Если вы не бывали в Марокко!

Ефим  Златкин
 ЕСЛИ ВЫ НЕ БЫВАЛИ В МАРОККО…
Танцуй, Арон, Танцуй!

…Самолет, чем–то напоминающий пригородный поезд – такой же просторный, не полностью заполненный, перестукивая колесами по мадридскому аэродрому, раскачиваясь из стороны в сторону, набирал скорость.
Два часа тому назад я   прибылв столицу Испании из Израиля.
 А теперь продолжаю путешествие дальше.
Необычное путешествие…
В незнакомый арабский мир…
В  мусульманский мир - в королевство Марокко!


Внизу - под крылом самолета - такие же облака - белые и пушистые, которые следовали вместе со мной в родную Белоруссию.
А позже - в Европу, Америку, Таиланд…
 Все то же и не то же…
Сердцем, головой понимаю, что через час-полтора облака поплывут себе дальше - они одинаковые над всеми странами, а меня ждет нечто иное, совсем новое, неизведанное ранее.

Рядом со мной в салоне самолета, прижавшись лбом окошечку, сидит седовласый человек и, не отрываясь, смотрит вниз.
- Ата ми Марокко? Ты из Марокко? - спрашиваю у него.
- Кен. Да, - отвечает он мне.
Вот уже показалась желтизна гор, массивы зеленых насаждений, и вскоре мы вырулили на большое летное поле.
- Добро пожаловать в Марракеш - самый крупный из населенных пунктов на
юге страны,- сообщают нам.
1

Спускаемся по трапу, вокруг громадный аэродром, за ним - горы, где-то в стороне - большое здание.
 К нему и показывает, что нужно идти, один из работников аэродромной службы.
Молча, без улыбки, будто манекен.
- Хорошенькое начало, - думаю про себя.

Но в зале - уже улыбки и дружелюбие.
Паспортный контроль проходим на редкость долго, но это не мешает нашему общему настроению.
Таможенник, забрав у нас израильские паспорта - в какую- то сумку, ушел в отдельное помещение.
Через какое-то время по одному-двум паспортам стал их нам  выдавать.
 Почти все уже прошли стойку контроля - осталось два человека.
 Остался один я...
А вдруг мой паспорт где-то затерялся в общей суматохе?
Как мне вообще доказать, что у меня он был?
И куда, здесь, в арабской стране я без паспорта?
Вот прилетел на свою голову и стал вспоминать уютный Ашдод  в Израиле на морском берегу, своих родных.
А я здесь, среди этих гор, без языка, без паспорта?
И вдруг выходит таможенник и протягивает мне  паспорт  с золотистой наклейкой – печатью королевства Марокко!


За огромным зданием аэропорта - сотни и сотни машин… и солнце - яркое-яркое и намного жарче, чем наше, израильское.
Когда я летел сюда, мне казалось, что лечу куда-то на конец света.
Так и есть!
Только здесь
все вперемешку - и сама древность, и самая настоящая современность. Наш  автобус катит по оживленному шоссе. Оно- двухстороннее!;
Рядом - машины разных марок, мотоциклы.
Люди катят на велосипедах, много повозок, где в упряжке ослики-труженики. Восседают, словно в королевских каретах горожане, гости.

Управляемые возницами лошади также спокойно стоят на перекрестках, в ожидании красного света.
Одеты, кто во что - одни в европейской одежде, другие - в  арабских халатах.
 Ездят , как хотят…
Большие грузовики на неуправляемых перекрестках пользуются своей мощью – идут чуть ли не таран.
 Зато ослики и лошади медленно жуют жвачку, ждут.
Но особенно меня поразили женщины-водители.
 Так близко женщин арабского Востока я еще не видел, как из окна туристического автобуса.
Казалось, они  ущемлены, принижены своими властителями – мужчинами.

Не скажи!
 Сидят уверенно за рулем автомашин.
 Многие управляют также мотоциклами, на велосипедах.
 В коротких, открытых кофточках.Красивые    и  независимые!

Другие - в закрытых мусульманских платках.
 Но по тому, как они лихо несутся на своих мотоциклах, не скажешь, что это забитые женщины.
Нет, в Марокко я таких женщин  не видел!
А центр города - красного города Марракеш, приближается...
Он является одним из главных четырех имперских городов страны, основан в одиннадцатом веке.
Долгие годы был древней столицей Марокко.

Марракеш - переводится с берберского, как красный, прекрасный.
Он такой и есть!
Широкие, просторные улицы. Большинство домов- красного  цвета!
 Множество гостиниц, ресторанов, а главное, что здесь очень хорошо сочетается - старое и новое.
Медина- старый город ,а  Гуэлиза - новый! Здесь самый большой рынок в
в Марокко. Множество мечетей, среди них- мечеть Катубия, которая была
воздвигнута  еще  в  11 веке, рядом с ней-   минарет высотой  в 70 метров.
.

И вся эта древность на площади Джема эль–Фна.
…Всю эту информацию мне вкратце передал мой сосед по самолету, бывший житель Марракеша.
 В пятидесятые  годы он со своей семьей перебрался в Израиль.
 А в Марокко его предки прибыли из Испании, откуда были изгнаны в 15 веке.
-Нас , сефардских   евреев, всю историю преследовали  также  резня, погромы, изгнание. Как и вас,  ашкеназов.
.
Выйдя на пенсию, я решил пройти по городам, где жили мои предки. Навестил Толедо, откуда нас изгнали в Испании.
А вот теперь прилетел в Марокко, где похоронен мой отец, дед. Прилетел с внуком. Мама у него ваша, из России, тоже захотел увидеть Марокко, - говорит мне Арон,- как назвал он себя.


