Джазовый алфавит. З

З




ЗАВИНУЛ Джо
Завинул Джозеф Эрих (Джо) - Zawinul Josef Erich (Joe)
р.7.07.1932 в Вене, Австрия; ум.11.09.2007
австрийск. мультиинструменталист: пианист, органист, трубач, вибрафонист, исп. на синтезаторе, композитор, рук. анс. / соул-джаз, фьюжн, хард-боп
В возрасте 6 лет Джо подарили аккордеон и он начал самостоятельно, на слух, учиться на нем играть (больше всего ему нравились тогда цыганские мелодии). Годом позже мальчик поступил в музыкальную школу при Венской консерватории. Во время учебы Завинул очень страдал из-за отсутствия возможности заниматься дома – в их семье не было ф-но. Возможность регулярно практиковаться на инструменте представилась ему лишь в 1944, когда Джо и несколько других одаренных учеников кон-серватории были эвакуированы из Вены и оказались в небольшом сельском доме в Чехословакии, где, к великой их радости, оказался инструмент. Здесь будущий знаменитый джазмен впервые смог играть каждый день. Джазом молодой Завинул заинтересовался лишь вернувшись после войны домой, в Вену – вышедший на экраны венских кинотеатров амер. фильм “Stormy Weather” он посмотрел 24 раза (!) и с тех пор его мечтой стало играть джаз вместе с черными музыкантами. После окончания консерватории музыкальные амбиции Завинула быстро переросли довольно ограниченные возможности, существовавшие для джазового музыканта в послевоенной Австрии. Финансовая ситуация вынуждала молодого мультиинструментали-ста почти все 50-е работать исключительно в качестве сайдмена в различных клубах и студиях. Играя в танцевальных орк. и на радио, Завинул лишь изредка мог исполнять джаз (в 1952 он играл с прекрасным австрийским саксофонистом Гансом Коллером). Обстоятельства резко переменились в 1959, когда Завинул получил стипендию для учебы в Berklee College of Music (Бостон). По приезде в США талантливый музыкант сразу же привлек к себе внимание многих джазменов (проведя в Беркли всего лишь одну неделю, он присоединился к анс. Мейнарда Фергюсона и в течение 8 месяцев гастролировал с ним по всей стране). После этого Завинул некоторое время играл со “Слайдом” Хэмптоном, а затем последовали полтора года работы с выдающейся певицей Дайной Вашингтон. С 1961 он вошел в состав анс. “Кэнненболла” Эддерли, став одним из ключевых членов группы. Их творческое партнерство продолжалось целых девять лет, до осени 1970. В 1966, во время выступления в чикагском клубе “Delisa” была сделана запись композиции Завинула “Mercy, Mercy, Mercy”, ставшая одним из крупнейших хитов анс. Именно работа в анс. Эддерли обеспечила Завинулу репутацию талантливого импровизатора и композитора. Уже упомянутая пьеса “Mercy, Mercy, Mercy” принесла анс. премию “Грэмми” в номинации “за лучшее инструментальное исполнение”.
В этот период Джо записывался также и с другими музыкантами. В 1966 Завинул был членом жюри Международного джазового конкурса в Вене, где вместе со своим земляком Фридрихом Гульдой записал “Concerto For Two Pianos And Orchestra”. Наиболее примечательны, однако, его работы с Майлзом Дэвисом. Завинул сыграл заметную роль и как инструменталист, и как композитор в записи таких важных для творчества Дэвиса в период с 1969 по 1970 альбомов, как “In A Silent Way” (заглавная композиция принадлежит Завинулу), “Bitches Brew”, “Live-Evil” и “Big Fun”. Именно сотрудничество с Дэвисом обеспечило Джо Завинулу настоящую международную известность.
В период этого сотрудничества Завинул начал также постепенно отдаляться от акустических инструментов, все больше и больше увлекаясь новыми удивительными возможностями, предоставляемыми электронной техникой.
