Пешка третья. Гл. 4. 54 БАП

После большого перерыва, продолжаю главы про самолет Пе-3 и полки воевавшие на нем. Ситуация в стране всем известна, и решение насущных проблем стало более важным, чем бесплатное хобби по изучению отдельных периодов и воинских частей второй мировой. Но тема не заброшена и надеюсь, будет доведена до финала
Планировалось, что в одной главе будут перечислены части, воевавшие на Пе-3 с кратким описанием, боевого пути, а в четвертой части более подробно рассмотрен боевой путь. Но когда начал описывать 54 БАП, незаметно для себя рассмотрел боевой путь более подробно, чем планировалось. Да и документальные материалы нашел очень подробные. Поэтому именно этим полком открываю 4 главу.

К сожалению, действия полка больше подтверждают точку зрения критиков советской авиации: низкая эффективность, завышенные результаты, показуха и отсутствие грамотного управления. На данный момент я изучил большое количество документов периода второй мировой, и могу смело утверждать, что такая ситуация была характерна далеко не для всех полков. Более того, действия 54 БАП на Пе-3 можно скорее назвать исключением из общего правила. Советские пилоты отвоевали свое небо у более сильного противника. И многие из них, ничем не уступали асам люфтваффе, награждая последних последней для них наградой – березовым крестом. Но об этом я планирую написать в новом цикле о правде и мифах люфтваффе, который потребует меньше времени. Ну а пока, боевой путь 54 БАП.

54 БАП (он же 54 СБАП, ПБАП)
Периоды вхождения в действующую Армию:
22.06.1941 – 20.07.1941
27.11.1941 – 20.05.1942
04.02.43 – 08.09.1944
25.11.1944 – 09.05.1945

54 СБАП был сформирован на базе 13 и 14 скоростных бомбардировочных эскадрилий 103 авиационной бригады. На сентябрь 1939г имел в своем составе 63 экипажа. 13.09.1939 в первый раз вступил в бой в боевых действиях по освобождению Западной Украины и Западной Белоруссии (ввод войск в Польшу). Вылет осуществлялся 32 самолетами. Потери: 1 самолет.

В конце ноября 1939г, полк в составе 51 экипажа перебазируется в Смуравьево ЛВО для участия в Советско – финляндской войне в составе 16 СББ. Боевую работу вел с 19.12.1939г по 11.03.1940г, после чего еще некоторое время находился в готовности №1, а затем вошел в состав 41 СББ с расположением в г.Могилев. За время боевых действий полк выполнил 1131 боевой вылет в которых на противника было сброшено 26195 бомб разных калибров. Потери полка составили 10 самолетов СБ с экипажами, из них 7 самолетов было потеряно от ИА, 3 самолета от ЗА. За образцовое выполнение боевых задач, полк был награжден орденом Красного Знамени.

Как видим, полк был боевым, слетанным, обстрелянным.

На 22.06.1941г полк имел в своем составе  68 самолетов СБ и Ар-2 (из них 12 неисправно) и 7 самолетов Пе-2, не освоенных экипажами.

Боевые действия в Великой Отечественной Войне полк начал 22 июня 1941г. В 10.20 10 самолетов СБ вылетели на бомбардировку аэродрома Гумбинен, однако из-за сильного противодействия боевую задачу выполнить не удалось. В примечаниях журнала боевых действий 57 САД есть приписка карандашом: «очень плохо и неясно». В 11.40 еще 8 самолетов СБ вылетело на бомбометание. Информация о результатах отсутствует. В течение дня упоминаются еще 4 вылета на разведку. Из потерь упоминается только 1 СБ, севший на вынужденную. В 19.00 54 БАП ставится задача бомбить колонну танков в районе Кальвария.

23 июня в журнале боевых действий просто отсутствует. В боевых действиях за 24 июня нет никакого упоминания о 54 БАП.

Следующее упоминание встречается только за 25 июня 1941г. Два вылета в составе 3 и 5 самолетов СБ, под прикрытием звена (вероятно 3) и 5 истребителей соответственно.

27 июня 54 БАП в составе 8 самолетов перебазируется с аэр. Улла (?) на аэр. Гырдица (?) В этот же день два вылета на разведку и 4 самолета СБ на бомбардировку.