…А вечером, когда в прекрасном бассейне, расположенном во дворе  нашей гостиницы, стало отражаться звездное небо, какое может быть только на арабском Востоке, когда спала духота и ночь стала свежей, как утренняя роса, я вышел на улицу.

Вышел к своему новому другу Арону, который мне предложил показать город и самому увидеть его после долгих лет отсутствия.
- Ничего-ничего не изменилось - та же старая часть города, так называемая, Медина,- говорит он мне.
Арон  несется, словно молодой юноша, вперед.
- Бой - идем, - говорит он мне, - идем на площадь Джема эль-Фна.
Сотни, тысячи  людей стекаются сюда.
Гремят барабаны, иногда их забивает музыка - такая громкая и необычная, что не знаешь, где находишься. Акробаты, гадалки, танцоры - и духаны, духаны.
Вы не знаете, что это такое?

За огромными столами сидят, веселятся посетители, а рядом - в больших котлах готовятся самые разные блюда.
Напротив - кофейни с марокканским  чаем, сладости и духаны, духаны.
 Чуть дальше - лотки с фруктами, овощами. Десятки  тысяч людей - невероятный шум, галдеж и - запах, исходящий из сотен котлов.
… А песни, музыка не умолкает, не умолкает.

И вдруг, мой Арон , услышав новую мелодию, как–то странно себя повел.
Встал, вышел из-за стола и… медленно, пританцовывая, направился к музыкантам.
Чем к ним ближе подходил, все более входил в ритм танца.
А потом, широко расставив руки, будто захотел обнять всех на площади, стал танцевать.
Какой это был танец!

Будто извлекая со своей памяти, из памяти всех испанских, всех марокканских евреев давно уже забытые движения, Арон  танцевал все быстрее и быстрее, все яростнее и яростнее.
К нему подошел один музыкант, второй, третий - и вот они, уже встав в круг, стали танцевать вместе.
Также быстро, также фантастически красиво, словно в какой-то арабской сказке.
Рядом смолкла музыка, стихли барабаны.

Небо в золотых звездах над древней площадью, видимо, такого танца давно уже не видело.
Я понимал, почему Арон, марокканский еврей, наследник евреев, изгнанных из Испании, вдруг не удержался.
Вдруг вспомнил танец своего детства, танец своих предков, и  так… затанцевал.
Он словно хотел собравшимся всем на этой древней площади в Марракеш доказать, что он,Арон  жив!
Что живы его уже наследники, что живы марокканские евреи!
И что они, марокканские евреи, любят свое Марокко, одинаково, как и Израиль.

- Саба – саба, таацор, дедушка, дедушка, остановись, - подошел к нему его внук Рони - светлоглазый крепыш с голубыми глазами, видимо, уродился в свою мать, бывшую уроженку России.
А я шептал и шептал про себя: «Арон , танцуй, Арон », танцуй свой танец Победы!»
Аист белый…над крепостью древней

;



Вы не слышали про Дворец  Бахия? Тогда я вам расскажу!
Дворец Бахия, или Дворец Красавицы ,является главной достопримечательностью города.
Вы не поверите, в честь кого он построен!

В честь одной из своих жен Великий Визирь Си Ахмед бен Муса в конце 19 века возвел это великолепие.
Не многие дворцы мира могут соперничать с архитектурой и художественным замыслом Дворца Красавицы!
А вы скажете, арабские мужчины многоженцы, властны, женщины для них ничего не стоят.
Но есть женщины, и есть Женщины, у ног которых эти… мужчины.
И над ними властвуют их Женщины, их Красавицы, которых прекраснее нет на земле.
Так было во все времена!
Так было во всех странах!
Короли, принцы, визири, все сильные мира всего посвящают им песни, дарят им всевозможные драгоценности, строят в честь их Дворцы.

Вот один из таких Дворцов и должен был предстать перед нами во всей своей красе через несколько минут.
Я уже предвкушал удовольствие от встречи с ним, от его невообразимой красоты покоев, тенистых двориков, садов.
Здесь столько внутренних садов, что невозможно угадать, что спрятано за следующей дверью.
А мне не дано было знать, что будет в следующую минуту….

А в следующую минуту я вдруг увидел в голубом небе, над пожелтевшими от времени старыми крепостными стенами… белого аиста.
Он летел, широко размахивая крыльями.
Летел, словно к нам навстречу!
Кружил над нами, то опускался ниже, то поднимался выше.
Но от машины не улетал.

И будто своего далекого земляка я встретил в далекой арабской стране.
Конечно же, не мог больше оставаться в машине.
Выйдя из нее, направился к аисту.
А он продолжал свои маневры - улетал, прилетал, а я все время держал его в поле зрения.
Мне почему–то показалось, что это аист из моего детства.

Я вспомнил, как мы, белорусская детвора, каждую весну ждали прилета своих белоснежных друзей.
На старую обгоревшую березу затащили гурьбой колесо из-под телеги, обложили его травой, разными щепками.
А остальное сделали уже они, аисты - притащили травы, листьев, мох.
Вскоре из гнезда уже выглядывали головки аистят. Мы видели, как их учили летать, радовались их самостоятельным полетам.
А когда кто-то вываливался из гнезда или не долетал, осторожно поднимали и приносили к старой березе. Каждую весну аисты возвращались к нам.

И вдруг они не прилетели.
Как мы ждали их каждое утро, выглядывали за горизонт, вглядывались в небо!!
Но аисты, наши белые аисты, к нам не возвращались.
- Вы еще встретите их, встретите, - успокаивал нас старый, весь сморщенный Федотыч, знаток местных лесов и рек, - но когда - не скажу. Придет время - встретите. Обязательно встретите. И это может быть где угодно.
И я вспомнил слова старого Федотыча именно сейчас, когда, увлекаемый аистом, шел торопливо за ним, по кривым улочкам Марракеша.

