Джазовый алфавит. И

И




ИБРАГИМ Абдулла
Ибрагим Абдулла (наст. имя Адольф Йоханнес Брэнд; прозв. “Доллар Брэнд”) - Ibrahim Abdullah (Adolph Johannes Brand; “Dollar Brand”)
р.09.10.1934 в Кейптауне, Южная Африка
южноафрик. пианист, виолончелист, флейтист, сопрано-саксофонист, вокалист, композитор, рук. анс. / орк. / пост-боп, африканский фольклор
С семи лет Адольф начал учиться играть на ф-но, в основном – церковную музыку (его бабушка была пианисткой в церкви). Рос будущий джазмен в атмосфере гимнов, госпелз и спиричуэлз, звучащих в находящейся под амер. влиянием Африканской методистской епископальной церкви, однако, слушая радио и пластинки, мальчик осваивал также множество других музыкальных стилей и форм, включая джаз. Сам музыкант позднее вспоминал: “Музыка “Дюка” Эллингтона была настолько хорошо мне знакома, что я его не воспринимал, как иностранного музыканта, скорее он мне казался мудрым пожилым членом нашей общины, присутствующим как бы заочно”. Профессиональная карьера Ибрагима началась в сер. 50-х - тогда он играл в основном популярные песенки, но к концу десятилетия молодой музыкант организует собствен-ный анс., репертуар которого почти целиком ориентирован на джаз. В 1960 Ибрагим участвовал в записи первой джазовой пластинки в ЮАР; это был, кроме того, первый альбом, записанный в Южной Африке черными музыкантами.
Через два года он и его будущая жена, певица Сатима Би Бенджамин (Sathima Bea Benjamin), покинули страну в знак протеста против системы апартеида и поселились в Швейцарии, в Цюрихе, где стали выступать в “Cafe Africana”. Здесь в феврале 1963 их услышал сам Эллингтон и, пораженный музыкой никому не известных африканских музыкантов, помог сделать несколько записей; он же спонсировал участие Ибрагима в нескольких европейских джазовых фестивалях, а затем и в Ньюпортском джазовом фестивале (1965). С сер. 60-х музыкант живет в США, в Нью-Йорке, играет с ведущими представителями фри-джаза Джоном Колтрейном, Доном Черри, Орнеттом Коулманом и “Санни” Марри. В 1966 “Доллар Брэнд” (таким был его сценический псевдоним) играет в квартете Элвина Джонса.
Его интерес к политике и религии не ослабевает. В к. 60-х Адольф Йоханнес Брэнд принял ислам и новое имя, под которым и стал широко известен любителям джаза во многих странах мира. Несмотря на проводимые в ЮАР репрессии против инакомыслящих, он время от времени приезжал к себе на родину, стремясь не утратить связи со своими корнями, и всячески пытаясь найти точки соприкосновения между традиционной музыкой Африки и американским джазом.
Постепенно из “очень хорошего” Ибрагим становится выдающимся музыкантом. Он много гастролирует – чаще всего в качестве солиста, но иногда и с орк., участвует во всех важнейших фестивалях в Европе, США, Японии, Австралии и Канаде. При этом он стремится постоянно расширять свои музыкальные горизонты - в нач. 80-х написанная им опера “Kalahari Liberation” – представляющая собой мультимедийный коллаж драмы, музыки и танца - с большим успехом исполнялась во многих странах Европы, символизируя творческий протест против расизма ЮАР. В сер. 80-х активно записывался и выступал со своим септетом “Ekaya” (в переводе – “Дом”). Изменившаяся с тех пор политическая ситуация на его родине позволила музыканту чаще бывать в ЮАР.
В исполнительской манере Ибрагима, базирующейся на мощном ритмическом фундаменте, стилистика бопа причудливо окрашена сильным влиянием Эллингтона и Телониуса Монка; в то же время постоянно ощущаются его южноафриканские корни. В его музыке композиционная и структурная составляющие столь же важны, как и импровизационная, она ритмически разнообразна и до предела насыщена гармоническими, мелодическими и эмоциональными компонентами.
Альбомы: ;;“Anatomy Of A South African Village” (1965), “The Dream” (1965), ;“Reflections” (1965), ;“African Piano” (1969), “Fats, Duke & Monk” (1973), ;“Sangoma” (1973), “African Portraits” (1973), ;“African Sketchbook” (1973), ;“Good News From Africa” (1973), ;“African Space Programme” (1973), “Ode To Duke Ellington” (1973), “Autobiography” (1978), ;“African Marketplace” (1979), ;;“Live At Montreux” (1980), “African Dawn” (1982), ;“Zimbabwe” (1983), “Live At Sweet Basil, Vol. 1” (1983), ;;“Ekaya” (1983), ;;“Water From An Ancient Well” (1985), “South Africa” (1986), ;“African River” (1989), “Mantra Mode” (1991).

