Джазовый алфавит. В

В




ВАН`Т ХОФ Яспер
Ван`т Хоф Яспер - Van`t Hof Jasper
р.30.06.1947 в Энсхеде, Голландия
голландск. клавишник - органист, пианист (эл. ф-но), исп. на синтезаторе и компьютере, певец, рук. анс.
Родители Яспера были музыкантами (отец – джазовый трубач, мать - певица) и он также получил неплохую классическую подготовку - шесть лет учился по классу ф-но. В 1969 Ван`т Хоф был в числе основателей группы “Association PC” и играл в ней до 1973, когда ему удалось сформировать собственный анс. “Pork Pie”. В сер. 70-х в этом анс. играли такие музыканты, как амер. саксофонист Чарли Мариано, итал. ударник Альдо Романо и бельгийский гитарист Филип Катрин. Ансамбль почти три года с большим успехом гастролирует по Европе, участвует во многих джазовых фестивалях, записывает два альбома. Со-трудничество Ван`т Хофа с Мариано продолжалось и в дальнейшем, вплоть до 80-х. Среди других его партнеров были саксофонист Арчи Шепп, скрипачи Жан-Люк Понти и Збигнев Сейферт, барабанщики Стью Мартин и Альфонс Маузон, трубач Манфред Шоф. Ван`т Хоф создавал и другие ансамбли с интернациональными составами музыкантов – “Eyeball”, в котором играл скрипач Дидье Локвуд; группу “Pili Pili”, в инструментальном составе ко-торой причудливо сочетались экзотические африканские ударные инструменты и компьютеры; несколько квартетов.
Ван`т Хоф является великолепным пианистом, обладающим блестящей техникой. Начиная с 1978, он неоднократно побеждал в различных джазовых плебисцитах как в Европе, так и в США. Ван`т Хоф с огромным энтузиазмом воспринял появление синтезаторов и других электронных музыкальных устройств, активно использует в своем творчестве современную компьютерную технику. По собственному признанию музыканта, его кумирами всегда были Джон Колтрейн, Арт Блейки, Элвин Джонс и Чарли Мариано, а среди пианистов он выделял “Чика” Кориа и Маккоя Тайнера.
Альбомы: “Selfkicker” (1974), “The Door Is Open” (с анс. “Pork Pie”, 1975), “Sleep My Love” (с Ч. Мариано и Ф. Катрин, 1979), “My World Of Music” (1981), “Mama Rose” (с А. Шеппом, 1982), “Baloons” (1982), “Pili Pili” (1984), ;“Solo Piano” (1987), “Eyeball” (1991).

ВАТАНАБЕ  Садао
Ватанабе Садао - Watanabe Sadao
р.01.02.1933 в г. Уцуномия, Япония
японск. саксофонист (альт, сопрано), флейтист, композитор, аранжировщик, рук. анс., педагог / инструментальная поп-музыка, боп
Его отец был преподавателем музыки и Садао довольно рано начал играть на кларнете, в 15 лет став участником школьного орк. Вскоре он перешел на альт-саксофон. В 1951 Ватанабе переезжает в Токио и начинает брать уроки игры на флейте у одного из музыкантов Токийского филармонического орк. Через два года молодого музыканта приглашает в свой квартет Тошико Акийоши, а в 1956, после того, как она уезжает на учебу в Америку, Ватанабе становится лидером анс. В 1962 он и сам поступает в Berklee College of Music (Бостон, шт. Массачусетс) и начинает играть с такими музыкантами, как Габор Шабо, “Чико” Гамильтон и Гари Макфарланд. В 1965 Ватанабе возвращается в Токио, где становится директором Института популярной музыки “Ямаха”, организованного по образцу американского Berklee College. Тогда же он возглавляет собственный орк., с которым много гастролирует. Постепенно Ватанабе становится одним из самых влиятельных джазовых музыкантов Японии; через его ансамбли проходит много талантливых музыкантов, для которых “школа Ватанабе” становится прекрасным стартом в карьере джазмена.
В 1968 Садао Ватанабе впервые выступает на Ньюпортском джазовом фестивале, а в 1970 играет в Монтрё (Швейцария) и снова в Ньюпорте.
В одном из интервью Ватанабе признается, что особенно сильно повлияли на его музыку две гастрольные поездки в Африку – в 1971 и 1974. В целом в 70-х его музыка “сместилась” в сторону поп-музыки или, по крайней мере, к стилю фьюжн, что сделало орк. Ватанабе чрезвычайно популярным (примером может послужить альбом “Fill Up The Night”, ставший джазовым альбомом № 1 и в США, и в Японии). В 1977 Садао Ватанабе стал первым джазовым музыкантом, которому была присуждена Национальная премия Японии. В следующем году он выступил со своим квинтетом на первом фестивале “Jazz Yatra” в Бомбее (Индия); там же он играл в составе международного биг-бэнда под упр. Кларка Терри.
Исполнение Ватанабе отличается округлым, идеально отшлифованным тоном, широким использованием во-кальных эффектов для усиления эмоционального воздействия. По признанию самого музыканта, первыми его кумирами в джазе были Чарли Паркер и Гари Макфарланд. Виртуозно владея всеми своими инструментами, в стилистических пристрастиях он несколько необычно переключается с замешанного на бразильских мотивах и ритмах фьюжн на би-боп. На счету Ватанабе более 60 альбомов, записанных как с собственными оркестрами, так и с другими музыкантами, такими, как Макфарланд, Гамильтон и “Чик” Кориа.
Альбомы: “Nabasada And Charlie” (1967), ;“Bossa Nova Concert” (1967-69), ;“Dedicated To Charlie Parker” (1969), ;“Round Trip” (1974), ;“I’m Old Fashioned” (1976), “Bird Of Paradise” (1977), ;“Selected” (1983-88), ;“Tokyo Dating” (1985), ;“Parker’s Mood” (1985).