28 июня выполнил 6 самолетовылетов на бомбардировку и 1 самолетовылет на разведку. Сбито 2 СБ над целью, 2 самолета сели на вынужденную посадку.
В целом можно было бы уже не продолжать – несколько самолетов – это уже не боевое подразделение, а формальный номер боевой части. Но вдруг 03 июля упоминается вылет 10 самолетов СБ на бомбардировку. Это был последний вылет в составе эскадрильи. 4 июля было выполнено 2 вылета АО 2 самолета и 1 вылет в составе 3 самолетов.

5 июля на аэр. Великие Луки в результате налета 11 бомбардировщиков противника было уничтожено 2 СБ. На следующий день – еще 1 УСБ сожжен и 1 УСБ поврежден.
На 7 июля в составе 54 БАП числилось 7 экипажей и 4 боеготовых самолета СБ.
На 13 июля в составе 54 БАТ осталось только 4 экипажа и 1 неисправный СБ.
Полк первого формирования перестал существовать.

24 июля и вся 57 САД не вела боевых действий из-за отсутствия матчасти. Далее на базе авиационной дивизии была создана оперативная группа, которая вела боевые действия в том составе матчасти, которую удавалось восстановить.
О том, как был уничтожен авиационный полк, да и целая авиационная дивизия, официальные документы умалчивают.

В некоторых источниках упоминается, что около 30 самолетов было уничтожено на аэродроме в результате первого налета немецкой авиации, что маловероятно, учитывая данные из ЖБД 57 САД о результативности немецкой авиации. А часть самолетов была захвачена на аэродроме Вильнюс (вот в это поверить можно).

В книге «Другая хронология катастрофы 1941г», со ссылкой на архивные документы, дается такая оценка руководства 54 БАП:

«В отчёте командира дивизии («Итоговые сведения о боевой работе частей 57-й САД с 22.6 по 30.7.41 г.») работа командира полка охарактеризована так: «54-й Краснознамённый БАП работал неудовлетворительно, командование полка: майор Скибо, его заместитель по политчасти батальонный комиссар Устименко и начштаба подполковник Писаков не сумели организовать чёткого управления эскадрильями, не добились должного порядка на аэродромах, мало лично бывали у самолётов (интересная формулировка! – М.С.) … Восстановление и ремонт матчасти шли медленно и под большим нажимом командования дивизии, при перебазировании забывали своевременно брать нужное имущество – замки бомбодержателей, фотоаппараты и пр. (как будет показано далее, в полку «забывали при перебазировании» не только бомбодержатели, но и бомбардировщики. – М.С.). В полку имелись настроения, что на самолёте СБ летать опасно, т.к. его легко догоняют истребители противника и поражает ЗА. Командование полка решительной борьбы с этими настроениями не вело, а иногда и само проявляло растерянность…»

В докладной записке начальника 3-го отдела (военная контрразведка) Северо-Западного фронта дивизионного комиссара Бабича (№ 03 от 28 июня 1941 г.) действиям командира 54-го БАП дана, как и следовало ожидать, более жёсткая оценка:
«Командир 54-го С БАП майор Скиба боевыми вылетами руководит плохо, на аэродромах не бывает, приказания отдаёт из блиндажа, без всяких данных: «Идите бомбить – цель найдёте сами». На замечание, что без данных о противнике можно разбомбить и своих, Скиба отвечал: «Я ничего не знаю»… Сам Скиба на боевое задание не вылетал и прикреплённый к нему самолёт передал другому лётчику, так же поступил его помощник майор Леонтьев. Перед перебазированием с одного аэродрома на другой Скиба, имея возможность вывозить ценное боевое имущество, бросал или уничтожал его…»

Судя по Оперсводке № 1 штаба 57-й САД, составленной к 10.00, утром 22 июня полк не потерял от ударов авиации противника ни одного боевого самолёта! Сказалось своевременно проведённое рассредоточение подразделений полка на аэродромах Кивишки и Крыжаки (ныне Крижёкай, 30 км к востоку от Вильнюса); на разведанном немцами заранее аэродроме Порубанок (Вильнюс) были повреждены лишь оставленные там неисправные машины. Как и в большинстве других бомбардировочных полков ВВС СЗФ, ранний утренний приказ о нанесении удара по объектам на территории Восточной Пруссии в 54-м БАП был проигнорирован (или вовсе не получен). Боевые действия полка начались через 6 часов после начала войны. Оперативная сводка № 1 штаба 57-й САД сообщает: «54 БАП в 10.20 в составе 10 самолётов ушёл в зону ожидания, имея в последующем задачу методом сопровождения противника в хвост бомбардировать его при посадке на аэродромы. Три эскадрильи в составе 19 самолётов находятся в состоянии боевой готовности на оперативных аэродромах».
 
