Пол Макоули - Призрак пустот перевод
Ледяные луны Сатурна вращались вокруг газового гиганта, при этом стороны, обращённые к планете, подвергались бомбардировке высокоэнергетическими электронами, которые в течение тысяч и тысяч лет уплотняли первоначальные поверхности рыхлых крупиц льда до твёрдого состояния твердого. Люди, ходившие по лунам, тоже изменили их поверхность. На протяжении веков они подтачивали лед и создавали пустоты, которые в часто посещаемых местах ушли вглубь на метр и даже больно относительно первоначального уровня. Погрузившиеся тропы или канавки с разветвленными притоками связывали нынешних ходоков с ходоками прошлого.
Экватор каждой большой луны был опоясан по меньшей мере одной пустотой, которую вытоптали бесчисленные люди, отправлявшиеся в странствия в поисках приключений, просветления или бегства от шума и давления цивилизации. Проводились гонки, в которых нужно было обойти луны пешком, другие совершали одиночные паломничества. Скай Саксен был одним из таких паломников, умным и решительным молодым человеком в возрасте около двадцати лет. Сбежав от семьи и обязательств, связанных с наследством, он решил привнести в свою жизнь стройность и порядок, попытавшись обойти пешком крупнейшие из ледяных лун Сатурна — Мимас, Энцелад, Тефию, Диону, Рею и Япет. С тех пор как более четырех веков назад система Сатурна была впервые заселена, лишь немногие люди смогли совершить подобное путешествие.
Скай отправился из Камелота, с Мимаса, двадцать два дня назад, двигаясь на восток. Прямой путь, опоясывающий экватор маленькой луны, составил бы немногим более тысячи двухсот километров, но прямых путей не было, потому что замерзшая поверхность Мимаса сохранила кратеры, образовавшиеся в период интенсивной бомбардировки, а один особенно большой кратер, Гершель, составлял примерно треть диаметра Мимаса и был покрыт хаосом из хребтов, трубчатых гор и каньонов, окружавших гигантский центральный пик. Легкого пути через него не было, и, несмотря на помощь своего костюма, Скай обнаружил, что потратил шесть часов на спуск по длинному и извилистому каньону, который заканчивался высокими скалами, на которые невозможно было забраться. Стояла ночь. Воздуха было мало, его едва хватало, чтобы вернуться в убежище, из которого он отправился утром, а неисправность каталитического очистителя спасательного ранца означала, что парциальное давление углекислого газа достигло критического уровня. Обморок и головокружение были неизбежны, ведь ему предстояло еще двадцать километров пути, и он сидел на глыбе колотого льда под безжалостными звездами, в их свете Скай увидел еле различимую фигуру, манящую его с вершины крутого склона из обломков льда, и услышал слабый голос по общему каналу.
— Пойдём со мной, если ты хочешь выжить.
Собрав последние силы и решимость, Скай последовал за фигурой через ряд гребней, похожих на застывшие волны, к подножию скалы. Там оказался узкий проход, люк шлюза, а за ним — небольшое, практичное убежище: похожие на камеры комнаты, отходящие от коротких коридоров, тускло освещенных неработающими лампами, воздух холодный и спертый, но дышать можно. Спасителем Скай оказался пожилой мужчина с седыми волосами и согбенной спиной, который беспокойно двигался среди теней, объясняя Скаю, как связать спасательный ранец его скафандра со старинным оборудованием убежища и показывая, где хранятся пайки. По словам старика, убежище появилось еще во времена Тихой войны и было построено три века назад силами сопротивления оккупационным властям с Земли.
Поев, Скай уселся на кушетку в одной из маленьких комнат и заснул, слушая рассказы старика о войне. Когда он проснулся, то оказался совершенно один. Старика уже не было, хотя его скафандр остался в гардеробной у шлюза, а на его крепкой, покрытой царапинами нагрудной пластине было выгравировано имя — Леонардо Сантос.
Когда Скай рассказал историю своего спасения на следующей остановке, в фермерской палатке, то слушатели недолго молчали, изучая его, а потом одна из них сказала, что его спас призрак.
— Моя мама рассказала мне, что в старую войну он был солдатом Великой Бразилии, — сказала женщина. — Он и его товарищи уничтожили двадцать бойцов сопротивления, а после войны он стал отшельником, жил в одном из старых приютов и помогал путникам. Он умер по крайней мере двести лет назад, но люди до сих пор утверждают, что время от времени видят его мельком. Говорят, что он привел нескольких человек в безопасное место, когда они заблудились в каньоне, но из тех, кого я знаю, вы первый, кто встретил его.
Разумеется, существовали рациональные объяснения. Скай долго думал над ними, пока шел на следующий день. Он страдал от отравления углекислым газом, а старик мог оказаться галлюцинацией или каким-то наваждением. На самом деле к убежищу привел фантом его костюма, или, возможно, фантом костюма старика каким-то образом связался с ним. Неважно, нашел ли он убежище сам, или его привели к нему, Скай знал, что обязан старику жизнью, и теперь понимал, что не стоит больше прибегать к одиночным паломничествам, не нужно становиться бродячим призраком. Он был слишком горд, чтобы вернуться к своей семье, по краней мере, пока, но знал, что сможет найти хорошую и полезную работу в городах и поселениях системы Сатурна, и шел по лощине длинными шагами, легкий, как птица в условиях минимальной гравитации, под его сапогами проносилась поверхность изрезанной кратерами маленькой луны.
Свидетельство о публикации №221111500170