Парадигма символов концепта Саров в восприятии пра

Парадигма символов концепта Саров в восприятии православных паломников ХIХ - начала XX вв.               
                в соавторстве с И.А.Суздальцевым
Саров, на наш взгляд, вполне можно рассматривать как одно из ключевых для русского национального самосознания имен. В 18-19 веке оно прочно связывалось со Свято-Успенской Саровской пустынью - «академией монашества», по словам наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Антония (Медведева). В начале 20 века семантическое поле имени после торжеств 1903 года официально обрело свое концептуальное ядро: Саров - это место подвигов и прославления одного из самых почитаемых русских подвижников – преподобного Серафима Саровского. Но во второй половине 20 века семантическое поле концепта «Саров» расширилось, включив в себя значения: «закрытый город», «ядерный центр». И можно с уверенностью говорить о бинарном поле концепта «Саров», что отражено и в гербе современного города, на котором на первой его червленой половине мы видим символическое изображение атомного ядра, а на втором зеленом поле - колокольню Саровского монастыря.
«Саровский текст», в котором развертывается содержание концепта «Саров», представлен разными типами текстов, основную массу которых можно разделить на шесть групп:
1) воспоминания или записки паломников (отдельно паломников 19 – начала 20 веков и отдельно паломников второй половины 20 –начала 21 веков);
2) художественные тексты: поэтические (отдельно стихи о преподобном Серафиме и отдельно стихи саровских поэтов о Сарове или на городскую тематику, например П.Тужилкин «Утро городского человека») и небольшое количество прозаических произведений, в основном саровских писателей;
 3) мемуары ученых-физиков или строителей города (вторая половина 20 века – 21 век);
4) научно-исследовательские, как правило, исторические работы о Сарове, созданные во второй половине 20 –начала 21 веков;
5) повседневные тексты, к которым мы относим публикации в сми и соцсетях на бытовые и социальные темы, в которых фигурирует упоминание о Сарове;
6) мнения самих жителей Сарова о своем городе, отраженные, например, в брендинговых исследованиях.
Однако точкой отсчета формирования концепта «Саров» следует считать воспоминания и записки паломников 19 – начала 20 веков и, чтобы описать всю концептосферу «саровского текста», необходимо сначала провести концептуальный анализ текстов первой выделенной нами группы. В данной статье в ходе такого анализа будут использованы путевые заметки, очерки, письма из книги «К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево (1823 – 1927)», а также воспоминания о Саровских торжествах священнослужителей Василия Тигрова и Сергия Златоустовского, архимандрита Сергия (Страгородского), писателей  И. В. Преображенского и В.Г. Короленко.
Слово-концепт «Саров» - ядро поля, репрезентирующее все возможные признаки концепта на лексико-семантическом уровне, и в воспоминаниях паломников оно имеет свои семантические варианты: Саровская пустынь – пустынь Саровская – пустынь – Саровская обитель – обитель Саровская – лесная обитель – святая обитель – белая обитель – древняя обитель – обитель – Саровский монастырь – монастырь – святилище. Равенство в сознании писателей-паломников номинаций «Саров» и «Саровская пустынь» мы видим, например, у неизвестного паломника С.Н.Р.: «…жители Темникова всегда с особенной любовью посещали и посещают Саров, или Саровскую пустынь» [1, с. 139]. Есть, конечно, и другие, на первый взгляд, индивидуальные номинации, отражающие восприятие конкретных паломников: Саров – «великолепная лавра» (А.Н.Муравьев) [2, с. 91], «Горний Иерусалим» (В.П.Шнейдер), [3, с. 286], «град Китиж» (А.Тимофиевич) [4, с. 546], но это как раз скорее номинативные стереотипы русского паломнического сознания.
