Глеб Иванович Успенский и Борис Савинков

Александру Аникину

Источники и литература:

Глеб Успенский:

Собрание сочинений. В 9 т. / Под ред. В. П. Друзина. — М.: Гослитиздат, 1955—1957.
Успенский Г. И. Полное собрание сочинений в 14 томах (15 книгах). М., Издательство Академии Наук СССР. 1940—1954 (наиболее полное и научно авторитетное академическое собрание текстов писателя).
Г. И. Успенский. От Оренбурга до Уфы. Очерки / Ред. К. Шилина. — Уфа: Башк. кн. изд-во, 1982. — 288 с.: портр. — (Серия: Золотые родники).
Успенский Г. И. От Оренбурга до Уфы: из «Писем с дороги» / Ред. Ф. П. Ковальзон. — Чкалов: Чкаловское кн. изд-во, 1955. — 61 с.
Иванчин-Писарев А. И. Из жизни Гл. Ив. Успенского (По воспоминаниям) // «Красная новь», 1925, VII—VIII.
Кубиков И. Н. Глеб Успенский. — Москва: Гос. изд-во, 1925. — 118, [2] с. — ([Биографическая библиотека]. Критико-биографическая серия).
Лазарев В. Я. Письма с Растеряевой улицы: Современные комментарии к книге Г. Успенского «Нравы Растеряевой улицы». — Тула, 1970.
Луначарский А. В. Журнальные заметки. // «Образование», 1904, IV.
Луначарский А. В. Опыт литературной характеристики Глеба Успенского. — В кн.: Луначарский А. В. Критические этюды. (Рус. литература). Л., 1925. — С. 419—423. (Журн. заметки. Гл. 8)




кстати, действительно не Даль. Даля все любят.

Но, наверное, на филологическом факультете, можно завалить Глеба Ивановича Успенского. Мне как-то показали список вопросов по Глебу Ивановичу Успенскому - я пожалела, что не поступила на филологический факультет - мне бы эти вопросы, а студенты, видимо его заваливают.

Там, кстати, есть что завалить - Успенский не шибко известный писатель, ровным счётом как и его родственник Борис Савинков   - и сын Савинкова Лев Борисович. Не знаю, а вот пьесу про то как они сдают Глеба Успенского я б с удовольствием посмотрела.

"В. И. Ленин отмечал самостоятельность Успенского по отношению к народникам. Ленин многократно использовал образы Успенского; характерна сочувственно приводимая им цитата из работы раннего русского марксиста Гурвича: «Со своим превосходным знанием крестьянства и со своим громадным артистическим талантом, проникавшим до самой сути явлений, он не мог не видеть, что индивидуализм сделался основой экономических отношений не только между ростовщиком и должником, но между крестьянами вообще» (цитируется Лениным в кн. «Что такое „друзья народа“<…>?», Соч., т. I, 158) Ленин неоднократно использовал образы Успенск
ого в своей первой экономической работе «Развитие капитализма в России»"

Самое интересное, что дочку Глеба Успенского замучили большевики, его внучку Татьяну Борисовну Савинкову большевики же и убили, отец ни у кого не мог дознаться, что с ней случилось - в общем, при этом такой лестный отзыв от Владимира Ильича получил. Хотя Ленин, конечно, мог не всё знать, что делалось на улицах Петрограда... не бы в курсе он и про убийство Ольги Столыпиной... а то б, наверное, Ильич, принял бы должные меры...

кстати, по словам Гиппиус всеми писательскими делами там распоряжался Максим Горький - там может он что и скрывал от Ильича, раз Гиппиус ради Татьяны Савинковой, дочери Бориса Савинкова, к самому Горькому ходила на поклон.


"С осени 1889 года у Успенского начинается нервное расстройство, которое переходит в сумасшествие (прогрессивный паралич). Осенью 1892 года Успенский был помещён в Колмовскую больницу для душевнобольных в Новгороде, где и провёл последние годы своей жизни. Его личным врачом был Б. Н. Синани[8]. Согласно Д. С. Мирскому, «болезнь его приняла форму распада личности. Он чувствовал, что разделился на двух людей, из которых один носит его имя Глеб, а другой отчество — Иванович. Глеб был воплощением всего доброго, Иванович — всего, что было в Успенском плохого»[9].

В Колмово Успенского посещал народник Н. С. Тютчев, о чём в литературной форме рассказывается в одном из эпизодов повести Юрия Давыдова «Вечера в Колмове».

Умер Успенский от паралича сердца в 1902 году. Похоронен в Петербурге на Волковом кладбище. Автор памятника на могиле - скульптор Леонид Владимирович Шервуд"=
википедия


"Ошибка Успенского в том, что ему кажется, будто дифференциация общественных функций непременно захватывает всего человека, будто человек только и делает, что трудится, будто сапожник только сапожник, ученый только ученый, а не люди вместе с тем. Пожалуй, если бы человеку нужно было всю жизнь трудиться ради насущного хлеба, можно было бы рекомендовать идеал, при котором, например, даже человеку с острой наблюдательностью и умением обобщать нужно было бы строчить себе сапоги, чтобы не превратиться в переутомленного педанта, а сапожнику стараться рисовать для себя картины или писать стихи. Но мы ведь знаем, что чрезмерный труд, подавляющий часть человечества, не есть закон природы, мы знаем, что, кроме труда, есть еще отдых, праздники, когда сапожник может читать книги гениев, смотреть на картины, слушать музыку, когда ученый может отдаваться радостям жизни, физической жизни, даже физическому труду как отдыху. Увеличить человеческий отдых, организовать его, освободить человека от оболочки сапожника и ученого, восстановить в нем человека, — вот задача, выполнить которую может только ассоциация. Человек может остаться специалистом в своем наиболее изученном, наиболее облюбованном деле, но надо, чтобы ему не было чуждо ничто человеческое, как оно чуждо зажиточному мужику со всею его гармонией", - цит. по: Луначарский


Рецензии