В к. 1970 – нач. 1971 Завинул вместе с другим игравшим ранее у Дэвиса музыкантом, саксофонистом Уэйном Шортером, организовал анс. “Weather Report” (“Прогноз погоды”) – супергруппу, с которой в дальнейшем всегда будет ассоциироваться его имя. В первые годы своего существования “Weather Report” был ярко выраженной джаз-роковой группой. Кроме основателей группы, в её первом составе играли к-басист Мирослав Витоус, ударник и клавишник Аль-фонс Маузон и перкуссионист Аирто Морейра. Впоследствии состав анс. неоднократно менялся – лишь Завинул и Шортер оставались неизменными его членами. “Weather Report” (это назв. было предложено Шортером после того, как во время обсуждения концепции будущего коллектива Завинул сказал, что музыка анс. должна “меняться каждый день, подобно тому, как меняется погода”) довольно быстро заявил о себе, как об одном из самых творчески плодотворных и влиятельных ансамблей в истории джаза. Группа Завинула и Шортера неизменно занимала первые места в различных плебисцитах, её популярность во всем мире неизменно росла, причем следует подчеркнуть, что музыканты ни разу не снизили своей творческой планки, не отступили в погоне за популярностью от высочайших творческих стандартов. Особо следует отметить самобытный, насыщенный живой энергетикой характер звучания анс., причем ключевое значение для формирования его саунда имели соло самого Завинула на синтезаторе, исполняемые им с удивительной эмоциональностью, чего никак не ожидали многие слушатели и специалисты, считавшие синтезатор всего лишь сложным техническим устройством, не более. Творческая эволюция анс., начиная с модных в нач. 1970-х свободных импровизаций и электроники и заканчивая развернутыми композиционными структурами более позднего периода, скрупулезно зафиксирована на многочисленных записях. Музыкальный диапазон “Weather Report” был фе-номенальным – от чистой абстракции, смешения аритмических, атональных электронных и акустических звуков, до виртуозно исполненных разнообразных ритмических структур, наложенных на богатейшие гармонические и мелодические основы с тонкими переплетениями пространства и плоти, и все это – в импровизационном режиме.
Когда в 1986, после 15 лет феноменально успешных выступлений, анс. прекратил свое существование, Завинул вновь начал гастролировать по Европе и США в качестве солирующего акустического и электронного клавишника. Созданные им впоследствии группы “Weather Update” (“Новая версия погоды”) и “Zawinul Syndicate” явно стремились сохранить атмосферу “Прогноза”, насытив её темными и зловещими гармоническими звучаниями и характерными звуками электропиано.
Карьера Джо Завинула развивалась по схеме, прямо противоположной типичной карьере джазового музыканта: весь начальный период его жизни (вместо того, чтобы именно в эти годы проявить все свое новаторство) представляется периодом затянувшегося ученичества и подготовки к блестящей оригинальности и длительному творческому взлету “Weather Report”, начавшемуся в тот момент, когда музыканту было уже под сорок, и непрерывно набиравшему яркость и после того, как ему исполнилось пятьдесят. До возникновения “Прогноза” Завинул был прекрасным музыкантом и композитором, но все-таки на джазовой сцене он был фигурой скорее периферийной. Работа в к. 60-х с М. Дэвисом несколько “сдвинула” его фигуру поближе к центру, но лишь с возникновением “Weather Report” он стал (возможно, наряду с Джоном Маклоклином) одним из немногих – со времен Джанго Рейнхардта – европейцев,  оказывающих реальное влияние на развитие джаза.
Музыка Завинула на многие годы останется одной из наиболее существенных составляющих стиля фьюжн. Он единодушно признан одним из ведущих джазовых композиторов, в его произведениях в полной мере задействован новый словарь композиторских приемов, новые ритмы, новые технологии, позволяющие добиться живого дыхания музыки. По собственному признанию, в его жилах течет чешская, венгерская и цыганская кровь. Вместе с австрийским культурным наследием это оказывает мощное влияние на природу и качество его музыки: в работах Завинула проявляется вся эмоциональная глубина фольклора Центральной и Восточной Европы, сочность и яркая образность социальных сцен, отображающих окружающий мир (с его рыночными площадями, семейными и, особенно, цыганскими праздниками), сочетаются в них с глубоким погружением во внутренний мир личности, в мир интимных переживаний. Вот как он вспоминает обстоятельства рождения одного из самых впечатляющих своих сочинений: “Я написал “In A Silent Way” в Вене, в номере отеля, окна которого выходили в парк. Детей забрали мои родители, жена уснула. За окном шел снег, я долго смотрел на заснеженный парк, а затем взял бумагу и в течение нескольких минут написал всю вещь”. Завинул является одним из крупнейших представителей электронной музыки, а его детский опыт игры на аккордеоне помог ему с легкостью овладеть синтезатором (он утверждает, что звучание синтезатора вовсе не кажется ему искусственным, только что изобретенным, и инструмент этот представляется ему абсолютно естественным).
