С. Василенко - композитор, народный артист России

Сергей Никифорович Василенко (18(30) марта 1872, Москва — 11 марта 1956, Москва) — русский и советский композитор, дирижёр и педагог. Народный артист РСФСР (1940). Народный артист Узбекской ССР (1939). Лауреат Сталинской премии первой степени (1947).

Из дворян. Родился 18 (30) марта 1872 года в Москве в семье управляющего имениями. В 1882 году их семья перебирается в деревню Царёвка Елецкого уезда  Орловской губернии, ныне Долгоруковский район Липецкой области, но за ними остаётся московская квартира. В книге «Воспоминания» Василенко писал о своих впечатлениях от первой поездки в деревню с матерью: как удивило его кваканье лягушек, шум деревьев и вся сельская округа.
 «Я приезжал туда с мамашей в конце мая. Мне все там нравилось, начиная с дороги. От Ельца ехали на лошадях, день склонялся к вечеру. По бокам дороги тянулись поля ароматной ржи, цветущей, дышащей мёдом гречихи; проезжали через тёмные, покрытые кустарником балки (овраги); в них журчали ручьи, кричали коростели и стонали лягушки. Осторожно спускались к мельничной плотине, где таинственно поблескивала заснувшая река. От всего я был в восторге» (с.44-45).

В 1882 году был отдан в 1-й класс гимназии Креймана, где пробыл только один год.

После получения среднего образования он, по желанию отца, в 1891 году поступил на юридический факультет Московского университета, который окончил в 1896 году с дипломом 1-й степени. Первоначально занимался уголовным правом (судебной медициной) под руководством В. А. Легонина. На последнем курсе университета Василенко принял решение «сменить юридическую карьеру на музыкальную» и поступить в консерваторию. По словам Василенко, «Легонин был необычайно поражён, более того, он, вероятно, решил, что я сошёл с ума…»[2].

Музыкой серьёзно обучаться начал с 1888 года, стал брать частные уроки у Ричарда Ноха, затем — у А. Т. Гречанинова (теория музыки), Г. Э. Конюса (композиция) и Сергея Протопопова (гармония). Встреча с П. И. Чайковским оставила большое впечатление и он в 1895 году поступил в Московскую консерваторию. В мае 1901 года он её окончил с золотой медалью (по классам контрапункта и фуги у С. И. Танеева, композиции у М. М. Ипполитова-Иванова и дирижирования у В. И. Сафонова).

Путешествует по Турции, Италии, Австрии, Швейцарии, Франции, посещает Германию, Голландию, Норвегию, Египет.

В 1903—1905 годах был дирижёром Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова. В 1907 году организовал при ИРМО общедоступные Исторические концерты и в течение десяти лет дирижировал ими. В том же 1907 году получил место профессора инструментовки и композиции в Московской консерватории, работал на этой должности до самой смерти (с перерывом в 1941—1943 годах).

С 1918 года организатор и руководитель общедоступных концертов и концертов-лекций в Москве, в 1925 году принимал участие в организации радиотрансляций классической музыки. Совместно с М. А. Ашрафи в 1938 году в Ташкенте работал над созданием первой узбекской оперы «Буран». За годы работы в Московской консерватории воспитал ряд известных музыкантов, среди которых А. В. Александров, А. Н. Александров, Н. С. Голованов, В. В. Нечаев, М. Абдраев, П. И. Сеница и др.


Могила Василенко
С. Н. Василенко умер 1 марта 1956 года. Похоронен на Введенском кладбище (5 уч.).

Творчество
Ранние сочинения Василенко отмечены влиянием русского фольклора и старообрядческих напевов, с 1906 года прослеживается связь творчества композитора с поэзией символизма (оркестровые пьесы «Сад смерти» и «Полёт ведьм», романсы на стихи А. А. Блока и В. Я. Брюсова), между 1910 и 1920 он начинает интересоваться народной музыкой Востока и уже в советское время неоднократно использует её мотивы в своих произведениях (балеты «Нойя» и «Иосиф Прекрасный»). Его произведения отличаются богатой колористической оркестровкой, яркой, блещущей остроумием и игрой фантазии музыкой. Василенко — автор учебного пособия «Инструментовка для симфонического оркестра» и книги воспоминаний, вышедшей в Москве в 1979 году.