Со своих лавчонок меня зазывали торговцы, каждый из них свой товар предлагал в сопровождении таких очаровательных улыбок, дружеских жестов, что просто нельзя было не зайти.
Подбегала с разным ручным товаром малышня - сверкающая улыбками, загорелая - всезнающая и всех знающая здесь.
Не зря меня они вычислили сразу - не свой, не местный.
Но я шел и шел по направлению полета аиста.
А он вдруг прямо предо мной взлетел на высокую стену и… застыл.

Перестав обращать внимание на меня, словно выполнил свою задачу.
Уселся, опустив острый клюв - нос и стал копаться в своих перьях.
А я остановился. Все, весь интерес пропал.

И в эту минуту у слышал «Тиканес бевакаша».
Вы себе представили. Марракеш, арабский город, никто не знает здесь, что я из Израиля, и вдруг «Тиканес бевакаша – заходи, пожалуйста».
Возле меня стояло два крепких араба, в глазах веселые чертики, дружелюбно настроены.
Я было попытался отойти в сторону, но один из них открыл предо мной двери какого–то большого здания и я, чуть ли не подталкиваемый сзади, вошел внутрь.
Каково же было мое удивление, когда я увидел вторую часть нашей группы.
Именно в магазин – завод, где производят всевозможные снадобья, где разработано тысяча и сто народных рецептов пригласили наших ребят.

А охранники, увидев меня на улице, сразу же вычислили, что я из этой группы.
Не знаю как.
Но вычислили и не ошиблись

. Но этого удивления было еще мало.
- Ани мевакешет шекет, я прошу тишины - на чистейшем иврите обратилась к нам хозяйка этого салона - красивая марокканка.
Вы думаете, она чем-то отличалась от наших израильтянок?
Нет, такая же быстрая.
Тот же сленг слов , будто родилась в Израиле.


Еще не каждый наш продавец смог бы так очаровать аудиторию и своим языком, и знанием товаров, и умением его предлагать.
- Эйфо ат ломадетет иврит? -, где ты научилась разговаривать на иврите? - спрашиваю у нее.
-- По - здесь, бе маком авода, на рабочем месте.
Не только Мали - так назвала она себя. Но и другие работницы - кассиры, продавцы владеют ивритом.


… Но меня, не знаю, что больше поразила встреча с аистом, без которого я бы, возможно, и не попал в этот магазин, или то, что меня охранники безошибочно вычислили на улице, как израильтянина, или то, что в обычном арабском магазине, его работники так хорошо знают иврит.
Даже  визитки нам дали на иврите.
Похвально это?
Конечно!
Если нас будут связывать дружеские, торговые , экономические, туристические связи - значит, чаще будем встречаться.
Как друзья!
А друзья не видят разницы, кто они - арабы или евреи.
Они - друзья!

ВЫ скажете, а что с аистом?
Да ничего, когда я вышел на улицу, он также невозмутимо продолжал сидеть на крепостной башне. Но когда я приблизился уже к повороту, он взлетел в голубое небо.
Через минуту-две он был уже рядом, словно прилетел попрощаться.
Попрощаться навсегда!

Я остановился, поднял руку вверх, чем вызвал интерес у местных торговцев.
Я говорил слова прощания аисту.
Белому аисту, может быть, именно своему аисту, с которым расстался в детстве.
А может, одному из его наследников.
Наследников тех аистов, которые когда-то жили в стране голубых озер и рек - в Белоруссии.
А мой уже и марокканский аист, возможно, решил мной передать привет той стране, откуда я давно уже уехал.

Я подумал, какая странная ситуация!
Я вернулся в Израиль, откуда мои предки ушли тысячи лет тому назад.
А этот аист улетел из страны аистов, из Белой Руси, где его предки когда-то жили.
Возможно, благодаря этим удивительным белым птицам - таким любимым в Белоруссии и свою страну ее жители назвали Белой, Белой Русью.

Слов нет, только такие величавые, такие королевские птицы, такие белые-белые аисты дали стране название - Белая Русь!
А я ей обязательно передам ей привет.
Обязательно!
Ты слышишь, Белый Аист, обязательно передам , если удастся свидеться с моей прежней Родиной - так мне хотелось кричать на весь арабский Марракеш.
Среди всех-всех жителей этого миллионного города только его, только его одного, я почувствовал для себя родным.
И близким.
И расставаться с ним мне было, поверьте, в этом арабском краю, тяжело…
 


;

Эль Мелле в Марракеше

Вы ничего не заметили?
Ничего?
А слово "Мелле"?
Только одной буквы не хватает к слову "мелах".
"Мелах" - это соль!
Евреи здесь жили веками, торговали солью.
Ушли евреи, покинули Марракеш.
Одни уехали в Израиль, другие - во Францию.
А их район остался, память о них осталась в названии квартала Эль Мелле.

- Заходи, заходи, - машет мне рукой один из торговцев.
Захожу, интересуюсь, есть ли у него черное мыло и перчатки к нему?
- Есть , есть, - говорит он мне, протягивая баночку, внутри которой темнеет что-то твердое.
Пилинг тела с Черным мылом – одно из самых старинных и традиционных уходов за кожей, который насчитывает несколько тысячелетий. Он позволяет глубоко очистить кожу, полностью удалить омертвевшие клетки.
Кроме того, это мыло глубоко питает и смягчает кожу.

Мой новый знакомый все это рассказывает  мне не второпях.
 Вначале он делает мне знак, чем–то напоминающий, как, мы, израильтяне делаем пальцами, мол, " рэга".
Через пару минут выходит   ко мне со сверкающим чайником.
В Марокко ничего не делают "чик-чак".
Как говорят, Восток - дело хитрое…
Тем более, не обсуждают стоя.
Могут расположить к себе гостей, умеют оказать уважение.
Чай продавец наливает искусно, высоко подняв чайник, но ни капельки не разливается. Стаканчики - маленькие, типа нашей рюмки, но чай - обжигающий, приятный-настоящий марокканский чай.