Альбомы: ;“The Rise And The Fall Of The Third Stream” (1966-67), “Concerto Retitled” (1970), ;“Zawinul” (1971), ;“Weather Report” (1971), ;“I Sing The Body Electric” (1972), ;“Black Market” (1976), ;“Heavy Weather” (1976), ;“Black Water” (1989).

ЗЕЙТЛИН Денни
Зейтлин Деннис Джей (Денни) - Zeitlin Dennis Jay (Denny)
р.10.04.1938 в Чикаго, шт. Иллинойс
амер. пианист, исп. на синтезаторе, контрабасист, композитор / пост-боп, хард-боп
Начав учиться играть на ф-но еще в детстве, Денни получил впоследствии классическую музыкальную подготовку, однако затем поступил на медицинский факультет Университета Джонса Хопкинса, а позже – в Колумбийский университет. В 1963 он успешно прошел прослушивание у известного продюсера Джона Хэммонда мл., но затем внезапно уехал в Сан-Франциско, где стал изучать психиатрию и… играть на ф-но. Свой первый альбом Зейтлин записал в 1964. В 1965 его пригласил в свое трио к-басист Чарли Хейден, и в том же году они участвовали в джазовых фестивалях в Монтерее и Ньюпорте.
Интерес Зейтлина к экспериментам с ф-но, в ходе которых он изменял звучание инструмента, привязывая к струнам различные гайки, болты и шурупы, подготовил его к еще более смелым экспериментам со звуками, которые стали возможны с появлением в к. 60-х различных моделей электронных синтезаторов. В к. 60-х он перестает выступать на эстраде, вернувшись к концертной деятельности лишь в сер. 70-х (периодически вновь объединяясь с Хейденом). Свою музыкальную активность Зейтлин ограничивает в основном Западным побережьем. Наряду с исполнительской деятельностью, он удачно работает как композитор, пишет музыку для кино. Одна из его пьес, “Carole’s Garden”, вошла в репертуар многих музыкантов.
Альбомы: “Cathexis” (1964), ;“Carnival” (1964), ;;“Live At The Trident” (1965), “Zeitgeist” (1966-67), ;;“Time Remembers One Time Once” (с Ч. Хейденом; 1981), “Tidal Wave” (1983), “Trio” (1988), “In The Moment” (1989), ;;“Live At Maybeck Recital Hall” (1992).