ВАШИНГТОН Гроувер
Вашингтон Гроувер Джуньер (мл.) - Washington Grover Jr.
р.12.12(11.11?).1943 в Буффало, шт. Нью-Йорк; ум.18.12. 1999 в Нью-Йорке
амер. саксофонист (тенор, альт, сопрано, баритон), флейтист, кларнетист, пианист, исп. на эл. к-басе, композитор / соул-джаз, кроссовер
Родился Гроувер в музыкальной семье - его отец играл на саксофоне, мать, два брата - все были музыкантами. С 10 лет он начал играть на тенор-саксофоне, а в 12 лет состоялось его первое профессиональное выступление в одном из местных клубов. Получил музыкальное образование, параллельно (с нач. 60-х) приобретая практический опыт в различных местных анс., в трио с органом и рок-группах. После службы в армии (1965-67) Вашингтон вернулся к музыкальной карьере, записав несколько альбомов под эгидой продюсера Крида Тейлора. Эти записи весьма удачно подошли к новому тогда рынку стиля фьюжн. К сер. 70-х успех и популярность, пришедшие к Вашингтону, стали все сильнее отодвигать его музыкальную актив-ность от джаза. В коммерческом отношении это способствовало новому успеху, в частности, его композиция “The Two Of Us”, с вокалом Билла Уитерса (Bill Withers), поднялась до второй позиции в общенациональном хит-параде США 1981 по разряду поп-музыки; успешным был также альбом “The Best Is Yet To Come” [вокал - Патти Лабелл (Patti Labelle)]. Через несколько лет на счету у Гроувера Вашингтона было уже пять “золотых” альбомов. Альбом “Winelight”, например, разошелся тиражом свыше 1 млн. экз., став, таким образом, “платиновым”. Вашинг-тон получил за этот альбом две премии “Грэмми” по различным номинациям. Характерно, что музыкант добился такого успеха, ни разу не победив ни в одном из множества плебисцитов, проводимых джазовыми журналами – ни как исполнитель, ни как композитор. Критики и коллеги музыканты вовсю критиковали его за “развращение” молодежи – имелся в виду “дурной пример”, подаваемый Вашингтоном. Его вариант стиля фьюжн представлял собой некую смесь диско, музыки соул и блюза; в сущности это была самая настоящая поп-музыка с более или менее ощутимым привкусом джаза.
Вашингтон обладает высочайшим техническим мастерством и нередко (это ощущалось с самого начала его карьеры) уходящая корнями в блюз стилистика его саксофона делала его исполнение гораздо более глубоким, чем это было заложено в исходном музыкальном материале. Тот факт, что большинство его записей оказались весьма по-пулярными в общей массе безликих дисков, способствовал тому, что с годами его исполнение стало более гладким, мягким, утрачивая постепенно те качества, которые были столь привлекательны в начале его карьеры. В конце 80-х Вашингтон все ещё пользовался определенным успехом, хотя и не столь шумным, как раньше, и, к сожалению, во многом растерял свои джазовые характеристики.
Альбомы: “Inner City Blues” (1971), ;“Mister Magic” (1975), ;“Winelight” (1980), “Inside Moves” (1984), “Then And Now” (1988).

ВАШИНГТОН Дайна
Вашингтон Дайна (урожденная Рут Ли Джонс) - Washington Dinah (Ruth Lee Jones)
р.29.08.1924 в г. Таскалуса, шт. Алабама; ум.14.12.1963 в Детройте, шт. Мичиган
амер. певица / блюз, ритм-энд-блюз, госпелз
Одна из самых выдающихся блюзовых вокалисток 50-х, прекрасно исполняла также джаз. Её называли “Королевой гарлемского блюза” (“Queen of Harlem Blues”).
Выросла в Чикаго. С детства пела в церковных хорах (пела и играла на ф-но, в частности, в известном в Чикаго хоре “Sara Martin Singers”). Затем – победа на любительском конкурсе, выступления в чикагских ночных клубах, в одном из которых её и услышал Лайонел Хэмптон, сразу же пригласивший молодую певицу в свой орк. С орк. Хэмптона Вашингтон проработала с 1943 по 1946, записав, среди прочего, такие хиты, как “Evil Gal Blues” (написанный, кстати, Леонардом Федером) и “Salty Papa Blues”. Уйдя из орк., она пела некоторое время в анс. ритм-энд-блюза, и вновь её пластинки пользовались неизменным успехом (“Blow Top Blues”, “I Told You Yes I Do” и др.). В дальнейшем Вашингтон продолжала петь ритм-энд-блюз наряду с джазом, блюзом, популярными песнями “злобы дня” и стандартами. Её голос был одним из ведущих голосов нарождающейся (пусть пока и не по-лучившей названия в условной классификации) музыки соул. К сожалению, беспорядочный, сумасбродный образ жизни певицы (несколько неудачных замужеств и алкоголизм) сделал свое дело, и она преждевременно умерла в возрасте 39 лет.
Практически с самого начала карьеры Дайна Вашингтон успешно соединяла священную музыку своего детства с нередко насыщенной непристойностями, грубоватой приземленностью блюза. Такое неестественное, казалось бы, сочетание оказывалось нередко мощнейшей смесью и публика боготворила её, что, в свою очередь, обеспечивало Дайне такие высокие гонорары, о которых не могло и мечтать большинство черных артистов её поколения. Она же от души наслаждалась богатством, беспорядочно расшвыривая деньги на драгоценности, автомобили, меха, выпивку, наркотики и мужчин. По всем внешним признакам казалось, что певица упивается своим успехом; это хорошо видно было по фильму “Jazz On A Summer’s Day”, снятому на Ньюпортском джазовом фестивале в 1958. Вашингтон вела внешне счастливую жизнь, обустраиваясь со своим седьмым мужем, когда неожиданно, после чрез-мерной дозы алкоголя, приняла смертельную дозу таблеток, скорее всего случайно.
Дайна Вашингтон от природы обладала очень красивым, богатым голосом, и всё, что она пела, она наполняла искренним, идущим от сердца, чувством. Даже в тех случаях, когда сам по себе материал был далеко не высшего качества, она умела сделать так, что банальнейший из текстов казался глубоко трогательным. В числе песен из её репертуара, ставших наиболее популярными, были “What A Diff’rence A Day Makes”, её величайший хит, ставший в 1959 хитом № 8 в США, и “September in The Rain” (№ 35 в хит-параде Великобритании в 1961). Обычно Вашингтон пела одна, но в к. 50-х она записала несколько дуэтов со своим тогдашним мужем Эдди Чамбли. Эти записи пользовались определенным успехом, и 1960 последовали дуэты с находившимся тогда на вершине своей популярности певцом Бруком Бентоном “Baby (You Got What It Takes)” и “A Rockin’ Good Way (To Mess Around And Fall In Love)”, ставшие невероятно популярными и достигшие, соответственно, 5 и 7 места в хит-парадах США. Дайна Вашингтон оставила богатейшее наследие звукового материала, в диапазоне от записей “The Jazz Sides”, сделанных с такими мастерами, как Кларк Терри, Джимми Кливленд, “Блу” Митчелл и др., до альбомов песен (ав-торства или из репертуара) “Фэтса” Уоллера и Бесси Смит. На этих альбомах, как и практически на всем, что она записала в разные годы, Дайна Вашингтон оставила отпечаток одного из самых великих джазовых голосов, и, вероятно, одной из самых разносторонних из всех вокалисток, работавших в джазе.
Литература: Джеймс Хаскинс “Королева блюза: биография Дайны Вашингтон” (James Haskins “Queen Of The Blues: A Biography Of Dinah Washington”).
Альбомы: “Slick Chick: R&B Years, Vol’s 1-2” (1943-54), “Wise Woman Blues” (1943-63), “Mellow Mama” (1945), ;“The Complete Dinah Washington on Mercury, Vol. 1” (1946-49), ;“The Complete Dinah Washington on Mercury, Vol. 2” (1950-52), ;“The Complete Dinah Washington on Mercury, Vol. 3” (1953-54), ;“Dinah Jams” (1954), ;“The Complete Dinah Washington on Mercury, Vol. 4” (1954-56), ;“The Complete Dinah Washington on Mercury, Vol. 5” (1956-58), “The Swingin’ Miss D” (1956), “Dinah Washington Sings Fats Waller” (1957), ;“The Bessie Smith Songbook” (1958), “What A Diff’rence A Day Makes!” (1959).

