110. Начало мудрости ко спасению

Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает. В них –духовный путь исправления природы человека; при их осмысливании через сознание души проясняется многое. А то, что остаётся неясным, раскрывается проникновением в «зашифрованные» в образах этого мира духовные смыслы стихов.

Этот псалом хвалы составлен акростихом – в алфавитном порядке, каждая фраза начинается с очередной буквы еврейского алфавита. Это говорит о его особом выделении – для бОльшей гармонии, для выделения смысла. 

"Аллилуия. Славлю Тебя, Господи, всем сердцем моим в совете праведных и в собрании."

Песня начинается с призыва славить Господа (евр. "алелуйа"), публично в собрании верующих.
Совершать это в собрании праведных, которые всем сердцем присоединяются к этому служению, не только приятнее, но и полезнее для духовного развития. Это чёткое направление на то, чтобы сделать уверовавших единым целым, это определяет желаемый результат – духовный рост до состояния праведности.
Участвующие в собрании вызывают на себя усиленный поток духовной силы, света, пропускают через себя эту энергию и чувствуют, как она их наполняет. Они этим потом живут!

"Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные.
Дело Его — слава и красота, и правда Его пребывает вовек."

«Велики деяния Господни, истолкованы они любящими их» – так говорит прямой перевод еврейского текста, а «правда Его» в первоисточнике – «справедливость Его».

Таким образом, изучение и духовное истолкование великих дел Господа не только выявляет чудесные проявления Его славы и величия, но и утверждает, что справедливость Его пребывает вовек.

В делах Господних проявляется красота и гармония провидения, они объединены одним планом; воспринимаемые и все вместе истолкованные, они рождают благоговение. Пребывшие в благоговении вожделеют Его делами и считают благоприятным всё, что Он делает.

«Каждый, кто любит их, находит их» – читают это место в некоторых переводах, – то есть раскрывает смысл в их целях и духовных преображениях. Они справедливы и святы, в них проявляются неизменные свойства Творца.

Человечество пытается под действием света Творца использовать принципы справедливости, правды, милосердия, чтобы не проглотить друг друга, но ничего не получается. Истина – это самый верный принцип, но проблема в том, что он для людей не открыт и соответственно неизвестен: истина – это имя Творца (буквы алеф-мем-тав), этими буквами, этим словом высшая сила создала всё творение. А потому вместо истины используем правду, справедливость и милосердие, чтобы хоть как-то приблизиться к истине – к природе Творца. Справедливость – это не совершенный принцип, но за неимением выбора нам приходится им руководствоваться, чтобы сохранять человеческие отношения.

"Памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр Господь.
Пищу даёт боящимся Его; вечно помнит завет Свой."

А это – о имени, которое Бог сделал Своими чудесами, и Он провозгласил его Моисею – «Господь, Бог человеколюбивый и милосердый» (Исх 34:6).
Память о делах сотворения и о делах провидения утверждает, что Он неизменно милосерден и добр.

В определённые моменты Всевышний действовал на народ каким-нибудь чудесным образом, чтобы привлечь к исправлению. Но чудо само по себе – это не исправление, а действие свыше. Должна быть и наша, человеческая работа, а она должна быть такой, чтобы мы не нуждались в чудесах, но нуждались в свете Творца. Он даёт «хлеб насущный» – самую подходящую и самую своевременную пищу!

Величайшее из всех Его чудес – прощение греха по исповедании его и раскаянии, и об этом следует помнить, и это – так же пища «боящимся Его», которую Он даёт по завету и в подтверждение обетования, Он вечно помнит завет Свой.

Завет «применяется» для того, чтобы люди поняли, уяснили, какое такое нужно сделать исправление, чтобы после выхода из Египта (читаем: эгоизма) войти в Землю Израиля, (читаем: в условия объединения на свойствах отдачи и любви), – на высшую ступень творения, ступень подобия свойств свойствам Творца. Эта ступень даёт эти начальные жёсткие для нас условия, чтобы мы чётко понимали, на что идём – на отказ от своего эгоизма.