ЗОЛЛЕР Атилла
Золлер Атилла – Zoller Atilla
р.13.06.1927 в Вышеграде, Венгрия; ум.25.01.1998 в Таунсенде, шт. Вермонт, США
венгерский (амер.) гитарист, исп. на бас-трубе, рук. анс. / пост-боп
Первые музыкальные уроки получил в возрасте четырех лет у своего отца – дирижера и преподавателя музыки. Сначала это была скрипка, а в девять лет Атилла уже играл на трубе в школьном симфоническом орк. Гитару Золлер избрал в качестве своего инструмента позже, лишь приняв решение стать профессиональным музыкантом. После Второй мировой войны молодой музыкант начал играть на гитаре в небольших джазовых анс. в Будапеште. В 1948-54 Золлер работает в Вене, затем (1954-59) – в Германии. Там ему довелось встретиться и поработать с “Бадом” Шанком, Тони Скоттом, Оскаром Петтифордом и Кенни Кларком. В 1959 Золлер получает стипендию для учебы в знаменитой Школе джаза в Леноксе, шт. Массачусетс, и с тех пор живет в США. С 1960 он играет в квинтете “Чико” Гамильтона; в 1962-65 – в анс. Херби Манна, затем создает (вместе с пианистом Доном Фридманом) квартет, специализирующийся в области модального джаза. В 1966 Золлер работает с “Редом” Норво, а на следующий год играет в орк. Бенни Гудмана и выступает также в качестве лидера собственного анс. Начиная с 1968, он часто выступал и записывался с Ли Конитцем (вместе с нем. авангардистом Альбертом Мангельсдорфом они образовали весьма успешное трио). Золлер много гастролирует по Европе, участвует практически во всех крупных европейских джазовых фестивалях. В 1970 вместе с Аструд Жильберто с успехом выступает в Японии. Через год Золлер вновь приезжает в Японию, на этот раз в компании с Джимом Холлом и Кенни Барреллом, в качестве участников гитарного фестиваля. Он выступает практически на всех крупных европейских джазовых фестивалях. В 1979-80 Золлер работает дуэтом с гитаристом Джимом Рейни. Кроме исполнительской деятельности, Атилла Золлер много внимания уделяет также джазовому образованию. Он также известен, как изобретатель ряда технических приспособлений для игры на гитаре.
 Известный джазовый критик И.Э. Берендт, отмечая высочайший уровень музыканта, тонкость и романтическую сдержанность его исполнительской манеры, выражает при этом недоумение тем обстоятельством, что этот талантливый мастер известен, в основном, лишь в кругу самих музыкантов.
Альбомы: ;“Zoller-Koller-Solal” (1965), ;“Common Cause” (1979), “Conjunction” (1982), ;;“Memories Of Pannonia” (1986), “Overcome” (1986), ;“Live Highlights ‘92” (1991-92), “When It’s Time” (1995).

ЗОРН Джон
Зорн Джон – Zorn John
р.02.09.1953 в Нью-Йорке
амер. альт-саксофонист, кларнетист, композитор / аван-гард
Начинал Джон занятия музыкой в детстве на ф-но, затем лет в десять перешел на гитару и флейту. Самостоятельно изучая современную классическую музыку, он начал сочинять в четырнадцать лет, при этом – под влиянием Джона Кейджа – включал в свои сочинения элементы импровизации. Зорн получил солидную музыкальную подготовку в области классической композиции. В юности его кумирами были амер. композиторы-новаторы Чарлз Айвс, Дж. Кейдж и Гарри Партч. Впервые интерес к джазу про-будился у Зорна во время концерта, на котором выступал его учитель французского, джазовый трубач Жак Курсиль (Jacques Coursil). Вскоре кумирами Зорна стали яркие представители авангарда саксофонисты Антони Бракстон, Орнетт Коулман, Джимми Джуффри и Роско Митчелл. Начиная с 1974, Зорн активно работает в нью-йоркском районе Нижний Ист-Сайд (Lower East Side), став вскоре одним из лидеров авангардистов “даунтауна” (Нижнего Манхэттена). В этот период в его арсенале появляются новейшие приемы “теории игр” в приложении к внеструктурным импровизациям, а также технологии известного авангардиста “Батча” Морриса. Глубокое знание би-бопа и отточенная техника игры на альт-саксофоне снискали Зорну признание в среде джазовых музыкантов: в 1977, например, он вошел в число 11 джазовых и рок музыкантов, приглашенных для записи альбома “Lowe & Behold” известного авангардиста Фрэнка