Ситуации речевого общения

Основные единицы речевого общения
 Тазаян Арменуи Анна
Основные единицы речевого общения
Среди основных единиц общениявыделяются следующие:
1) речевое событие; 2) речевая ситуация;
3) речевое взаимодействие.
1 Речевое событие – это протекающий в контексте речевой ситуации дискурс. Дискурсом (от франц. discourse ‘речь’) называют связный текст в совокупности с экстралингвистическими – прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами; это текст, взятый в событийном аспекте. Дискурс – это различные виды речевой практики, бытовой диалог, интервью, лекция, беседа, переговоры и др., т. е. речь, «погруженная в жизнь». Дискурс включает паралингвистическое сопровождение речи, к которым относятся мимика, жесты, позы, выражение глаз и т. д. Речевое событие включает два основных компонента:
1) словесную речь (то, что говорится, о чём сообщается) и то, что ее сопровождает (дискурс);
2) условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками, включая самих участников, которые существенно влияют на речевое событие (речевая ситуация).
Таким образом, речевоесобытие можно представить в виде формулы: «это дискурс плюс речевая ситуация».
2 Речевая ситуация – это ситуация, составляющая контекст высказывания, порожденного в речевом акте. Высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет определенный набор участников – это говорящий и слушающий. Соответственно к основным составляющим речевой ситуации относят говорящего и слушающего, время и место высказывания. Речевая ситуация помогает понять смысл сообщения, конкретизирует значение ряда грамматических категорий. Она позволяет также правильно интерпретировать высказывание, уточнять его целевую функцию (угроза, просьба, совет, рекомендация, выявлять причинные связи данного высказывания с другими событиями и т. д. Кроме того, речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения. Различают канонические и неканонические речевые ситуации. Каноническими считаются ситуации, когда время произнесения (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего, то есть определен момент речи; когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой (в идеале, они располагают общим полем зрения); когда адресат – конкретное лицо и т. д.Неканонические ситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, то есть время произнесения высказывания, может не совпадать со временем адресата, то есть вре-менем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступления) и т. д.
3 Речевое взаимодействие представляет собой очень сложный процесс, протекание которого определяется как биологическими, так и социальными факторами. Биологический фактор речевой деятельности вообще и речевого взаимодействия в частности состоит в том, что человек от природы наделен способностью мыслить и говорить, а также особыми органами (речемыслительным аппаратом) для осуществления и того, и другого. В частности, мыслительной и речевой деятельностью индивида управляет особые центры,существующие в коре головного мозга:
- акустический (сенсорный)центр Вернике: помогает слушающему различать звуки речи и отличать их от других возможных звуков. Кроме того, в этом центре хранятся все известные нам слова.
- двигательный (моторный)центр Брока: руководит органами речи, заставляет их совершать артикуляцию, необходимую для образования того или иного звука.
Социальный фактор проявляет себя в том, что для речевого взаимодействия требуется сообщество, состоящее по меньше мере из двух человек. Вообще, речевая деятельность носит социальный характер, поскольку она является частью общественной деятельности человека.
В процессе речевого (вербального) взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знания, память — речемыслительная, модальная (волевая, эмоциональная, и нтещиальная (намеренческая, когнитивная (понятийная) сферы.
Структура речевоговзаимодействия включает в себя следующие элементы:
1) говорящий (адресант речи, референт);
2) слушающий (адресат речи, реципиент);
3) предмет речи (то, о чём говорят, – это определенный фрагмент действительности, информация о котором определяет содержание речи;
4) язык – это коммуникативный код, известный обоим участникам речевого взаимодействия;
5) высказывание – это коммуникативная речевая единица, которая содержит в себе все то, что исходит от говорящего по поводу того, о чем он говорит для своего адресата при помощи языка, известного им обоим.
Этапы речевого взаимодействия различны в отношении говорящего и слушающего. В отношении говорящего поэтапная последовательность речевоговзаимодействия может быть представлена в следующем виде:
1)составление внутреннего плана высказывания: рассуждение по поводу предмета речи и обдумывание высказывания;
2) порождение,структурирование высказывания: извлечение нужных языковых единиц (лексических, морфологических, синтаксических, необходимых для построения высказывания;
3)говорение: воплощение высказывания в материальных акустических сигналах.
С точки зрения слушающего речевоевзаимодействие предстает как последовательность следующих этапов:
1)составление внутреннего плана: прогнозирование высказывания, представление о том, что может сказать собеседник по поводу предмета речи;
2) восприятие (перцепция): декодирование словесных знаков, понимание смысла высказывание и его оценка, принятие или непринятие его;
3)реагирование: речевой или поведенческий отклик на высказывания.
Публикации по теме:
 Консультация «Основн
Discours [diskur] m, речь, выступление… Для Анны же это именно речь и даже какой-то «связный текст»…Выступление без выступающего – это что-то невообразимое с моей точки зрения (а иной у меня быть не может…, может быть версия иной точки зрения или точки зрения иного субъекта). Речь без того, кто речь создает, это тоже «фантастишь».
Если есть тот, кто говорит, то он, прежде всего, использует собственные структуры управления собственным артикуляционным аппаратом. Тот, кто слушает, создавая то, что он может считать речью говорящего, использует структуры управления системой слуха, которая создает ему звуки и, в частности – речь. Да, ошибочно он может считать эту звучащую речь продуктом говорящего партнера по ситуации устного общения. 
• Мгновенный ответ
Речевая ситуация – это ситуация, составляющая контекст высказывания, порожденного в речевом акте. Высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет определенный набор участников – это говорящий и слушающий. Соответственно к основным составляющим речевой ситуации относят говорящего и слушающего, время и место высказывания.
Основные единицы речевого общения. Воспитателям...
maam.ru›osnovnye-edinicy-rechevogo-obschenija.html
• Результаты поиска

