Джазовый алфавит. Ф

Ф




ФАВР Пьер
Фавр Пьер - Favre Pierre
р.02.06.1937 в г.Лелокль (неподалеку от г.Невшатель), Швейцария
швейцарск. ударник, перкуссионист, рук. анс., композитор / фри-джаз
Музыкант-самоучка, Фавр начал играть на барабанах в пятнадцать лет, а через два он уже работал в профессиональном анс. Формировался молодой ударник, играя с различными европейскими музыкантами, а также с амер. мастерами “Филли Джо” Джонсом, “Бадом” Пауэллом и Бенни Бейли (при этом он одновременно работал на фабрике, производящей тарелки для ударных).
В нач. 60-х Фавр играет и записывается с Георгом Грунтцем, “Четом” Бейкером, Б. Пауэллом и др. Со временем, став членом одного из ключевых трио фри-джаза 60-х [вместе с Ирен Швейцер (ф-но) и Джорджем Мразом (к-бас)], он выработал свой собственный стиль. Впоследствии чеха Мраза сменил в этом анс. немец Петер Ковальд. Появление в составе англичанина саксофониста Эвана Паркера явилось новым стимулом в развитии этого интернационального квартета. Анс. много гастролирует, выступает на фестивалях. Все вместе они участвуют в записи альбома Манфреда Шофа “European Echoes”, однако в дальнейшем Фавр старался избегать “посещения” наиболее взрывчатых территорий европейского нового джаза.
Поиски новых голосов и новых звуков привели Фавра к искусству индийских перкуссионистов, а затем к созда-нию собственного анс. “Drum Orchestra”. Невероятное сочетание колокольчиков, гонгов и тарелок служило своеобразным звуковым фоном его ударной установке – эффект поисков Фавра можно услышать на альбомах ф. “ECM”. Сотрудничал он и с такими европейскими и амер. музыкантами, как Петер Брётцманн, Джон Чикаи и “Дон” Черри, Альберт Мангельсдорф. Фавр часто выступает с сольными концертами, работает дуэтом с различными партнерами, пишет музыку для театральных постановок. В 70-х он начинает тесно сотрудничать с. Постоянная нацеленность на развитие звуковых возможностей сделала Фавра одним из серьезнейших новаторов своего инструмента.
Альбомы: “Santana” (1968), “Pierre Favre Quartet” (1969), “European Echoes” (с М. Шофом; 1969), “Mal Waldron Plays The Blues” (с Дж. Сёрманом; 1976), “Topology” (1981), “Music By…” (с Б. Филлипсом; 1981), “Such Winters Of Memory” (1983), ;“Singing Drums” (1984).

ФАГЕРКУИСТ Дон
Фагеркуист Дон – Fagerquist Don
р.06.02.1927 в Вустере, шт. Массачусетс; ум.24.01.1974 в Лос-Анджелесе, шт. Калифорния
амер. трубач / боп, кул
В 1944 юный Фагеркуист был принят в состав орк. Джина Крупы. В этом орк. он проработал несколько лет, став одним из ведущих солистов орк. и с легкостью приспособившись к стилистике би-бопа, в которой орк. играл под конец 40-х. После того, как орк. Крупы сошел со сцены, Фагеркуист некоторое время (1949-50) выступал с Арти Шоу в составе его орк. и анс. “Gramercy Five”, а затем стал членом “Третьего стада” (“Third Herd”) Вуди Германа (1951-52). Позднее он играл в орк. Леса Брауна (1953) и в октете Дейва Пелла, составленном из музыкантов Брауна (1953-59). Начиная с 1956, Фагеркуист работал штатным музыкантом одной из крупнейших голливуд-ских кинокомпаний “Paramount Pictures”.
Дон Фагеркуист был великолепным солистом; его изысканная исполнительская манера прекрасно вписывалась в стилистику уэст-коуст-джаза – в 50-х и 60-х он много и успешно играл (и иногда записывался) с Шелли Манном, Питом Руголо, Мелом Торме, Артом Пеппером и др.
Альбомы: “Drummin’ Man” (с Дж. Крупа; 1945-47), “Art Pepper Plays Shorty Rogers And Others” (1957), ;;“Eight By Eight” (1957).

