Семеричное строение тел человека

В девяностых — двухтысячных годах весьма популярным был труд известного реаниматолога Раймонда Моуди «Жизнь после жизни, или исследование феномена продолжения жизни после смерти физического тела». В своей книге Р. Моуди описал более 300 случаев из своей практики, когда после остановки сердца и наступившей клинической смерти его пациенты продолжали ощущать себя вне тела. Они видели свое тело и склонившийся над ним медперсонал, но сами находились в стороне, как бы паря в воздухе над больничной койкой.

То есть лежащее на койке тело не было самим человеком, а лишь оболочкой, в которой он находился при жизни. Пациенты описывали, что после проведения интенсивных реанимационных мероприятий, они снова возвращались в свое тело.

Так же в наше время есть люди, практикующие так называемое «осознанное сновидение». В сети даже описаны техники по осознанному выходу из тела во время сна и сознательному поведению во сне. Получается, что человек — это нечто, облаченное в оболочку из плоти, но не сама плоть. Возникает вопрос: человек, когда выделяется из тела, является ли цельным, или также из чего-то состоит? Давайте попробуем разобраться. 

Наиболее подробное описание и классификация всех тел, объединенных в общее понятие человека, дано в йоговской философской традиции. Различают семь тел, или принципов человека:

1. Физическое тело (санскр. «стхула шарира»)
Служит для проявления человека в среде плотной материи, в физическом, плотном мире. На настоящем этапе человеческой эволюции полностью сформировано и развито. Меняется при каждом новом воплощении.

2. Эфирное тело (санскр. «линга шарира»)
Является телом из «тонкой» невидимой материи. Почти в точности повторяет очертания тела физического и служит для обеспечения последнего тонкой энергией посредством поглощения ее из окружающей среды через энергетические центры. Меняется при каждом новом воплощении.

3. Астральное тело (санскр. «кама рупа»)
Тонкоматериальное тело, состоящее из энергий желаний, чувств, эмоций и страстей. Служит для проявления человека на соответствующем астральном плане тонкого мира. Имеет эллиптическую форму. Полностью сформировано и развито. Меняется при каждом новом воплощении.

4. Ментальное тело, низший аспект (санскр. «кама манас»)
Тонкоматериальное тело, состоящее из энергии мысли. Служит для проявления человека на соответствующем ментальном плане тонкого мира. Имеет сферическую форму. Причем различаются низший аспект данного тела, обеспечивающий жизнедеятельность человека (повседневные мысли, направленные на жизнеобеспечение эго, удовлетворение его потребностей), и его высший аспект. Низший аспект тела мысли практически сформирован и развит у подавляющей части людей. Меняется при каждом новом воплощении.

5. Ментальное тело, высший аспект (санскр. «манас»)
Тонкоматериальное тело, состоящее из энергий мыслей высшего порядка: альтруистических, мыслей о самосовершенствовании и улучшении среды обитания, философских, религиозных и нравственных идей. Высший аспект тела мысли находится в стадии формирования и полностью развит лишь у части населения планеты. Высший аспект тела мысли относится к нетленному достоянию человека и сохраняется при каждом новом воплощении, входя в состав так называемой «высшей триады» индивидуальности.

6. Огненное тело (санскр. «буддхи»)
Тонкоматериальное тело, состоящее из энергий высших и лучших качеств человека. Тело, объединяющее в себе опыт и знания, собранные перевоплощающейся индивидуальностью в течение бесчисленных воплощений. Огненное тело находится в стадии формирования и полностью развито лишь у некоторых лучших представителей земного человечества. Является составляющей «высшей триады» индивидуальности, сохраняющейся и развивающейся из воплощения в воплощение.

7. Зерно духа (санскр. «атма»)
«Божественная искра», огонь творящего Логоса, Небесного Отца, одухотворяющий каждую перевоплощающуюся индивидуальность. Атма является той основой, вокруг которой формируются и развиваются остальные тела — принципы  человека. Является главным элементом «высшей триады».

Также в ряд основных принципов человеческого существа, хотя и не являющимся, собственно, «телом», выделяют «прану». Прана — всеначальная энергия, наполняющая собой весь проявленный космос и каждое существо в отдельности. Все, что живет, дышит, движется и пульсирует, обязано своим проявлением энергии — пране.

Перечисленные тела, входящие в состав человека, различаются степенью своей разреженности: от самого плотного — физического тела, до самого тонкого — Атмы, основы. Они облекают зерно духа подобно кокону и взаимовключают друг друга по принципу «матрешки».

Таким образом, человек не являет собой лишь форму из плоти и крови, но гораздо более сложен в своем строении и является комплексом из названных принципов, изучению каждого из которых посвящено немало трудов в восточной философской традиции.


Рецензии