Все тексты паломников представляют собой идеализированную когнитивную модель – само место посещения не предполагает критического  описания или субъективной оригинальной оценки. Критические комментарии возможны лишь в описании событий, но не самого места. Настрой при посещении святых мест у верующих людей всегда общий, тем не менее, совпадение в описании тех или иных отмеченных паломниками примет Сарова следует считать не стереотипами, а устойчивыми символами концепта. Все приметы Сарова, отмеченные паломниками, можно разделить на две группы: природные и культурные. Назовем их по частоте упоминания (от большей к меньшей). Природные -  лес, воздух (запахи), небо, речки, родники, ветер (безветрие), комары. Культурные – колокольный звон, служба, пение (здесь и далее курсив наш – Н.С., И.С.). Есть еще архитектурный символ (как часть культурного, но выделяющийся в гиперсимвол) – колокольня. «Над всей обителью царит громаднейшая колокольня [5]», - пишет, например, архимандрит Сергий (Страгородский). И есть еще одна общая для обеих групп символов Сарова примета – тишина (номинативный вариант для природной группы) и молчание (номинативный вариант для культурной группы). Охарактеризуем каждый символ подробнее. 
ЛЕС
Парадигма символа «лес» включает в себя описания леса в целом и отдельно деревьев, его составляющих. Лексема «лес» имеет свои языковые варианты: «лесное море», «лесная пучина», «лесная чаща», «лесная гуща», «бор». Вот самые популярные определения из тезауруса атрибутов, сочетающихся со всеми этими вариантами: сосновый, столетний, вековой, многовековой, могучий, бесконечный, необозримый, беспредельный, густой, глухой, темный, мрачный, непроницаемый, непроходимый, дремучий, девственный, величайший. Наиболее частотный атрибут выделить невозможно, больше двух раз не повторяется ни один. Тезаурус атрибутов, описывающих деревья саровского леса (сосны и ели): громадные, колоссальные, исполинские, могучие, огромные, стройные, строевые, мачтовые, густые, вековые. Наиболее частотный атрибут – вековые (7 упоминаний). Лес в описании большинства паломников одушевлен, это не просто символ Сарова, а практически его душа, отсюда великолепные сравнения и олицетворения: «саровский бор, как древний витязь, готовый защитить родную землю от неумолимого и страшного врага» (4, 550), «одушевленные свидетели его подвигов» [6], «подобно старцам, утомленным долгою жизнью» [6]. Лес – неотъемлемая часть самого монастыря: бор - «как мантия инока» [7, с. 18], сосны - «свечи желтого и белого воска» [6].
ВОЗДУХ (ЗАПАХИ)
Многие паломники отмечают особый саровский свежий воздух, наполненный, по словам профессора И.М.Андреева, «ладаном саровских сосен» [8, с. 583] и «божественным ароматом благодати Божией», по впечатлению священника Сергия Златоустовского [9]. Кроме аромата (запаха) сосны (смолы) он включает в себя «аромат лесных цветов и листвы» [10, с. 417], «грибов и пахучих трав» [4, с. 551]. Словоформа «запах» имеет следующие атрибуты: терпкий, непривычный, чудный, густой, смолистый; синонимический вариант «аромат» - обильный, насыщенный, смолистый.
НЕБО
Небо как символ Сарова имеет два образа: дневное небо и ночное. Но интересно то, что и днем, и ночью небо обладает общими признаками – оно безоблачно и почти одного цвета. День -  «голубое, безоблачное небо» [11], «золотое солнце сияло на синем безоблачном небе» [12, 384], «голубого полуденного неба» [13, с. 371]. Ночь - «небо чистое, прозрачное» [10], «синее звездное небо» [12, с. 391]. Ночное небо отличается от дневного лишь «неугасимыми лампадами – звездами» [12, 391]. Причем, звездность саровского небо отмечают все паломники: «небо открыто и удивленно смотрит тысячами звезд» [11], «а по ночам чистое небо зажигалось мириадами звезд» [12, 391], «оно зажгло мириады своих небесных светильников»[10].