ФАДДИС Джон
Фаддис Джон – Faddis Jon
р.24.07.1953 в г.Окленд, шт.Калифорния
амер. трубач, исп. на флюгельгорне / боп
Учиться играть на трубе Джон начал в 8 лет. Когда ему было 11, учитель впервые познакомил его с музыкой “Диззи” Гиллеспи, а в 13 он уже играл в ритм-энд-блюзовых анс. Спустя два года юный Джон познакомился в Сан-Франциско с Гиллеспи, и не только познакомился – ему посчастливилось играть рядом с великим трубачом.
В 1971-72 Фаддис участвовал в гастролях в составе орк. Лайонела Хэмптона, после чего остался в Нью-Йорке. Здесь в 1972 он становится членом “Thad Jones – Mel Lewis Jazz Orchestra”; в составе этого орк. Джон работает вплоть до 1975, параллельно он играет с Гилом Эвансом, Оскаром Питерсоном, Чарлзом Мингусом и Гиллеспи.
Именно тогда, выступая с Гиллеспи, Фаддис впервые привлек к себе внимание широкого круга специалистов и любителей джаза. Несмотря на колоссальное воздействие играющего рядом корифея, молодому трубачу удается создать свой собственный исполнительский стиль. Тем не менее, корни его глубоко уходили в би-боп, и он всячески поддерживал своего старшего партнера, что было особенно ценно в период, когда со всех сторон ощущалось сильнейшее давление стремительно набравшего популярность джаз-рока. Концерты и записи двух трубачей пользовались огромным успехом – как в музыкальном, так и в коммерческом смысле, и на несколько лет вперед судьба Фаддиса была определена.
В 80-х Джон безумно загружен студийной работой, но время от времени выступает с концертами, играет в клубах и на фестивалях, а также записывается с Джимми Смитом, Джеки Маклейном и Маккоем Тайнером. В к. 80-х Фаддис присоединяется к биг-бэнду Гиллеспи и совершает вместе с ним мировое турне, но основное время он занят в качестве рук. собственных анс.
Высокий авторитет музыканта подтверждает и тот факт, что в 1993 он был назначен музыкальным рук. джазового орк. одного из самых знаменитых концертных залов Америки – Карнеги-Холла.
Один из самых ярких трубачей пост-бопа, Фаддис успешно соединяет в своей игре блестящую технику (особенно на верхних регистрах) с глубоким пониманием джазовой традиции и бережным к ней отношением. Его чистый, колокольного тона звук отлично сочетается с глубоко эмоциональным исполнением, и Джон Фаддис по праву занял место одного из наиболее одаренных и значительных музыкантов современного джаза.
Альбомы: “Jon & Billy” (1974), ;“Youngblood” (1976), ;;“Legacy” (1985), “Take Double” (с К. Терри; 1986), “Into The Faddisphere” (1989), “Hornucopia” (1991).

ФАРЛОУ Тэл
Фарлоу Талмидж Хоулт (Тэл) - Farlow Talmadge Holt (Tal)
р.07.06.1921 в г.Гринсборо, шт. Северная Каролина; ум.25.06. 1998 в г.Си-Брайт, шт. Нью-Джерси
амер. гитарист, педагог / боп, кул
До 1942 Фарлоу вообще не играл на гитаре, а в к. 40-х он достиг такого уровня мастерства, что его охотно приглашали в свои анс. вибрафонистка Марджори Хайамз (1948) и кларнетист “Бадди” ДиФранко (1949). В 1950 уже достаточно известный, полный творческих идей гитарист объединяется с другим вибрафонистом, “Редом” Норво, положив начало многолетнему и весьма плодотворному музыкальному партнерству. Третьим членом их анс. стал тогда Чарлз Мингус. В этом трио (под рук. Норво) Тэл играл в 1950-53, затем в 1954-55 – в квинтете Норво. В промежутке гитарист выступал в последнем варианте анс. Арти Шоу “Gramercy Five”. В 50-х Фарлоу выступал некоторое время в качестве рук. собственного трио (в составе которого играл пианист Эдди Коста), однако затем начал постепенно отходить от музыки и занялся прикладной живописью (специализировался он на вывесках…). В к. 60-х этот прекрасный гитарист вновь начал время от времени появляться на фестивалях, участвовал в 1969 в турне в рамках программы Джорджа Уэйна, однако более-менее постоянно выступать на публике он стал лишь в сер. 70-х. В 80-х Фарлоу возобновил творческое партнерство с “Редом” Норво – последовала серия успешных гастролей по США и Европе. Для многих любителей джаза талант этого великолепного музыканта открылся благодаря телевизионному документальному фильму “Talmage Farlow” (1981).
Альбомы: ;“The Tal Farlow Album” (1954-55), ;“Tal” (1956), “Fuerst Set” (1956), ;“Second Set” (1956), “Tal Farlow Returns” (1969), “On Stage” (1976), ;“A Sign Of The Times” (1977), “Chromatic Palette” (1981), ;;“Cookin’ On All Burners” (1982), “The Legendary” (1984).
 