ВЕЙН - см. Уэйн

ВЕНТУРА Чарли
Вентура Чарлз (Чарли) - Ventura Charles (Charlie)
р.02.12.1916 в Филадельфии, шт. Пенсильвания; умер от рака легких 17.01.1992 в г. Плезантвилл, шт. Нью-Джерси
амер. тенор-саксофонист, рук. анс. / боп, Свинг
Освоив в детстве альт-саксофон, Вентура позже перешел на тенор. Профессиональный опыт он приобрел, играя с несколькими местными анс. и участвуя в джэмах с заезжими знаменитостями. В 1942 Вентура вошел в состав орк. Джина Крупа. Когда в 1943 (после неожиданного ареста Крупы в Сан-Франциско) орк. распался, Вентура некоторое время играл с Тедди Пауэллом, затем вновь вернулся к Крупе (1944-46), успешно выступая и в основном биг-бэнде, и в т. наз. “band within band” – в трио, составленном из членов биг-бэнда. В 1946 Вентура организует собственный орк., состав которого вскоре был “уре-зан” до размеров малого ансамбля, затем вновь разросся до масштабов биг-бэнда, исполнявшего коммерческий вариант би-бопа под девизом “Bop For The People” (“боп для народа”). В этот период Вентура начинает играть также и на баритон-саксофоне. Некоторое время он рук. септетом вместе с Каем Уиндингом, а затем – с Бенни Грином. В 1951 Вентура создает квартет “The Big Four” с участием Марти Наполеона, Чабби Джексона и “Бадди” Рича. Следующие два десятка лет он попеременно то ру-ководит собственным ночным клубом “The Open House” в Филадельфии (закрылся в 1954), то вновь объединяется с Дж. Крупа, возглавляет серию больших и малых оркестров в отелях Лас-Вегаса и …сражается со своими болезнями.
Хотя обычно его считают неудержимым, порой даже “эксгибиционистски” настроенным солистом (нередко это приписывается влиянию тех лет, которые Вентура провел в орк. Крупы), по сути же он был достаточно ортодоксальным свингующим солистом, чьи шероховатые, иногда грубоватые звуковые чудачества были порождены точным расчетом и чисто коммерческими соображениями. Аналогично, его кажущаяся склонность к усложненностям бопа находилась в конфликте с присущим ему от природы инстинктом исполнителя. И действительно – в его орк. “Bop For The People” (в котором в разное время играли “Конте” Кэндоли, К. Уиндинг, Б. Грин и Бутс Муссулли и пели Джеки Кейн и Рой Крал) насквозь свинговая манера исполнения самого Вентуры была чем-то вроде исключения по отношению к основной музыкальной атмосфере. Он продолжал играть и в 70-х, и в нач. 80-х, восхищая пусть небольшие, но знающие толк в джазе аудитории своим неподражаемым исполнением.
Альбомы: “Charlie Boy” (1946), ;“Charlie Ventura Concert Featuring The Charlie Ventura Septet” (1949), ;“Charlie Ventura In Concert” (1949), ;“Gene Norman Presents A Charlie Ventura Concert” (1949), “Chazz” (1977).

ВЕНУТИ Джо
Венути Джузеппе (Джо) - Venuti  Giuseppe (Joe)
р.01.09.1904 в г. Лекко, недалеко от Милана, Италия [по др. источн. - 16.09.1903 в Филадельфии, шт. Пенсильвания или 04.04.1898 на корабле, плывущем из Италии в США]; ум.14.08.1978 в Сиэтле, шт. Вашингтон
амер. скрипач, рук. орк. / анс. / диксиленд, Свинг, классический джаз
Первый выдающийся джазовый скрипач в США.
Мало кто из джазовых музыкантов был окружен таким количеством самых невероятных легенд, как Джо Венути. Существует легенда, согласно которой Венути стал скрипачом потому, что так решил жребий – он и его друг, Эдди Ланг, бросили монетку, чтобы решить, кто из них будет играть на каком из двух купленных ими в филадельфийском ломбарде инструментов. Лангу, разумеется, досталась гитара… Столь же легендарны и рассказы о рождении и начале карьеры Венути. То говорят, что он родился в Италии, то – в Филадельфии; особенно привлекательна версия о том, что родился он будто бы на борту корабля, битком набитого иммигрантами из Италии, в тот момент, когда корабль входил в нью-йоркскую бухту. Даты рождения также называются разные (разница доходит до 5-6 лет!). Действительность же гораздо прозаичнее. В ранней юности Венути пришлось много поработать в различных орк. как в самой Филадельфии, так и в её окрестностях, часто – в компании с Лангом. Важным этапом для Джо стало его сотрудничество с орк. Берта Истлоу в Атлантик-Сити. В 1924 ему было доверено руководство одним из оркестров Джина Гоулдкетта. Во 2-й пол. 20-х он играл (нередко – вместе с Лангом) в оркестрах Роджера Вольфа Кана и Эйдриана Роллини и записал много пластинок, в т.ч. классические “Четыре стороны” (Venuti-Lang “Blue Four Sides”). В 1929 Венути ненадолго присоединяется к Полу Уайтману, участвует в создании фильма “Король джаза” (“The King Of Jazz”, 1930). Со съемками этого фильма связан любопытный эпизод (еще одна леген-да?), характеризующий будущего классика американского джаза. Во время репетиций перед съемками одного из эпизодов он незаметно высыпал пакет муки в раструб тубы, так что, когда ничего не подозревавший музыкант сумел-таки “продуть” свой инструмент, весь орк. исчез в огромном белом облаке… За короткое время работы у Уайтмана Венути успел попасть в серьезную автокатастрофу и разругаться с “Биксом” Байдербеком, которого он однажды, пьяного до беспамятства, опрокинул в ванну с пурпурным желе. Наряду с такими, сравнительно невинными, легендами, ходили о нем и гораздо более пикантные слухи: то он якобы играл абсолютно голым для дево-чек в одном из борделей в Филадельфии, а то – и того чище – на одной из вечеринок, организованных Милдред Бейли, выставил на всеобщее обозрение блюдо “с салатом”, на котором разместил свой член, украшенный петрушкой, укропом и прочей зеленью…
Начиная с к. 20-х, Венути (с Лангом и без него) участвовал во множестве записей практически со всеми более или менее известными белыми бэнд-лидерами того времени, такими, как “Ред” Макензи, Джек Тигарден, Томми и Джимми Дорси, Фрэнк Трамбауэр, “Бинг” Кросби, Ли Уайли. Сотрудничал он и с анс. “Сестры Босуэлл” (“The Boswell Sisters”).
Сильнейшим ударом для Венути стала внезапная смерть в 1933 его друга Эдди Ланга. На некоторое время он перебрался в Европу, где записывался (в основном в Великобритании), играя попеременно то на скрипке, то на гитаре. Вернувшись в США, Венути в 1935 организовал биг-бэнд, но его выступления пользовались весьма скромным успехом (по правде говоря, он не очень-то серьезно относился к нелегким обязанностям бэндлидера). В 1943 Венути распустил свой биг-бэнд – это было связано с призывом на военную службу. Демобилизовавшись, “Mad Fiddler From Philly” (“Чокнутый скрипач из Филадельфии” - так к тому времени стали его называть) на некоторое время ограничился работой в кино- и радиостудиях, став постоянным участником шоу “Бинга” Кросби. В 50-х Венути работал в различных клубах, записывался на пластинки, но уже к 60-м перед ним во весь рост встала серьезнейшая проблема – алкоголизм.
В 1967 Венути пригласили принять участие в проекте Дика Гибсона Джазовые вечеринки в Колорадо (Dick Gibson’s Colorado Jazz Parties); это способствовало возрождению интереса к его творчеству. Венути вновь начал записываться в качестве рук. анс. и в дуэте с таким мастером, как Эрл “Фата” Хайнс. В 1968 он выступает на Ньюпортском джазовом фестивале, а годом позже – в Англии, на лондонской “Jazz Expo”. В 1970 у него обнаруживается рак, но он мужественно сражается с болезнью и еще почти восемь лет продолжает играть, выступая с квартетами в ведущих клубах Нью-Йорка “Roosevelt Grill” и “Michael’s Pub”. В эти тяжелые годы Джо Венути, преодолевая возраст, болезнь и груз непростой судьбы, делает великолепные записи с Джорджем Барнсом, Россом Томпкинсом, Дейвом МакКенна, “Зутом” Симсом, Мэриан Макпартланд, Скоттом Гамильтоном и др.
На протяжении всей своей творческой жизни Венути играл с искрящейся изобретательностью и огромной жизненной энергией, вкладывая в исполнение напористость и волнение одновременно. В этом (на выбранном им инструменте) с ним может сравниться только “Стафф” Смит. Венути был одарен мощным талантом и, несмотря ни на что – а в частной жизни он порой бывал ужасен: известно, что нередко Джо проявлял откровенно расистские взгляды, имел склонность к жестоким шуткам и розыгрышам – это был действительно выдающийся музыкант. Как знать, выбери он в свое время более популярный инструмент, и его могли бы причислить к числу немногих общепризнанных гигантов джаза.
Альбомы: “Joe Venuti And Eddie Lang” (1926-30), ;“Joe Venuti And Eddie Lang, Vol. 1” (1926-28), “Stringin’ The Blues” (1926), ;“Violin Jazz” (1927-34), “Big Bands Of Joe Venuti, Vol. 1” (1925-30), ;“Joe Venuti And Eddie Lang, Vol. 2” (1928-31), “Joe Venuti And Eddie Lang” (1930-33), ;“Fiddlesticks” (1931-39), “Pretty Trix” (1934), ;“Joe And Zoot” (1973), “The Joe Venuti Blue Four” (1974), “Jazz Violin” (1974), “Joe Venuti And Zoot Sims” (1975), “Hot Sonatas” (дуэты с Э. Хайнсом; 1975), “’S Wonderful: 4 Giants Of Swing” (1976), “Venuti-Barnes Live (At The Concord Summer Festival)” (1976), ;“Alone At The Palace” (1977), “Live At Concord” (1977).

