Врач от Бога
Свой рассказ я начну издалека. Середина 30-х годов прошлого века. Из ранних детских впечатлений в моей памяти остался наш дом на улице Карла Либкнехта в небольшом провинциальном городке Короча Курской области. Внутреннюю планировку дома не помню, а вот что крыша была соломенная, почему-то запомнил очень хорошо. Солома была старая и зелёная. Фундамента у дома не было – окна были почти на земле. Во дворе росли огромные старые акации и когда они цвели на них было много пчел, которых я ужасно боялся.
Напротив нас в большом доме и тоже с зелёной, но железной крышей, жил хирург районной больницы Коваленко Филипп Иванович. Его сын Юра дружил с моим старшим братом. Мы часто ходили к Юре играть в разные игры и смотреть детские книги с красивыми картинками. Книг у него было много. Иногда он давал их нам домой. Именно тогда брат научился читать, а потом научил и меня. В интернете я нашел информацию о том, что дом Коваленко на улице Карла Либкнехта сохранился до сих пор. А ведь я бывал в нем больше 80 лет назад!
…В 1892 году в селе Белополье Сумской области на Украине в крестьянской семье родился мальчик. Назвали его Филиппом. Когда ему исполнилось двенадцать лет отец определил его на работу в больницу, где Филипп ухаживал за больными. Быстро научился выполнять простые медицинские процедуры - ставить банки, делать компрессы, перевязывать раны. К своим обязанностям относился серьёзно. Сотрудники больницы обратили внимание на его трудолюбие и способности, и когда ему исполнилось 14 лет, направили в медицинскую школу в город Харьков. После службы в армии Филипп работал фельдшером на заводе. Затем окончил Киевский медицинский институт и получил диплом врача.
В наш городок Филипп Иванович Коваленко приехал в 1928 году, когда ему было 37 лет. С 1928 по 1941 год Коваленко заведовал хирургическим отделением больницы. На третий день после начала Отечественной войны ушел на фронт. С самого начала войны и до её окончания он работал ведущим хирургом одновременно в четырёх фронтовых госпиталях. Супруга Коваленко рассказывала, что уже на второй день после возвращения с фронта в Корочу он пошёл на работу в районную больницу и с 1945-го до конца своей жизни заведовал хирургическим отделением Корочанской районной больницы, снискав огромную любовь и уважение жителей района. Удостоен почетного звания «Заслуженный врач РСФСР» и награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
Воспоминания об этом замечательном человеке сохранились благодаря краеведу, почётному гражданину Корочанского района Анне Павловне Максименко. К 100-летию со дня его рождения Анна Павловна вместе с юными краеведами записала воспоминания людей, хорошо знавших Коваленко.
Дарья Михайловна Стешенко (Сирохина) работала с Филиппом Ивановичем, начиная с 1937 года. Из её воспоминаний:
«Филипп Иванович был особенный человек. Настоящий врач, требовательный, заботливый. Обязательно поинтересуется у больного, как кушал, как спал, кто его посещал. Коваленко был универсал. Он делал операции разные, сложные: производил трепанацию черепа, удалял камни в жёлчном пузыре, почках, удалял почку, селезенку и другие. Требовал идеальной чистоты не только в операционной, но и во всём отделении. Для него не существовало ни выходных, ни праздников. Бывало, в конце работы начинаю готовить инструменты на завтра, смотрю, идёт Филипп Иванович. «Что случилось?» — спрашиваю. «Да тяжелобольной волнует меня, пришёл узнать, как он себя чувствует», — отвечал. Переживал, болел он за каждого, будь то человек молодой или старый. Однажды во время дежурства, только рассвело, я вышла во двор. Смотрю — идёт Филипп Иванович. «Я всю ночь не мог заснуть, кажется, я ошибся, оперируя больного, пойдём, Дарья Михайловна, посмотрим…». Но оказалось, всё было сделано хорошо, причины для беспокойства не было. Сейчас много сестёр в операционной. Я же была одна, делали операций много, и всё на нас с санитаркой. Филипп Иванович, бывало, из поликлиники всех пересылал к нам. Мы падали от усталости, просили: «Вы бы пожалели нас, Филипп Иванович». «Я себя не жалею, а вы молодые, выдержите», — отвечал он. Филипп Иванович очень ценил опытность сестры. Настолько всё знаешь, когда наберёшься опыта, что иногда помогаешь, если видишь оплошность. Помню, однажды была сложная операция — удаляли зоб. Хирург ненароком перерезал кровеносный сосуд, кровь брызнула фонтаном, я зажимом схватила этот сосуд. Филипп Иванович был мне благодарен. Он говорил часто: «Смотри внимательно, если заметишь ошибку, обязательно подскажи».
