Мечты, мечты... В чем ваша сила?

Недавно я опубликовал заметку о рекордсмене СССР  в беге на 400 метров Викторе Маркине, чей рекорд не побит уже в течение 41 года.  Нет, рекорд не такой уж заоблачный, сильнейшие бегуны мира  на эту дистанцию бегают намного быстрее, но вот в нашей стране бегуны не то что не могут спорить с ними,  даже к рекорду почти полувековой давности не могут приблизиться. Почему? На это должны ответить эксперты, тренеры, физиологи.  Может, те кто сейчас занимаются длинным спринтом, как называют дистанцию 400 метров, не мечтают об этом?

Позволю себе пофилософствовать на тему, что такое мечта и с чем её едят..)) Шутка, сами понимаете. 

Мечта – это яркий, эмоционально насыщенный образ желаемой действительности. Это то, чего человек очень сильно хочет и к чему стремится. Мечты наполняют жизнь смыслом и заставляют нас совершенствоваться и двигаться вперед. Они помогают человеку проложить мост между реальным и идеальным миром в его воображении, чтобы впоследствии сократить разницу между ними.

Отличие мечты от цели. Мечта – это что-то эфемерное, призрачное, идеальное, отвлеченное. Цель – нечто реальное, конкретное, определенное, сформулированное, подкрепленное ресурсами. Когда мы мечтаем, мы стоим на месте, как только появляется четкая цель, мы начинаем двигаться к ней.

Мечты помогают человеку прожить жизнь так, как он хочет. Мечта является стимулом совершенствования человека. Она помогает сделать человека жизнерадостным, целеустремленным. Мечта становится целью, если начать что-то делать, пытаться достичь её, не боясь трудностей и преград на пути к её достижению.

Мечты отличаются от фантазий своей приземленностью, можно сказать, что фантазии - это предмечты. Однако и фантазии тоже могут быть приземленными, все зависит от контекста фантазии. Например, Никола Тесла использовал фантазии для проверки работы своих механизмов, которые после его проверки на практике оказывались реально работоспособными!

На вопрос, нужна ли человеку в жизни мечта, они ответят только утвердительно, поскольку именно мечты их ведут на жизненном пути, предоставляя возможность достигать большего и получать новые знания, уникальный опыт. Далеко не секрет, что, если мечтать правильно, не зацикливаться и посылать во вселенную собственные мысли, они материализуются.

Наличие Мечты делает осмысленной нашу жизнь, структурирует нашу деятельность вокруг осознаваемых целей и подсознательных мотивов. Мечта создает смысл, движение к мечте создает чувство полноты бытия и осознанности совершаемых поступков.

Если это мечта-цель, жизнь человека подчинена выполнению тех задач, что двигают его к этой мечте. Такая мечта определяет интересы, способ жизни и непосредственно влияет на тем большее количество сфер существования, чем она масштабнее.

Мечта, которая никогда не сбудется, в книгах называется химера. Неосуществимая, несбыточная и странная мечта.

Мне кажется, что без мечты, в принципе, человек не живет, а существует. При этом вовсе не обязательно под мечтой понимать что-то конкретное (материальное). Мечта может быть абстрактна и не направлена на "здесь и сейчас". Мир во всем мире, к примеру, чем не мечта.

Мечта играет важную роль в жизни человека. Она обладает магической силой. Пословица гласит: «Жизнь прожить не поле перейти». В жизни взлеты сменяются падениями. Именно благодаря мечте унылый день наполняется светом и верой.

Человек может представить что угодно, как угодно и когда угодно. Мечтая и фантазируя, мы учимся видеть необычное в привычных вещах, устанавливать новые связи между предметами и явлениями, моделировать нестандартные ситуации. Ум в целом становится гибче, а наши горизонты расширяются до безграничных широт.

Мечта — это жизненный компас. Зачем нужны мечты? Мечтая, мы становимся лучше, а наша жизнь ярче. Мечта повышает нашу самооценку, мы учимся больше любить и уважать себя.

Нужно отстраниться от бытовых мыслей и сконцентрироваться на мечте. Произнесите про себя желание, а потом начинайте его визуализировать. Используйте все свое воображение — представляйте не только внешний вид мечты, но и запахи, звуки, которые ее сопровождают. Важная часть визуализации — проживание эмоций, которые вы будете испытывать, когда осуществите мечту.

Любовь является значимым событием, состоянием, процессом в жизни человека. Любовь может приносить счастье, боль, может быть причиной девиантного поведения. Любовь может являться средством и самовыражения, и самопознания.

