Собака друг человека. Глава третья

   

             Глава третья.

Мария Сергеевна и Дайва устроились на террасе, каждая перед своим компьютером. Внуки спали, и у женщин был верный час, чтобы поработать. Хозяйка дома дописывала статью для журнала по психологии, которую обещала сдать еще неделю назад,  а ее гостья работала с документами для диссертации дочери. Рута писала диссертацию на тему коллаборационизма в годы Второй мировой войны в Литве, и Дайва помогала ей в первичной обработке документов, касающихся осужденных за сотрудничество с немецкими властями литовцев.
 Но поработать сегодня им кажется была не судьба. Мария Сергеевна, услышала лай и увидела поджарую фигуру следователя Кузнецова, занимавшегося убийством в поселке, который, в сопровождении недовольной Динки,  неспешно направлялся от калитки к дому. Он уже конечно не первый раз наведывался к ним. Не известно, кто ему понарассказывал про участие хозяйки дачи в разных криминальных историях, но он явно надеялся, что она сможет ему что-то особенно полезное доложить.

- Ну конечно. Адвокат Дубровский взяток не дает, он решает свои задачи более радиальными методами — просто устраняет несговорчивого прокурора. Вы так полагаете?- Мария Сергеевна уже не выдержала и раздраженно прервала следователя, который в очередной раз взялся уточнять только ему одному важные и необходимые детали по поводу работы мужа.
- Ну зачем Вы так. Я к Константину Петровичу отношусь с полным уважением, но сами понимаете, от меня требуют все версии отрабатывать. Пока двигаемся по всем направлениям. И кажется так  получается, что мы с Вами оба заинтересованы в скорейшей поимке истинного виновника.
- Если это шантаж, Владимир Николаевич, то бесперспективный. Насколько я знаю, Анатолия Панова убили в промежутке от двух до трех ночи. Константину Петровичу нужно было проявить недюжинную прыть, чтобы с часу пятнадцати домчаться из Москвы до поселка, перелезть через забор и провернуть дело.
- Конечно никому в голову не придет вашего мужа заподозрить в подобных действиях. Но ведь в компании, чьи интересы он представляет, разные люди работают.
- В чем  я могу с Вами согласиться, так это в том, что я тоже крайне заинтересована в скорейшем завершении дела. Мне вот нужно статью дописывать, а я с Вами беседую на совершенно не касающуюся меня тему. Давайте беречь время друг друга. Я например даю Вам совет, который Ваше время сэкономит. В компании, где работает мой муж, преступника не найдете, только будут зря потрачены усилия. Ищите среди тех, кто хорошо знаком с обстоятельствами убийства отца Анатолия Панова.
- Я уже прикидывал количество людей, которые в курсе. Никаких усилий не хватит, чтобы по ним по всем поработать, - с нескрываемым унынием ответил следователь.
- Не просто в курсе, а хорошо знаком и помнит все  подробности столько лет. 
- Да, Мария Сергеевна не зря мне про вас много лестного рассказывали. Я тоже в этом направлении думаю, и пытаюсь круг таких людей наметить. Осужденный по тому старому делу уже умер, близких родственников, готовых отомстить,  если думали, что он несправедливо осужден, у него как-то не наблюдается. Да и зачем было столько времени ждать? Так что эта версия маловероятна.
- А у Вас есть основания полагать, что за убийство посадили не того человека? - не удержалась Мария Сергеевна.
- Не мне конечно обсуждать действия моих коллег по тому делу, но доказательств по такому серьезному обвинению на мой взгляд было собрано не достаточно, - признался Кузнецов. Он позволил себе такую откровенность явно в расчете на то, что она оценит его это и отплатит ему тем же.
      
Когда следователь ушел, и женщины сели на веранде выпить чаю, в ожидании пробуждения внуков, Дайва спросила:

- Не сочти за нескромность, но скажи все таки пару слов, что у вас здесь произошло, и почему этот молодой человек оказывает тебе такое внимание…- извиняющимся тоном спросила Дайва.
- То что на соседнем участке произошло убийство, ты уже знаешь. Мне очень неприятно, что так совпало — твой приезд и эта история..
- Не оправдывайся. Ты не виновата в том, что я в неудачный момент приехала, - прервала извинения хозяйки дома гостья.
- Убийца тоже мог подождать. Но кроме шуток, это убийство несколько странное. Дело в том, что оно зеркально повторяет убийство его отца, произошедшее двадцать пять лет назад. А знаешь, кем он был на минуточку? Он работал прокурором в Литве с конца войны и до начала 60-х годов. 
- Ух ты! Этот персонаж наверняка фигурирует в каких-то документах, которые мне Рута дает. Как его фамилия?
- Панов Николай Степанович.   
- Так конечно не вспомню, но если теперь встречу, обращу внимание.
- Вот что я тебе еще скажу. Зарезали его, так же как и сына, старым клинком.
- Ой! Какие странные пересечения подкидывает жизнь иногда. Про один клинок я очень хорошо запомнила. Даже переживала сильно. Было одно дело, где явно парня не за что осудили. Руки хорошие были, работал при немцах в гараже, ни в каких ужасных историях, вроде арестов и расстрелов евреев не участвовал, просто  с кем то не тем в компании засветился. И в том числе обвиняли его в хранении холодного оружия. А холодным оружием был старый клинок от винтовки, который притащила в дом по дурости теща. Вроде как полезная вещь — свиней резать удобно. Дали 10 лет лагерей с конфискацией. Это мало по тем меркам.
- Ну да, типа как сейчас условно, когда ничего не могут предъявить.
- Вот, вот. Так он отсидел свои десять, освободился, но вернуться не дали, отправили на поселение. И в деле есть письмо сына к прокурору. Парень просит разрешить вернуться отцу в свою деревню. Он пишет, что старшего брата в армию забрали, мать больная совсем, и они с младшей сестрой просто голодают. Так прокурор отказал. Найду дело и узнаю фамилию прокурора.         
- И что мы с этим знанием будем делать?- растерянно спросила Мария Сергеевна.
-  Не знаю. Но ты не расскажешь следователю про эту историю?
- Конечно нет.  Кто мы такие, чтобы судить их?  Я до сих пор помню шок, который  испытала, когда ты, рассказывая про вашу семью и жизнь в то время Литве, произнесла такую фразу — «к счастью наш отец уже умер к тому времени». Это когда ты говорила о семье тети, которую вы приютили, когда ее мужа с конфискацией осудили, и они остались на улице. Тогда я и поняла значение этого казенного слова конфискация. Не нужно никаких книг читать, сразу все ясно стало.
- Да, я помню как ты на меня взглянула. Мол жестокая, как можно так про отца говорить. Да, у нас не было отца, которого могли осудить, но была крыша над головой. Выбор страшный и не нами сделанный.
- Кажется ребята наши проснулись. Пойдем займемся ими, от тяжелых мыслей отвлечемся, - сказала Мария Сергеевна и направилась к беседке, откуда уже слышались детские голоса.


         Продолжение следует.....


Рецензии