А потом прилетят журавли...

               
   Вера Михайловна собралась очень быстро. Она попросила соседку присмотреть за домом, покормить кошку и собаку, а сама побежала на первый автобус. Правда, громко сказано, что она побежала. Скорее, она шла так быстро, как только могла в свои шестьдесят три года. А ей казалось, что она бежит. Да еще тяжелые сумки оттягивали ей руки и сильно замедляли  ее движение вперед. Но на самый первый автобус Вера Михайловна, слава Богу, успела.
   Вера Михайловна не спала уже несколько ночей. В голову ей все приходили плохие мысли о том, что там, в городе, в Москве, у ее единственной дочки что-то случилось. Вера Михайловна гнала от себя эти мысли, старалась думать только о хорошем, но плохие мысли все возвращались к ней снова и снова. И тогда Вера Михайловна не выдержала и решила поехать к дочери без всякого предупреждения. А что ? Всего сорок минут на автобусе до районного центра, четыре часа на электричке, а потом на метро. Если транспорт ее не подведет, то к вечеру доберусь, думала Вера Михайловна. Мир не без добрых людей. Если что, ей с сумками тяжелыми кто-нибудь да подсобит.
   Дочка Веры Михайловны Татьяна жила недалеко от метро. Вера Михайловна уже подходила к знакомому дому, когда услышала родные голоса прямо с улицы. Август. Окна у многих открыты. А дочка Веры Михайловны жила на втором этаже пятиэтажного дома. В дверях Веру Михайловну встретил зять.
   - Что у вас тут происходит ? – спросила у зятя Вера Михайловна. – Я ваш крик еще на улице услышала.
   - У нас сумасшедший дом, - ответил зять, принимая от Веры Михайловны ее тяжелые сумки с деревенскими гостинцами.
   - Психушка, - подтвердила дочь Веры Михайловны Татьяна.
   - У нас тут, бабушка, одни нервнобольные на голову, кроме меня, - добавила внучка Веры Михайловны Вика.
   Один только внучок Виталик молча кинулся к любимой бабушке и обнял ее за ноги.
   - Мам, ну как ты думаешь ? Один пьет и день, и ночь. Не просыхает, - дочь Веры Михайловны кивнула на мужа. – Вторая в ночное уходит, вместо того, чтобы за книжками сидеть и к экзаменам готовиться, выпускной класс у нее, - пожаловалась Татьяна Вере Михайловне на дочку. – А третий пока все лужи во дворе не перемеряет и ноги свои насквозь не промочит, домой не придет. А потом из ангин не вылезает. Не знаешь даже чем его лечить, - Татьяна кивнула на Виталика. – Ну почему, мам, у всех посмотришь дети как дети, муж как муж. А у меня один сумасшедший дом, - Татьяна тяжело вздохнула.
   - Я бы, дочка, с дороги перекусила чего-нибудь. Проголодалась. С самого утра к вам еду.
   - Ты вместо того, чтобы жаловаться, накормила бы лучше человека, - упрекнул Татьяну муж.
   - Молчи лучше, - огрызнулась Татьяна и кинулась на кухню накрывать на стол.
   После ужина Вера Михайловна с дочкой остались на кухне одни.
   - Ты прости меня, мам, - сказала Татьяна и присела рядом с Верой Михайловной на маленький кухонный диванчик. – Прости, что так плохо тебя встретила. Но ты же сама видишь, что у нас тут настоящий сумасшедший дом. Я с ними скоро тут с ума сойду. Голос уже сорвала.
   - А, может, не надо так кричать ? – тихо спросила у дочери Вера Михайловна. – Можно ведь и спокойно обо всем договориться.
   - Легко сказать, - усмехнулась Татьяна. – Я ору, а они и то меня не слышат.
   - Иногда и тихим голосом можно так сказать, что тебя все сразу же поймут.
   - У меня, мам, терпения на все их выкрутасы не хватает.
   - А чтобы терпеть своих близких, дочка, их просто надо любить, -  Вера Михайловна обняла Татьяну и прижала ее к себе.