- Израиль - ткнул продавец   палец в  мой живот , Марокко - этим же пальцем он  ткнул в свой.
И улыбаясь широко-широко, радостно сверкая глазами, протягивает мне свою руку.
Рука была натруженная, твердая, но теплая и дружественная.
А я добавляю : "Шалом".
- Шалом, шалом, - повторяет  продавец, - снова улыбаясь.
Так у меня завязывается дружба на рынке в Марракеше…

Когда я  позже проходил рядом, мой новый друг показывает мне рукой, мол, заходи просто так на чай, или показывает  рукой наверх, где находится его туалет.
С этим здесь проблема.
Есть на рынке один общественный, но он далеко…
Там, где раньше были еврейские торговые ряды, сидят сегодня  в своих лавчонках, в бывшем еврейском квартале Эл- Мелле , жители Марракеша...

К израильтянам, у них особое отношение. Может, вспомнили какие вековые узы ,связывают наши народы. А может, и не забывали…
Поэтому я уже не удивлялся, когда и со мной, и с другими начинали разговаривать на иврите. Было много встреч!


Одна из них произошла в кооперативе, где производят о аргановое масло.
Чудо масло для волос и кожи!
Берберские женщины, сидя на полу, как тысячи лет тому назад, очищали косточки с плодов аргановых деревьев с помощью… камней.
Для получения одного литра масла нужно не менее полтора дня тяжелейшей работы.
Зато сегодня это масло считается незаменимым при приготовлении многих блюд, в косметических целях.
 И сколько бы вы не заплатили за флакончик этого масла, за пределами Марокко оно стоит в десятки раз больше.
Когда мы возвращались по гористой дороге в город, кто-то из нас заметил, как скачут по деревьям… козы.
Это было немного… странно.

Объяснение было очень простое.
- Козы очень любят орешки аргановых деревьев. Эти орешки повышают потенцию, - объясняет нам один из местных жителей.
Мы переглянулись, да повезло им жить здесь - никаких проблем с потенцией!
- Может,остановимся на пару часов, - шутит  мой сосед ,показывая взглядом на бородатых козлов и молоденьких козочек, скачущих по аргановой долине.


- Да у нас своих козлов и козочек хватает, - только прыть не та, - шутит уже кто- то    из женщин…
Вокруг  Марракеша горы, бескрайние луга ,  зерновые поля. Каменная, тяжелая земля , растит хлеб.
 Да еще какой!


…Последняя ночь в Марракеше. Звездное небо искрится звездами.
Знакомые улочки еще раз и еще раз манят меня.
Я выхожу из гостиницы.
Мимо проносятся сотни машин, мотоциклов, шуршат по асфальту конные кареты, ослиные повозки.
Спешат люди.
Почти неделю я дышал с ними одним воздухом, жил одной жизнью
А завтра – Касабланка - сказочный город на берегу Атлантического океана.
Я уверен, что встреча с ним будет такой же радостной и незабываемой!
Только заранее скажу тебе, Касабланка…
Ты уже прости меня.
Прости!
Но город моей первой любви в Марокко, это – Марракеш!
Красный Марракеш!
Прекрасный Марракеш!

Я чувствовал, что будто отсюда родом, будто родился здесь….
Так мне было все знакомо!
А может аист, наследник бывших белорусских аистов, породнил меня с Марракешем.

 Я долго вглядывался в небо.
Думал, вдруг сказочная белая птица взлетит над дорогой.
Взлетит и взмахнет мне прощальным крылом.
Но аист не появлялся.
Как в далеком моем детстве, он улетел навсегда, чтобы встретить меня здесь, в Марокко.
Но назад, в детство во второй раз он уже возвращаться не хотел…
А красный Марракеш оставался все дальше и дальше, пока полностью не исчез за белым горизонтом….
 Впереди  была…., воспетая   поэтами, Касабланка!
 


 
БЕЛОРУССКИЙ АИСТ НАД КРЕПОСТНОЙ БАШНЕЙ


Вы слышали про него Дворец Бахия?
Нет?
Тогда я вам  расскажу!
Дворец Бахия, или Дворец Красавицы ,является главной достопримечательностью города Марракеш.
Вы не поверите, в честь кого он построен!

В честь одной из своих жен ,Великий Визирь Си Ахмед бен Муса в конце 19 века возвел это великолепие.
Не многие дворцы мира могут соперничать с архитектурой и художественным замыслом Дворца Красавицы!
А вы скажете, арабские мужчины многоженцы, властны, женщины для них ничего не стоят?..
Но есть женщины -и есть Женщины, у ног которых эти… мужчины.
И над ними властвуют их Женщины, их Красавицы, которых прекраснее нет на земле!
Так было во все времена!
Так было во всех странах!
Короли, принцы, визири, все сильные мира всего посвящают им песни, дарят им всевозможные драгоценности, строят в честь их Дворцы.

Вот один из таких Дворцов и должен был предстать перед нами во всей своей красе через несколько минут.
Я уже предвкушал удовольствие от встречи с ним, от его невообразимой красоты покоев, тенистых  двориков, садов.
Здесь столько внутренних садов, что невозможно угадать, что спрятано за следующей дверью.
Нам ведь не дано знать, что будет в следующую минуту….

А в следующую минуту я вдруг увидел в голубом небе, над пожелтевшими от времени старыми крепостными стенами… белого аиста.
Он летел, широко размахивая крыльями.
Я  покружил по древнему рынку, отбиваясь от назойливых, но вежливых покупателей, и снова  направился к крепостной стене.



