Как Природа стала экологией
Но жизнь человека, осознаёт он это или нет, зависит в первую очередь от среды его обитания и от стабильности и благополучия этой среды. Унылый индустриальный ад, монотонная пустота, токсичность, безжизненность, серость вокруг неизбежно становятся картиной внутреннего мира, психический ландшафт является отражением зримого окружающего мира. Ни о психическом, ни о физическом здоровье человека в бесприродном, изувеченном мире говорить не приходится.
В ситуации, когда человека лишают того, что насущно для его жизни, ему остается либо действовать и отстаивать свои фундаментальные права, либо сделать вид, что ничего страшного не происходит. Вот тут и приходит на помощь языковая и нравственная подмена, одинаково «выгодная» как разрушителям, так и обобранным. Одно дело разрушать Природу, то есть стирать с лица земли пространство жизни, увечить неповторимый облик планеты в этом конкретном месте и отбирать у людей то, что им дорого и важно для существования. И совсем другое – воздействовать на безликую «экологию», вещь, возможно, и хорошую, но необязательную. Это всего лишь менять некие контролируемые цивилизацией настройки во внешнем мире и только.
Близкие по звучанию и по смыслу слова у «Природы» – родина, родной, род, рождение. Всё это значимые для человека понятия, за этими ассоциациями стоят чувства, воспоминания, нагруженные смыслом образы и символы, и важно то, что связь этих слов отражает связь этих явлений в реальности – без Природы не может быть никакой родины, родного места на Земле, жизнь не порождается там, где её уничтожили. А «экология» в этом новоявленном значении – это всего лишь некое абстрактное удобство, и это слово так и употребляется в обыденной речи, через запятую с остальными коммунальными удобствами – «развитая инфраструктура, хорошая транспортная доступность, чистая экология». Это слово-пустышка, тогда как за «Природой» стоит реальность. Поэтому разрушителям проще сказать «нет, мы не убиваем Природу», а пострадавшим – «нет, мы не теряем Природу, мы не те, кто уступил захватчикам Природу». И те и другие ухудшают или теряют всего навсего «экологию».
И есть ещё другая сторона проблемы: помимо прочего язык следует за реальностью большинства. Десятилетия экологического варварства принесли свои плоды в виде преобладания в жизни людей сильно преобразованной среды, и теперь многие действительно живут посреди худшей или лучшей «экологии», практически не имея контакта с Природой. Это ситуация, когда в лучшем случае у них где-то в досягаемости расположен уже даже не лесопарк, а максимально урезанная зеленая зона с лавочками и газонами.
Но что бы ни было главной причиной этого психологического и этического фальшивомонетничества, в дальнейшем оно будет только поддерживать обесценивание природного мира и его физическое исчезновение. Если в языке нет какого-то явления, оно не обозначено в виде слова (а здесь речь идёт об одном из самых важных для человека явлений), то его нет и в культуре, его нет и в сознании большинства, а значит, нечего защищать, нечего отстаивать, нечего ценить, Природа становится невидимой, а на ее месте зияет бесплотная зеленая пустота, называемая «экологией». Поэтому необходимо беречь и в сознании, и в реальности этот древний, уникальный, порождающий жизнь мир, который создавался миллиарды лет, и который нельзя воспроизвести ни в целом, ни в какой-то его части после его уничтожения. И он называется замечательным словом – Природа. А экология – это наука об этом мире.
Свидетельство о публикации №221111601594