ВЕСС - см. Уэсс

ВЕСТБРУК - см. Уэстбрук

ВЕСТОН - см. Уэстон

ВЕТСОЛ - см. Уэтсол

ВЕТТЛИНГ - см. Уэттлинг

ВИЛЛЬЯМС - см. Уилльямс

ВИНДИНГ - см. Уиндинг

ВИНСОН Эдди
Винсон Эдди (прозв. “Клинхед” – “Лысый”) - Vinson  Eddie “Cleanhead”
р.18(19?).12.1917 в Хьюстоне, шт. Техас; ум.02.07.1988 в Лос-Анджелесе, шт. Калифорния
амер. альт-саксофонист, певец, композитор, рук. анс. / боп, блюз, ранний ритм-энд-блюз, соул-джаз
Эдди научился играть на альт-саксофоне еще мальчишкой. Блестящее владение инструментом привлекло к Винсону (тогда еще школьнику) внимание руководителей местных ансамблей и его часто стали приглашать для участия в концертах. Первый опыт гастрольных поездок Эдди приобрел во время школьных каникул в составе местного орк. Закончив школу в 1935, Винсон стал работать в орк. на постоянной основе, оставшись в составе и на будущий год, после того, как коллектив возглавил Милтон Ларкин. В течение пяти лет, которые он провел в орк. Ларкина, Винсон познакомился рядом интересных музыкантов, игравших в этом орк. в к. 30-х, в частности, с “Ти-Боун” Уокером, Арнеттом Коббом и “Иллинойсом” Джекетом. Еще большее значение для молодого музыканта имело то обстоятельство, что во время гастрольных поездок он встретился с “Биг Биллом” Брунзи, научившим его по-настоящему исполнять (выкрикивать - shout) блюз, и уж совсем подарком судьбы можно считать то, что трасса орк. Ларкина пересеклась с трассой орк. Джея МакШэнна. Винсону удалось тогда буквально “похитить” у МакШэнна на несколько дней молодого альт-саксофониста Чарли Паркера и поучиться у него технике игры на инструменте. Познакомившись в 1941 с “Кути” Уилльямсом, Винсон вошел в состав нового орк. бывшего эллингтоновского трубача, выступал с ним в Нью-Йорке и там же состоялся его дебют в области звукозаписи – в апреле 1942 он записал на ф. “OKeh” пластинку, прекрасно исполнив блюзовую вокальную партию в композиции “When My Baby Left Me” (в орк. Уилльямса он солировал и как саксофонист, и как вокалист). С этим же орк. Винсон записывался также на ф. “Hit Records” (1944), “Capitol” (1945) и снялся в короткометражном фильме “Film Vodvil”.
В к. 1945 он ушел от Уилльямса, чтобы организовать собственный орк. (довольно крупный – до 16 музыкантов), который записывался на ф. “Mercury Records”. На этой фирме Винсон записывался и с небольшими составами (чаще - септетом), игравшими в стиле боп, а также исполнявшими взрывные оркестровые композиции (в 1948 в его септете играли Джонни Коулс, Джон Колтрейн и “Ред” Гарленд). Однако главным его достижением того периода были записи великолепного цикла гипнотически завора-живающих блюзов в характерном для него уникальном, “с хрипотцой”, техасском стиле. Записанные им хиты, такие, как “Juice Head Baby”, “Kidney Stew Blues” и “Old Maid Boogie”, были все же исключением, поскольку большинство песен Винсона, включая “Some Women Do”, “Oil Man Blues” и “Ever-Ready Blues”, были сверх всякой меры откровенными, а нередко чересчур непристойными для трансляции по радио. После профсоюзных запретов в 1948 Винсон стал записываться на ф. “King Records”. Его записи того периода – “I’m Gonna Wind Your Clock” (“Я собираюсь завести твои часики”), “I’m Weak But Willing” (“Я ослаб, но по-прежнему хочу”), “Somebody Done Stole My Cherry Red” (“Кто-то украл мою красную вишенку”) – выдержаны практически в неизменном стиле; нередко для своих записей Винсон собирал подлинных джазовых звезд. Тем не менее, его пластинки не имели такой мощной рекламной поддержки, как записи крупнейших ритм-энд-блюзовых звезд ф. “King”, и в нач. 50-х он вновь пе-решел на “Mercury”. В сер. 50-х Винсон еще раз (нена-долго) вошел в состав комбо “Кути” Уилльямса. 1957 – участие в гастрольном турне в составе орк. “Каунта” Бэйси и записи на джазовом филиале ф. “King” – “Bethlehem Records” – с малым составом из числа участников орк. Бэйси.
Затем Винсон отходит от активной музыкальной деятельности и возвращается в Хьюстон. Здесь в 1961 году его находит коллега, альт-саксофонист “Кэнненболл” Эддерли. В результате появился превосходный альбом, записанный с комбо братьев Эддерли на ф. “Riverside Records”. С той поры и до самой своей смерти в 1988 Винсон был в буквальном смысле нарасхват и участвовал во множестве джазовых и блюзовых фестивалей по всему миру, его календарь был заполнен плотным графиком га-строльных поездок. Впервые Винсон выехал на гастроли в Европу в 1969. В 1970 в составе ритм-энд-блюзового анс. Джонни Оутиса он участвовал в фестивале в Монтерее. Через год Винсон записывается на фестивале в Монтрё, Швейцария; в 1972 участвует в качестве гостя в европейских гастролях “Каунта” Бэйси; в 1974 – вновь Монтрё. Блестящий музыкант продолжал активную концертную деятельность вплоть до самой своей смерти (Винсон умер в 1988 от сердечного приступа). С его участием были записаны десятки интересных альбомов на таких джазовых и блюзовых фирмах грамзаписи, как “Black & Blue”, “Bluesway”, “Pablo”, “Muse” и “JSP”.
Уникальный исполнитель, одинаково уверенно чув-ствующий себя и в мире джаза, и в мире ритм-энд-блюза, Винсон играл в стилистике, в которой было го-раздо меньше от Луи Джордана, чем от Чарли Паркера (с которым он впервые встретился в 1940). Винсону-композитору принадлежат, в частности, пьесы “Tune Up” и “Four”, с самого начала неразрывно связанные с Майлзом Дэвисом (и записанные им в 50-х).
Альбомы: “Eddie Cleanhead Vinson” (1946-47), “Cleanhead’s Back In Town” (1957), ;“Cleanhead & Cannonball” (1961-62), “Cherry Red” (1967), ;“Kidney Stew Is Fine” (1969), “Jamming The Blues” (1974), “Kidney Stew” (1976), “The Clean Machine” (1978), ;“Hold It Right There!” (1978), “Live At Sandy’s” (1978), ;“I Want A Little Girl” (1981), ;“And Roomful Of Blues” (1982).