Летел, словно к нам навстречу!
Кружил над нами, то опускался ниже, то поднимался выше.
Но от машины не улетал…

И будто , своего далекого земляка я встретил в далекой арабской стране.
Конечно же, не мог больше оставаться в машине.
Выйдя из нее, направился к аисту.
А он продолжал свои маневры - улетал, прилетал, а я все время держал его в поле зрения.
Мне почему–то показалось, что это аист из моего детства.

Я вспомнил, как мы, послевоенная детвора, каждую весну ждали прилета своих белоснежных друзей.
На старую обгоревшую березу затащили колесо из-под телеги, обложили его травой, разными щепками.
А остальное сделали они уж сами, аисты.
Притащили травы, листьев, мох.
Вскоре из гнезда уже выглядывали головки аистят.
Мы видели, как их учили летать, радовались их самостоятельным полетам.
А когда кто-то вываливался из гнезда или не долетал, осторожно поднимали и приносили к старой березе. Каждую весну аисты возвращались к нам .

И вдруг они не прилетели.
Как мы ждали их каждое утро, выглядывали за горизонт, вглядывалисьв небо …
Но аисты, наши белые аисты… не возвращались.
- Вы еще встретите их, встретите, - успокаивал нас старый, весь сморщенный Федотыч, знаток местных лесов и рек, - но когда - не скажу. Придет время - встретите. Обязательно встретите. И это может быть где угодно.
И я вспомнил слова старого Федотыча именно сейчас, когда, увлекаемый аистом, шел торопливо за ним, по кривым улочкам Марракеша.

Со своих лавчонок меня зазывали торговцы, каждый из них свой товар предлагал в сопровождении таких очаровательных улыбок, дружеских жестов, что просто нельзя было не зайти.
Подбегала с разным ручным товаром малышня - сверкающая улыбками, загорелая - всезнающая и всех знающая здесь.
Не зря меня они вычислили сразу - не свой, не местный.
Но я шел и шел по направлению полета аиста.
А он вдруг прямо предо мной взлетел на высокую стену и… застыл.

Перестав обращать внимание на меня, словно выполнил свою задачу.
Уселся, опустив острый клюв - нос и стал копаться в своих перьях.
А я остановился. Все, весь интерес пропал.





ВЫ скажете, а что с аистом?

Да ничего , он также невозмутимо продолжал сидеть на старой, пожелтевшей   от времени башне.
 Но когда я приблизился к повороту, взлетел в голубое небо.
Через минуту-две он был уже рядом, словно прилетел попрощаться.
Попрощаться навсегда!

Я остановился, поднял руку вверх, чем вызвал интерес у местных торговцев.
Я говорил слова прощания аисту.
Белому аисту, может быть, именно своему аисту, с которым расстался в детстве.
А может, одному из его наследников.
Наследников тех аистов, которые когда-то жили в стране голубых озер и рек - в Белоруссии.
А мой уже и марокканский аист, возможно, решил мной передать привет той стране, откуда я давно уже уехал.

Я подумал, какая странная ситуация!.
Я вернулся в Израиль, откуда мои предки ушли тысячи лет тому назад.
А этот аист улетел из страны аистов, из Белой Руси, где его предки когда-то жили.
Возможно, благодаря этим удивительным белым птицам - таким любимым в Белоруссии и свою страну ее жители назвали Белой, Белой Русью.

Слов нет, только такие величавые, такие королевские птицы, такие белые-белые аисты дали стране название - Белая Русь!.
А я ей обязательно передам ей привет.
Обязательно!
Ты слышишь, Белый Аист, обязательно передам , если удастся свидеться с моей прежней Родиной - так мне хотелось кричать на весь арабский Марракеш.
Среди всех-всех жителей этого миллионного города только его, только его одного, я почувствовал для себя родным.
И близким.
И расставаться с ним мне было, поверьте, в этом арабском краю, тяжело…



;
Маракеше
Туристические маршруты Статьи наших авторов
Вы не задумывались, почему внутренние постройки и помещения наших израильских синагог окрашены в серый, темно-желтый, а чаще всего в неопределенный цвет?
Я всегда думал, почему Дом, куда мы приходим к Б-гу какого-то нерадостного цвета.
Мы ведь приходим сюда для души, приходим, чтобы поговорить со Всевышним…
Но вот не ощущал я возвышенность души, заходя в наши некоторые неказистые, далеко не ухоженные синагоги.

А вот, с первой минуты, как только я вошел во дворик синагоги в городе Марракеш, я сразу же почувствовал какой-то радостный подъем.
Будто друга своего давнего встретил!
Будто солнце взошло после пасмурного дня!
Дворик, как дворик - типичный для многих небольших, старых синагог.
В углу - скамейка для посетителей, на стенах - документы, фотографии.
Высятся к солнцу деревья, которые источают изумительный аромат.
Но что самое главное, что? Вы помните эту песню? Я ее сразу же вспомнил…
Кахоль вэ лаван-Эйнцэваахер.
Кахоль вэ лаван-ани рак хозер.

Перевод примерно такой - голубой и белый - нет другого цвета.
Голубой и белый - я уже.. возвращаюсь.
Песня - про наш израильский флаг, про нашу страну, про нас с вами!
Мелодичная, задушевная песня.
Когда ее слышишь на Родине - в Израиле, не остаешься равнодушным, хочется подпевать.
А когда встречаешься с кахоль вэ лаван за тысячи километров от родного дома?
Столько чувств наплывают на тебя!