Любовь - это желание счастья другим, самоотречение, готовность пойти на жертвы, отсутствие эгоизма; она преображает человека. Любовь возвышает человека, пробуждает в нем лучшие чувства – доброту, сопереживание, желание помочь и спасти, готовность жертвовать своими интересами ради других.

Таким образом, роль любви в жизни человека сложно переоценить. Любовь – это внутренний свет, это душевные силы, которые побуждают помогать людям вокруг, совершать подвиги. Любовь – жизненно необходимое чувство. Подтверждает эту мысль пример из повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза». Главная героиня – крестьянская девушка Лиза. Лучше прочитать эту повесть, чтобы понять, что для крестьянской девушки значит любовь.  И  сейчас есть такие девушки, уверяю вас. Да вы и сами знаете, уважаемые читатели.

Пофилософствовав, спущусь на грешную землю и расскажу, как меня вели по жизни мои личные мечты.  Это будет рассказ человека, который немало достиг в жизни, хотя родился в обычной семье служащих, учителей сельской школы. Может, у вас было нечто подобное, как у меня. Сразу скажу, что у меня не было неосуществимых мечт, так называемых химер. А вот какие были, узнаете из моего повествования.

Начну со школьных лет. Не знаю, какие мечты были в дошкольном возрасте, может, и были, но я о них не помню.  А вот школьные мечты придется разделить на две части.  Скажите, хорошо учиться – это мечта или обязанность мальчика, юноши в советское время?  Особенно если у тебя родители учителя и спрашивают с других, требуют, чтобы они хорошо учились и примерно вели себя на уроках, участвовали в общественной жизни.  После разговора с отцом на эту тему еще в первом классе я понял, что это моя обязанность. И нужно сказать, я её весьма достойно выполнил. В «аттестате зрелости» по окончании средней школы у меня всего 3 четверки, остальные пятерки.  Хотя, по моему мнению, могли бы оставить и 1 четверку, потому что к окончанию школы я хорошо знал и литературу, написал три последних сочинения на оценку 4/5, т.е. за грамотность 4, а за изложение – 5.  И позже, на вступительных экзаменах в Хабаровский медицинский институт, единственный из поступавших  в тот год юношей написал сочинение на 5.

Если бы не конфликт с учительницей химии в школе, и по этому предмету должна быть отличная оценка. Я был победителем районной олимпиады по химии, всегда имел «отлично» в табеле за все классы, но когда меня выгнали с урока за то, что я играл в карты с соседом по парте, сделав их из таблицы Менделеева, учительница пошла на принцип и наша школа вместе двух медалистов в том году получила одного.  То, что знал химию на отлично, подтвердилось на вступительных экзаменах в институт. Я единственный из поступавшем в том году юношей имел по всем предметам (физика, химия, сочинение) оценки «отлично».

Но все же в школе у меня была одна далекая, и одна вполне реальная мечта. Далекая  появилась в классе 5, после прочтения небольшой повести (увы, автора не помню) о том, как наш военный корабль во время войны на Северном флоте атаковал немецкий рейдер, корабль, намного больший по размерам и с более крупными орудиями. И атака увенчалась успехом, немецкий рейдер покинул наши воды. Вот тогда я стал мечтать стать моряком, получить звание «капитан-лейтенант» и командовать эсминцем, т.е. эскадренным миноносцем.  Я мечтал стоять на мостике и отдавать команды: «Лево на борт!», «Полный вперед».

Но чуть позже я прочитал книгу Жюля Верна «Четыре тысячи лье под водой» про подводную лодку «Наутилус», и стал мечтать о службе на подводной лодке.  Позже я прочитал книгу о подвигах советских подводников в годы войны, изучил устройство подводной лодки, и записавшись в судомодельный кружок, сделал модель подводной лодки. Модель была из дерева, но могла пройти под водой пару метров, движимая скрученной резинкой, которая вращала винт.

Но в старших классах школы увлекся спортом, когда у меня выявились неплохие способности к прыжкам.  Вот тогда я стал мечтать прыгать высоко, как мой кумир Валерий Брумель.  Даже самостоятельно, без тренера, освоил способ прыжка «перекидной», именно им Брумель преодолел 228 см.  Но к выпускному классу понял, что со свои ростом 178 см и корявой техникой прыжка выше 180 см, которые я преодолел в школе, карьера классного прыгуна у меня не получится.  Поэтому после окончания школы у меня совершенно не было мечты, я даже на знал, кем я хочу стать.