ВИТОУС Мирослав
Витоус Мирослав Ладислав - Vitous Miroslav Ladislav
р.06.12.1947 в Праге, Чехословакия
чехосл. контрабасист, гитарист, композитор, рук. анс. / фьюжн, пост-боп
Сын музыканта (отец его был саксофонистом), Витоус с шести лет начал учиться играть на скрипке. С девяти лет до четырнадцати он осваивал ф-но, и лишь затем подошла очередь к-баса. Окончил Пражскую консерваторию по классу к-баса (параллельно с учебой Витоус играл в эти годы в трио с пианистом Яном Хаммером и своим братом, барабанщиком Аланом Витоусом). Заняв первое место на международном конкурсе в Вене, организованном Фридрихом Гульдой, Мирослав получил в 1966 стипендию для учебы в Berklee College of Music в Бостоне, шт. Массачусетс (с тех пор живет в США). Проучившись около года в Беркли, он перебирается в Нью-Йорк. Начиная с 1967, Витоус играл и записывался со многими выдающимися джазовыми музыкантами, такими, как Арт Фармер, Фредди Хаббард, “Чик” Кориа и Уэйн Шортер, квинтет Боба Брукмайера и Кларка Терри. Некоторое время (очень недолго) он работал с Майлзом Дэвисом, после чего присоединился к Херби Манну. В 1971 вместе с Шортером и Джо Завинулом он стал основателем и участником известнейшей группы “Weather Report”, которую покинул в 1973, чтобы заняться освоением сделанного на заказ инструмента, сочетающего в себе свойства электрического к-баса и гитары. Поселившись в 1974 в Лос-Анджелесе, Витоус – за исключением одного единственного выступления с Аирто Морейра – свыше года не выступал на публике, целиком погрузившись в освоение нового инструмента. Вновь возобновил он свою концертную деятельность в 1976 в качестве лидера собственных анс.
В 1979 Витоус стал одним из организаторов блестящий новой группы, в состав которой вошли одни лишь европейцы - саксофонист Джон Сёрман, пианисты Кенни Кёркланд (или сменявший его Джон Тейлор) и ударник Йон Кристенсен. Просуществовал этот анс. до 1983. Начиная с 1979 к-басист преподает в Консерватории Новой Англии в Бостоне, возглавив в 1983 джазовый факультет.
Мелодичный, несущий в себе сильное влияние чешского фольклора, звук к-баса Витоуса оказал заметное воздействие на формирование европейского звучания в записях известной фирмы “ECM Records”.
Альбомы: “Now He Sings, Now He Sobs” (с Роем Хейнсом и Ч.Кориа; 1968), “Purple” (1970), ;“Mountain In The Clouds” (1977), “Guardian Angels” (1978), ;“First Meeting” (1979), ;“Miroslav Vitous Group” (1981), ;“Journey’s End” (1982), ;“Emergence” (1985), “Trio Music: Live In Europe” (с Р.Хейнсом и Ч.Кориа; 1987), ;“Return” (1988), “Star” (с Яном Гарбареком и Питером Эрскином; 1991), “Return” (1992).