Лидия Семёновна Дмитренко вспоминала:
«Когда я шла работать в хирургическое отделение, очень боялась: Филипп Иванович был чрезвычайно требовательным. Первое время я всегда просила его проверить, всё ли я положила. «Цэ надо ще положить: крючки, респираторы — могут понадобиться». Никогда не ограничивал Филипп Иванович рабочего времени, каждое воскресенье приходил в отделение, не уйдёт, бывало, домой, пока не убедится, что опасность миновала — прооперированный будет жить. Операции делал очень сложные. Филипп Иванович создал у себя очень трудолюбивый коллектив, в нём царил особый микроклимат дружелюбия. Он всё хорошее замечал, часто хвалил, особенно санитарок. Любимой санитаркой в нашем коллективе была Шура Гуполова. Её доброе сердце, внимание спасло не одного больного. Очень ценил своих медиков, никогда никого не отпускал, старался уговорить, если случалось, что кто;то хотел перейти в другое отделение. В августе 1951 года в больнице появился новый хирург, после окончания института пришёл Георгий Леонидович Феофилов. Коваленко принял его радушно, многому научил. Однажды Филипп Иванович сломал ногу, лежал дома. К этому времени молодой хирург Феофилов уже многому научился и мог сам делать операции, но иногда бывали уж очень тяжёлые случаи, и он сомневался. Тогда посылали к нему гонца на лошади (машины в больнице не было) и на телеге привозили Филиппа Ивановича. Он никогда не отказывал, давал совет, приезжал, иногда наблюдал за ходом, а случалось, и вмешивался, заканчивал операцию сам».
«Если бы он жалел себя, он бы дольше пожил, не износился бы его организм преждевременно. Бывало, прибежит в отделение, схватится за сердце, я уже знаю, какие ему капли давать. Полежит немного и пошёл на операцию», — вспоминала Дарья Михайловна Стешенко.
Он очень любил свою работу, отдавал ей все силы, но стало пошаливать сердце, — рассказывала его жена Вера Васильевна.
14 апреля 1952 года у него случился инфаркт, а 16 апреля перестало биться сердце Филиппа Ивановича — мужественного, доброго человека, врача, который 24 года проработал в нашей больнице, спасая людей от смерти.
Сколько людей были ему благодарны за то, что поддержали или обрели здоровье, сколько лет вспоминали его добрым словом, трудно и сосчитать!
«Когда умирал, — делилась воспоминаниями медсестра Зинаида Чавычелова, — просил похоронить его под окнами операционной. «Свою работу я любил и хочу, чтобы вот напротив этих окон вы меня похоронили». Его просьбу выполнили, хотя не совсем перед окнами могила его. Первоначально начали копать в указанном месте, а там — вода. Пришлось копать выше. Василий Ткачёв написал записку, в которой указал, что похоронен здесь заслуженный врач РСФСР Коваленко, положил в бутылку и, засургучив, сказал: «Пусть наши потомки, может случиться, когда;либо откроют могилу и узнают, кто здесь захоронен». Когда хоронили Коваленко, было очень много народа, вся улица Интернациональная и прилегающие оказались заполненными людьми».
О горестной минуте расставания с замечательным мужем, талантливым врачом вспоминает жена Вера Васильевна: «Провожали в последний путь всем миром, корочане пришли отдать дань уважения этому человеку. Он был верен призванию до конца».
А вообще похороны Коваленко — невероятная история. В сталинские времена доктора, вопреки строгим законам того времени, похоронили на территории больницы, в которой он работал! Объяснить такое можно только безмерным уважением и благодарностью, которые люди испытывали к Коваленко.
В октябре 2012 года в больнице прошло заседание Корочанского краеведческого общества, посвященное 120-летию со дня рождения и 60-летию со дня кончины Коваленко Ф.И. Своими воспоминаниями о Филиппе Ивановиче поделились люди, лично знавшие его. А краевед Павел Мирошников снял фильм о заседании. Его можно посмотреть на YouTube. https://youtu.be/Fygrxs4lLk4
Надпись на могильной плите Ф.И. Коваленко гласит:
«Кто, служа великим целям века
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата-человека,
Тот себя переживёт.
Н.А. Некрасов
Есть такой анекдот: Врачи делятся на три категории:
«Врач от Бога», «Врач — ну, с Богом!» и «Врач — не дай Бог!».
Филипп Иванович Коваленко был «Врач от Бога».
Светлая ему память!
P.S. В конце мая или в первых числах июня 1952 года я и мой сокурсник по Харьковскому мединституту Кривчиков Евгений Борисович прибыли в Корочанскую районную больницу на лечебную практику. Хорошо помню ухоженную могилу Коваленко Ф.И. под окнами хирургического отделения больницы.
Свидетельство о публикации №221111501202
Галина Балдина 22.07.2023 15:49 Заявить о нарушении