Поставленная группе бомбардировщиков 54-го БАП задача, как видим, дословно повторяет указания, данные в 8.40 «рижским штабом полковника Рассказова» («при массовых налётах авиации противника на нашу территорию поднимать бомбардировочную авиацию и следовать в хвосте для атаки на его аэродромы»). Дальнейшие события не вполне понятны. Как пишет М. Тимин, «десятка СБ без прикрытия вылетела на бомбардировку аэродрома Гумбинен… немецкие истребители атаковали нашу группу несколько раз; в результате 5-я эскадрилья 54-го СБАП потеряла три СБ вместе с экипажами». К сожалению, эта версия не подтверждается другими документами; более правдоподобным – и соответствующим исходному заданию, поставленному перед группой бомбардировщиков 54-го БАП, – представляется мне описание событий, данное в упомянутой выше докладной записке начальника 3– го отдела СЗФ:
«Эскадрилья, вооружённая самолётами Ар-2 и четырьмя самолётами СБ, ожидала распоряжения (или появления немецких самолётов, за которыми она должна была «следовать в хвосте». – М.С.) в воздухе 1,5 часа, в результате чего боевое задание выполнить не могла, так как она всего может находиться в полёте 3 – 4 часа. Самолёты Ар-2 вынуждены были сесть на свой аэродром с бомбами, а звено СБ, вылетевшее на боевое задание после 1,5 часов пребывания в воздухе, полностью погибло».

И в данном случае я склонен поверить гражданину М.Солонину. Это похоже на ту горькую правду, которая создает правдоподобность его произведениям. Как бы то ни было, но полк действительно практически потерял боеспособность за несколько первых дней войны, а окончательно перестал существовать через 3 недели. И тот же командир продолжил руководить новым 54 БАП на Пе-3. И похожая неорганизованность прослеживается в действиях полка.

Официально второго формирования 54 БАП не было, но учитывая, что от 54 СБАП в составе 57 САД осталось только 4 экипажа, 54 БАП на Пе-3 был, либо сводный, либо сформированный из выпускников училищ. Первое упоминание встречается в документах боевых действий штаба 54 БАП (далее БДШ 54 БАП) от 30.10.1941г. Полк, в составе 20 самолетов Пе-3 перебазируется из Балашова через Тамбов и Рязань в Ногинск (1 эскадрилья) и аэр. Греднево (2 эскадрилья).

5 ноября полк перебазировался на аэр. Монино для участия в параде в честь 7 ноября, но из-за плохих метеоусловий парад не состоялся.

А дальше начинается непонятное, что уже упоминалось выше. В то время, как противник рвется к Москве, командование неторопливо начинает подыскивать площадку для аэродрома. 11 ноября высылается передовая команда для подготовки приема Пе-3 на аэр. Покровское. 14 ноября туда на Дугласе летит командир полка, нач.штаба и штурман полка и признают площадку негодной.  16 ноября командир полка едет на машине в район г.Владимир для поиска годной площадки. Тоже бестолку. Полк находится в готовности №1. 18 ноября отправляют передовую команду на аэр. Добрынск (Добрынское). 22 ноября туда прибывают командир полка и нач.штаба. Площадку признали годной, и только 25 ноября туда перелетело 7 самолетов, с наиболее подготовленными пилотами. Остальные 13 экипажей с самолетами из – за метеоусловий остались на аэр.Монино.

В журнале боевых действий 6 ИАК ПВО г.Москвы упоминается, что метеоусловия в ноябре были крайне плохими. Почти постоянно стояла облачность 10 баллов, но тем не менее, за ноябрь истребителями было совершено 4683 самолетовылета на прикрытие войск и 1418 самолетовылетов на штурмовку войск противника. А тут полноценный полк, почти месяц простаивал без какой либо попытки нанести урон противнику.

И только 27 ноября состоялся первый боевой вылет с аэродрома Монино. Да, с того самого аэродрома, на котором полк базировался с 5 ноября. 10 самолетов 2 эскадрильи и 3 самолета первой совершили в сумме 23 боевых вылета на бомбардировку пехоты и танков противника в районе Яхрома. Первый боевой вылет принес и первую боевую потерю – не вернулся экипаж лейтенанта Карабузова. (В кратком отчете боевой работы 54 ЛБАП (далее КОБР 54 ЛБАП) указан не вернувшимся экипаж ком. звена ст. лейтенанта Любивого и штурмана звена ст. лейтенанта Чубаря, а экипаж Карабузова упоинается позже).