Ситуации речевого общения (Николай Мальцев-Ганичев...

proza.ru›2011/06/17/372
Ситуации речевого общения. Ситуация речевого общения - это ситуации говорящий-слушающий (также - пишущий, также - читающий, но это уже условно...). Говорящий субъект использует... Читать ещё

Культура речи. ГЛАВА I. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ И ЕГО...

kartaslov.ru›книги/Н_Гарифуллина_Культура_речи/2
Были сегодня
1.5. Основные единицы речевого общения. Речевая ситуация — это контекст ... Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его... Читать ещё

Современная речевая ситуация – тема научной статьи по...

cyberleninka.ru›Грнти›n/sovremennaya-rechevaya…
Рис. 1. Речевая ситуация. Основы описания речевой ситуации показаны еще ... Задача фатического речевого поведения (ассоциативного способа общения) - говорить, чтобы высказаться и встретить понимание. Читать ещё
Если для нас (для меня) есть какое-либо явление, то есть наблюдатель данного явления.  Этот наблюдатель, в крайнем случае, хотя бы я сам. Или другой субъект, который как-то создал для меня условия, что я сформировал некоторую модель, соответствующую, согласно моей позиции, данному явлению.
Наблюдая субъекта А и субъекта Б в деятельности, я делаю вывод, что  они находятся в состоянии - ситуация речевого общения. Некто А – в качестве говорящего, некто Б - в качестве слушающего. А соответственно своим внутренним процессам возмущает воздушную среду. Б соответственно характеру возмущения среды создает речь. Если я – наблюдатель с исправной системой слуха, то могу также создавать речь в качестве слушателя. Если я – адекватен, то осознаю себе в качестве автора речи, с которой имею дело. Я предполагаю, что Б также создает речь соответственно тому, как артикуляционным аппаратом А возмущает воздушную среду. Для меня понятно, что свои внутренние процессы А не может сделать достоянием Б. Предполагаю: есть внутренняя речь А, соответственно которой он возмущает среду; есть речь Б; есть моя речь (речь Н).
Можно воспользоваться техникой – сделать три записи, применяя диктофон: говорит А, говорит Б, говорю Я (Н). В качестве слушателей каждый делает выводы в отношении результатов прослушивания всех записей.
А в качестве говорящего применяет структуры, обеспечивающие управление артикуляционным аппаратом при говорении. В качестве слушателя Б применяет структуры, обеспечивающие управление системой слуха при создании им речи в условиях говорения А; аналогично – Н. При работе техники, когда имеет место воспроизведение (условно), все применяют собственные структуры управления слухом, когда каждый создает речь соответственно работе техники.
После этого можно дать оценку версии того, что будет получено при пользовании публикацией Тазаян Арменуи Анна.
Замечу: discourese - речь, выступление. В данном случае "discourse ~ речь" - не совсем корректно (если - "совсем не"...).


Рецензии