Глава 6

Глава 6

Оперативная сводка за 12 октября 1941 года

Утреннее сообщение 12 октября

В течение ночи на 12 октября наши войска вели бои с противником на всём фронте и особенно напряжённые на ВЯЗЕМСКОМ и БРЯНСКОМ направлениях.

Вечернее сообщение 12 октября

В течение 12 октября наши войска вели бои с противником на всём фронте, особенно ожесточённые на ВЯЗЕМСКОМ и БРЯНСКОМ направлениях. После упорных многодневных боев наши войска оставили г. Брянск.
За 10 октября уничтожено 27 немецких самолётов. Наши потери ; 14 самолётов.
В течение 11 октября под Москвой сбито 4 немецких самолёта и 12 октября сбито 12 немецких самолётов.

Беспечность.

4 кавалерийская вместе с 280 дивизией, сделали привал, дав возможность отдохнуть людям и, не дождавшись других подразделений, двинулись в след за основными силами 3 Армии на Борщёво. Подойдя к населённому пункту, обнаружили крупные силы противника, который перекрыл все дороги. С ходу прорваться не удалось. Решили сосредоточить силы, перегруппироваться и ударить ночью совместно.  Однако ночной бой положительного результата не дал. Потеряв артиллерию и пулемёты, пришлось отступить. Генерал-майор Данилов отдал приказ своим подчиненным пробиваться мелкими группами. В свою очередь командир 4 кавалерийской дивизии полковник Дудко счел целесообразным прорываться организованно. Полк, в котором служил старшина Гончарук Пётр Андреевич расположился у дома лесника на берегу речки Гбень в двух с половиной километрах от Борщёво:
– Да, крутит нас проклятущая война, аж кости трещат. Всё ей мало кровушки людской. Норовит побольше скосить ненасытная, – подал голос пожилой боец.
– Ты это брось, – одёрнул другой красноармеец, – не мы начали, а вот заканчивать, хочешь не хочешь, придётся нам. Давай лучше лошадей напоим, пока тихо.
– Давай, – согласился собеседник и, взяв под уздцы своего коня, не спеша направился к речушке.
За парой потянулись и другие кавалеристы. Забота о лошадях была доброй традицией в полку. Бойцы расслабились. Шутили. Смеялись…
Немецкие автоматчики на противоположном берегу возникли внезапно. Держа автоматы на перевес, открыли огонь. Красноармейцы падали, не всегда понимая, что происходит. Старшина Гончарук вскочил на своего коня, пытаясь выйти из-под огня, почувствовал сильнейшие удары в области спины. Не стало хватать воздуха. Солнце вдруг покатилось куда-то и всё вокруг померкло. Он соскользнул со спины своего скакуна, ударившись о землю, но ему уже не было больно…
Май 2021.
Через осенние хляби.

Ранним утром 12 октября танковая рота 42 бригады оказала огневую поддержку 1022-му стрелковому полку 269 дивизии. Танк, возглавляемый старшиной Иваном Петровичем Филатовым, медленно продвигался по раскисшей дороге. Накануне всю ночь шёл дождь со снегом:
– Михаил, – окликнул старшина механика, – веди машину чуть правее колеи, а то на брюхо сядем, не равен час.
– Я стараюсь, – послышалось в ответ, – только дорога узковатая, да и впереди девять машин след в след идут, вот и нарезали ямы, стягивает в них.
– Поэтому тебя и поставили, как опытного, в замыкание, чтобы сам прошёл и товарищам помог в случае чего.
– Ой, прямо уж и самого-самого, – проворчал механик, – тебя, дядь Вань назначили прикрывать тыл, как самого надёжного, а мне тут отдувайся…
– Ладно, Миша, – примирительно произнёс старшина, – ты уж не подведи. Застрянем, насмешек услышим немеряно, так что старайся…
Дорога, тем временем, вывела колонну к хутору Дальние стайки. Неожиданно по броне ударила дробь пулемётной очереди:
– Немцы! – выкрикнул старшина, захлопывая люк, – Миша ты цел?
– Обошлось, – послышалось в ответ.
– Осколочным заряжай, сейчас мы им покажем, где раки зимуют, – пообещал Филатов.
Немцы, зажатые с двух сторон, бой не приняли и отступили в лес.
Войска 3 Армии устремились в пробитую брешь в кольце окружения.
Май 2020

