Ветеран с лирической душой

В результате бесед с композитором-песенником Вячеславом Михайловичем Дёминым родилась книга «Музыкант». Пик его творчества пришёлся на восьмидесятые. Это был период достижения  успехов у тридцатилетнего мужчины с огромной энергией и стремлением работать. В жизни Дёмина появились хорошие поэты. В их числе и Николай Иванович Буряков. В книге «Музыкант» тому отведено несколько строчек, приведены его стихи и описаны лирические песни духовно-нравственного содержания, воспевающие добро и правду. Прослушав песни Дёмина на слова поэта с разнообразием тем, со своим стилем, своим рисунком стиха, мне захотелось узнать  больше о человеке, так ярко передающем тематическое и интонационное разнообразия чувств, переживаний, скорби и радости бытия. Я попросила Дёмина рассказать о Бурякове, о совместной работе.
 —  Это человек, имеющий огромное желание писать стихи, — начал свой рассказ композитор. —  Познакомились мы так. В мае 1985 года я увидел в газете «Флаг Родины» стих Николая Бурякова «Победная весна». Родилась музыка, но я чувствовал, что не хватает ещё одного куплета. Узнал в редакции телефон поэта. Мы встретились и стали регулярно общаться. Работали  по 1991 год. Затем произошёл развал страны. Всё изменилось.
— Как он выглядел?
— Худощавый пожилой мужчина, роста выше среднего, с прямыми седыми волосами. Позже я узнал, что родился он в 1924 году. Когда началось Великая Отечественная война, ему было шестнадцать. В семнадцать лет добровольцем ушёл на фронт. Служил пехотинцем. Участвовал в Сталинградской битве. В начале 1943 года получил ранение. После выписки из госпиталя участвовал в Курской битве. Затем его часть  направили в Крым. Освобождал Севастополь. Стихов у Бурякова много, но я выбирал из множества тексты, подходящие для песен. На военную тематику Буряков написал более сотни стихов.

- Песни получились замечательные, благозвучные. На меня сильное впечатление произвела песня «Первый и последний поцелуй». Николай видел, как умирали от смертельных ран молодые, ещё нецелованные парни. Чуткая душа поэта откликнулась стихами.

«Сестричка, не бинтуй. Пришёл конец мне, видно.
Ты лучше поцелуй, чтоб не было обидно».

Тот первый поцелуй, высоких слов достоин.
Он, как надежды луч, он целой жизни стоил.
Тот первый и последний поцелуй…

— Песня «Вокзал 45 года», — продолжил композитор, — история, произошедшая с самим Николаем Ивановичем. Кончилась война. Он вернулся в родной город, а на вокзале среди встречающих не увидел никого из своих родных. Оказалось, что в его дом попал снаряд, и вся родня погибла.

А меня никто не ждал на родном вокзале.
Незнакомым руки жал, что других встречали.
Взгляд ребёнка, вдов глаза сердце мне пронзали.
Не забыть мне никогда боль ту на вокзале.

— Из родного города с горя Буряков отправился на юг страны. В Кисловодске встретил девушку, влюбился, женился. Стал работать корреспондентом в городской газете. В их семье родилось два сына. Несмотря на все пережитые горести, считал себя счастливым.

Композитор задумчиво замолчал, потом признался:
- Мне особенно нравится наша песня "Вы не плачьте, ивы". Почему? Не знаю. Нравится, и всё тут. Наверное, вроде как и лирика, и в то же время патриотика. Все вместе. Щемит сердце от слов:

Вы не плачьте, ивы, над моей судьбой,
Лучше силы дайте и наедине
Молча пожелайте мужества вдвойне.

Вы не плачьте, ивы, не роняйте слёз.
Я такой счастливый в буйстве сладких грёз.

Не удержалась и я от похвалы композитора:
— Надо отдать должное вашей музыке, умеющей передать чувства, наполняющие слова. Поэзия сливается  с музыкой. Слушая песню, слышишь душу автора.

- В 1985 году, уже выйдя на пенсию, Николай Иванович повёз жену в Севастополь, посмотреть в День Победы парад в городе, который освобождал. Севастополь понравился. Не мешкая, сделали обмен квартиры. Песня «Благодарю судьбу» на слова Николая  Бурякова не только про него, но и про меня тоже:

Благодарю судьбу, что подарила
Мне Севастополь, море и зарю.
Что горечью и мёдом напоила.
Благодарю за всё. Благодарю.

- В течение шести лет мы работали вместе. Он два-три  раза в неделю приезжал ко мне домой, я ему играл и пел составленные мною песни на его стихи, сопровождая игрой на пианино. Кое что подправляли, меняли. В итоге получилось сто пятьдесят песен.

— Такой объём охватить в рамках очерка невозможно. Хочется выборочно показать настоящие стихи, отражающие болевые точки. Его душе нужны были такие стихи, чтобы будить в сознании людей чувства, которые зовут к добру, очищают, дарят свет.

- В мае 1944 года в освобождённом Севастополе Буряков мечтал, что в востановленном городе непременно установят обелиск у моря, чтобы "стала вечной памятью скала для потомков, вдов и матерей". Обелиск в Севастополе установили в 1977 году. Родились стихи, затем появилась песня "Обелиск у моря".

Севастополь поднялся в зенит,
Обелиск у моря, как маяк.
Здесь народный подвиг не забыт,
Повторённый песнями стократ.

Море разбивает о скалу,
Словно души за волной волну.
Вечной песней о судьбе сынов
Слышен чаек крик у берегов.