28 ноября один вылет оставшимися 12 самолетами в район Солнечногорск – Дубинино. В этот же день вернулись в Монино и 7 Пе-3, перелетевших ранее на аэр. Добрынск. В журнале боевых действий потерь не отмечено, но судя по числу боеготовых самолетов, 4 были повреждены.

Следующий вылет, уже в полном составе полка состоялся 30 ноября. 1 эа выполнила 23 самолетовылета, 2 аэ – 13 самолетовылетов в район Яхрома, Астрецово, Нов-Кариево. Над целью в районе Яхрома был подбит ЗА, а затем сбит в воздушном бою экипаж лейтенанта Кравцова, штурман Передистый. Полковник Обозный разбил самолет при посадке. Самолет был отправлен в ремонт на завод в Москву.

1 декабря погода дала передышку, а 2 декабря было потеряно целое звено. Это была самая крупная потеря 54 БАП на Пе-3. Полк в этот день выполнил 47 самолетовылетов на бомбардировку мотопехоты в районах Каменка, Хметьево, Обухово, Курилово, Поварово, Есипово, Литвиново, Пятницы, Кочергино, Рагино, Ольгово. Звено в составе ком.звена лейтенанта Балмата, штурман звена мл.лейтенант Косарев, летчика мл.лейтенанта Иванова, штурман мл.сержант Семуков, летчика лейтенанта Барабаша, штурман мл.лейтенант Киреев атаковали с высоты 2000м скопление танков и пехоты противника у деревни Ольгово (в БДШ целью указан район Каменки). Вероятно на отходе от цели, звено было атаковано 7-ю Bf.109 и в результате воздушного боя сбито в полном составе. В КОБР 54 ЛБАП указано, что экипажами звена было сбито 2 Ме-109 (в оригинале – Хе-113, которым ошибочно указывали Bf.109F), в БДШ 54 БАП упоминается 1 сбитый Ме-109. Из 6 членов экипажа звена Пе-3 спасся на парашюте только штурман звена Косарев и был отправлен в госпиталь.

3 декабря, из-за плохих метеоусловий выполнено только 3 единичных вылета на бомбардировку противника.

4 декабря, когда погода улучшилась, снова ударили всем полком. 12 исправных самолета выполнили 37 самолетовылетов в район Федоровки, Филимоново, Обольяново, Ольгово, Жуково, Арбузово, Сафоново.

На следующий день интенсивность снизилась, хотя количество исправных самолетов достигло 15 (откуда? 5 сбито, один в ремонте на заводе. Или за неделю смогли доставить на завод, отремонтировать и перегнать обратно? Маловероятно) – 27 вылетов. Потерь нет, но количество боеспособных самолетов снизилось до 9.

6 декабря интенсивность выросла до 3 вылетов на самолет, и достигла 27.

7 декабря интенсивность достигла максимума – 35 самолетовылета на 9 исправных самолетов. Атаковали Ольгово, Жуково, Астрецово, Озерецкое, Холмы, Есипово, Бабохино, Пулиха, Ново-Карцено и шоссе Дурыкино – Солнечногорск и Озерецкое – Федоровка. А дальше интенсивность вылетов начала снижаться.

Пять дней нелетной погоды помогли увеличить количество исправных самолетов до 10. 12 декабря экипажи выполнили по 1 самолетовылету и атаковали мотоколонны Борихино, Елгазино, Шестаково, Покровское. Не вернулся из боевого вылета экипаж мл.лейтенанта Бахмата, штурман мл.лейтенант Кошевой.

13, 14, 15 и 18 декабря выполнили соответственно 6, 25, 19, 6 самолетовылетов. Количество боеспособных самолетов в эти дни составляло 11, за исключением 15 декабря – 12 боеспособных Пе-3.

В Кратком отчете боевой работы 54 ЛБАП за 27.11.1941 по 20.12.1941г приводятся следующие данные:

сбито самолетов противника: 4 Ме-109 и 2 Хе-113. В документах БДШ 54 БАП упоминается только 1 Хе-113 при потере звена Пе-3.

