Любимый внук

Бабушку Агату Олеся впервые увидела поздней осенью, когда Денис спустя два года после свадьбы предложил махнуть к его бабульке в маленький городок. Олеся побаивалась ехать, по рассказам мужа это была строгая и суровая женщина. Но Денис рассмеялся и сказал:
- Всё нормально, я же любимчик у бабульки. Она же меня растила и воспитывала.  Не боись. А ты станешь у неё самой любимой невесткой.

И вот поздним вечером Олеся стояла на пороге дома, растерянная, опешившая, и обнимала бабушку Агату. Баба Агата казалась маленькой, сухонькой, сильно сгорбленной, словно сложилась она пополам, а распрямиться забыла. И бабушка Агата стояла, крепко прижавшись к Олесе, и рыдала у неё на груди.
- Приехали... Наконец приехали...- всхлипывала баба Агата. - А я уже не чаяла увидать вас. Какая ты умница, моего Дениса не бросила, взяла его.

- Ну всё, хорош. Баб! Кончай реветь! Олесю напугала! - крикнула молодая красивая женщина и обратилась к Олесе, протянув руку, - Я Ира, родная сестра Дениса. Мой муж Коля. А это Данька, наш брат, самый младший. И его жена Марина. Проходи в дом. Баб! Да пропусти ты уже Олесю!
Вот так Олеся познакомилась с семьёй своего мужа.

Баба Агата сразу привязалась к Олесе, внуки только удивлялись, сколько они помнили свою бабу, со всеми она всегда была холодна, ласок не привечала, ругала и гоняла только так. А тут сама бабушка, самая настоящая бабушка - мягкая, улыбчивая, разговорчивая.

Олесе полюбились эти долгие разговоры за чаем с бабушкой Агатой. Агата Николаевна рассказывала ей про свою жизнь, про семью, внуков, про соседей, про работу.
Вот погляди, какая я была молодая и красивая, я ж высокая была, - показывает баба Агата фотографии, развешенные на стене в гостиной. - Я же полька чистая, мои родители тогда жили на границе Польши и Беларуси. А вот муж мой Казимир - тот из западных белорусов был. Ох, какой красивый он был. Вон, смотри - это он, Казя мой. Высокий, статный, он попал в госпиталь с ранением, а я тогда в госпитале работала, хирургу помогала. Вот он меня заприметил на перевязке, а когда его выписывали, а шёл уже сорок четвёртый год, то он пришёл ко мне и сказал - Будешь моей женой. Ну, а я что? Пожала плечами и пошла за ним. На войну Казю моего больше не отправили, ранение тяжёлое было и он остался в моём городке работать водителем. Ох, Олесенька, девочка моя, какое трудное время было. Ничего ж у нас не было, но ничего, построили мы с ним дом как-то, и не деревянный, а самый настоящий кирпичный, и стали с ним жить-поживать. Родился у нас сын Пётр. Я работала, и Казя мой работал, а Петечка рос и в школу потом пошёл, закончил и пошёл дальше учиться. И тоже, как батька наш, стал водителем. Ох, Олесенька, вот он, мой сыночек... На кого ж ты меня оставил... На кого ж ты меня покинул... - запричитала баба Агата.

Вот так и проходили дни в доме бабы Агаты, Олеся смотрела за бабушкой, ухаживала, слушала, а Денис с Даней и Ирой и их супругами уходили в город прогуляться, поразвеяться да по магазинам пробежаться. Незаметно пролетела неделя и всем надо было уезжать к себе домой.
Баба Агата стала уговаривать Дениса, чтобы тот почаще приезжал к ней в гости и Олесю чтоб привозил обязательно, тем более они совсем рядом теперь живут, что такое триста километров.