Зная, что я должен учиться в Хабаровске, где жили мои бабушка с дедушкой, я должен был выбрать один их четырех институтов: педагогического, медицинского, политехнического и инженеров железнодорожного транспорта.   Иметь дело с железяками я не хотел, поэтому технические вузы отпали сразу. Стать учителем отсоветовали мои родители, знающие меня и сами учителя. Оставался медицинский с его самым большим в тот год конкурсом.  Но я рискнул и поступил, хотя мама меня немного отговаривала. Мол, в медицине кровь, гной, другие неприятные вещи, а я брезгливый.

За шесть лет учебы я понял, кто такой врач, причем почти всех специальностей, но особой тяги ни к одной не имел. Поэтому не  имел  мечты стать хирургом или анестезиологом, куда рвались парни. Правда, за годы учебы сумел стать чемпионом РСФСР в эстафетном беге среди студентов медицинских институтов, и чемпионом края среди студентов ДСО «Буревестник» по прыжкам в длину. В «Буревестник» входили студенты всех ВУЗов края, кроме института железнодорожного транспорта.

Поэтому, когда я после окончания института по распределению попал служить на Тихоокеанский флот, на вопрос кадровика КТОФ, какой предмет у меня был любимый, ответил «физкультура».  Хорошее здоровье помогло мне исполнить свою детскую мечту – стать подводником, форсить в красивой форме военно-морского офицера.  Там у меня была должность, как сейчас бы сказали, врача общей практики. Я должен был уметь лечить все болезни, даже сделать в случае необходимости операцию по удалению аппендицита. Не довелось, хотя именно на нашей лодке  лет десять назад была сделала первая такая операция на  Тихоокеанском флоте.

Я не мечтал стать военным медиком. Считалось, что это не военный и не медик.  Настоящие врачи в госпиталях на берегу, но госпиталей мало, а врачей на кораблях много.  Да и стать флагманским врачом непросто по этой же причине.  И хотя служба у меня шла, и меня уговаривали остаться служить 25 лет, но предложить хорошую должность на берегу не смогли, и я решил увольняться в запас.

В конце июня 1974 года я демобилизовался с военной службы на флоте и ушел в запас. Встал вопрос, как и чем заниматься на «гражданке».  И так случилось в моей жизни, что я выбрал правильную профессию – врача-рентгенолога.

Стал я рентгенологом совершенно случайно. Еще учась в институте, я не знал, каким специалистом буду. Быть клиницистом, т.е. лечащим врачом, меня не очень прельщало. Многие мои однокурсники, в частности Сережа Куракин, мечтали стал анестезиологами-реаниматологами. Интересная, но очень ответственная  профессия. Но там надо было уметь слушать тоны сердца, хрипы в легких, а это у меня не очень получалось. Поэтому я стал задумываться о профессии врача-диагноста. А такими в ту пору были лишь врачи-рентгенологи. Ни эндоскопии, ни ультразвуковых  исследований не было. В рентгенологи попасть  было трудно. Доплаты за вредность и пенсия для мужчин в 50, а для женщин в 45 лет влекли в эту профессию евреев. Они-то и занимали большинство должностей, особенно в центре и в науке.

Я всегда очень неплохо относился к представителям этого народа. Но по литературе и,  по словам старших знал, что евреи всегда занимались тем, чем выгоднее всего с материальной точки зрения. И если в медицине их было больше всего в стоматологии, дермато-венерологии и в рентгенологии, то именно  к  этим специальностям и следует присмотреться. Я выбрал рентгенологию и,  как показала жизнь, не ошибся в выборе. По крайней мере, для себя.

Главным рентгенологом  края в ту пору был еврей Шмуль Волькович (хотя он называл себя Александром Владимировичем) Розмарин. К нему-то я и подошел перед демобилизацией с просьбой посодействовать в трудоустройстве. Подошел в военной форме, бравый старший лейтенант медицинской службы. Вместе с ним мы пошли к главному врачу краевой больницы Автухову А.В. и тот пообещал взять меня на работу, предоставив первичную специализацию. Но когда после увольнения в запас я подошел к Розмарину, он извинился и сказал, что вакантная должность врача в краевой больнице занята. Как я потом узнал, на эту должность устроилась его невестка, моя однокурсница. Они с мужем жили на Украине, но через три года вернулись. Лена Анциферова (а именно так она звалась в девичестве) по специальности была врачом-гинекологом.  Но работать по специальности не захотела,  и тесть решил сделать её рентгенологом и взял на то место, которое обещал мне. Но к тому времени всех перипетий этого я не знал.

Розмарин при мне позвонил главному рентгенологу города Филимонову Э.Г. и у него узнал, где есть вакансии врача-рентгенолога. Тот назвал больницу № 11.  Но для трудоустройства надо было туда поехать, переговорить с заведующим рентгеновским отделением и главным врачом больницы. Так вместо краевой больницы на улице Серышева в центре города я оказался «у черта на куличках», на 5-й площадке, в 11-й больнице.