За 313 боевых вылетов (+16+17 дописано карандашом) сброшено бомб:
ФАБ 100: 1156шт (+68 + 64 приписано карандашом)
АО-8: 972шт (осколочные бомбы использовались только 4 дня в декабре день/кол-во 4/136, 7/368, 14/298, 15/170)
ЗАБ-2: 20шт
Уничтожено и рассеяно до 2-х полков пехоты и 2 взвода конницы.
Сожжено и выведено из строя до 500 (+15+9+40) автомашин и 30 танков.
Взорвано 2 склада с боеприпасами в д.Жуково и д.Ольгово
Сожжено до 10 автоцистерн с горючим
Взорвано 20 повозок с боеприпасами.

Использование истребителей в качестве бомбардировщиков, привело к тому, что бомбовая нагрузка на 1 самолет не превышала 400кг – 4 бомбы ФАБ 100. Из описания в документах БДШ 54 БАП следует, что бомбометание выполнялось с горизонтального полета с высот от 1500 до 3000м. Исключение составляло 3 и 18 декабря, когда бомбометание выполнялось с высоты 200м и 300-400м соответственно, и ноябрьские вылеты, с высотой бомбометания от 300 до 700м. Не смотря на, вроде бы, полковые вылеты, количество целей ограничивало одновременную работу не более, чем 4-5 самолетами на объект, а скорее всего звеном, в составе 3-4 самолетов. Поэтому утверждение о 565 уничтоженных машинах и, особенно, 30 танках, выглядит крайне неправдоподобно и завышено. Если вернуться к журналу боевых действий 57 САД, по которому описывался боевой путь 54 БАП первого формирования:

5 июля 1941г в 12.00 12 бомбардировщиков Хе-111 бомбардировали населенный пункт и аэродром, на котором размещался 49 КИАП. Результат: сгорело на аэродроме 2 Миг-3, 2 СБ и выведен из строя 1 И-16. Ранено 2 человека.

Подвергся бомбардировке и аэродром, на котором размещался 54 БАП. 11 бомбардировщиков противника подожгли 2 СБ.

6 июля 1941г 18 бомбардировщиков противника бомбардировали аэродром. Подожжен 1 УСБ, 1 УСБ поврежден. 2 человека ранено.

Но самолет не имеет серьезной брони в отличие от танков. Поэтому уничтожение танка является скорее исключением, чем закономерностью. Тем более бомбой 100кг, которая может нанести повреждение только при очень близком попадании.

Как видим, пилотам люфтваффе, при большей в два раза бомбовой нагрузке, требовалось в грубом приближении от 3, в лучшем случае, до 9 самолетовылетов на уничтожение одной малоразмерной цели типа самолета. А в кратком отчете боевой работы 54 ЛБАП на один самолетовылет приходится почти 2 уничтоженные цели или на 1 цель расходовалось не более 2 бомб 100кг. Увы, такая точность стала достижимой только в последнее время, да и то, только для управляемого боеприпаса.

В соответствии  КОБР 54 ЛБАП на 20.12.1941 в составе полка числятся 14 экипажей и 14 самолетов Пе-3, из которых 2 находятся на ремзаводе.

До конца 1941г полк совершил еще 60 боевых вылетов без потерь (дата/самолетовылетов: 24/16, 28/17, 29/18, 30/9). А новый, 1942г, принес новые потери.

1 января не вернулся из боевого вылета экипаж мл.лейтенанта Кибанко, штурман лейтенант Михеев. Звено Пе-3 атаковало скопление противника в районе Тропарьево. В БДШ 54 БАП упоминается:  «После сброса бомб самолет развернулся на 180 градусов с креном 90 градусов». Вероятно, самолет был поврежден ЗА над целью.

До 5 января полк боевых действий из-за плохих метеоусловий не вел, но тем не менее 4 января 6 самолетов перелетели на аэродром Липицы, а 5 числа туда перелетели еще 4 самолета полка. В этот же день полк выполнил 13 боевых вылетов в район Юхнова и Медыни.

Два дня на земле из - за метеоусловий. 8 января 10 самолетовылетов в районы Екимово, Пушкино, Мятлево, Угрюмово, Михеево. По данным БДШ 54 БАП, 40 бомбами ФАБ 100 и при расходе 720 патронов для БС и 480 патронов для ШКАС было «…уничтожено и рассеяно за день до 60 автомашин, 50 повозок с грузами, и до 1,5 батальонов пехоты и 20 крытых вагонов с грузами». Бомбометание производилось с высоты 2000м (!).