   - Да я очень люблю их, мам. Веришь ? Я горло за них любому перегрызу. А моя нервная система не выдерживает. Я же хочу как лучше, а получается как хуже.
   - А ты постарайся, дочка, не строить их в одну линейку, как в армии. Семья это не армия.
   На кухню пришел зять Веры Михайловны Николай.
   - О, явился, не запылился, - усмехнулась Татьяна, глядя на мужа. – Что, сушняк замучил ? Опохмелиться захотел ? Посмотри, мам, на этого алкоголика. Он скоро совсем сопьется.
   - Мама Вера, веришь, одну только рюмку выпил. У товарища на работе был День рождения. Он стол накрыл.
   - Ага, и на прошлой неделе у другого товарища был День рождения. И на позапрошлой,  тоже, - не сдавалась Татьяна.
   - Мама Вера, у меня не жена, а электропила с вечным двигателем, - Николай втиснулся на диванчик рядом с Татьяной и обнял ее одной рукой.
   Маленький кухонный диванчик только жалобно скрипнул под его тяжестью.
   - Коля, я тебе земляничное варенье привезла. Я знаю, ты его любишь. Специально для тебя в лес за земляникой ходила.
   - Спасибо, мам Вер. А как там в деревне ? Журавли то весной прилетали ? – спросил Николай у Веры Михайловны.
   - Прилетали. Куда же они денутся ? – ответила зятю Вера Михайловна.
   - А помнишь, Тань, когда мы в деревне жили, еще Викуся маленькая была, мы каждый день ходили на этих журавлей смотреть ?
   - Конечно, помню, - ответила мужу Татьяна. – А еще я хорошо помню, что ты меня тогда своим солнышком называл, а не электропилой.
   Сидели втроем долго. Разговаривали. Уже поздно ночью на кухню вошла внучка Веры Михайловны Вика.
   - Сидят тут, - удивилась она. – Время уже третий час ночи, а они разговаривают.
   - Ты вот лучше расскажи бабушке как ты к выпускным экзаменам готовиться собираешься ? – сказала дочери Татьяна. – И как в ночное уходишь, вместо того, чтобы сидеть и заниматься.
   - Ба, ну скажи ты ей, чтобы она не пилила меня день и ночь. Поступлю я куда надо, даже не сомневайтесь.
   - А куда надо, это куда ? – уточнила у дочери Татьяна.
   - Мам, ну ты же прекрасно знаешь – в педагогический колледж. Я хочу, бабушка, воспитательницей в детском садике работать. Я детей очень люблю.
   - А ты знаешь, сколько воспитательница в этом садике получает ? – поинтересовалась у дочери Татьяна.
   - Мне хватит, - отпарировала Вика.
   - Хватит. На хлеб и воду, может, и хватит.
   - А ты, мам, что хочешь ? Чтобы я получила высшее образование и работала на нелюбимой работе ?
- Нелюбимая работа, это как пожизненная каторга, - сказала Вера Михайловна.
   - Вот видишь, мам, бабушка меня понимает.
   Вика присела на подлокотник диванчика со стороны бабушки и обняла ее. Диванчик только пискнул, но в очередной раз выдержал.
   По коридору прошлепал босыми ногами маленький Виталик. Он зашел на кухню сонный, смешной и зажмурил глаза от яркого света. Потом, быстро оценив обстановку, Виталик забрался к бабушке Вере на ручки и попросил сонным голосом :
   - Бабушка, расскажи мне сказку.
   - Ну, слушай, - сказала Вера Михайловна. – Пройдет дождливая осень, отвьюжит свое суровая зима, отстучит капелью ранняя весна, а потом прилетят журавли.
   Виталик быстро уснул в теплом гнездышке из бабушкиных рук. Но зато сказку Веры Михайловны очень внимательно слушали трое взрослых. Дочь Татьяна, зять Николай и внучка Вика. Им всем троим было очень интересно узнать, и что же там будет потом, когда прилетят журавли…
    


Рецензии