ФАРМЕР Арт
Фармер Артур Стюарт (Арт) - Farmer Arthur Stewart (Art)
р.21.08.1928 в г.Каунсил-Блафс, шт.Айова; ум.04.10.1999 в Нью-Йорке
амер. трубач, исп. на флюгельгорне, рук. анс. / кул, хард-боп
Фармер вырос в г. Финикс, шт. Аризона. Он рано начал заниматься музыкой (так же, как и его брат-близнец, к-басист Аддисон Фармер). В 1945 Арт, игравший тогда на трубе, переехал в Калифорнию, в Лос-Анджелес. Среди орк., в которых ему довелось выступать, были коллективы, которыми рук. Джонни Оутис, Джей МакШэнн, Джералд Уилсон, Бенни Картер и др. В 1951-52 Фармер играет и записывается с Уорделлом Греем, и в том же 1952 становится членом орк. Лайонела Хэмптона. В 1953 орк. совершил турне по странам Европы и молодой трубач сразу же привлек к себе внимание, несмотря на то, что играл он в окружении подлинных звезд джаза, таких, как Клиф-форд Браун, Джиджи Грис, Джимми Кливленд и Куинси Джонс. В сер. 50-х Фармер обосновался в Нью-Йорке и начал выступать в местных клубах и записываться. Его партнерами были Д. Грис (1954-56), К. Джонс, Хорас Силвер, Джерри Маллиган (1958-59) и Джордж Расселл. Вместе с Бенни Голсоном он возглавляет быстро завоевавший популярность анс. “The Jazztet” (1959-62), а затем (1962-65) рук. квартетом, в составе которого играли Джим Холл и – чуть позднее – Стив Кюн. Фармер много гастролирует в качестве солиста, выступает в клубах и на фестивалях по всему миру. Так, в 1965 и 66 он осуществил первые сольные турне по Европе, затем работает в США с квинтетом, в составе которого играл Джимми Хит. В 1968 Фармер играет в орк. австрийского радио, выступает как солист и в составе “Kenny Clarke - Francy Boland Big Band”. В 80-х партнером Фармера становится Клиффорд Джордан, с которым они записывают такие альбомы, как “Mirage”, “You Make Me Smile” и особенно удачный “Blame It On My Youth”. Несколько альбомов он записывает со своим старым напарником Б. Голсоном.
Лирическая манера Арта Фармера стала особенно популярной в Европе, где он прожил несколько лет. После того, как в 60-х музыкант перешел почти исключительно на флюгельгорн (продолжая играть на трубе в составе биг-бэндов), его звук и стилистика стали идеально подходить для исполнения баллад, в которые он привносил особое тепло и, нередко, печаль. Особого звучания музыкант добился, освоив оригинальный гибридный инструмент “flumpet” (от “flugelhorn” и “trumpet”). Всегда поражала также способность Фармера бесконечно видоизменять ме-лодию.
Альбомы: ;“Early Art” (1954), “When Farmer Met Gryce” (1954-55), “The Art Farmer Quintet” (1955), ;;“Farmer’s Market” (1956), ;“Portrait Of Art Farmer” (1958), ;;“Meet The Jazztet” (1960), “Blues On Down” (1960-61), “Here And Now” (1962), ;“Sing Me Softly Of The Blues” (1965), “On The Road” (с А. Пеппером; 1976), “Manhattan” (1981), “Warm Valley” (1982), “The Jazztet: Moment To Moment” (1983), “Real Time” (1986), “Back To The City” (1986), ;;“Something To Live For: The Music Of Billy Strayhorn” (1987), ;“Blame It On My Youth” (1988), “Ph.D.” (1989), “Central Avenue Reunion” (1989), “Live At Sweet Basil” (1992), “Soul Eyes” (1993).