ИГЕР Аллен
Игер Аллен - Eager Allen
р.27(10?).01.1927 в Нью-Йорке
амер. саксофонист (тенор, альт), рук. анс. / боп, кул
Музыкальное образование Аллен получил по классу кларнета, но в 1943 Бен Уэбстер дает ему несколько уроков игры на тенор-саксофоне и это определило его дальнейшую судьбу как музыканта. Молодой саксофонист приобретал профессиональный опыт в ряде прекрасных оркестров, в том числе в орк. Вуди Германа и Томми Дорси. В Лос-Анджелесе он играет в различных клубах вместе с Барни Кесселом и “Зутом” Симсом. Слушая записи орк. “Каунта” Бэйси, Игер приходит в восторг от игры Лестера Янга и перестраивает свою исполнительскую манеру под “Преза”. В сер. 40-х юный Игер играет уже в Нью-Йорке, в боповых клубах на 52-й улице с Коулманом Хокинсом, Питом Брауном, Редом Родни, Максом Роучем, Элом Хейгом и др. В 1946 он записывает первую пластинку под своим именем. Молодой саксофонист выступает с “Бадди” Ричем (1947 и 1952), Таддом Дамероном (1948), Джерри Маллиганом (1951 и 57)... Он знакомится с Чарли Паркером и много играет с ним.
К сожалению, в 1950-х, 60-х и 70-х Игер то появляется на джазовой сцене, выступая в Нью-Йорке (1953-55, 1957), Париже (сер. 50-х), Лос-Анджелесе (сер. 60-х) и Майами (1970-е), то вдруг исчезает. Причина – отсутствие стремления к настоящей музыкальной карьере: занятия музыкой он чередует со спортом (его конек - это лыжи, верховая езда и автогонки). Одно из последних появлений Игера на музыкальной сцене – начало 1980-х, включая европейское турне 1982.
Последовательный сторонник школы Лестера Янга, наиболее ярко Аллен Игер проявил себя в к. 1940-х.
Альбомы: ;;“Tenor Sax” (1946-47), “Swingin’ With Allen Eager” (1953), “Renaissance” (1982).

ИЗРЕЙЕЛС “Чак”
Изрейелс Чарлз (прозв. “Чак” – “Цыпленок”) - Israels Charles H. “Chuck”
р.10.08(10?).1936 в Нью-Йорке
амер. контрабасист, композитор, аранжировщик, рук. анс. / кул, пост-боп
Получил серьезное музыкальное образование и в США, и во Франции (в Париже). Джазом всерьез заинтересовался в 18 лет. Первый профессиональный опыт приобрел в сер. 50-х. Изрейелс выступает и записывается с такими музыкантами, как Сесил Тейлор (студийная запись в 1958), Джон Колтрейн и Эрик Долфи (1961). В 1960 он тесно сотрудничает с секстетом Джорджа Расселла, в 1961 - входит в состав трио Билла Эванса (после гибели выдающегося басиста Скотта ЛаФэроу). С Эвансом Изрейелс играл целых пять лет – этот период принес ему наибольшую известность. В это же время он записывался с “Джей Джей” Джонсоном, Херби Хэнкоком, Стэном Гетцем и Хэмптоном Хозом. В нач. 70-х он сыграл важную роль в создании орк. “The National Jazz Ensemble”, исполнявшего музыку раннего джаза (в частности, “Джелли Ролл” Мортона и молодого Луи Армстронга) с использованием современных музыкальных идей и технологий, а также воплощавшего средствами биг-бэнда произведения Телониуса Монка и других ведущих мастеров бопа. Тогда же он всерьез занялся педагогической деятельностью. После распада в 1978 “NJE” Изрейелс поселился в районе Сан-Франциско, выступает довольно редко, хотя и записывался в 80-х, в частности, со струнным квартетом “Kronos Quartet” (1984) и певицей Розмари Клуни (1985). Со своим трио к-басист приезжал в Москву, выступал в Германии.
Альбомы: “How My Heart Sings!” (с Б. Эвансом; 1962), “The Second Trio” (с Б. Эвансом; 1962), ;“At Shelly’s Manne Hole” (с Б. Эвансом; 1963), “National Jazz Ensemble” (1975-76), ;“On Common Ground” (1991).