— Война  оставила глубокие раны. Эта тема продолжена в песне «Боль», - добавила я. - Сказано, что глубокие раны, оставленные войной, излечить невозможно. Это не только людская боль, а боль всей российской земли. У Бурякова мне нравится умение видеть мир как в привычных, так и в самых неожиданных ракурсах. Он выполнял назначение поэта: находить красоту в мире и раскрывать её перед людьми. Спокойная задумчивая получилась песня "Берёзы России".

Берёзы России, берёзы России,
Я шорох листвы вашей в сердце ношу.
Вы сами не знаете, как вы красивы.
Как шёпот любимой ваш сладостен шум.

Мне с вами душой посчастливилось слиться.
Пою на просторах российской земли.
Улыбкой своей ваши светлые лица
Хранили от смерти, от плена спасли.

— Есть песня «Добро», в которой автор призывает:

Добро творить, не ожидая
Взамен награды золотой.

Добро из песни и тепла
Само на свет пришло.
И кто в душе несёт добро,
Тот не тревожится о зле,
Он всех к добру зовёт.

— Буряков был оптимистом, радовался жизни. Всегда старался настраивать и меня на позитивный лад. Об этом песня "Весна".

И снова весна на планете творит чудеса,
И снова корабль вдохновенья поднял паруса.
Счастливого плаванья к острову вечной любви
И острову счастья, открытому в жизни людьми.

— Будучи пенсионером, Буряков вёл активный образ жизни. Участвовал в городских мероприятиях. Часто и меня к этому привлекал. Получилась песня "По-другому жить я не могу".

Я живу всё время на бегу
И за всё, и всех всегда болею.
Я себя нисколько не жалею
По-другому жить я не могу.

Я давно привык скрывать за шуткой
Доброту души, любовь и зло,
Чтобы сердце, к слову очень чуткое,
Ранить никому не довелось.

— Хочу особо отметить песню «Наше сердце». Лирически-эмоциональные элементы у автора преобладают над рассудочными. В сочетании с вашей музыкой получилась гармоническая поэзия с музыкально-сердечными звуками. Музыкальные гармонии связывают душу со Вселенной. Песня вызывает эстетический холодок (frisson), ощущение мурашек по коже.

Что-то сердце болит, и растёт, и растёт в нём тревога.
Что-то сердце болит, и всё глубже по людям тоска.
А вдали всё пылит, выплывая из детства дорога,
И бежит, и бежит от леска до другого леска.

И живёт наше сердце такое,
И не лучше моё твоего.
Не даёт нам ни сна, ни покоя,
Не даёт нам ни сна, ни покоя,
И ничем не заменишь его.

— Не нравилось Бурякову, что быстро мчится время.

- Да. В песне «Годы сумасшедшие» он отметил, что они "проносятся метелицей, гудят, как провода", а в памяти ещё звучат раскаты сорок первого. Величаво звучит песня "Не забыть".

Никогдда не забыть, как выли метели.
Как жгли нас осколки, да пули свистели.
Мы, как все.
Мы с другими лишь в том не равны,
Что когда-то вернулись с Великой войны.

- Десятки стихов Николай Иванович посвятил жене.
- Яркой получилась у вас песня "Пионы".

Любовь моя не притча во устах
И неизменна, как любовь к пионам.
Вот ты идёшь с пионами в руках,
И суждено мне быть всю жизнь влюблённым.

Пионы, пионы, цветы для всех влюблённых.

- Николай Иванович хорохорился, если можно так сказать, молодился, повторял: «Мы еще поживем! Да разве это возраст? Мы должны жить лет сто!» Но сам в восемьдесят сдал.

— А песни, созданные на его слова, живут! Не утрачивают свежести, обаяния. Волнуют душу. Им годы не страшны. Их охотно слушают на YouTube. Особенно популярна задумчивая песня «Бабье лето» с задорно-звонким припевом.

Даль морская в дымке тает,
Воздух травами настоян,
И легко на сердце станет,
И душа полна покоя.

Столько света, столько света,
Затаились ветерки,
Бабье лето, бабье лето,
Изумрудные деньки.

— Всё судит время.


Рецензии
Здравствуйте, Галина!
Все романы да романы! Их я уже не читаю по зрению. И вдруг вижу - не роман! Прочитал с удовольствием. О хороших людях и писать и читать хорошо.
И отзыв о человеке, и стихи его. И приятно на душе.
Я старше героя на шесть лет. Вот!
Всех Вам благ!
Василий.

Василий Храмцов   15.11.2021 17:49     Заявить о нарушении
Спасибо за понимание. Все эти песни выложены в интернете роликами.
Пришлите свой эл. адрес, я Вам отправлю ссылки на красивые песни.
С уважение Галина Дейнега.

Галина Дейнега   15.11.2021 19:00   Заявить о нарушении
Спасибо, не надо мне песен. У меня слуховой аппарат, он искажает звуки, и я сначала удивлялся, а теперь разобрался, почему вои любимые певцы поют не своими голосами, фальшивят, не берут ноты.
Сначала моя бывалая мандолина вдруг "расстроилась". Я играл на ней профессионально, а тут беру те же лады, а музыки не получается. Думал - постарела, испортилась. В молодости играл на гармошке, на сельских танцах подменял гармониста. И песни, и мелодии играл. Купили гармошку. Ужасно расстроился: бракованная попалась, не могу подобрать мелодии! И потребовались годы, пока до меня дошло, что я теперь слышу совсем другие звуки! Спасибо за заботу. Вынужден отказаться. Я и концерты теперь не слушаю. Всего доброго! Василий.

Василий Храмцов   15.11.2021 19:46   Заявить о нарушении