Лоу. Заядлый коллекционер грампластинок, Зорн увлекся записями англ. гитариста Дерика Бейли, выпущенными ф. “Incus Records”, и в результате записал в 1983 вместе с Бейли и тромбонистом Джорджем Льюисом альбом “Yankees”. В этом же году он участвует (вместе с Карлой Блей) в создании альбома “That’s The Way I Feel Now”, посвященного памяти умершего незадолго до этого Телониуса Монка. В 1985 Зорн (и снова в компании с Блей) принимает участие в записи альбома “Lost In The Stars”, посвященного творчеству Курта Вайля. Тогда же выходит ставший коммерческим хитом альбом Зорна “Big Gundown”, составленный из сочинений Эннио Морриконе; в записи этого альбома принимали участие такие несовместимые, казалось бы, музы-канты, как клавишник “Биг Джон” Паттон и исп. на губной гармонике “Тутс” Тилеманс. Записанный в 1987 великолепный альбом “News For Lulu” (в трио Зорна играли Д. Льюис и гитарист Билл Фриселл) составили классические композиции хард-бопа 60-х, исполненные с характерной стальной элегантностью Зорна. Это был его второй опыт в стилистике бопа – за два года до этого Зорн выпустил альбом “Voodoo”, записанный анс. “Sonny Clark Memorial Quartet”. Утверждая, что бескомпромиссная рок-музыка обладает такой же интенсивностью, что и фри-джаз 1960-х, он записал в 1988 рок-версию сочинений Орнетта Коулмана на альбоме “Spy vs. Spy”. Одним из эффективных инструментов Зорна в его изысканиях на границе джаза и рок-музыки стала группа “Naked City”, в которой играли гитаристы Б. Фриселл и Фред Фрит, клавишник Уэйн Хоровиц и барабанщик Джой Бэрон.
Неистощимый экспериментатор, Зорн использовал в своих сочинениях возможности современной звукозаписывающей техники и звуки живой природы, активно участвовал в нескольких японских шумовых оркестрах и записал несколько композиций, основанных на традиционной еврейской музыке.
Альбомы: “Yankees” (1984), ;“Big Gundown” (1984-85), ;“Voodoo: The Music Of Sonny Clark” (1985), ;;“News For Lulu” (1987), ;“Spy vs. Spy: The Music Of Ornette Coleman” (1988), ;“Naked City” (1989), ;“More News For Lulu” (1989).

ЗУРК Боб
Зурк Роберт (Боб; наст. имя Богуслав Алберт Зуковски) - Zurke Robert (Bob; Boguslaw Albert Zukowski)
р.09.05.1910 (по др. источн. 17.01.1912) в Детройте, шт. Мичиган; ум.16(17?).02.1944 в Лос-Анджелесе, шт. Калифорния
амер. пианист, композитор, рук. орк.
Начав играть на ф-но в раннем детстве, Боб вскоре проявил удивительные способности (в десять лет он играл перед самим Яном Игнацым Падеревским ) и уже подростком стал играть практически на профессиональном уровне. В к. 20-х и в 30-х он играл в различных анс., а также выступал в качестве солиста в Филадельфии и её окрестностях. В 1936 Зурк вошел в состав орк. Боба Кросби (сменив Джо Салливана) и пользовался довольно большим успехом, в немалой степени потому, что ему удавалось отлично играть буги-вуги (а это был как раз период особой популярности этого стиля). Записанная оркестром пьеса “Honky Tonk Train Blues”, в которой Зурк блестяще солировал, стала признанным хитом. И хотя впоследствии о нем нередко говорили лишь как о мастере буги-вуги, исполнительский диапазон Зурка был гораздо шире и его игра являлась одним из важнейших слагаемых успеха всего орк. (хотя в книге Джона Чилтона, рассказывающей об орк. Боба Кросби, приводится не слишком привлекательный портрет пианиста – Зурк предстает в виде толстого пьяницы, безнадежно задолжавшего всем музыкантам оркестра).
В 1939 Зурк ушел из орк. Кросби и попытался организовать собственный орк., но из этого ничего путного не вышло (его орк. просуществовал всего 21 месяц), и он вернулся к сольной карьере, играя в клубах Детройта, Чикаго, Лос-Анджелеса и др. городов. Последнее его выступление состоялось в “Hangover Club” в Сан-Франциско – здесь у него случился приступ, вскоре после которого он умер, не дожив до 34 лет.
Альбомы: “South Rampart Street Parade” (с Б. Кросби; 1935-42), “Big Noise From Winnetka” (с Б. Кросби; 1937-42), “Bob Zurke And His Delta Rhythm Band” (1939-40).


Рецензии