ИЛИАС Элиан
Илиас Элиан - Elias Eliane
р.19.03.1960 в Сан-Паулу, Бразилия
браз. пианистка, вокалистка, рук. анс., педагог / пост-боп, бразильский джаз
Начинала играть в различных бразильских биг-бэндах. По совету известного к-басиста Эдди Гомеза Илиас в 1981 приезжает в Нью-Йорк, где вскоре входит в состав группы Ранди и Майка Брекеров “Steps Ahead”. Много выступает и записывается с этой группой, что делает её известной как среди любителей джаза, так и среди профессионалов.
В 1983 Элиан выходит замуж за Ранди. В том же году участвует в записи альбома Михала Урбаняка “Sorrow Is Not Forever But Love”. В 1986 дебютирует в качестве рук. анс., записав альбом “Illusions” на ф. “Denon”. Через год на этой же фирме Илиас (с участием Гомеза) выпускает альбом “Cross Currents”. Спустя еще два года, в 1989, Элиан начинает сотрудничать с ф. “Blue Note”, заняв весьма привлекательную нишу сплава бразильской музыки с джазом – своего рода бразильская версия фьюжн (её дебютом на этой фирме стал записанный в 1989 отличный альбом “Plays Jobim”, в работе над которым участвовали Э. Гомез, Джек ДеДжонетт и Нана Васконселос).
Альбомы: “Cross Currents” (1987), ;“Eliane Elias Plays Jobim” (1989), “So Far So Close” (1989), “A Long Story” (1991), ;“Fantasia” (1992), ;“Paulistina” (1992), ;;“Solos & Duets” (с Х. Хэнкоком; 1995).

ИНГЕМ Кит
Ингем Кит – Ingham Keith
р.05.02.1942 в Лондоне, Великобритания
англ. пианист / Свинг, диксиленд
Пианист-самоучка, чьи музыкальные пристрастия охватывают диапазон от “Банка” Джонсона до Джона Колтрейна, Ингем начал свою профессиональную карьеру в 1964. Выступал со многими известными британскими мастерами мэйнстрима. Начиная с 1974, Ингем участвует в совместных записях в Лондоне с “Редом” Алленом, “Пи Ви” Расселлом, Бобом Уайлбером, Чарли Шейверсом, Беном Уэбстером и “Бадом” Фриманом, выпускает два сольных альбома. В 1978 музыкант переезжает в Нью-Йорк. В его активе – работа в клубе “Eddie Condon’s”, выступления с Бенни Гудманом и в составе орк. Янка Лосона и Боба Хаггарта “The World`s Greatest Jazz Band”. Кит Ингем записал также три альбома с Максин Салливан (один из них – “Songs From The Cotton Club” – был номинирован на премию “Грэмми”), выступал с Марти Грошем (в различных составах), в 1980-х гастролировал по Великобритании с орк. “Eddie Condon Memorial Band”.
Альбомы: “Superbud” (с Б. Фриманом; 1977), “Fred Astaire Collection” (1989), “Music Of Victor Young” (1989), ;“Out The Past” (1990), “Donaldson Redux” (1991), ;“Music From The Mauve Decades” (1993), ;“My Little Brown Book / The Intimacy Of The Blues: A Celebration Of Billy Strayhorn’s Music” (2 LP; 1993), ;“The Keith Ingham New York 9, Vols. 1-2” (1994).

ИРВИС - см. Эрвис


Рецензии