И снова мне повезло. Я попал в клиническую больницу, где было две кафедры медицинского института, хирургии (заведующий профессор Г.Л.Александрович) и терапии (заведующий А.М.Сарванов). Рентгеновский кабинет в большом, на 480 коек,  стационаре был один, врачи работали в 2 смены, поэтому видели друг у друга все сложные и интересные случаи диагностики, и это давало мне бесценный опыт, и моя квалификация росла как на дрожжах. Это отмечали и мои коллеги в больнице, и врачи-рентгенологи города, перед которыми я выступал с сообщениями на заседаниях научного общества.

Вот тогда у меня снова появилась мечта, а вернее, цель.  Или, может, это была просто обязанность как в школе хорошо учиться?  Я  захотел научиться выполнять все исследования, которые делались в рентгеновских кабинетах, получить высшую категорию врача-рентгенолога.  Объем исследований в нашем кабинете позволил освоить и бронхографию, и дуоденографию, ирригоскопию, не говоря об исследования желудка и 12-персной кишки, легких и сердца.  Но потребности клиницистов, в первую очередь хирургов, заставили осваивать и другие, не применяемые в других рентгеновских кабинетах исследования, например, с бария с пищевой смесью, дуоденографию с гипотонией, томографию желчного пузыря и протоков.

Необходимость обеспечить свою семью финансовыми средствами требовала где-то совмещать, потому что по своей специальности, связанной с лучевой нагрузкой, совмещать было запрещено. Так я освоил эндоскопию, вначале гастродуоденоскопию, а потом бронхоскопию жестким бронхоскопом Фриделя, которая делалась под наркозом в операционной.  Такое совмещение позволило улучшить качество диагностики заболеваний желудка и легких.  Мне стали доверять обследовать vip-персоны. Например, профессор Александрович привел ко мне профессора Постола, мою классную даму  на первом курсе Симон и многих других пациентов,  с целью постановки правильного диагноза.  Я участвовал во многих консилиумах. Мой авторитет в городе как хорошего диагноста рос.

Поэтому некого не удивило, что меня назначили заведующим рентгеновским отделением больницы, а потом главным рентгенологом города. Если о первой должности я задумывался, да и моя заведующая Лазаркевич, собираясь по достижению 45-лет уйти на пенсию и работать на 0,5 ставки, давала мне первые уроки работы,  умению составлять отчеты, то о должности главного рентгенолога города, хоть и внештатной, за которую не доплачивали, но престижной, я даже не мечтал.  И хотя за эти годы я хорошо узнал организацию рентгеновской службы, не думал я и о работе главного рентгенолога края.  Но это случилось, и дало толчок новым знаниям моей профессии рентгенолога.  К этому времени я уже достиг одной цели, стал врачом высшей квалификационной категории.

И опять я не могу мечтой назвать желание за 2 года в своей новой должности объездить все рентгеновские кабинеты края, по площади равного двум Франциям.  Это была цель,  план работы, который я составлял с учетом всех обстоятельств. Не мечтал я и о внедрению бригадного подряда, который разрешили в здравоохранении, но сделал все, чтобы такой подряд в отделении у меня появился, и это был первый такой опыт в Хабаровском крае. Это позволило увеличить объем выполняемой моим отделением работы и соответственно, заработной платы.  Именно заработанной, а не полученной от высиживания необходимого количества часов. 

Когда я в сентябре 1974 года впервые вошел в рентгеновский кабинет больницы, в котором проработал  12 лет, я не думал, не гадал и не мечтал, что когда-то буду лично знаком с главным рентгенологом  Советского Союза профессором Соколовым, главным рентгенологом РСФСР профессором Власовым, главным рентгенологом Москвы профессором Щербатенко, буду слушать их лекции, лекции профессоров Розенштрауха, Портного, доцента Шотемора и многих других, известных не только в нашей стране, но и в мире рентгенологов, буду участвовать в работе Всесоюзного съезда рентгенологов,  двух Пленумов республиканского научного общества. И уж точно не представлял, что буду участвовать в Европейском конгрессе, посвященном 100-летию открытия рентгеновских лучей. Но все это было в моей жизни, и мечты не сыграли никакой роли, а просто ответственная, с полной отдачей сил и опыта рутинная работа врача и заведующего, главного специалиста города и края.