- Хорош, бабуль! Я работаю, мне некогда кататься! Я позвоню тебе. - обнимал на прощание свою бабушку  Денис.
Когда они ехали домой в автобусе, Олеся обратилась к мужу: - А что, если я буду по выходным ездить к твоей бабушке? Я по графику работаю и несколько дней выходных выпадает.
Денис пожал плечами - Ну не знаю... Это у нас детей нет сейчас, а если появится ребёнок? Не наездишься к бабуле. Да и смысл так мотаться? К ней ходит женщина из соцзащиты три раза в неделю, ты сама её видела, Светку эту. Она и продукты принесёт, и дом уберёт.
- Так-то так, но бабушке нужны родные люди. Она же одна совсем там. - тихо сказала Олеся.
- Ну смотри сама, если ты не будешь уставать, то пожалуйста. Походу ты у неё будешь любимчиком, а не я. - подмигнул жене Денис и рассмеялся.
- Денис, ты счастливый, у тебя ещё бабушка жива, а у меня уже нет бабушек, знаешь, как плохо без них. - пояснила Олеся.
- Зайка моя, все мы уйдём туда рано или поздно. И что теперь? - заметил в ответ Денис.
- Денис, а что случилось с твоим папой? И мама твоя где? - спросила Олеся.
- Что, что... Отец мой водителем работал, была зима, гололёд на дороге. Он не справился с управлением и всё. Каюк. - отреагировал немного равнодушно Денис. - А мамка.. Наша мамка стала пить с горя. Спилась и всё.
- Я не знала... Мне так жаль... - стала утешать Дениса Олеся.
- Да ладно тебе. - обнял жену Денис. -  Сколько лет прошло, нас всех троих баба воспитала и вырастила, так что не пропали мы.
***

Олеся стала ездить к бабушке Агате два раза в месяц, для бабы Агаты эти дни были праздниками.
- Ты думаешь, что мой сыночек Петечка умер на дороге? - рассказывала бабушка Агата за чаем Олесе. - Как бы не так. Мой Казя в те годы стал спиваться крепко, его уволили с работы, вот Казя и стал поколачивать меня. Петечка к тому времени женился на своей однокласснице Арине, у них родился Дениска. Жили они отдельно, недалеко, через улицу, Арины родители отдали им полностью дом. Петечка придёт к нам домой и смотрит - синяки у меня на теле, и давай струнить своего батьку, так Казя и стихнет на время. А тут получилось так, что Казя пришёл домой сильно пьяный и так стал бить меня, с топором погнался за мной. Я что было сил, вырвалась на улицу и помчалась к Петечке домой, а Казя за мной с топором. А тут Петечка ко мне ехал как раз на машине... И...-  по лицу бабы Агаты тихо стекают бесцветные слёзы. - Увернулся мой Петечка и прямо в столб. Насмерть. Ох... Не простила я этого Казе, выгнала его. А Арина недолго горевала и вышла замуж за военного, Дениску на мне оставила. Не принял её новый муж моего внука, а мне и хорошо было. Дениска мне Петечку напоминал, копия его. А потом через несколько лет приполз ко мне Казя, старый такой, дурной, а я его не приняла. Оформила его в дом для престарелых. Не простила ему нашего Петечку. Арина потом родила Иринку и Данилку, но что-то не заладилось у них там. Новый муж её шибко погуливал на стороне да и любитель был выпивать, вот и приспособил Аринку пить с ним за компанию. Пропала совсем девка в чужом краю, хорошо, хоть дети уже успели закончить школу. Никто не знает, как погибла Арина - то ли сама упала и ударилась головой, то ли её толкнули,  диагноз поставили один - остановка сердца. Я подробностей не знаю, как сказали мне, так и рассказываю. Дениска вот мой внук, я его растила, а те младшие... Внуки тоже мои, но как-то не прикипели они мне сердцем. Я их не глядела и не растила, росли они вдали от меня. Дениска тот поласковей будет, не брезгует меня обнять, поцеловать. Ножки мои помоет, массажик мне сделает. Ох, Олесенька, хорошо, что он встретил тебя, а то пропал бы совсем. Не везёт ему.