РЕЧКИ
В Сарове две речки – Саровка и Сатис, однако большинство паломников описывают Саровку, чаще называя ее речкой, а то и речушкой, при этом еще и добавляя эпитет «маленькая»: «по берегу маленькой речки Саровки» [14, с. 462], «воды маленькой речушки Саровки» [4, с. 551]. Однако именно нрав Саровки делает ее достойным описания, многие наделяют ее атрибутом «бурливая». Кто-то видит в этом бурлении сердитый нрав: «словно ночь мешала ей и она сердилась» [1, с.147], а кто-то – веселый: «весело катит свои воды <…>, нежась на изумрудном ложе» [4, с. 550]. Особое внимание Саровке уделено еще и потому, что вдоль нее идет дорога на Ближнюю и Дальнюю пустынку к преподобному Серафиму, то есть она часть паломнического маршрута. Сатис удостаивается паломниками наименования «река», и главная ее достопримечательность – весенние разливы: «река Сатис разливается перед монастырем и в ней вон, видите, отражается своими храмами и кельями, как в зеркале».[15, с. 184]. Зеркальной гладью и способностью отражать наделяют паломники и Саровку, только отражаются в ней «прибрежные кусты и густые сосны» [16, с. 254]. Обе реки – несомненные символы Сарова, потому что монастырь стоит на месте их слияния.
РОДНИКИ
О родниках пишут чаще паломники 1903 года, но они ограничиваются лишь упоминанием об их наличии: «Во многих местах по дороге бьют родники» [5].  Большинство же рассказывают о впечатлениях об источнике преподобного Серафима на пустыньке: «источник неглубок, весьма чист и прозрачен, дно его усеяно камешками» [1, с. 149] или об источнике, над которым построен храм Иоанна Предтечи. Родники – это часть леса, а источники – уже часть культуры.
ВЕТЕР (БЕЗВЕТРИЕ)
Многие паломники отмечают в своих воспоминаниях ощущения от особого дорожного ветра на пути в Саров («К Сарову мы начали приближаться в седьмом часу вечера. Чудная погода. Ясное солнце. Легкий ветерок» [1]) и из него («Через полтора часа кончалась Саровская земля, редел лес и открывалась знакомая равнина. Но езда теперь уж не была так приятна, как вперед. Слегка круживший ветерок поднимал сильную пыль» [14, с. 465]). В самом Сарове, окруженном лесами, ветер ощущается только на колокольне: «- Видите, какой здесь сильный и холодный ветер? – обратил внимание провожатый. – И всегда так. А внизу у нас всегда тихо и тепло. - Это понятно: внизу лес, а здесь чуть не под облаками» [15, с. 190].
ТИШИНА
Безветрие – одно из составляющих особой саровской тишины, тишины природной и человеческой: «Сама природа остановилась как бы в своем движении и стоит в немом молчании» [11]. Тишина встречает паломников утром: «Тихое утро» [7, с. 13]. Тишина настигает их днем: «Лес надвигался ровной стеной, и, еще задолго до вечера, нас внезапно объял полумрак и обступила нерушимая тишина» [17, с. 451]. Безмолвие сопровождает их ночью: «Немая, торжественная, чуть прохладная ночь. … Мои паломники идут молча, каждый ушел в себя, никому не хочется разговаривать» [9]. Эта тишина особая, именно саровская, как неотъемлемая часть Саровской пустыни, как ощущение снисходящей на человека благодати, потому что на самом деле лес живой и полон звуков: «Под вековыми соснами тень и прохлада, в зеленой высоте над нами перекликаются птицы, где-то слышно кукование кукушки», - отмечает Путник (И.Лендер) [16, с. 254].
КОМАРЫ
Все предыдущие символы Сарова в текстах паломников действительно делают образ Саровской пустыни слишком неземным, поэтому такое упоминаемое многими неудобство поездки, как комары и оводы, добавляет описываемому месту конкретность. «Одно неприятно: комары не дают покоя, жужжат кругом и жестоко кусают пришлых, свежих людей. Надоедливая комариная песня беспрестанно раздается над ухом, а как только замолкнет маленький варвар, та тотчас вы чувствуете сильный укус. Комары жестоки в Сарове… В низинах около леса и воды кишат целые тучи комаров, - жалуется Путник (И.Лендер) [16, с. 254]. Важно здесь не просто жалоба на насекомых, которые в России летом водятся повсюду, а указание, на особенность Сарова: «Комары жестоки в Сарове». Но жестоки все саровские насекомые. «Мы приблизились на рассвете к Саровскому лесу  - чем далее, тем гуще становился он; наконец мы въехали в самую гущу бора и, преследуемые роем оводов, которые без пощады мучили бедных лошадей, медленно тащились по глубоким пескам», - пишет Дм. Деменков [7, с. 11].
КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН
Саровскую тишину помимо звуков природы нарушает звон колоколов: «В это время где-то далеко раздался и рассыпался тысячеголосным эхом по лесу гулкий звон колокола» [15, с. 187]. Колокольный звон имеет в текстах паломников семантические варианты: «удар колокола», «звон колокола», «звуки церковного звона», «звук монастырского благовестника», «церковный благовест». Само описание звона содержит множество атрибутов, подчеркивающих его силу, красоту и своеобразие: могучий, властный, великий, торжественный, чрезвычайно оригинальный, гулкий, непрерывный, чудный, гармонический, мягкий. Надо заметить, что ни один эпитет не повторяется на 37 текстов книги. Саровский звон легендарный и особый, во-первых, из-за слепых звонарей, которые стали отправной точкой для написания В.Г.Короленко повести «Слепой музыкант», а во-вторых, из-за 1200 пудового (более 19 тонн) колокола-«тысячника». Саровский звон имел свою мелодию, свою последовательность, вот как об этом пишет священник Василий Тигров: «Пять слепых послушников-звонарей приводили в дивное, стройно-музыкальное согласие звон Саровских колоколов. И нужно было слышать этот звон, чтобы судить о всей его чудной гармонии. Начинается перебор маленьких колоколов; слышатся высокие, приятные, серебристые звуки. Со следующими ударами в средние и большие колокола, в нисходящей последовательности раздаются всё более низкие, густые тоны, которые покрываются наконец сильным звоном большого колокола. Звон «во вся» по своей чудной мелодии навевал невольно на всех молитвенное настроение. Звуки его глубоко проникали в душу всех богомольцев» [11].
СЛУЖБА
Колокольный звон хотя и имеет свою эстетическую ценность, но все же является частью богослужения, а именно особую атмосферу служб в Саровской пустыни отмечают богомольцы. «Сразу же был обвеян и в самое сердце поражен тою неземною красотою и сладостью саровского праздничного богослужения, от которого тают сердца благочестивые», - пишет С.М.А. [18, с. 444]. Именно «порядок богослужения пустынного» [18, с. 444], по мнению многих богомольцев, «привлекать к себе любителей созерцательной жизни и безмолвия из самых отдаленных мест, где немало своих замечательных монастырей» [18, с. 444].
ПЕНИЕ
Как отличительную черту саровской церковной службы, приводящую в «умиление сердечное», многие писатели-паломники отмечали необычное саровское пение – «столповое или знаменного распева» [16, с. 255]. «Саровского пения описать невозможно; чтобы иметь о нем ясное представление, его надо лично слышать, - пишет священник Петр Поляков. - Отличительные его черты: безыскусственность, душевность и какая-то хватающая за сердце тихая заунывность. <…> с оттенком тихой священной грусти» [15, с. 187]. Важной особенностью саровского пения, как и всего саровского богослужения, является сочетание величавости, красоты - и безыскусственности, «убожества» (по словам А.Муравьева). «Это безмятежное царство молитвенной простоты, искренности, строгости, величавости», - подчеркивает неизвестный паломник С.М.А. [16, с. 444].