Написал несколько дополнительных номеров к балету Ц. Пуни «Эсмеральда» в редакции Р. М. Глиэра[3].

Сочинения
Оперы и оперетты
«Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре» (1900—1902)
«Сын солнца» (1929)
«Христофор Колумб» (1933)
«Поп и поручик» (1935)
«Девушка из кофейни» (1938)
«Буран» (1938, совместно с М. Ашрафи)
«Великий канал» (1939, совместно с М. Ашрафи)
«Суворов» (1941)
Балеты
«Нойя» (1923)
«Иосиф Прекрасный» (1924—1925)
«Лола» (1925—1926)
«В солнечных лучах» (1925—1926)
«Треуголка» (1935)
«Цыганы» (1936)
«Акбиляк» (1942)
«Лола» (1943)
«Мирандолина» (1946)
Сочинения для оркестра
«Эпическая поэма» (1900—1903)
Симфония № 1 (1904): партитура
«Сад смерти», симфоническая поэма (1908)
«Полёт ведьм», симфоническая картина (1909)
«В солнечных лучах», сюита (1910—1911)
Симфония № 2 (1911—1913)
«Сюита на темы лютневой музыки XIV—XVII вв.» (1914)
«Зодиак», сюита на темы французских композиторов XVIII в. (1914)
«Испанские танцы», сюита (1925—1926)
«Индусская сюита» (1927)
«Китайская сюита № 1» (1928): партитура
«Китайская сюита № 2» (1931)
«Туркменские картины», сюита (1931)
«Советский Восток», сюита (1932)
Симфония № 3 «Итальянская» (1934)
Симфония № 4 «Арктическая» (1934)
«Узбекская сюита» (1943)
«В деревне», сюита (1943)
«Торжественная увертюра» (1943)
«6 славянских плясок» (1944)
«Украина», сюита (1945)
Симфония № 5 (1947)
«Сюита на китайские народные темы» (1954)
«Колхозная сюита» (1955)
Концерты и другие сочинения для солирующего инструмента с оркестром
Концерт № 1 для скрипки с оркестром (1913)
Концерт для балалайки с оркестром (1930)
2 пьесы для виолончели с оркестром (1937)
Концерт для виолончели с оркестром (1944)
Концерт-поэма для трубы с оркестром (1945)
Концерт для арфы с оркестром (1949)
Концерт для фортепиано с оркестром (1949)
Концерт № 2 для скрипки с оркестром (1952)
Концерт для кларнета с оркестром (1953)
Концерт для валторны с оркестром (1953)
«Весной», сюита для флейты и камерного оркестра (1954)
Вариации для виолончели с оркестром (1955)
Вокальные сочинения
 Внешние аудиофайлы
«Армянская серенада» из цикла «6 романсов для голоса и фортепиано» (исп. Г. П. Виноградов)
«Бал-Саят» из цикла «4 романса на тексты старинных туркменских поэтов» (исп. А. С. Пирогов)
3 романса для голоса и фортепиано (1904)
«Заклинания», сюита для 2-х голосов и фортепиано (1909)
«Маорийские песни» для голоса и фортепиано (1913)
«Экзотическая сюита» для голоса, струнного квинтета, квинтета деревянных духовых, арфы и барабана (1915—1916)
6 романсов для голоса и фортепиано (1921)
«8 алтайских песен» для голоса и фортепиано (1931)
«2 турецкие песни» для голоса и фортепиано (1931)
«4 романса на тексты старинных туркменских поэтов» для голоса и фортепиано (1932)
Камерные сочинения
Струнный квартет (1899)
Серенада для виолончели и фортепиано (1918)
«4 пьесы на темы лютневой музыки XVI и XVII вв.» для виолончели (или альта) и фортепиано (1918): ноты
«Восточный танец» для кларнета (или альта) и фортепиано (1922)
Соната для альта и фортепиано (1923)
«Испанские танцы», сюита для фортепианного трио и малого барабана (1925—1926)
