Глава 14. 2. Последнее десятилетие СССР

                Государственный переворот.

Как стало известно потом, еще 17 августа состоялась встреча будущих членов ГКЧП в закрытой гостевой резиденции КГБ.
 
Было принято решение ввести чрезвычайное положение с 19 августа, сформировать ГКЧП, потребовать от Горбачева подписать соответствую-щие указы или уйти в отставку и передать полномочия вице-президенту Геннадию Янаеву, Ельцина задержать для беседы с министром обороны Язовым, дальше действовать в зависимости от результатов переговоров с Горбачевым.
На завтра представители комитета вылетели в Крым для переговоров с Горбачевым, находящимся на отдыхе в Форосе, чтобы заручиться его согласием на введение чрезвычайного положения. Однако, Горбачев дать им свое согласие отказался.

Тогда на президентской даче были отключены все виды связи, включая ка-нал, обеспечивавший управление стратегическими ядерными силами СССР.
Таким образом, избранный Президент СССР Горбачев был изолирован и полностью отстранен от управления страной.

Президент России Борис Ельцин с соратниками прибывает в Белый дом (Дом Советов РСФСР), в телефонном разговоре с Крючковым он отказы-вается признать ГКЧП.

После сообщения о создания ГКЧП в Москве в разных местах стали с,обираться митинги  в поддержку демократии и Ельцина.

У Белого дома собрались несколько тысяч граждан, к ним вышел Борис Ельцин. Он зачитал с танка «Обращение к гражданам России», в котором назвал действия ГКЧП «реакционным, антиконституционным переворо-том».
 
Обращение подписали президент России Борис Ельцин, председатель Со-вета министров РСФСР Иван Силаев и  Председатель Верховного Совета РСФСР Руслан Хасбулатов.
После  этого, Ельцин издал Указ, где создание ГКЧП было квалифициро-вано как попытка государственного переворота.

Демонстранты перегородили двумя троллейбусами Тверскую улицу в районе гостиницы «Националь», а у Белого дома начали сооружение импровизированных баррикад.
Я не буду дальше описывать всех деталей. Скажу только, что эти три дня были очень тревожные. В город вошли танки. В Москве был введен комендантский час. По радио и телевидению постоянно «крутили» музыку из балета «Лебединое озеро.

Вечером по телевизору транслировали пресс-конференцию ГКЧП. Присутствовали все члены комитета, кроме Предсовмина СССР  В.С.Павлова, у которого развился гипертонический криз.
 
Участники ГКЧП заметно нервничали; весь мир обошли кадры трясущих-ся рук Г. Янаева. Журналистка Т.А.Малкина открыто назвала происходя-щее «переворотом».               

20 августа Центральное телевидение СССР в вечернем выпуске програм-мы «Время» неожиданно пропускает в эфир сюжет, подготовленный своим корреспондентом Сергеем Медведевым об обстановке у Белого Дома, в который попадает Ельцин, зачитывающий подписанный накануне Указ «О незаконности действий ГКЧП».

 В завершение звучит комментарий  С. Медведева, в котором прямо вы-сказывается сомнение по поводу возможности выхода этого сюжета в эфир. Тем не менее, сюжет увидела огромная аудитория телезрителей всей страны, он резко контрастировал с остальным содержанием программы (с сюжетами в поддержку действий ГКЧП) и позволил усомниться в действиях ГКЧП.

В ночь на 21 августа в подземном транспортном туннеле на пересечении Калининского проспекта (ныне улица Новый Арбат) и Садового кольца (улица Чайковского), забитом бронетехникой, БМП  во время их маневрирования погибли трое молодых ребят: Дмитрий Комарь, Владимир Усов и Илья Кричевский.


Рецензии