Картина Пиросмани Вознесение

    Пиросмани был благочестивым и набожным христианином. Известно, что в картине «Молебствие в деревне» в фигурке мальчугана, изображенного в молитвенной позе, он представил себя, как смиренного раба Божьего.  Художник нередко делился своими ощущениями, что во время рисования чувствует рядом с собой Божье присутствие и святого Георгия. Он признавался, что «его кисть пишет сама».
 
    Не понимая и не разделяя чувств художника, некоторые посмеивались, и нелестно отзывались о нем, как о человеке «не от мира сего». Однако его картины служат подтверждением и буквально свидетельствуют об этом. Вот и «Отшельник Георгий» скорее всего, навевает мысль о святом Георгии, особо почитаемом в народе с языческих времен (в Грузии даже после принятия христианства его продолжают чтить наравне с Христом).
 
    В Библии читаем: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе (…) ибо от избытка сердца говорят уста его» (от Луки  6:45)  Вот от избытка  «доброго сокровища сердца» выходец из села Нико Пиросмани повествовал о трудолюбивом кахетинском крестьянине. Ведь нераздельный с природой деревенский житель трепетно любит свою землю и заботится о ней. Становление каждого творческого человека проходит через постижение. В этом ему способствует Наставник. Кому-то в жизни везет, и он встречает определенную личность, у которой учится. Кто-то такого человека называет Учителем, а кто-то и Гуру. Для Нико духовным наставником являлся Господь, святой Георгий, и еще послужила родная кахетинская природа.

    Будучи в гармонии с ней, он впитывал от нее все лучшее. Она дала возможность художнику, солнечно светлому и чистому, как родниковая вода, пользоваться ее Священным даром – Интуицией. Став неиссякаемым источником вдохновения, именно она способствовала порождению массы чудесных образов с разными характерами, будь то сельский житель, или горожанин. Мелодичной пасторалью воспевал художник красоту и естество человеческой жизни и природы, столь же живописной, как в его любимом крае – в селе Мирзаани, название которого само благозвучно, как музыка.

    Вот потому и порождались под его редкостно трогательной «сельской» кистью столь реалистичные портреты современников. В картинах передавалась и живописность старого Тбилиси, где произошло его возмужание и становление как художника. Невзирая на то, что долго жил в Тбилиси и вобрал в себя неповторимо красочный колорит столицы, тем не менее, он не потерял и природную свежесть мышления.

    Не менее значительный смысл заключен и в изображаемых церквах. В православной Грузии на протяжении многих веков восстанавливались церкви, истребляемые многочисленными захватчиками, и строилось большое количество христианских храмов. В этом отразилась глубокая вера и большая тяга к духовному, как у народа, так и у самого художника, почитавшего национальную религиозную основу общества – православное вероисповедание. По всей видимости, это и вдохновило создавать образы священников и персонажи, похожие на праведников, духовников и странников: «Путешественник», «Георгий отшельник»,«Старик нищий» и «Крестьянин с сыном» (она напоминает сцену из библии: возвращение блудного сына). В их внешности проступают черты обогащенных духовными проявлениями старцев, они словно уподоблены мудрецам.

   Религиозной тематике и праздникам посвящено немало картин. Сколько красочных зарисовок с крашеными яйцами, пасхальными барашками, готовыми к жертвенному закланию, и прочими предметами сталкиваемся в картинах, связанных с Пасхой. Фактически, подобное детальное воспроизведение религиозных тем характеризует внутреннее духовное состояние Пиросмани, что говорит о многом – это своего рода служение Творцу с кистью в руках!.. Особого внимания требует исключительно оригинальная картина «Вознесение». Она вся насыщена символикой. Тут запечатлен весь набор пасхальной атрибутики: паска с крестом и надписью «Х.В.» (означающей Христос Воскрес), крашеные яйца, глиняный кувшин, бутыль с вином.

    В этой картине можно увидеть даже головку каменного кускового сахара (давным-давно канувшего в лета). В центре возле усыпальницы у подножия двух холмов, изображена сама Богоматерь – святая дева Мария, оплакивающая сына. Безусловно, содержание картины вмещает одновременно несколько сюжетов из Библии. Эпизоды в ней связаны с воскресением Христа после распятия и его последующим вознесением. Вот и свершилось пророчество – Христос Спаситель, даровавший всему миру прощение грехов, воскрес и  вознесся на Небеса.

    Сам возносящийся Иисус Христос изображен с символическим крестом в руках. На одной из гор вздымается церковь. Между холмами в межгорье симметрично расположены двое мужчин в белом одеянии и с крестами в руках.Вновь вспоминаем Новый Завет: «явились два ангела и возвестили о том, что пройдет время и Христос снова вернется на землю в зримом облике, чтобы судить живых и мертвых»...

    Как живо изображены фигуры Ангелов в белой одежде. Возможно это воплощение Апостолов, взирающих медленное восхождение Христа на Небеса. Их взор, наполненный священным трепетом, обращен к Христу. Они словно глядят и насыщаются образом Господа. Возносясь, Он продолжает с любовью благословлять всех людей на Земле.

    Первоначально затруднительно было объяснить наличие в небесном пространстве вокруг Христа желто-огненных кружочков, выглядящих как энергетические сгустки.  Поскольку у Никала был высокий дух истинного христианина, глубоко верующего в Господа, и знающего Библию, конечно же, им был описан эпизод из Евангелия – момент явления Христа ученикам и его вознесения: «И явились им разделяющиеся языки, как-бы огненные, и почили по одному на каждого из них. И исполнились все Духа Святого…» (Деяния, 2:3-4)

    Выполненная на жести большая картина «Вознесение» не имеет аналога среди всех его работ – это единственный случай изображения парящего образа. Причем, она выделяется своим довольно необычным, скорее модернистским композиционным решением. Работа  экспонировалась не только в Грузии, но и в странах Европы.

    Одним словом, она написана на уровне больших художников, таких, как «нарушитель гравитации» Марк Шагал: его образы парили в небесах, одухотворенные его любящей и мечтательной поэтической душой.  Думается, как эта, так и другие работы Пиросмани, не уступают им ни по силе, ни по композиционному рисунку. Они неповторимы своей пластикой, колоритом и технологией письма, поскольку Нико Пиросмани неподражаем. Столь же неподражаем, как и его стиль. У Пиросмани с Шагалом имелось нечто общее и сближающее – оба из провинции, оба всю свою жизнь посвятили ее обрисовке с любовью, и «сельской» кистью обоих водил «особый дух»!
   


Рецензии