В одну минуту вспоминается Израиль от Эйлата до Хермона!
Вот что значит, когда не формально подойти к виду и убранству главного еврейского дома.
А он в Марракеше известен давно…

Эта песня, видимо, и надоумила местную еврейскую общину и их зарубежных друзей выкрасить в голубой и белый цвет синагогу, начиная с ее уютного дворика.
Кахоль вэ лаван - голубой и белый, эти два цвета доминируют в синагоге.
Керамика на улице - цвета кахоль вэ лаван.
Стены – цвета кахоль вэ лаван.

Будто с флагами Израиля я встретился за тысячи километров, сразу же повеяло чем-то своим даже в этом, далеком краю.
Израильтяне, пришедшие со мной, начинают молиться в марокканской синагоге, вдалеке от родных мест.
И, кажется нам, что мы никуда не улетали, что мы - дома!
*** Но стоило только выйти за ворота синагоги, которую охраняет уставший от жары полицейский, сразу же попадаем в шумный, звонкий район Эль Мелле.

Вы ничего не заметили?
Ничего?
А слово "Мелле"?
Только одной буквы не хватает к слову "мелах".
Мелах - это соль!
Евреи здесь жили веками, торговали солью.
Ушли евреи, покинули Марракеш.
Одни уехали в Израиль, другие - во Францию.
А их район остался, память о них осталась в названии квартала Эль Мелле.

- Заходи, заходи, - машет мне рукой один из торговцев.
Захожу, интересуюсь, есть ли у него черное мыло и перчатки к нему?
- Есть , есть, - говорит он мне, протягивая баночку, внутри которой темнеет что-то твердое.
Пилинг тела с Черным мылом – одно из самых старинных и традиционных уходов за кожей, который насчитывает несколько тысячелетий. Он позволяет глубоко очистить кожу, полностью удалить омертвевшие клетки.
Кроме того, это мыло глубоко питает и смягчает кожу.

Мой новый знакомый все это рассказывал мне не второпях. Вначале он сделал мне знак, чем–то напоминающий, как, мы, израильтяне делаем пальцами, мол, " рэга".
Через пару минут вышел ко мне со сверкающим чайником.
В Марокко ничего не делают "чик-чак", как у нас.
Как говорят, Восток - дело хитрое…
Тем более, не обсуждают стоя.
Могут расположить к себе гостей, умеют оказать уважение.
***Чай продавец наливает искусно, высоко подняв чайник, но ни капельки не разливается. Стаканчики - маленькие, типа нашей рюмки, но чай - обжигающий, приятный-настоящий марокканский чай.
За чаепитием я и не заметил, как мы оформили сделку.

-Вот бы в Израиле организовать такой прием, - думал я, когда затоварился по полной для себя и друзей.
Черное мыло ведь стоит копейки на наши деньги, но вещь просто нужная!
Увидев меня, зашли сюда мои приятели, которым я объяснил значение черного мыла.
- Давай, давай, - начал меня обнимать мой новый марокканский знакомый, - протягивая в подарок коробку черного мыла.
Вот так, не ожидая, я начал заниматься местным бизнесом.

- Израиль - ткнул меня продавец пальцем в живот, Марокко - этим же пальцем ткнул в свой.
И улыбаясь широко-широко, радостно сверкая глазами, протянул мне свою руку.
Рука была натруженная, твердая, но теплая и дружественная.
А я добавил: "Шалом".
- Шалом, шалом, - повторил продавец, - снова улыбаясь.
Так у меня завязалась дружба на рынке в Марракеше…

*** Когда я проходил рядом, мой новый друг показывал мне рукой, мол, заходи просто так на чай, или показывал рукой наверх, где находился его туалет.
С этим здесь проблема.
Приспичит в жаркий день-куда бежать?
Есть на рынке один общественный, но он далеко.
Про марокканский рынок можно многое говорить.
Там, где раньше были еврейские торговые ряды, сидят в своих лавчонках жители Марракеша. Сидят в еврейском квартале Эл Мелле и рады каждому покупателю.

Но вот к израильтянам, у них особое отношение. Может, вспомнили какие вековые узы связывают наши народы.
Поэтому я уже не удивлялся, когда и со мной, и с другими начинали разговаривать на иврите.
- Как они нас узнают? - недоумеваю я.
- Да у нас же на лицах написано, - смеется Раиса, моя коллега из нашей туристической группы.
Было много встреч.

Одна из них произошла в кооперативе, где производят аргановое масло.
Чудо масло для волос и кожи!
Берберские женщины, сидя на полу, как тысячи лет тому назад, очищают косточки с плодов аргоновых деревьев с помощью камней.
Для получения одного литра масла нужно не менее полтора дня тяжелейшей работы.
Зато сегодня это масло считается незаменимым при приготовлении многих блюд, в косметических целях. И сколько бы вы не заплатили за флакончик этого масла, за пределами Марокко оно стоит в десятки раз больше.
Когда мы возвращались по гористой дороге в город, кто-то из нас заметил, как скачут по деревьям… козы.
Это было немного… странно.

Объяснение было очень простое.
- Козы очень любят орешки аргановых деревьев. Эти орешки повышают потенцию, - объяснил нам гид.
Мы переглянулись, да повезло им жить здесь - никаких проблем с потенцией!
- Может,остановимся на пару часов, составим им компанию, - пошутил один из нас, показывая взглядов на бородатых козлов и молоденьких козочек, скачущих по аргановой долине.
Все засмеялись.

- Да у нас своих козлов и козочек хватает, - только прыть не та, - пошутила впереди сидящая туристка.
***… Каждое утро мы выезжали из Марракеша в горы, в бескрайние луга - на новые экскурсии.
И всегда и везде были желанные встречи.
Едешь, а на домах - развешаны яркие громадные ковры, вдоль дороги - выставки керамической посуды. И все так разноцветно, красиво!
Обилие улыбок, дружеские рукопожатия.