Общим местом в записках паломников является описание внешнего вида монастыря при въезде в него. Эта картина поражает воображение практически всех гостей и все они описывают ее по одной модели. Первый обязательный компонент всех описаний – золото куполов и крестов монастыря: «его высоких зеленых и золотых глав» [6], «с колокольнею, высоко поднимающею над ними златую главу» [7, с. 12], «храм Успенский, с пятью золочеными главами» [9], «уходя ввысь своими золотыми шапками-куполами, увенчанными золотыми крестами» [9], «золотые главы собора» [17, с. 450], «золоченными главами». [14, с. 460]. Второй компонент – это сияние, исходящее от монастыря: «в блеске солнца сияет монастырский город» [16, с. 254],  «в воздухе отражается чудесное сияние» [11], «с сияющем на ней крестом» [7, с. 12], «сверкая золотом куполов» [4, с. 546]. Третий компонент -  белоснежные стены: «обитель, словно невеста в белоснежном уборе» [12, с. 384], «белый Саров» [9]; «белоснежные стены охватили громадные храмы» [14, с. 459]; «при виде белых стен монастыря» [6]; «но вот на холме забелелись каменные здания» [7, с. 12]; «высокие белые стены монастыря» [13, с. 370]. Интереснее всего о белоснежности Сарова сказал В.П.Шнейдер: «Благодаря ли воздуху или окраске стен, но на закате получался удивительный эффект — купола церкви, ограда принимали молочный, лиловатый оттенок, и, сливаясь с вечерними облаками, рисовался какой-то Горний Иерусалим» [3, с. 286].  И наконец, четвертый обязательный компонент – общее восхищение увиденным, выражающееся однокоренными словами: «Великолепная картина!» [19, с. 598], «так он великолепен!» [5]; «во всем величии» [6]; «величественный Саров», «стоял тихо и величаво»  [9], «величественный монастырь» [14, с. 459];  «местоположение Сарова <…> не только представляет смену видов, очень разнообразных по шири, величественности, производит впечатление более грандиозное, чем даже Троицко-Сергиевская лавра, которая кажется после Сарова миниатюрной» [3, с. 286].
Таким образом, главные цвета-символы Сарова: белый (стены), зеленый (лес), синий (небо), золотой (купола).
Посещение Сарова кроме первого чувства восхищения вызывает в паломниках и религиозные чувства, которые сливаются в общее богомольное настроение, также отмечаемое всеми паломниками: «Невыразимая красота, возносящая горе человеческое сердце, вызывая в нем трепет глубочайшего благоговения» [10, с. 417]. Религиозное чувство просится наружу. <…> на душе таинственный восторг» [9].
Итак, проанализировав «саровский текст» писателей-паломников, мы попытались вычленить первосимволы Сарова, то есть те образы, которые лежат в основе формирования концепта «Саров». Некоторые из них утрачены и не восстановлены до сих пор, например - «бызыскусственное пение саровских монахов» и колокольный звон. Но эти символы на протяжении большей части истории Сарова (датой основания считается 1706 год, а мы рассматривали записки паломников до 1927 года) были составляющей его концепта. Эволюция практически любого концепта неизбежна, однако, как мы уже говорили в начале статьи, гиперсимвол Сарова (колокольня монастыря) вынесен на герб города, а значит первое значение концепта «Саров» -  Саровская пустынь по-прежнему актуально. А первосимволы всегда являются моделирующей основой концепта, потеря части их, ведет к эволюции концепта, но не к его утрате, поэтому знание этой основы необходимо.
Можно отметить, что все перечисленные символы Сарова характеризуются бинарной природой и имеют внутреннюю или внешнюю оппозицию. Небо: дневное – ночное; река: Саровка – Сатис; родники: лесные ключи – источники и купальни; тишина: природы – мира людей; ветер: за пределами Сарова и над ним – безветрие в Сарове; служба: простота – неземная красота; колокольный звон: слепые звонари (немощность человеческой природы) – могучий звон; пение: безыскусственность – величавость; лес: суровость (деревья) и жестокость (комары) – чистота и благодать (воздух).  Да и сам монастырь в восприятии паломников имеет бинарную природу: подобие лавры – убожество общежития. «Я ждал убогой пустыни, и вот мне предстала великолепная лавра, наподобие Сергиевой, но лавра только по наружности, со всем внутренним убожеством общежительной пустыни, хотя и с благолепными храмами», - пишет А.Н.Муравьев [2, с. 91]. Таким образом, двойственность Сарова заложена уже в самих его первосимволах, это изначальное свойство данного концепта, что во многом определило и дальнейшую его эволюцию, его тяготение к бинарности, которая на современном этапе выражается в оппозиции «монастырь» - «наукоград».