Это мы не в состоянии сделать сами. Все производится под воздействием высшей силы. Но мы должны выполнить такие действия, чтобы высшая сила подняла нас над эгоизмом и перевела на другой уровень.

"Силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать ему наследие язычников."

Перевод исходного еврейского текста содержит несколько иное смысловое значение: «Могущество дел Своих показал Он народу Своему, дав ему наследие народов».

Народы, язычники – это эгоистические «корни», желания и свойства, которые по мере духовного развития подлежат исправлению.
На физическом уровне это представляется тем, что Он дал Израилю наследие в земле Ханаанской, и во времена Иисуса Навина семь народов были подчинены ему; затем во времена Давида почти все народы подчинились Израилю и стали платить дань.

На уровне духовном это не земное богатство, а миссия по исправлению эгоистических свойств, влекущих вражду и разделение, неся веру и высший свет, показываю прямой путь к Творцу.

"Дела рук Его — истина и суд; все заповеди Его верны,
тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте.
Избавление послал Он народу Своему; заповедал навеки завет Свой. Свято и страшно имя Его!"

«Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а  поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин 3:19-21).

Все дела Бога показывают, что в Нём истина и Он есть истина; как уже показывалось, истина – это имя Творца, это самый верный принцип всего творения, но, увы, недоступный для уровня «человек». Потому вместо истины используем правду, справедливость и милосердие, а чтобы хоть как-то мы приближались к возможности восприятия истины, Творцом даны заповеди, которые «верны, тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте».
Перевод Теилим даёт прямое значение – «сотворены в истине и прямоте». В них ничего не подлежит произвольному изменению или добавлению, любые человеческие доводы здесь ничтожны.

Господь ниспослал Своему народу избавление с исходом из власти фараона, с той же верностью потом вывел народ из вавилонского плена. Он снова сделает это, когда «наступит полнота времён». Всё это – часть Его завета, который навеки.
Все сказано и все сделано в истине и правоте и поэтому является непреложным. Его цели – уже достигнуты, ибо в духовном мире намерение – уже оконченное дело. Вот только мы их ещё не постигли и не достигли, но они утверждены духовно и поэтому абсолютно нерушимы.
«Свято имя Его» – свята сама природа Творца, имя Его несёт свет, и даже достигающая нас отражённая искра этого света становится движущей силой поступков, ведущих к справедливости и добру.

«Страшно имя Его» – это не просто эффект страха возмездия, это эффект понятий «суд» и «духовный отбор», это уже о понятии «страшный суд» который выносится за порог смерти – за пределы естественного отбора и понятий мира сего.

Есть термин, который лучше передаёт смысловую нагрузку – трепет. Это защитная функция эгоизма, который всё время трепещет, постоянно дрожит за то, чего может лишиться.

Чтобы дальше двигаться к Творцу, нужно переводить такой «низовой» трепет в духовный:

"Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Хвала Ему пребудет вовек."

Перевод первичного еврейского текста говорит так: «Начало мудрости – благоговение пред Господом. Разум добрый у всех исполняющих заповеди – слава его пребудет вовек». Сопоставляя с синодальным «страх Господень» получаем, что это – синоним благоговения пред Творцом.

Только человек, благоговеющий, проникшийся величием и благостью Творца идёт по пути добра. Чем более творение повинуется Ему, тем больше света Он даёт, а свет Его действует и творит – начиная с нашего духовного пробуждения, до полного освящения. Душа есть одновременно орган повиновения Творцу, орган духовного познания.

Человек, укоренивший в сердце благоговение пред Господом и трепещущий пред Ним, никогда не заблудится в лабиринте противоречивых идей, чувств и всевозможных влияний извне.
 
Правильное понимание природы Бога через свойства отдачи и любви имеют те, кто ощущает их благость и стремится в своих свойствах приблизиться к ним. И Давид указывает правильный путь, чтобы познать их лучше: «Они верно разумеются всеми, кто исполняет их». Исполнение даёт правильное разумение – делает мудрыми ко спасению.


Рецензии