В чём Денису не везло, Олеся не могла понять. Баба Агата не говорила, отмалчивалась. Денис что-то непонятное твердил про отнятую квартиру. Какую квартиру, чью, кем отнятую и у кого, Олеся так и не поняла.
У неё были другие проблемы, которые всё больше и больше тревожили. Денис уволился с работы со скандалом, возмущался, что ему не заплатили за полмесяца, Олеся его успокаивала и говорила, что всё наладится, Денис мастер на все руки, не пропадёт, найдёт работу.
***

К бабушке Агате Олеся хотела поехать с мужем, надо было по хозяйству помочь, починить в доме, но Денис отказался.
- Олесенька, зайка моя, хорошо, я поеду. А тут мне позвонят и скажут, приходите на работу. А что я им скажу? Что я у бабы? Что жена моя уговорила к бабе съездить? Нет, моя зайка, езжай-ка ты одна, там я не нужен. Я здесь работу буду искать.
Приехала Иринка в гости к бабушке буквально на день, развила бурную деятельность - сбегала в магазины, привезла на такси кучу пакетов с припасами, бытовой химией, по дому прошлась как метеор, везде помыла полы, а поздним вечером устало присела к столу.
- Фух, ну всё, баб, я свою программу выполнила, всё тебе тут убрала, накупила наперёд, денег я тебе тоже оставляю. - как отчиталась Ирина перед бабушкой.
- Олеся, как ты можешь часами слушать нашу бабульку? - удивляется Иринка. - Я бы с ума сошла. Она же одно и то же рассказывает.
- Неужели вам всем неинтересно знать историю вашей семьи? - в свою очередь не понимает Олеся. - Да и не трудно мне, посидеть с бабушкой, послушать её.
Олесь, слышь, тебе вообще надо руки целовать. - говорит Олесе Ира. - Ты -то по сути чужой нам человек, а ухаживаешь за нашей же бабушкой как за родной. Мы так должны ухаживать,а не ты.
 Да ладно, - отмахивается смущённая Олеся. - Я же вижу, что вы все работаете, живёте далеко. А мне не трудно, и бабушке вашей всё повеселей.
- И что ты нашла в моём брате? - продолжает недоумевать Иринка. - Он же негодяй, как и Данька. А погляди, как он нашёл себе жену. Он же ни разу женат не был, никому не нужный. Да, повезло братцу моему капитально...
Увидев озадаченный взгляд Олеси Иринка поспешно махнула рукой: -Да не бери ты в голову! Я же сестра, а мне простительно своих братцев считать негодяями. Шутка такая. - и улыбнулась.

Когда Иринка уехала на другой день, в доме как-то стихло. Бабушка Агата сидела в своей спальне и перебирала платочки, Олеся подошла к ней и спросила, чаю не хочет ли бабушка. Бабушка согласилась повечерять.

Ох эта Ирка. - начала баба Агата. - хвостом тут покрутила и улетела. А Дениску-то моего они же с Данькой сильно обидели. У них был дом, после смерти Арины дом отходил на всех троих, а Ира с Даней решили, что Дениска тут не при чём, что дом этот от их отца, а внук мой, значит, никакого отношения к ним не имеет. Такой скандал был большой. Отчим военный был, и дали ему квартиру, Дениса-то он не принял и не усыновил. Но Денис сын Арины, такой же как и они. Ой, Олесенька, ты не представляешь, такой скандал был. Они несколько лет не общались вообще. Это ты их помирила. Я дом свой отписала одному Дениске, так они такой крик подняли, пришлось отписать ещё Ирке. Даня отказался в пользу Дениски, так и сказал, все равно всё Денискино мне отойдёт. Вот смотрю я на тебя и плачу теперь всё время. Зачем? Вот зачем всё это? Зачем я дом большой строила? Зачем я горбатилась и каждую копеечку в дом таскала? Каждую тряпочку, каждую ткань копила, складывала. Зачем? Я ж как воспитывала своих? Работа, ещё одна работа, огород, свиньи, куры, гуси, чтоб все в доме накормлены были, чисто одеты и умыты. Муж мой чтоб всегда был опрятный и чистый, еду всегда с собой ему давала. А в итоге что? Вот так за материальным гонишься и остаёшься одна в пустом огромном доме.