9 января вылет 4 самолетов на д.Мятлево и аэродром противника в районе Ильинки, Агариши, Извольск. 16 бомбами ФАБ было уничтожено и рассеяно 8 автомашин и до взвода пехоты. Бомбометание велось с высоты 1700м. Результатов работы по аэродрому противника не приводится, но в своих потерях числится экипаж мл.лейтенанта Сапожникова, штурман Огарков.

11 января после выполнения боевых вылетов (8 самолетовылетов) 2 самолета выполнили вынужденную посадку из – за  отказа двигателя самолета ведущего ст. лейтенанта Бутрима. Не совсем понятно, по какой причине на вынужденную сел ведомый.

12 января 6 самолетовылетов в район Сухиничи, Юхнов.

До 24 января полк продолжал работать с низким напряжением (Дата/вылет): 13/4, 14/2, 16/8, 17/2, 18/4, 19/3, 20/4, 21/2.

Интересный случай произошел 18 января. В этот день звено из 4 самолетов Пе-3 наносило удар в районе аэродрома Бельская. При подходе к цели в хвост самолета капитана Карабутова врезался «Хе-113» (Bf.109F), в результате чего Пе-3 с поврежденным хвостом и бензобаками сел на вынужденную посадку на аэродром в Туле. Экипаж невредим. О судьбе мессершмитта история умалчивает, но вероятно тоже пришлось идти на вынужденную.

Запись за 24 января не совсем понятна. В БДШ 54 БАП указывается «Полк в течении дня боевых действий не производил. 3 самолета Пе-3 перелетели на аэродром Жашково. 1 из них, с выполнением боевого задания. Самолет из боевого задания не вернулся. Судьба экипажа и самолета неизвестны».
 
А затем снова тревожащие налеты на скопления автомашин и пехоты: 25/1, 26/6, 27/7, 28/3, 27/7, 28/3, 29/1, 31/1, 1.2.1942/1. На этом боевая работа 54 БАП закончилась, хотя он и числился в действующей армии до мая 1942г.

29 января, при взлете, была потеряна еще одна «Пешка». Капитан Гуров не выдержал направление при взлете и влетел в не укатанную полосу снега глубиной метр. В результате резкого торможения самолет встал на нос и получил повреждения, требующие заводского ремонта.

В течение указанного времени авиация противника действий не производила. Но видимо комариные укусы немцам надоели, а может и сказались удары по аэродромам, и они решили их прекратить. В ночь с 1 на 2 февраля на аэродром был совершен налет 1 Ме-110 (Bf.110) и 2-х самолетов Ю-88 (Ju-88). В 11.50 состоялся второй налет в количестве 21 самолета Ме-110. Казалось бы, июнь 1941г был недавно, и настойчивость немцев в достижении своей цели была известна. После двух безрезультатных налетов можно было бы предположить, что состоится и третий. Что предпринимает командование полка? Ничего. 2 самолетовылета на разведку и бомбометание в 13.15 и 14.30. В 13.25 капитан Гуров перелетает на аэродром Липицы. А в 17.35 следует 3 налет немцев в составе 16 самолетов Ме-110. В этот раз немцы подошли на низкой высоте 50-100м и сожгли 3 самолета Пе-3, а еще 4 были повреждены. По оценкам техников для ремонта требовалось 7-10 дней.

Как видно из этого примера, примеров, приведенных выше и большого числа примеров из других источников, эффективность и боевые возможности люфтваффе были далеки от тех, которые им приписывали. Да и не могла авиационная техника на уровне развития 40-х годов 20в. гарантировать надежного поражения наземных целей. Наиболее точным было ствольное оружие. За ним следовали РС. Завершали этот список, по критерию точности, авиационные бомбы. Но при всем этом, именно бомбы были самым дешевым и, в то же время, самым мощным оружием самолета, что обусловило их широкое применение. В люфтваффе прекрасно понимали все плюсы и минусы бомбового вооружения. Недостатки компенсировали массированием применением бомбардировщиков. Да, по размаху они не равнялись налетам на Германию, но при этом, если количество бомбардировщиков на каком либо участке фронта было менее 50, то считалось, что их количества не достаточно для эффективного ведения боевых действий.

3 февраля полк боевых действий не производил. 4 исправных самолета находились на аэродроме Липицы.

