Джазовый алфавит. Ж

Ж




ЖИЛЬБЕРТО Аструд
Жильберто Аструд (Джильберто; правильно - Аштруд Жилберту) - Gilberto Astrud
р. в 1940 г. в шт. Баия, Бразилия
бразильск. певица / босса-нова
Семья Аструд переехала в Рио-де-Жанейро, когда ей было два года. Поразительно успешный профессиональный дебют в качестве певицы состоялся в самом начале проникновения ритмов босса-новы в джаз. Тогда, в 1963, Стэн Гетц вместе с её тогдашним мужем Жоао Жильберто записывали альбом “Getz And Gilberto” и Аструд, никогда до этого не выступавшей на эстраде и не помышлявшей о карьере певицы, предложили исполнить на англ. языке песню “The Girl From Ipanema” (“Девушка из Ипанемы”). Через год она поет для ещё одного альбома Гетца “Getz Au Go Go” (среди участников записанного “вживую” концерта - вибрафонист Гари Бёртон и гитарист Кенни Баррелл). Искренняя манера исполнения и приятный девичий голос Аструд сразу же сделали эти записи безусловными хитами и Гетц впоследствии несколько раз приглашал певицу для совместных гастролей. Её пение идеально подходило для легкого звука босса-новы, но джазового содержания в нем практически не было.
Жильберто продолжает выступать и участвовать в различных международных фестивалях, но известность её целиком обусловлена теми самыми первыми счастливыми записями 1963-64.
Альбомы: “The Astrud Gilberto Album” (1965), “The Shadow Of Your Smile” (1965), ;;“Look At The Rainbow” (1965-66), “A Certain Smile, A Certain Sadness” (1966).

ЖИЛЬБЕРТО Жоао
Жильберто Жоао (Джильберто; правильно - Жуан Жилберту) - Gilberto Joao
р. в июне 1931(32?) в г. Жуазейро, шт. Баия, Бразилия
бразильск. певец, гитарист, композитор / босса-нова
Начинал Жоао свою музыкальную карьеру в качестве ударника в одном из провинциальных бразильских ор-кестров. Вскоре, однако, он самостоятельно освоил гитару и со временем стал блестящим исполнителем на этом инструменте.
Считается, что стиль босса-нова был создан композитором Антонио Карлосом Джобимом, но первым перенес босса-нову на пластинку именно Жильберто – в июле 1957 он записал ставшую знаменитой композицию того же Джобима “Desafinado” (изв. под англ. названием “Out Of Tune” – “Играющий, исполняющий не в тон, фальшиво”). Фактически Жоао явился своего рода “архитектором” босса-новы: ему удалось сконцентрировать полиритмию самбы в пронизанном синкопами оригинальном гитарном стиле, при этом его подчеркнуто спокойный, обволакивающий, абсолютно свободный вокал наполняет исполняемые им композиции интимностью и свингом.
В 1958 Жильберто всколыхнул всю Бразилию блестящим исполнением песни А. К. Джобима “Chega de Saudade”. Через 5 лет, в 1963, музыкант приезжает в США. В том же году всемирным хитом стала записанная им вместе со Стэном Гетцем и Аструд Жильберто (бывшей тогда женой Жоао) композиция Джобима “The Girl From Ipanema” (“Девушка из Ипанемы”), стремительно ускорившая рост популярности босса-новы. Альбом, в который вошла эта композиция - “Getz And Gilberto” - в течение нескольких лет входил в списки международных бестселлеров.
Жоао Жильберто – один из величайших певцов Бразилии второй половины ХХ в. Его влияние на музыку этой страны трудно переоценить.
Альбомы: “The Legendary Joao Gilberto” (1958), “The Boss Of The Bossa Nova” (1962), ;;“Getz And Gilberto” (1963), ;“Amoroso / Brazil” (1976-80).

ЖИСМОНТИ Эгберту
Жисмонти (Джисмонти) Эгберту – Gismonti Egberto
р.05.12.1947 в Рио-де-Жанейро (в г. Кармо?), Бразилия
бразильск. гитарист, пианист, вокалист, исп. на перкашн, композитор
Эгберту начал учиться играть на ф-но в шесть лет, а затем в течение пятнадцати лет изучал классическую музыку, проведя, в том числе, два года в Париже (его педагогом по классу оркестровки и анализа было Надя Буланже). Вернувшись в 1966 в Бразилию, он стал работать в качестве аранжировщика и музыканта-исполнителя. Особенно привлекала Жисмонти музыка Равеля, его подходы к оркестровке и аккордному звукообразованию; в то же время он был целиком погружен в музыкальное наследие Бразилии, его восхищала особая. бразильск. разновидность музыки фанк – “choro”. Выбрав в 1967 для исполнения “choro” классическую шестиструнную гитару, Жисмонти само-стоятельно овладел инструментом, а в 1973 перешел на восьмиструнную гитару, обладавшую диапазоном в пять октав, что давало ему гораздо более широкие возможности для экспериментов с басовыми линиями и вариантами аккордов (в 1981 он начал использовать 10-струнную гитару). С 1973 по 75 продолжались его непрерывные поиски новых звуков, включение в обиход различных флейт, колокольчиков и человеческого голоса. Одновременно он запоем слушал музыку Джанго Рейнхардта, Джими Хенд-рикса, “Уэса” Монтгомери и Джона Маклоклина.
Жисмонти активно выступал и записывался у себя на родине и за рубежом. Его партнерами были такие музыканты, как Аирто Морейра, Флора Пьюрим (с этими бразильск. мастерами он совершил в 1976 большое турне по США) и саксофонист Пол Хорн. В 1976, готовясь к записи своего первого альбома “Danca Das Cabecas” на ф. “ECM”, Жисмонти целых четыре недели прожил в амазонских джунглях с индейцами племени ксингу. Вот что сказал музыкант после этого: “Они очень сильно повлияли на мой подход к инструментам, на мое понимание самого себя. Надо только услышать все эти звуки, сопро-вождающие жизнь племени… Этот альбом стал чем-то вроде прогулки по джунглям”. “Danca Das Cabecas” был номинирован в качестве Альбома Года в анкете амер. журнала “Stereo Review”, а также получил престижный приз “Grosser Deutscher Schallplattenpreis”. В 1978-79 Жисмонти гастролировал с выдающимся перкуссионистом Нана Васконселосом. В 1979 бразильск. музыкант записал на ф. “ECM” вместе с Чарли Хейденом и Яном Гарбареком два альбома и совершил длительное турне по Европе, завершившееся лишь в 1981. Он также регулярно записывался с такими ECM-овскими музыкантами, как Ралф Таунер и Коллин Уолкотт. Жисмонти много работает для кино – он написал и принял участие в записи музыки для одиннадцати кинофильмов.
Виртуозный исполнитель со своеобразным пианистическим стилем игры на гитаре, Жисмонти органично соединяет в своем творчестве самые разные стили и жанры: фольклор, классику, джаз, блюз, африканскую, бразильскую и много другой этнической музыки.
Альбомы: “Danca Das Cabecas” (1976), “Sol Do Meio Dia” (1977), ;“Solo” (1978), “Works” (1983), ;;“Danca Dos Escravos” (1989), ;“Infancia” (1990), ;“Musica de Sobrevivencia” (1993).


Рецензии