, конечно, знаком с трудами Юнга, Фрейда и Фромма и тем более с творениями наших известных учёных: Чижевским, Вернадским, Л. Гумилёвым, Д. Андреевым.... Только я, Анатолий, всего лишь афорист и не так близок к науке, как Вы. Но как литератор, выражения полные художественной силы и интеллектуальной глубины отмечаю сразу. "Рождение человека можно сравнить с выбивающимся из под земли родником!.." Подобные высказывания достойны пера именитых романтиков. Вся беда в том, что люди науки в поисках "философского камня" порой не придают им значения, а художники и поэты в науку "заходят" нечасто. Вот и лежат многие перлы до поры невостребованными.
Что касается сохранения родниковой чистоты души младенца, однозначно на это ответить сложно. Как загрязняются родники, так и "табулу раса" детской души могут заполнить мутные воды ущербного воспитания или вовсе его отсутствие. Олицетворение же истока родниковой воды с памятью человеческой души о Родине не менее образно! Я бы даже сказал с прапамятью.
С восхищением, Виктор Мот

Виктор Мот   15.11.2021 22:15   Заявить о нарушении
Виктор, я, к счастью, не избалован подобными ответами, поэтому и не знаю как "среагировать"...По поводу музыкальности: да, в моём личном мироотношении (в "философской прозе", как определил жанр того, что я пишу) один из рецензентов книги "Природа")действительность, окружающую нас, я чётко воспринимаю-подразделяю как 1) реальную, 2)музыкальную (личную! сугубо личную!)и 3) истинную... И - обосновываю. По поводу того, придаём или не придаём мы значения, по существу, друг другу, а в итоге востребованности-невостребованности: исключительно глубокая проблема! Более того, и в "самой" науке, и в "самом" искусстве (изобразительном, музыкальном,"вербальном" и т.д.) - слишком явные шероховатости...И не только в наше время, но и в прошедшие времена! А.Любищев, памяти которого я с коллегами проводил четверть века конференцию, в своё время написал фундаментальную работу "Уроки истории науки"...Не буду приводить примеры из литературы...По поводу замутнения родников (экология!)и по поводу ущербного воспитания...ленивый только не говорил, не писал! И что? Сердце кровью обливается!! Уж в нашей-то стране мы прекрасно видим, как "красно украшенная земля наша" и что "порядка в ней нет"... Но человек (сам по себе), без разницы своего происхождения - слишком сильное создание...Даже Тейяр де Шарден ("человек - не венец эволюции, а ось, что много прекраснее", цитирую по памяти)не смог "поднять" Его (человека) выше, нет, человек - уравновешивает всю Вселенную, Он равновелик ей: это вывод немецких философов, в основном Х!Х века... Извините, но "из меня" всё ещё изливается (прости Господи) вулканическая лава протеста и восхищения... Спасибо Вам за отношение!

Анатолий Марасов   16.11.2021 08:32   Заявить о нарушении
И Вам спасибо, Анатолий, за единомыслие и взаимопонимание. Что касается книги теолога Тейяра де Шардена "Феномен человека", то мне, к сожалению, запомнилось только одно уникальное из неё изречение: "Наша Вселенная пронизана Богом". Это также подтверждают Ваши ссылки на немецких философов XIXв. о космическом главенстве и величии Человека, его единстве со Вселенной и Богом! (Если, конечно, под Богом прежде всего понимать космический закон нашего бытия). Более того, мне даже думается, что Кант уже в XVIIIв. гениально предвосхитил это, заявив, что :"Только две вещи наполняют душу... удивлением и благоговением - это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне!"
С уважением, Виктор

Виктор Мот   16.11.2021 13:09   Заявить о нарушении