ВОАН Сара
Воан Сара Лоуис (прозв. “Сэсси” - “Дерзкая”, а также “Дивайн Сара” - “Божественная Сара”) - Vaughan Sarah Lois (“Sassy”; “The Divine Sarah” )
р.27.03.1924 в Ньюарке, шт. Нью-Джерси; ум. от рака  легких 03.04.1990 в г. Хидн-Хиллз, шт. Калифорния
амер. певица, пианистка / боп
С раннего детства Сара росла в мире музыки - пела в церковном хоре, в 7 лет начала осваивать ф-но, уже в 12 лет стала органисткой, почти 10 лет брала уроки игры на ф-но. Любопытно, что её профессиональная карьера началась так же, как и творческая биография Эллы Фицджералд. Как и Элла, Сара в 18-летнем возрасте стала победительницей конкурса вокалистов-любителей в гарлемском концертном зале “Аполлон”. На молодую певицу обращает внимание Билли Экстайн, певший в то время в биг-бэнде Эрла Хайнса, и в 1943 её приглашают в этот орк. в качестве вокалистки и второй пианистки. Год спустя Экстайн приглашает Воан уже в свой орк., где она встретила таких пионеров современного джаза, как Чарли Паркер и “Диззи” Гиллеспи. Выступления и записи (1945) с орк. Экстайна сыграли большую роль в творческом становлении Сары Воан. Фактически она была первой современной джазовой вокалисткой, обладавшей, если можно так выразиться, инструментальной техникой и ярким импровизационным талантом. Воан легко находила общий язык с такими мастерами бопа, как Гиллеспи, Паркер, Тадд Дамерон, Декстер Гордон и Майлз Дэвис. Уйдя из орк. Экстайна, она некоторое время выступала с Джоном Кёрби, а затем решила начать самостоятельную сольную карьеру.
В стилистической эволюции Сары Воан какую-то мистическую роль играли её замужества (она была четырежды замужем). Каждый раз новый муж означал для неё какие-то изменения в стиле или репертуаре её пения. Первое замужество в 1944 совпало с интересом к джазовой классике. В 1947 Сара выходит замуж за трубача Джорджа Тридуэлла (George Treadwell), который становится её импресарио. Её вокальный стиль, репертуар и даже сама её внешность радикально изменились. Это замужество озна-меновалось для неё поворотом к би-бопу. Сара стала первой певицей, попытавшейся петь в этом новом для того времени стиле.
В к. 40-х и в 50-х Воан, подобно Экстайну, исполняла немало романтических баллад, многие из которых становились хитами, завоевывая неджазовую ауди-торию.
В 1950 Сара Воан записывается с октетом М. Дэвиса. В последующие годы Воан сотрудничает с Клиффордом Брауном, “Кэнненболлом” Эддерли, с музыкантами из орк. “Каунта” Бэйси - этот период её творчества считается особенно плодотворным. В студиях она пела в сопровождении самых разных по составу орк., но на концертах Воан чаще всего вы-ступала в сопровождении трио - ф-но, к-бас и ударные (её постоянными партнерами были в тот период известные барабанщики Рой Хейнс и Джимми Кобб). Правда, иногда её аккомпанировали и большие орк., а начиная с 70-х и симфонические.
В 1959 Сара вновь выходит замуж – за профессионального игрока в амер. футбол Клайда Аткинса. Как водится, новое замужество обозначило для неё новый творческий период – началось её успешное сотрудничество с биг-бэндом “Каунта” Бэйси.
В 60-х Воан – признанная эстрадная звезда, исполняющая в основном коммерческую музыку и лишь в 70-х она вновь начинает много работать с джазовыми музыкантами. В 1974 певица участвует в джазовом фестивале в Монтерее. В 1978 она записывает один из последних своих альбомов с символическим названием “How Long Has This Been Going On?” (“Как долго это продолжается?”) с квартетом выдающихся джазменов - Оскаром Питерсоном, Джо Пассом, Реем Брауном и Луи Беллсоном. Голос певицы, как всегда, полон величия, силы, исполнительская манера оригинальна и нестандартна.
С точки зрения вокальных возможностей, гибкости голоса Воан была одной из самых одаренных джазовых певиц - диапазон её голоса был воистину оперным (используя малопригодную для джаза вокальную классификацию итальянского бельканто, голос Сары Воан можно определить как контральто). Говоря о ней, Бетти Картер однажды заметила: “Получи она соответствующую подготовку, она смогла бы подняться до вершин не хуже Леонтины Прайс … Но я рада, что она не получила такой подготовки, иначе мы лишились бы той Сары Воан, которая у нас есть.” Воан довольно редко прибегала с приему пения скэт, но получалось это у неё ничуть не хуже, чем у Эллы Фицджералд, причем в её исполнении не ощущалось абсолютно никаких усилий, никакого напряжения (прекрасный пример – импровизации “Shulie A Bop”, записанные ею на тему гершвиновской “Summertime”). Тонкое блюзовое чувство, изощреннейший свинг, богатство тембраль-ных оттенков с характерным вибрато наделяли пение Воан редкой в джазе эмоциональной экспрессией. По уровню мастерства и сценического обаяния Сара Воан, вне всякого сомнения, входит в число трех самых выдающихся джазовых певиц ХХ века – она стоит в одном ряду с Эллой Фицджералд и Билли Холидей.
В 1978 Сара в последний раз вышла замуж (на этот раз за пианиста и дирижера Уэймонда Рида), после чего начался период её монументальных “сонг букс” – записей обширных вокальных циклов “Дюка” Эллингтона, Джорджа Гершвина, Ирвинга Берлина.
В 1979 Воан записала альбом “Duke Ellington Songbook One”, в создании которого приняли участие такие мастера, как “Зут” Симс, Фрэнк Фостер, Фрэнк Уэсс, “Джей Джей” Джонсон и Д. Пасс. В 1980 она выступила в широко разрекламированном концерте на сцене Карнеги-Холла, а затем вернулась в тот самый театр “Аполлон”, в котором начиналась её карьера, чтобы петь там с орк. Билли Экстайна, поддержавшего её в юности. Их совместную программу в “Apollo Theater” записали на NBC-TV.
В 1986 Сара Воан прошла едва ли не самое серьёзное испытание на профпригодность. Вместе со всемирно известными оперными звездами – сопрано Кири Те Канавой и тенором Хосе Каррерасом – она участвовала в записи мюзикла Роджерса и Хаммерстайна “South Pacific”. Сохранился документальный фильм, снятый во время этой ис-торической записи, из которого со всей очевидностью явствует, что музыкальная одаренность и профессионализм Сары Воан ни в чем не уступали мастерству прославленных оперных певцов.
В следующем, 1987, Воан записывает альбом латиноамериканских мелодий. В том же году она выступает в ТВ программе “Sass And Brass”, где на фоне авторитетнейшей ритм-секции (Херби Хэнкок, Рон Картер и Билли Хиггинс) и блестящей команды трубачей (таких, как “Диззи” Гиллеспи, Дон Черри, Мейнард Фергюсон и “Чак” Манджионе) Воан вновь сумела доказать, что с её музыкальной силой по-прежнему следует считаться.
Сара Воан являлась лауреатом престижных анкет таких журналов, как “Esquire” (конкурс “New Star” - “Новая звезда”, 1945), “downbeat” (1947-52), “Metronome” (1948-52). В 1965 по приглашению президента США Линдона Джонсона она пела на государственном приёме в Белом Доме. Имя Воан было синонимом джазового вокала для двух поколений любителей джаза и её записи еще долго будут оказывать существенное влияние на молодых джа-зовых вокалистов.
Альбомы: “Sarah Vaughan” (1944-1954), ;“Divine Sarah” (1946-1947), ;“Columbia Years” (1949-1953), ;“16 Most Requested Songs” (1949-53), “I`ll Be Seeing You” (1949), “Perdido! Live” (1951-1953), ;;“Sarah Vaughan” (1954), ;;“Complete Sarah Vaughan on Mercury, Vol. 1” (1954-1956), ;“Swingin’ Easy” (1954-57), “The George Gershwin Songbook. Vol. 1” (1954-1957), ;;“In the Land of Hi-Fi” (1955), “The George Gershwin Songbook. Vol. 2” (1955-1964), ;“Complete Sarah Vaughan on Mercury. Vol.2: Sings Great American Songs” (1956-1957), ;“Complete Sarah Vaughan on Mercury, Vol. 3: Great Show on Stage” (1957-1959), ;;“At Mister Kelly`s” (1957), ;“No Count Sarah” (1958), ;“After Hours” (1961), ;“Sassy Swings the Tivoli” (1963), ;“Complete Sarah Vaughan on Mercury, Vol. 4, Pts. 1 and 2” (1963-1967), “Jazz Fest Masters” (1969), “Sarah Vaughan and Michel Legrand” (1972-1974), ;;“Complete: Live in Japan” (1973), ;“How Long Has This Been Going On?” (1978), ;“Duke Ellington Songbook, Vol. 1-2” (1979), ;“Crazy And Mixed Up” (1982).