Много мест связано с еврейским прошлым - все сохраняется, охраняется и находится в приличном состоянии.
Вначале мать, а теперь дочь присматривает за одним из святых мест для евреев.
Здесь женщины и живут. Везде чисто, убрано. Все документы и фотографии выставлены для обозрения.
- Многое в Марокко для нас свято. Мы приезжаем сюда, как домой, - делится со мной мой знакомый, выходец из Марокко.
А вечером знакомит меня с одной еврейской парой, проживающей в Марракеше.

- Мы уже здесь несколько лет. Все знают, что мы евреи. Но нет никакой враждебности к нам, - говорят они.-
В стране много еврейских мест, которые требуют нашего внимания. Приезжают группы израильтян, им мы обеспечиваем здесь кошерное питание, - продолжает разговор Яков, прошедший службу в боевых частях израильской армии
- Возвращаются евреи в Марокко?
Я бы не сказал.
Нет активного возвращения.Пока единичные случае. В стране всего несколько тысяч евреев.
Но увеличивается количество экскурсионных групп, интерес к этой стране. И не только бывших марокканских евреев.
- Вот ты, видимо, из России, тебе было здесь интересно? — спрашивает у меня один из них.
- Я не из России - из Белоруссии, но сейчас, как и ты живу в Израиле, - отвечаю ему, но это не важно. Важно, что я очарован этой страной. Очарован Марокко!
***- Так напиши, расскажи об этом другим. Ты же не просто спрашиваешь, я это вижу, - смеется черными глазами Яков, обнимая лучистую Рахель.
Я напишу, Яков, обязательно напишу обо всем, - обещаю ему.

***… И наступила последняя ночь в Марракеше. Звездное небо искрится звездами.
Знакомые улочки еще раз и еще раз манят меня.
Я выхожу из гостиницы.
Мимо проносятся сотни машин, мотоциклов, шуршат по асфальту конные кареты, ослиные повозки.
Спешат люди.
Почти неделю я дышал с ними одним воздухом, жил одной жизнью
А завтра – Касабланка - сказочный город на берегу Атлантического океана.
Я уверен, что встреча с ним будет такой же радостной и незабываемой!
Только заранее скажу тебе, Касабланка…
Ты уже прости меня.
Прости…
Но город моей первой любви в Марокко, это - Марракеш.
Красный Марракеш!
Прекрасный Марракеш!

Я чувствовал, что будто отсюда родом, будто родился здесь….
Так мне было все знакомо!
А может аист, наследник бывших белорусских аистов, породнил меня с Марракешем.

*** Я долго вглядывался в небо.
Думал, вдруг сказочная белая птица взлетит над дорогой.
Взлетит и взмахнет мне прощальным крылом.
Но аист не появлялся.
Как в далеком моем детстве, он улетел навсегда, чтобы встретить меня здесь, в Марокко.
Но назад, в детство во второй раз он уже возвращаться не хотел…
А красный Марракеш оставался все дальше и дальше, пока полностью не исчез за белым горизонтом….
Впереди нас ожидал Белый город на берегу голубого океана.

;
Касабланка – белый город
 
 
…Я ожидал встречу - с этим фантастическим городом на берегу бескрайнего Атлантического океана.
Когда я его  увидел впервые?
Двадцать лет тому назад
я стоял на дощатой набережной Бруклина и бросал в его воды монетки.
Я не хотел прощаться с ним.
 Прощаться навсегда…
Его волны пенились, взлетали остриями вверх и мчались к берегу, разбиваясь на части.
Громадный, бескрайний, он широко уходил за горизонт.
 
Можно было только догадываться, куда дальше плывут его воды…
- До новой встречи, Океан, - шептали мои губы, - я хочу обязательно встретиться с тобой. Не знаю где, не знаю, когда. Но давай не будем расставаться навсегда. Давай!
И вот я снова на берегу Атлантического океана.
 Правда, в другой части земли, в Марокко, а вернее, в Касабланке.
 
 О-о, Касабланка, ты же марокканская сказка!
 Мне кажется, что из белых облаков самое фантастически белое облако, опустившись на землю, превратилось в Касабланку.
 Ведь этот город так и называется… Белый город.
Огромный огненный шар погружается в Атлантический океан.
Он погружается прямо здесь, на набережной Касабланки.
 
Погружается медленно-медленно, словно золотая женщина купается в океанских волнах.
 А океан мощно несет свои воды к берегу, точно так, как в Америке.
 Накатывает волну за волной, разбивая ее на мелкие струйки о берег…
 
- Над белыми кварталами Касабланки, над ее прекрасным пляжем с пронзительным криком проносятся чайки.
Точно также они кричат над Бруклинским пляжем в Америке. Точно так же они голосят в Израиле, над Средиземным морем.
Чайки - везде одинаковые!

Набережная-  многолюдна, а кварталы ничуть не отличаются от кварталов европейских городов.
 На ней прогуливаются отдыхающие, проносятся один за другим бегуны.
 Многие занимаются спортом - а рядом рекламный щит, на котором женщины в мусульманской одежде на дистанции.
 
 Немного ниже - элитные спортивные клубы с бассейнами, саунами. Все - под открытым небом.
 В бассейнах вода из Атлантического океана.
 Я попробовал пройти еще немного, чтобы посмотреть, но сразу же вырос откуда-то рослый охранник.
 Да и не только передо мной. Местным жителям, которые беднее и не в состоянии купить абонемент на вход, сюда путь тоже закрыт. Вот почему сотнями они сидят на набережной, стоят на камнях.
Касабланка - трехмиллионный город-гигант с пристанью,  длиной более в три километра!
 Ультрасовременная посадочная полоса международного аэропорта имени Мохаммеда Y , памятник современной архитектуры!
Знаменитый музыкальный фонтан, бульвары, рестораны, парки...
А еще – Касабланка – столица арабского хайтека!
 