4 февраля происходит непонятная ротация самолетов с аэродрома Липицы на Жашково (капитан Гуров), а в обратном направлении перелетел капитан Живагин. Полк боевых действий не производил по причине отсутствия связи, и как следствие, отсутствия боевых задач из штаба ВВС Западного Фронта, а немцы продолжили добиваться своих задач. В 13.20 состоялся очередной налет 7 самолетов Ме-110 на аэродром Жашково. Один Пе-3 поврежден прямым попаданием из пушки.

О противодействии налетам противника никаких упоминаний в БДШ 54 БАП нет.

5 февраля на У-2 была доставлена задача из штаба ВВС Западного Фронта. Отмечаются разведывательные пролеты Ю-88. Никаких действий по противодействию не выполняется. Не смотря на то, что полк выполнял задачи бомбардировочного полка, вооружен он все же был тяжелыми истребителями.

6 февраля полк боевых действий снова не производил. Задача из штаба была получена на 7 февраля, а связь так и не восстановили. Зато снова прилетели немцы, на этот раз уже в составе 4 Ме-110, и снова проштурмовали аэродром. Самолет №6 получил повторные попадания из пушки в правый мотор, левую плоскость и бензобаки.

Так же 6 февраля упоминается задним числом, что в полк прибыл Зам. Командующего 50-й армии ВВС и дал командиру полка указание о вхождении полка в состав 50-й армии ВВС. Боевые вылеты было приказано прекратить до особого распоряжения.

8 февраля 1942г, командир полка майор Скибо был вызван Командующим 50-й армии ВВС в г.Калуга, где получил приказ о перебазировании всех самолетов на аэродром Липицы, а неисправные самолеты предписывалось восстановить к 12 февраля.

11 февраля штурман 50-й армии ВВС привозит приказ за подписью генерал – майора Худякова о передаче группы Живагина вместе с матчастью и летным составом, находящегося на аэродроме Липицы, для пополнения 511 АП. Майор Скибо убывает в Москву для прояснения этого вопроса. А на аэродроме Жашково начинают разбирать поврежденные самолеты для отправки на завод №39 в г.Москва.

15 февраля в 511 АП были переданы 7 самолетов и 2 экипажа. Техсостав перевозил неисправные самолеты в Калугу и грузил на железнодорожные платформы.
После 9-ти дневного перерыва снова был немецкий налет на аэродром Жашково. 7 самолетов Ме-110 обстреляли аэродром и северную часть г.Перемышль.

16 февраля в БДШ появилась интересная запись: «16.20 был разведчик противника 1 самолет Ю-88. Н=4000м. Разведчик контролирует аэродром через день, утром и в конце дня» Т.е. командование полка составило график полетов разведчика противника и не предприняло никаких действий для организации воздушной засады.

17 февраля в полк прибывает Командующий и комиссар 50-й армии ВВС с целью проверки работы полка. По итогам проверки и ознакомления состава полка с обстановкой на Западном Фронте, Командующий дал указания: 1. О составлении инструкции о боевой тревоге и плана обороны аэродрома и города; 2.составления плана командирской учебы.

В течении недели никаких событий не происходило. 3 самолета (2 на аэродроме Липицы и 1 на аэродроме Химки) проходили ремонт. Отмечались регулярные разведывательные полеты самолетов - разведчиков противника.

24 февраля полк все же получает приказ о вхождении в состав 50-й армии ВВС.

На 1 марта боевой состав полка насчитывает 10 экипажей при отсутствии исправной техники. К 6 марта удается восстановить 2 самолета Пе-3 (на аэродромах Липицы и Химки). 1 Пе-3 продолжают ремонтировать. Полеты разведчиков противника продолжаются. Мероприятия для их предотвращения не принимаются.

15 марта из журнала пропадает один неисправный самолет. Видно, что цифра 1 затерта и вместо нее вписан 0. Снова он появляется только 23 марта, но уже в графе исправных.

26 марта 1942г, по приказу ВВС Западного Фронта за № 005 полку присвоена 2 категория. Мне не удалось найти точного объяснения, что это означает, в отношении полка, но в отношении рядового состава – подлежит призыву после обучения. Т.е. полк, по сути, признали небоеспособным.

28 марта исправные самолеты были переданы в 3 РАП.