ВУДИНГ Сэм
Вудинг Самьюэл (Сэм) Дэвид – Wooding Samuel (Sam) David
р.17.06.1895(96?) в Филадельфии, шт. Пенсильвания; ум.01. 08.1985 в Нью-Йорке
амер. пианист, аранжировщик, рук. орк.
Один из наиболее значительных руководителей ранних негритянских оркестров. Активно работал со своим орк. “Society Syncopators” в различных нью-йоркских клубах, участвовал в ревю “Дни плантаций” (“Plantation Days”). В 1925 Вудинг отправился во главе своего орк. в Европу – сначала в Берлин, где они аккомпанировали шоу “Шоколадные ребята” (“Chocolate Kiddies”), затем – по странам Скандинавии. В 1926 орк. Вудинга приезжал с историческими гастролями в СССР. В течение следующих шести лет орк. Вудинга стал известен всей Европе. В разное время в нем играли такие звезды. как Томми Лэдниер, Док Читем, Джин Седрик и Уилли Льюис. Орк. много записывался для фирм “Pathe-Actuelle” (Париж), “Deutsche Grammophon” (Берлин) и “Parlophone” (Барселона). Молодой Юг Панасье с восторгом писал об орк. Вудинга: “Они играли потрясающе – это была действительно горячая музыка! Меня восхитил динамизм оркестра – он был несравненно выше, чем у известных мне белых оркест-ров!”.
Куда бы Вудинг ни приехал, он всегда играл в лучших залах и пользовался заслуженным успехом. Тем не менее, после 1931 (когда Вудинг распустил в Бельгии свой орк. и вернулся в Штаты) у него возникли серьезные проблемы. Выяснилось, что в Нью-Йорке появилось множество биг-бэндов (и высочайшего класса, типа орк. Флетчера Хендерсона, и менее классных, хотя также весьма профессиональных). Кроме того, конкуренция усилилась за счет молодых белых “королей Свинга”, подобных Бенни Гудману. Вудинг попытался организовать новый орк., но вскоре понял, что повторить здесь европейский успех будет весьма трудно. К 1935 он распустил оркестр и поступил на музыкальный факультет Пенсильванского университета. После этого начинается его педагогическая карьера и продолжается исполнительская. С 1937 по 1941, а затем и во 2-й пол. 40-х Вудинг руководил вокальными ансамблями (одна из его групп выступала в 1949 в знаменитом концертном зале Карнеги-Холл в Нью-Йорке). В 50-х он организовал собственную фирму грамзаписи “Ding-Dong”, а в 60-х объехал почти весь мир, выступая дуэтом с певцом Реем Харрисоном (Rae Harrison). В 1967 – гастрольная поездка в Японию; через год Вудинг, практически уйдя на покой, выбирает своим домом Францию, затем - Германию, но в итоге вновь возвращается в США. Перед тем, как окончательно отойти от профессиональной деятельности, ветеран еще раз приезжал в Европу в сер. 70-х.

ВУДМАН Бритт
Вудман Бритт – Woodman Britt
р.04.06.1920 в Лос-Анджелесе, шт. Калифорния
амер. тромбонист, рук. анс. / Свинг
Отец Вудмана, Уилльям О. Вудман (William O. Woodman), был тромбонистом и в 1925-26 записывался с “Сонни” Клеем, а в 1955-56 – с Тедди Бакнером. Идя по его стопам, Бритт в раннем детстве взял в руки тот же инструмент и вскоре уже играл в семейном анс. “The Woodman Brothers”. В к. 30-х Вудман работал в осн. на Западном побережье в различных малоизвестных анс. – хотя на рубеже 40-х ему довелось играть уже в орк. Леса Хайта. Отслужив в годы Второй мировой войны в армии, Вудман ока-зывается в известном своей музыкальной экстравагантностью орк. Бойда Рейберна (1946), а затем играет у Лайонела Хэмптона (1946-47). К концу 40-х он завершает (в формальном отношении) свое музыкальное образование, пройдя обучение в Уэстлейкском колледже в Лос-Анджелесе, и в 1951 попадает в состав орк. “Дюка” Эллингтона, сменив в качестве ведущего тромбониста Лоренса Брауна. В 50-х Вудман становится лидером секции тромбонов орк. Стилистическая гибкость тромбониста подтверждается тем фактом, что в 1955, играя у Эллингтона, он записывается со своим другом детства Чарлзом Мингусом, а также с Майлзом Дэвисом (у которого тогда играл Мингус).
В 1960 истекает срок действия контракта Вудмана с Эллингтоном и тромбонист начинает работать в студийных и театральных орк. Лос-Анджелеса и Нью-Йорка. В то же время, не прекращая своей работы в кино и на ТВ, Вудман записывается на пластинки со своим небольшим анс., а также с ансамблями Билла Берри и Бенни Картера. Он также играет в 70-х в калифорнийских биг-бэндах Берри, Тошико Акийоши и в “Capp-Pierce Juggernaut”. В 1990-х Вудман входит в состав “Lincoln Center Jazz Orchestra”.
Исполнительский стиль Вудмана отражает его многолетнюю практику работы в биг-бэндах (одним из его кумиров был Лоренс Браун, которого он сменил в свое время в орк. Эллингтона); в то же время в нем постоянно ощущается – по фразировкам, и по великолепной технике игры на сверхвысоких регистрах - глубокий интерес к би-бопу.
Альбомы: “Seattle Concert” (с орк. Эллингтона; 1952), “Such Sweet Thunder” (с орк. Эллингтона; 1957), “Mingus!” (с Ч. Мингусом; 1960), “For Duke” (с Б. Берри; 1977), ;“Britt Woodman In LA” (1977).