Современные небоскребы и  деловые центры, клубы-   делают марокканскую столицу  более похожей на крупный европейский город, нежели на арабский, каким он является на самом деле.
Марокканские гостиницы…напоминают дворцы.
 
  И снаружи, и изнутри.
…Ослепляя обворожительной улыбкой, к нам стремительно подошла, будто сошедшая со страниц арабских сказок, восхитительная фея.
 А за ней – с подносами, на которых сладости и печенья, фрукты и ароматный арабский чай в маленьких стаканчиках, девушки Востока с такими улыбками, которые обжигают больше, чем этот чай…
Есть красавицы, как говорят, в русских селеньях.
 
- Есть они везде.
Но в Африке, в Марокко - в этой арабской стране, подошедшая к нам красавица, превосходила их всех.
Ноги - длинные, как у лани!
 Фигурка, словно картинка!
Открыта слегка смуглая грудь.
Не демонстративно, а тайно и… соблазнительно.
 
Безукоризненный английский и приветствие на иврите "Шалом, хаверим, шалом!"
- Да-а, - только и смогли произнести наши Дон -Жуаны, под неодобрительные взгляды своих спутниц.
Вот вам и забитые женщины Востока!
…Вторично в этот день я был поражен еще одной красотой - мечетью Хасана второго.
 Эта мечеть - настоящая жемчужина современной архитектуры, возвышается на побережье Атлантического океана.
 
 Гигантский Храм украшает огромный стеклянный зал, который 
вмещает 205 000 верующих!
 Еще 80.000 молящихся , могут находиться на площади возле мечети.
  Высота минарета - 210 метров!
 
При строительстве мечети были применены технологические новшества.
 Вы можете себе представить, что полы Храма с подогревом, крыша раздвигается, а лазерный прожектор создает в небе световую зеленую линию, длиной в 30 километров в сторону Мекки.
 Более того, половина мечети находится над Атлантическим океаном.
 
 И у верующих создается впечатление, что мечеть плывет по волнам океана, словно корабль.
 А то, что рядом, совсем рядом бедняки ютятся в халупах – ну и что?
Так устроена жизнь!
Все равно король Марокко-   любим всеми!
 Я видел фотографии короля прежнего и нынешнего в Марракеше.

Местный торговец создал целую галерею, в любом маленьком магазинчике - портрет короля.
С нескрываемой любовью относятся к нему в народе.
Не за счет государства, а - за счет пожертвований в сумме 800 миллионов долларов была построена мечеть Хасана второго.
  Она изменила городские кварталы, обновила их.
 И сегодня все желающие, независимо, откуда они и кто они, могут зайти в мечеть, полюбоваться ею. Эта мечеть - одна из немногих в Марокко, куда разрешен вход не мусульманам.
 
..Я был в храмах Таиланда и Европы, но такого величия, такого духовного притяжения, как здесь, я нигде не видел и не чувствовал…
… Когда восточная ночь опустилась над белым городом, я вышел на прогулку.
Касабланка, словно Манхеттен, который обдувают такие же ветры Атлантики.
 Со всех сторон гостиницы - высотные здания.
 
 Банки, страховые компании, весь мир марокканского бизнеса находится именно здесь в этих гигантах из стекла и бетона.
 А рядом - маленькие лавки и вездесущие торговцы.
--Э-э-э,_ Мар-ракеш, Мар-ракеш, - слышу со всех сторон.
 Понимаю, это ко мне.
На мне шляпа с надписью» Марракеш» и майка с видами Марракеша.
 Здесь в элитной Касабланке заезжий турист, да еще в одежде из  Марракеша, вызывает улыбки, шутки.
 
- Один мне машет рукой, второй, мол, зайди, не проходи мимо.
- Хочешь чай, можешь ничего не покупать, - сверкает улыбкой молодой продавец.
А узнав, что я из Израиля, поднимает вверх большой палец, мол - это хорошо!
 
А назавтра, когда быстрый ветер из Атлантического океана ворвался в мой  гостиничный  номер, я  уже его  оставил…
Через 30 минут дороги был в международном аэропорту имени Хасана второго.
 
 Служащий в последний миг смотрит  на меня, прежде чем поставить штамп в паспорте.
- Захочет и отправит на какую-то проверку, что я буду делать один здесь? Кажется, ничем не провинился, снова, как в самом начале приезда сюда, - щемит  в сердце.
Словно прочитав мои мысли, он ставит мне  штамп в паспорте, а на прощанье по-дружески подморгнул, мол, не робей, приезжай еще. Мы же люди, как люди…
 
… Самолет взмывает над аэропортом, над красными горами и желтой землей Марокко.
 Я еще многое здесь не успел увидеть.
 Многие города не посетил.
 Не познакомился со многими традициями.
 Совсем мало узнал про историю Марокко.
 Она отличается от жиреющей Европы.
 От богатой Америки.
 От ставших на ноги азиатских гигантов - Китая, Японии, Сингапура, Таиланда…
 
  Марокко – африканская страна, без миллионных вкладов в экономику за счет нефти и газа, не спеша, но уверенно движется вперед.
. И в то же время сохраняет старину, свои вековые традиции. что вызывает особый интерес..
 
Через пару часов былуже в Мадриде, а этой же ночью –дома.
Так закончилось мое путешествие в Марокко.
Иногда, кажется, что ничего не было, просто все приснилось…
Но покачивается на вешалке мой  марокканский халат…
 «Марракеш» - бросается в глаза надпись на моей новой шляпе.
 
Искрятся разноцветными цветами камушки на вазе ручной работы, которая мне тоже напоминает о Марокко.
Нет, это был не сон…


Рецензии