Бабушка Агата не замечает слёз, которые бессильно тянутся по морщинистым щекам, и руками складывает и разглаживает фартук на коленях.
***

Тем временем напряжение в отношениях супругов нарастало. Денис продолжал искать работу уже несколько месяцев и не переживал от этого, деньги он исправно Олесе отдавал, пока Олеся прямо не спросила, откуда деньги, если он нигде не работает. Нехотя Денис признался, что по рекомендации брата устроился на дистанционку, работает за компьютером. График свободный.
Слабый запах алкоголя  незаметно висел под потолком, пока не наступили холода, вот тогда Олеся почувствовала стойкий запах спиртного.

- Денис, ты выпиваешь? - прямо спросила Олеся.
- Зайка моя, я мужик или кто? - ухмыльнулся муж. - Я имею право расслабиться? Ну пили ты меня раз в год, договорились? Я же не буяню, не бью тебя, не шатаюсь алкашом. Ну... Зайка моя...

Когда Олеся приехала к бабушке Агате, Агата Николаевна сразу спросила: «Что? Обижает тебя мой Дениска?»
Олеся отвернулась, незаметно вытерла слёзы: - Нет, бабушка, всё хорошо. Временные трудности.
- Ты ж его только не бросай пожалуйста. - умоляюще протянула руки к невестке баба Агата. - С тобой он стал хоть человеком. А без тебя он пропадёт. Он же после смерти мамки своей пил по чёрному много лет, думали, под забором кончит.
Олеся округлила глаза: «Он пил?...»
- А ты не знала? Он не сказал тебе? Ох, что ж я наделала, глупая...- посетовала Агата Николаевна.

Ни Олеся, ни Агата Николаевна не знали на тот момент, что это была их предпоследняя встреча.
***

Олеся не приезжала четыре месяца к бабушке, завалили работой,  и с Денисом случился запой и он лечился после запоя в клинике.

Позвонила соседка бабушки Оля и сказала, что бабушка совсем плоха, лежит и всё время зовёт Олесю. Олеся договорилась на работе, взяла внеочередной отпуск и поехала к бабушке.

Дом напугал её - угрюмый, холодный, неприветливый, он словно захлопнул самого себя, закрылся от всех ставнями, мол, я никого не приглашал, уходите отсюда подобру-поздорову.

Баба Агата лежала на кровати вся высохшая, сделалась совсем маленькой, и Олеся неожиданно увидела в ней совсем маленькую девочку, которую когда-то очень сильно обидели и она словно замёрзла с той поры.

Олеся принялась приводить в чувство дом, и скоро дом наполнился привычными запахами лекарств, цветов, блинов, тушёного мяса.
Бабушка Агата скоро поправилась и стала ходить по дому, медленнее чем обычно, держась за стены.

Ох, милая моя, я же думала помру нынче и не повидаю вас с Дениской моим. У меня лёгкие так горели, так горели, думала, не выдохну. Казя мой приходил ко мне, я ж его не простила, а он  и умер обиженный в том доме для престарелых. А я его и сейчас не прощаю. Если б не он, жив был бы мой Петечка. А тут ещё Светка с соцзащиты как придёт, как начнёт зыркать у меня по всему дому, - тихо шелестит голос бабы Агаты. - А я ей говорю «Не померла я ещё. Нечего у меня шастать». А она как испугается «Бабушка, я тут вам порядок навожу.» А я тогда, знаешь, как разозлилась на неё. - тихо раздаётся смех бабушки. - «Какая я вам бабушка? Вы не внучка моя, чтоб меня бабушкой звать! Агата Николаевна я!» А она в ответ «Вам уже девяносто годов, не девочка чай». Я и выгнала её. Тоже мне, нашли бабушку. Какая я им бабушка? Вот лежу одна недели две, наверно. А ведь я и батьку моего вспоминала, и мамку мою. Моих сослали тогда в далёкую Сибирь, а за что? Что зажиточные мы были? Что работали сами? Без батраков? А мамка моя там и померла совсем на чужбине. Осталась я одна сиротка. Батька мой женился на другой, а та, мачеха, невзлюбила меня. Гоняла меня, била, в холоде держала, а батька меня не жалел ни разу, новую жену побаивался. А стукнуло мне лет пятнадцать и уехала я сразу сюда, в этот городок. Мне помогли. А потом  война началась, меня и определили в госпиталь работать. Вот так вот, девочка моя. И хочу я умереть, а никак не могу. Всех уже похоронила, а всё живу. Зачем? Ты ж Дениску моего только не бросай. Хорошо? Не бросишь?