ВУДС Фил
Вудс Филип Уэллз (Фил) - Woods Philip Wells (Phil)
р.02.11.1931 в Спрингфилде, шт. Массачусетс
амер. альт-саксофонист, кларнетист, пианист, композитор, рук. анс. / боп, хард-боп
Альт-саксофон Вудс освоил еще в детстве; позже он учился в Джульярдской школе музыки в Нью-Йорке и к тому моменту, когда ему исполнилось 20 лет, уже неплохо зарекомендовал себя в джазе. Исполняя хард-боп и признавая (к счастью, без рабского копирования) авторитет Чарли Паркера, Вудс к концу 50-х стал одной из движущих сил джаза. Он выступал в качестве рук. с несколькими небольшими анс., играл с Джимми Рейни (1955) и Джорджем Уоллингтоном (1956-57). В 1956 Вудс вошел в состав биг-бэнда “Диззи” Гиллеспи, участвуя вместе с ним в гастролях за океаном. В 1957 - вместе с еще одним альт-саксофонистом Джином Куиллом – он возглавлял квинтет. В 1958-59 Вудс играл в квинтете “Бадди” Рича, а после этого вошел в состав биг-бэнда, организованного Куинси Джонсом (в этом орк. он выступал в 1959-61).
В 1960 в студии грамзаписи ф. “Candid” Вудс записал одно из своих центральных произведений – обширную сюиту в пяти частях для джазового октета “Rights of Swing” (“Привилегии Свинга”) – парафраз английского названия “Весны священной” Игоря Стравинского (“The Rite of Spring”). В музыке сюиты были и тематические заимствования из балета Стравинского. Эта запись упрочила за Вудсом репутацию незаурядного джазового композитора.
В нач. 60-х Вудс выступал с Сесилом Пейном и Телониусом Монком, некоторое время работал с Бенни Гудманом. Кстати, именно с биг-бэндом Гудмана Вудс посетил в 1962 Советский Союз. И тогда же участвовал в Ленинграде в подпольном джэм-сэшн с советскими джазменами – первом в истории России американско-российском джазовом саммите.
Он активно работал также в качестве студийного музыканта и очень много записывался, приняв участие, в частности, в записи знаменитого альбома Бенни Картера “Further Definitions” (1961). В 1960-х Вудс активно занялся  педагогической деятельностью. Во второй пол. 60-х Вудс ощутил наступление серьёзного психологического кризиса и творческого спада, которые сам он назвал “кризисом артистической идентичности”. У него возникли сомнения в своём предназначении – в правильности выбора профессии. Вудсу тогда было 37 лет. За плечами – 20 лет работы в джазе. Именно тогда он перебирается вместе со своей тогдашней женой Чан Ричардсон (бывшей супругой Ч. Паркера) “на излечение” во Францию. В Париже в 1968 он организует международный квартет “The European Rhythm Machine”, в котором играли швейцарск. барабанщик Даниель Юмер и его земляк пианист Георг Грунтц. Вудс возглавлял этот анс. вплоть до своего возвращения в 1972 в Штаты (к этому времени он уже полностью преодолел депрессию), где сначала работал в основном в студиях Лос-Анджелеса и Нью-Йорка, а в 1973 создал новый квартет / квинтет, заслуживший наивысших оценок специалистов и добившийся блестящего коммерческого успеха. Анс. активно работал в течение двух десятков лет и авторитет Фила Вудса неизменно возрастал. Почти все это время в анс. играл пианист Хэл Галпер. Попутно Вудс совершил динамичную, хотя и несколько анонимную, вылазку в лагерь поп-музыки, записав соло для ставшего хитом сингла Билли Джоэла (Billy Joel) “I Love You Just The Way You Are”. В нач. 80-х Вудс много выступал в США, гастролировал по всему свету и продолжал записывать альбомы неизменно высочайшего качества. Его квартет увеличился до размеров квинтета за счет трубача Тома Харрелла. Вудс записывался также с “Диззи” Гиллеспи, Робом МакКоннеллом и “Бадом” Джонсоном.
Хотя его часто относят к представителям пост-паркеровской школы альт-саксофонистов, Вудс всегда отличался собственным стилем. Уже в самых ранних его записях, таких, как “Bird Calls” (1947), чувствуется изощренный исполнитель, явно переросший свой возраст зрелостью импровизаций. Игра Вудса отличается богатым, насыщенным звуком (саундом), в котором не было резкостей, с удовольствием демонстрируемых некоторыми из его современников. Иногда его альт можно принять за тенор – звук его инструмента со временем стал шире и мощнее в нижнем регистре. Импровизации Вудса, преломленные сквозь стилистику би-бопа, отличает не только взрывная свингующая экспрессивность, но и чисто романтическая, близкая европейской классике образность. К концу 80-х Вудс прочно занял место среди ведущих джазовых музыкантов и был признан в качестве одного из самых сильных альт-саксофонистов в истории джаза. Его исполнительские стандарты остались столь же высокими и в 90-х. Хотя в то время музыканту уже давно перевалило за 60, глубина его воображения ничуть не уменьшилась, а исполнение по-прежнему было полно энтузиазма и жизненной энер-гии.
Альбомы: “Early Quintets” (1954-59), ;“Pairing Off” (1956), ;“Phil And Quill With Prestige” (1957), ;“Rights Of Swing” (1960), “At The Montreux Jazz Festival” (1969), “At The Frankfurt Jazz Festival” (1970), “Live From The Showboat” (1976), ;“Phil Woods / Lew Tabackin” (1980), “Three For All” (1981), “At The Vanguard” (1982), ;“Bouquet” (1987), ;“Bop Stew” (1987), “Evolution” (1988), “Flash” (1989), “All Bird’s Children” (1990), “Flowers For Hodges” (1991), “An Affair To Remember” (1993).

ВУДЪЯРД Сэм
Вудъярд Самьюэл (Сэм) - Woodyard Samuel (Sam)
р.07.01.1925 в г. Элизабет, шт. Нью-Джерси; ум.20.09.1988 в Париже, Франция
амер. ударник
Самостоятельно научившись играть на барабанах, Вудъярд в 40-х и нач. 50-х играл в нескольких небольших анс. в Нью-Джерси. В 1952 он уже играет с Роем Элдриджем, а год спустя – в трио Милта Бакнера. Наконец, в 1955 Вудъярд становится членом орк. “Дюка” Эллингтона, где и играет (с небольшими перерывами из-за болезни и собственных капризов) целых 13 лет, до к. 60-х. Именно в этот период его искусство барабанщика достигает наивысшего расцвета. Позже Вудъярд работал с Эллой Фицджералд и - в качестве дополнительного ударника - вновь с Эллингтоном (в 1973), а затем с “Бадди” Ричем (в 1974). Периодические выступления с Биллом Берри помогали Вудъярду худо-бедно подпитывать свою карьеру, но к 1975 ему пришлось перебраться в Европу. Обосновавшись в Париже, он играл и записывался как с местными музыкантами, такими, как Ги Лафит, так и со своими земляками – с переселенцами (включая Бакнера), и с гастролерами (в их числе Тедди Уилсон, Милт Хинтон, “Бадди” Тейт и “Слэм” Стюарт). К сожалению, к 80-м начали ска-зываться последствия разгульной молодости Вудъярда. Ко всем бедам прибавилось похищение его ударной установки. Но и здесь ему улыбнулась удача – летом 1988 Вудъярд был тепло принят в качестве гостя мемориального съезда “Эллингтон-88”, состоявшегося в память “Дюка” Эллингтона в Олдхэме, Великобритания. Хотя здоровье его к тому времени было явно очень слабым, он буквально помолодел после встречи со старыми друзьями-эллингтонцами – Б.Берри, “Бастером” Купером и Джимми Вудом, а также после того, как ему был вручен бесценный подарок – новая ударная установка, купленная на собранные устроителями съезда деньги. Его игра во время съезда была, разумеется, не столь уверенной, как в прежние времена, но Вудъярд был бесконечно счастлив и даже спел в своей эксцентричной манере для благодарной аудитории несколько старых хитов типа “Limbo Jazz”. Вскоре после этого, 20 сентября 1988, он умер в Париже.
Вудъярд был мощным и искусным барабанщиком, хотя сумасбродный темперамент порой сказывался на его игре и он время от времени “сползал” к музыкальной экстравагантности. Тем не менее, в свои лучшие годы он был непревзойденным мастером – будь то тонкий аккомпанемент фортепианным соло Эллингтона, или мощное лидирование по отношению ко всему биг-бэнду. Участие же в вошедшем в историю джаза концерте орк. Эллингтона во время Ньюпортского джазового фестиваля в 1956, с легендарным соло Пола Гонсалвеса в “Diminuendo And Crescendo In Blue” стало, вероятно, вершиной музыкальной карьеры Сэма Вудъярда.
Альбомы: ;“Ellington At Newport” (1956), “Duke Ellington Plays Mary Poppins” (1964), “Soul Call” (1966), “Duke Ellington – The Pianist” (1966), “Togo Brava Suite” (1971), “Sam Woodyard In Paris” (1975).


Рецензии