14 апреля экипаж ст.лейтенанта Охрименко был командирован в 3 РАП. Вероятно с экипажем Охрименко был командирован еще 1 экипаж, ведомого, т.к. в 54 БАП после этого осталось 8 экипажей.

С 21 апреля в полк начинают прибывать стрелки радисты, а 18 мая состав 54 БАП, по приказу 1 Воздушного Флота начал подготовку к перебазированию. 20 мая личный состав полка убыл из г.Калуга в г.Казань, в распоряжение 9 ЗАП. По прибытии был прикреплен к 1 аэ 9 ЗАП и с 20 августа 1942 приступил к переучиванию на самолеты Пе-2. На этом история 54 БАП, летавшего на самолетах Пе-3, подошла к завершению.

Уже немного не по теме и забегая вперед, отмечу, что при переучивании на Пе-2 полк потерял в учебно – боевых полетах 2 экипажа. В конце января 1943г закончил обучение и в составе 18 экипажей и самолетов убыл на Брянский Фронт  в распоряжение 301 БАД. До середины февраля выполнялись учебные полеты на бомбометание и слетанность звеньев, девяток. Далее, до начала марта информация отсутствует, а 8 марта 1943г эскадрилья 54 БАП в составе 8 самолетов уже бомбит артиллерийские позиции противника. Начало боевой работы было не простым. Были и потери. Но полк достойно выдержал испытания и к концу войны набрался боевого опыта. Полковые вылеты, бомбометание с горизонтального полета и пикирования. Полк участвовал в Курской битве на Орловском направлении, Гомельско – Речицкой операции, Калинковичско – Мозырской операции, Белорусской наступательной операции, Висло – Одерской и Берлинской операциях. Войну 54 БАП завершил на территории Германии.

За доблесть, мужество и образцовое выполнение боевых заданий командования в ходе Берлинской операции, полк был награжден орденом Кутузова III степени.

54 БАП имел на вооружении самолеты Пе-3 выпуска 39 завода в г.Москве. По дате распоряжения о перебазировании на аэродром Ногинск самолеты могли быть последней 28 серии, выпущенной в Москве. Но учитывая, необходимость переучивания летного состава, скорее всего самолеты были до 26 серии включительно.

Использование тяжелых истребителей в качестве бомбардировщика не требовало усиления наступательного вооружения для атаки самолетов противника. Соответственно штатное вооружение составляло 1 БС и 1 ШКАС в носовой части самолета, 1 ШКАС на шкворневой установке штурмана и 1 пулемет установленный в хвостовом обтекателе фюзеляжа. Бомбовая нагрузка составляла 4 бомбы ФАБ-50 или ФАБ-100 (упоминались сочетания 2 ФАБ-100 + 2 ФАБ-50) или до 50 осколочных бомб АО-10. Приведенный в БДШ 54 БАП расход боеприпасов исключает полковую переделку самолетов под установку 20мм пушек ШВАК и использование РС.
Нумерация самолетов шла от 1 до 10 – первая эскадрилья и вероятно от 11 до 20 – вторая эскадрилья.

Летный состав полка.

командир полка: майор Скибо

Погибли, защищая родину (с 30.10.1941г по 30.01.1942):

экипаж ком. звена ст.лейтенант Любивый, штурман звена ст.лейтенант Чубарь 27.11.1941г
экипаж лейтенант Кравцов, штурман Передистый 30.11.1941г

Звено
экипаж ком.звена лейтенант Балмат, штурман звена мл.лейтенант Косарев (ранен) 1.12.1941
экипаж мл.лейтенант Иванов, штурман мл.сержант Семуков 1.12.1941
экипаж лейтенант Барабаш, штурман мл.лейтенант Киреев 1.12.1941

экипаж мл.лейтенант Бахмат, штурман мл.лейтенант Кошевой. 12.12.1941
экипаж мл.лейтенанта Кибанко, штурман лейтенант Михеев 1.1.1942
экипаж мл.лейтенант Сапожников, штурман Огарков. 9.1.1942

Экипаж (?),(?) 24.01.1942

Продолжили службу:

экипаж (?) Полковник Обозный

экипаж ст. лейтенант Бутрим, штурман (?)
экипаж капитан Карабутов, штурман (?)
экипаж капитан Гуров, штурман (?)
экипаж капитан Живагин, штурман (?)
экипаж ст.лейтенанта Охрименко, штурман (?)

Фамилии еще 6 экипажей полка установить не удалось.


Продолжение следует...


Рецензии