И уже тем более я даже не думал, что буду работать чиновником краевого уровня, вторым по должности в Хабаровском крае.  Это произошло не по моему желанию, скорее, вопреки ему, просто я не устоял под напором  двух ставших мне начальников. Но я и об этом не жалею, работа была интересная, хотя очень трудная. Это сейчас чиновников развелось много, а работа все та же, что была в начале моей работы в краевом отделе здравоохранения. И зарплата тогда чиновника была чуть выше, чем у главного врача.  Но нам удалось не развалить здравоохранение края, несмотря на «лихие 90-е годы» ельцинских «реформ», когда вся экономика страны катилась под уклон.

Я всегда был прагматичным человеком, не ставил перед собой невыполнимые цели и уж тем более воздушные замки.  Может, именно это и помогло без всяких мечтаний побывать в некоторых зарубежных странах, известным мне по историческим романам.  Когда мне предстояла какая-нибудь зарубежная поездка, я шел в книжный магазин и покупал буклет об этой стране. Читал его и ехал уже более подготовленный к тому, что могу увидеть.

Вначале были поездки на Дальнем Востоке – в Китай и Японию. Если про Японию можно было что-то найти перед моей поездкой, в том же киоске «Союзпечати» в гостинице «Интурист», где останавливались иностранные туристы и японские тоже, то вот о Китае  ничего не мог найти, кроме текста в энциклопедии.  В Токио я увидел современный город с небоскребами, посмотрел его панораму с 65 этажа, побывал в древнем храме, прогулялся мимо императорского Дворца и конечно, побывал в центре Токио – районе Гинза, а также в «Дисней-лэнде».  Потом на скоростном поездке промчались со скоростью свыше 200 км/час от Токио до Ниигаты.

В первую поездку в Китай я увидел старый Харбин,  с пятиэтажными домами в советском стиле ,города Гирин, Чанчунь, где была известная китайская киностудия, которую мы посетили.  Но в те первые поездки нас больше интересовали магазины и рынки, чем местные достопримечательности.  Совсем по-другому я ездил в Европу, там меня больше интересовали местные достопримечательности.

Я увидел Вену с её достопримечательностями — историческими памятниками, архитектурными ансамблями, парками и бульварами, церквями, театрами и музеями. Штефансплац. Центр старого города. На ней находится собор Святого Стефана, давший название площади. Площадь Ам-Хоф. Самая большая и богатая историческим прошлым площадь старого города. Кернтнерштрассе. Расположена между Штефансплац и Карлсплац. Долгое время служила торговым трактом, ведущим на юг (в Каринтию), благодаря чему и получила своё современное название.

Побывал в Париже, увидел собор Парижской богоматери, Эйфелеву башню, Триумфальную арку, дом Инвалидов, где похоронен Наполеон Бонапарт, Вандомскую колонну.  Один день посвятил поездке в Версаль,  пришел по залам дворца и  паркам , увидел многочисленные фонтаны. Все это напомнило мне наш Петергоф.

А вот поездка в Венецию не могла ничего напомнить, такой город единственный в мире.  До сих пор вспоминаю площадь и дворец Сан Марко, дворец дожей, Гранд-канал, мост Риальто, катание на гондоле по каналам города.

Так что я, читая исторические романы в юности и в зрелые годы, никогда не мечтал побывать там, где происходят события в литературных произведениях. Но даже без этого сумел побывать там, и это можно расценить как подарок свыше.

В заключение о любви, о которой так много написано в литературе, которая помогает горы сворачивать.  Что это за чувство, о котором я написал при своих философских размышлениях, я узнал лишь на старости лет.  До этого были детские и юношеские влюбленности, сексуальные влечения к противоположному полу, женитьба «по залету».  У меня в молодости, когда мечтают о настоящей любви, не было мечты, чтобы какая-то девушка полюбила меня, стала моей любовью.  Самой красивой женщиной в мире я считал Джину Лоллобриджиду, которую старшеклассником впервые увидел в фильме «Собор Парижской богоматери».  Но не мог же я мечтать о ней в свои 17 лет? А коль нет мечты, то и не чурался отношений с любыми девушками, которые обратили на меня внимание. Оказалось, что я настоящий «бабник», не могу отказать слабому полу.

Были потом кратковременные романы с дамами, как правило, замужними, которым я не мог отказать в их желании сблизиться со мной.  Признаюсь, в те годы я не думал о том, что любовь - это желание счастья другим, самоотречение, готовность пойти на жертвы, отсутствие эгоизма; она преображает человека. Любовь возвышает человека, пробуждает в нем лучшие чувства – доброту, сопереживание, желание помочь и спасти, готовность жертвовать своими интересами ради других.  Именно это чувство и поддержка любимого человека сподвигла меня на творчество, каким я занимаюсь последние годы. А уж как у меня получается, судить вам, уважаемые читатели.  Всех вам благ.


Рецензии