ЛИТЕРАТУРА
1. С.Н.Р. У отца Серафима. (Рассказ паломника-семинариста) // К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево (1823 – 1927) –М., ООО Издательство «Отчий дом», 2006  – 664 с.
2. Муравьев А.Н. Саровская пустынь // К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево (1823 – 1927) –М., ООО Издательство «Отчий дом», 2006  – 664 с.
3. Шнейдер В.П. Саровские торжества. Июль 1903 г. (месяц в Сарове) // К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево (1823 – 1927) –М., ООО Издательство «Отчий дом», 2006  – 664 с.
4. Тимофиевич А. В гостях у преподобного Серафима. // К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево (1823 – 1927) –М., ООО Издательство «Отчий дом», 2006  – 664 с.
5. Архимандрит Сергий (Страгородский). Письма из Сарова [Электронный ресурс]. – URL: https://pravsarov.su/content/publication/964/3117.html
 (дата обращения: 01.03.2021)
6. Преображенский И. В. Открытие святых мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца [Электронный ресурс]. – URL: (дата обращения: 01.03.2021)
7. Деменков Дм. Саровская пустынь в 1823 году (из путевых заметок) // К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево (1823 – 1927) –М., ООО Издательство «Отчий дом», 2006  – 664 с.
8. Андреев И. М. К батюшке Серафиму. Путешествие в Саров и Дивеево в 1926 году // К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево (1823 – 1927) –М., ООО Издательство «Отчий дом», 2006  – 664 с.
9. Паломничество елатомских гимназистов в Саровскую пустынь. Законоучитель гимназии, священник Сергий Златоустовский. Тамбовский епархиальный вестник № 30, 1911 г. [Электронный ресурс]. – URL:  (дата обращения: 01.03.2021)
10. Митрофорный протоиерей Василий Бощановский. Саровские торжества, прославление мощей преподобного Серафима Саровского // К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево (1823 – 1927) –М., ООО Издательство «Отчий дом», 2006  – 664 с.
11. Священник Василий Тигров. Воспоминания о Саровских торжествах [Электронный ресурс]. – URL: (дата обращения: 01.03.2021)
12. Макаревский М. На празднике у преподобного Серафима, Саровского чудотворца (Воспоминания и впечатления очевидца) // К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево (1823 – 1927) –М., ООО Издательство «Отчий дом», 2006  – 664 с.
13. Из дневников Великой княгини Ольги Александровны. Путешествие в Саровскую пустынь // К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево (1823 – 1927) –М., ООО Издательство «Отчий дом», 2006  – 664 с.
14. Неизвестный автор. Поездка в Саров (Из каникулярных воспоминаний) // К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево (1823 – 1927) –М., ООО Издательство «Отчий дом», 2006  – 664 с.
15. Священник Петр Поляков. Под сенью благодати (Из путевых набросков и впечатлений паломника) // К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево (1823 – 1927) –М., ООО Издательство «Отчий дом», 2006  – 664 с.
16. Путник (Н.Лендер). Поездка в Саровскую пустынь // К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево (1823 – 1927) –М., ООО Издательство «Отчий дом», 2006  – 664 с.
17. Толстая М. Там, где все возможно // К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево (1823 – 1927) –М., ООО Издательство «Отчий дом», 2006  – 664 с.
18. С.М.А. Поездка в Саров // К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево (1823 – 1927) –М., ООО Издательство «Отчий дом», 2006  – 664 с.
19. Кусаков Н. Дивеево и Саров в 1927 году // К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево (1823 – 1927) –М., ООО Издательство «Отчий дом», 2006  – 664 с.


Рецензии