«Мелодии казанских и уральских татар» для гобоя, кларнета, фагота и фортепиано (1926)
5 пьес для скрипки и фортепиано (1926—1932)
Струнный квартет (1926—1927)
«Квартет на туркменские народные темы» для флейты, гобоя, кларнета, фагота и малого барабана ad libitum (1930)
«Японская сюита» для флейты, гобоя, кларнета, фагота и ксилофона (1930)
Баллада для скрипки (или балалайки) и фортепиано (1931)
5 пьес для скрипки (или балалайки) и фортепиано (1932)
Фортепианное трио (1932)
«Китайский скетч» для флейты, гобоя, кларнета и фагота (1933)
«Квартет на американские темы» для флейты, гобоя, кларнета и фагота (1933)
Сюита для балалайки и баяна (или фортепиано) (1945)
6 пьес для скрипки и фортепиано (1950)
5 пьес для виолончели и фортепиано (1950)
5 пьес для скрипки и фортепиано (1951)
Сюита для скрипки и фортепиано (1951)
10 пьес для балалайки и фортепиано (1955)
Обработки народных песен, хоровые произведения.
Музыка к фильмам
«Изменник Родины» (1932)
«Окраина» (1933)
«Гибель сенсации» (1934)
«Золотое озеро» (1935)
«Джульбарс» (1935)
«Обновлённая земля» (1935)
«Шёл солдат с фронта» (1938)
«Пропавшая грамота» (1945, анимационный)
Музыка к театральным постановкам
«Альцеста» Еврипида (1891)
«Лесные чары» Я. Полонского (1897)
«Пещное действо» С. Полоцкого (1902—1903)
«Дафнис» неизвестного автора (1902—1903)
«Укрощение строптивой» У. Шекспира (1913, рукопись утрачена)
«Сон в летнюю ночь» У. Шекспира (1914)
«Медведь и паша» Э. Скриба (1918)
«Игра интересов» Х. Бенавенте (1921)
«Том Сойер» по М. Твену (1925)
«Борис Годунов» А. Пушкина (1937)
«Пётр I» А. Толстого (1938)
«Алёнушка и Иванушка» Ю. Данцигера (1945)
Награды и премии
народный артист Узбекской ССР (1939) — за вклад в развитие узбекской музыки
народный артист РСФСР (1940)
Сталинская премия первой степени (1947) — за балетную сюиту
2 ордена Трудового Красного Знамени (26.07.1943; 28.12.1946)
медали
Память
Vasilenko SN Brusov St 20180815 133419.jpg
На д. 7 по Брюсову переулку в Москве установлена мемориальная доска С. Н. Василенко.

Библиография
Поляновский Г. Сергей Василенко: жизнь и творчество. — М., 1964
Василенко С.Н. Воспоминания. - М., 1979

Примечания
 Новая Российская энциклопедия: в 12 т. / Редкол.: А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян и др. — М.: ООО «Издательство „Энциклопедия“» Т. 3 Бруней — Винча, 2007. — 480 с.: ил.
 Императорский Московский университет, 2010, с. 114.
 Балет «Эсмеральда». История создания.

Литература
Павлов А. Т. ВАСИЛЕНКО Сергей Никифорович // А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков Императорский Московский университет: 1755—1917 : энциклопедический словарь. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 114—115. — ISBN 978-5-8243-1429-8.

Ссылки
Сергей Василенко на belcanto.ru
ВАСИЛЕНКО // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2019)
Василенко Сергей Никифорович. Летопись Московского университета.

Словари и энциклопедии
Большая российская Музыкальный Римана Universalis Современной Украины.

(Материал из Википедии).


Рецензии