Хладнокровное побоище

137 стрелковая дивизии, потеряв всякую связь с 409 и 624 стрелковыми полками следовала в замыкании штаба 3 Армии прикрывая наши части с тыла. На холме, круто обрывающимся в сторону реки Навля, по приказу командира полка, взвод сержанта Александра Шилова оборудовал позиции для сдерживания немцев. Задача стояла простая: стоять до темноты и не подпускать противника к переправам.
Красноармейцы основательно подготовились к бою. Выкопали окопы в полный профиль, оборудовали основные и запасные позиции для пулемётов, а их было два: станковый и ручной.
Со стороны Салтановки появились бойцы и командиры:
– Братцы, много ещё наших позади вас? – спросил у одного из проходивших Шилов.
– Последние мы, – послышалось в ответ.
Действительно, в обозримом пространстве не было никого, что заставило сосредоточиться. Оглянувшись назад, Александр увидел, как по лугу в сторону Святого тянутся обозы.
 Извилистая дорога не вмещала потока и повозки разъезжаясь по лугу застревали в болотистых местах. Лошади бились в отчаянных попытках вытянуть упряжки, проваливались по брюхо. Ездовые пытались спасти поклажу, но всё было тщетно. В это время и появились немецкие истребители. На низкой высоте прошли над лугом, поливая свинцовым градом всё живое. Люди и животные падали замертво там, где их застала смерть. Велось хладнокровное побоище, противостоять которому было нечем. В отчаянной попытке, хоть как-то защититься, Шилов развернул свой ручной пулемёт навстречу очередной паре стервятников и, сделав упреждение, пустил длинную очередь. Было видно, как ведущий самолёт словно наткнулся на преграду, во всяком случае за ним потянулся дымок, разрастаясь в чёрный хвост. Истребители ушли за горизонт. Где-то там, в далёком лесу, грохнуло и в небо поднялся чёрный гриб:
– Так тебе и надо, сволочь, – зло проговорил Шилов.
До вечера немцы не появились. Согласно ранее полученного распоряжения, сержант собрал взвод и отправился догонять своих.
Май 2021.
Побоище.
 Отголоски боя на северном направлении стихли. На душе было тревожно. Сержант Богомолов Алексей помогал командиру роты младшему лейтенанту Саровскому укладывать нехитрые пожитки роты в конскую телегу. Поступил приказ на перемещение из Салтановки в Святое. Маршрут предстоял сложный, по заливному лугу, вдоль реки Навля, в то время как основные силы дивизии должны были нанести отвлекающий удар на Алтухово.
Тронулись в путь, замыкая колонну тыла. Выйдя к мосту, увидели своих товарищей, уходящих в бой. В это время послышался рокот самолётов:
– Во-о-о-здух!!! – пронеслось по нарастающей. 
Богомолов, не раздумывая погнал упряжку через мост в лес. Оглянувшись, увидел, как немецкие истребители на бреющем полёте, извергали смертоносный шквал по потоку из лошадей и людей. Развернувшись буквально над головой, лётчики, рассчитывая на безнаказанность, пошли обратным курсом, сея смерть и хаос.
Свернув в лево по лесной дороге вдоль реки, двинулся параллельным маршрутом. На противоположном берегу продолжалась бойня. Самолёты на малой высоте проносились над головами людей и сеяли смерть. Вдруг, с коренного берега со стороны деревни Угорья ударил по воздушным стервятникам пулемёт. Из-под крыла одного из них повалил дым:
– Попал… – выдохнул Алексей, – попал!!! – радостно закричал во всю мощь лёгких.
За спиной раздалось радостное:
– Ура-а-а!!!
Алексей оглянулся и только теперь увидел, что за ним пошла часть обоза и люди радовались, что на этот раз уцелели.
Июнь 2021.

Встреча.

Разведка 269 стрелковой дивизии выяснила, что все выходы из лесов прочно перекрыты противником. О серьёзности положения сержант Сергей Бондаренко понял по тому, как в наспех отрытых окопах их роты появился генерал Жадов, который внимательно выслушивал бойцов и командиров, подбадривал их:
– Лихо нас прихватили немцы, коль начальство на передок пожаловало, – язвительно заметил боец рядом с Сергеем.
– Ты это брось, – оборвал Бондаренко, – не каждый генерал в окоп к солдату приходит. Сразу видно, поддержать решил, своим присутствием воодушевить. Готовьтесь братцы. Бой нам предстоит нешуточный.
В подтверждение догадки, на огневую позицию подошли танки, остановились, заглушив двигатели:
– Раз, два, три… – считал всё тот же неугомонный, – десять… Надо же. Откуда взялась такая мощь…
– Откуда, откуда…, от верблюда, – оборвал говоруна сержант, – главное есть у нас всё, только применить с умом не можем, а учиться приходится кровью умывшись.
Из ближайшей машины выбрались танкисты. Лица в копоти, промасленные комбинезоны. Что-то знакомое показалось в фигуре пожилого. Бондаренко пристально всмотрелся:
– Не может быть… – выдохнул он, – Иван… Филатов? – Иван Петрович! – громко окликнул…
Танкист удивлённо обернулся и всмотревшись, бросился к товарищу:
– Сергей! Дружище! Вот так встреча!
Мужчины обнялись, всё ещё не веря своим глазам:
– Всё-таки добился своего? – кивнул Сергей в сторону машины.
– Да оно само-собой как-то сложилось, – пожал плечами Иван, – будет время, расскажу, а пока к бою нужно готовиться. Скоро атака…
– Мы с вами пойдём. Постараюсь не отстать от тебя.
Вскоре со стороны домика недалеко от Борщёва послышалась пулемётная и винтовочная стрельба, прозвучали взрывы гранат. Тут-же прокатилась команда:
– Вперёд! Ура-а-а!!!
Взревели двигатели танков, лавина красноармейцев рванулась вперёд, подавляя сопротивление противника. 3 Армия вырвалась из болотистых лесов.
Июнь 2021.


Рецензии