Олеся, с трудом сдерживая слёзы, дала слово. Когда Олеся уезжала обратно домой, она обернулась, на пороге дома одиноко стояла бабушка, вся сгорбленная. Больше они не свиделись.
***

Денис задурил в край, как говорила потом Олеся. Он вдруг запретил ездить к бабушке Агате, сказал, что они сами теперь справятся, без её помощи.
От соседки бабушки Олеся позже узнала, что приезжали все трое внуков и  решили оформить бабушку в  хоспис. Бабушка была в бессознательном состоянии, когда её обнаружила соседка Оля, на скорой её забрали в больницу, а там сказали, инфаркт у вашей бабушки. После этого та же соседка Оля с внуками ходила навещать бабушку Агату, а бабушка Агата всё время кого-то звала.

- А..ааа..эээ...а.. - мычит бабушка. - Ооо..оо...ии..
Соседка догадалась - Позвать кого-то?
Бабушка медленно кивает головой.
-Вот внуки все твои тут. И Дениска твой любимый тоже тут. - показывает на внуков соседка.
Бабушка мычит, слёзы вяло растекаются по дряблым щекам.
- Неее... лиии..лааа... - отчётливо раздалось в палате.
Никто ничего не понял, внуки решили, что сына своего зовёт или любимчика Дениску. И только соседка Оля промолчала, ведь бабушка ждала Олесю, а она не пришла.

Денис деловито снимал всё на видео, пока соседка не разозлилась - Зачем ты это делаешь?

На что Денис серьёзно ответил - На память. Баба-то того уже. Скоро.

Через день врачи скупо сообщили всем внукам о кончине бабушки.
Денис тут же ринулся упаковывать наследство бабульки, как он объявил всем. Иринка и Даня приехали и стали всё пересчитывать и фотографировать. Начался делёж имущества.

Внуки не сразу услышали, как кто-то их окликает, они обернулись на голос, на пороге стояла соседка Оля.
- Не стыдно вам? Бабушка не успела помереть, а вы тут уже всё переворошили, крик такой подняли на всю улицу. Эх вы...- соседка горестно махнула рукой и ушла.
Врачи третий день не могли дозвониться ни до кого из внуков, нашли телефон Оли, соседки, и сказали, чтобы кто-то из родных срочно похоронили бабушку. Они не могут так долго держать у себя тело.

Олесе никто не позвонил и не сообщил. Ирина уехала за границу, как она сказала, срочная командировка. Даня отказался, сказал, завален работой и его не отпускают. Денис оказался вне зоны действия сети, недоступен.

Олеся, не выдержав концертов мужа, подала заявление на развод и выгнала Дениса из своего дома. На звонки Олеси никто не отвечал.

Агату Николаевну в последний путь проводили соседи со всей улицы. Спустя год на собранные средства сердобольных соседей на могиле стоял памятник, на нём надпись: «Покойся с миром.»
Ещё через полгода соседи увидели одинокую молодую женщину на могиле Агаты Николаевны, она горько рыдала и просила прощения за то, что не сдержала слова.


Рецензии