ФАРРЕЛЛ Джо
Фаррелл Джо (Джозеф; наст. имя Джозеф Карл Фиррантелло) - Farrell Joe (Joseph Carl Firrantello)
р.16.12.1937 в г.Чикаго-Хайтс, шт.Иллинойс; ум. от рака 10.01.1986 в одной из больниц Лос-Анджелеса, шт. Калифорния
амер. саксофонист (тенор, сопрано), флейтист, рук. анс. / хард-боп, кроссовер
Освоив несколько различных типов саксофонов, Фаррелл с сер. 50-х остановил свой выбор на теноре. Начинал он в Чикаго, играя, в частности, с Айрой Салливаном и др. боперами. В 1960 молодой саксофонист перебирается в Нью-Йорк, где работает в анс. Мейнарда Фергюсона, выступает и записывается также в октете “Слайда” Хэмптона (1962), в секстетах Джорджа Расселла и Чарлза Мингуса (1964), в квартете Джеки Байарда (1965). В 1966 Фаррелл входит в первый состав “Thad Jones – Mel Lewis Jazz Orchestra”, параллельно выступая в трио Элвина Джонса.
Если учесть, что Фаррелл являлся поклонником таких ярких и непохожих стилистов тенор-саксофона, как Стэн Гетц, “Сонни” Роллинс и Джон Колтрейн, вовсе не удивительно, что музыкальные пристрастия приводили его в самые разные области джаза и не только. Он участвовал в записи двойного альбома “Rock Of Ages” (1972) известной рок-группы “The Band”, в 1972-73 был членом первого состава анс. “Чика” Кориа “Return To Forever” (еще раньше, в 1966, участвовал в записи первого альбома Кориа; в свою очередь “Чик” участвовал в записи нескольких аль-бомов самого Фаррелла) и его расширенного состава в 1977-78.
Переехав в к. 70-х в Калифорнию, Фаррелл стал работать в основном в студиях. Со временем, однако, он вернулся к традиционным выступлениям на концертах и в клубах. В числе его партнеров были такие мастера, как Луи Хейс (европейское турне в 1983), Вуди Шоу (то же самое в 1985), Пол Хорн, Джордж Бенсон и Джо-Анн Бракин. Неизменно оставаясь верным своему главному инструменту, Фаррелл, тем не менее, отлично играл на сопрано-саксофоне и флейте.
Альбомы: ;;“Joe Farrell Quartet” (1970), “Outback” (1971), “Sonic Text” (1979), “Joe Farrell And Paul Horn” (1980), ;“Vim’n’Vigor” (с Л. Хейсом; 1983).

ФАУНТИН Пит
Фаунтин Пит - Fountain Pete
р.03.07.1930 в Новом Орлеане, шт.Луизиана
амер. кларнетист, саксофонист, рук. анс. / диксиленд
Играть на кларнете Пит научился ребенком, и освоил он инструмент настолько успешно, что еще подростком получил предложение записаться на пластинку. К нач. 50-х Фаунтин играл в различных новоорлеанских анс., в том числе в анс. “The Basin Street Six”. В 1954 молодой кларнетист организовал собственный анс. и в течение нескольких лет успешно выступал с этим коллективом, а также в составе анс. “ The Dukes Of Dixieland”. Начиная с 1957 Фаунтин приобрел общенациональную известность в качестве солиста популярного эстрадного орк. Лоренса Уэлка, регулярно выступавшего в лучших концертных залах, по радио и на ТВ. Нередко в ТВ-шоу Уэлка Фаунтин выступал отдельно от орк. со своим небольшим анс., игравшим диксиленд. В 60-х музыкант открыл в Новом Орлеане собственный клуб “Pete’s Place”, расположенный на знаменитой Бурбон-стрит во Французском квартале. Сотрудничество с невероятно популярным в те годы новоорлеанским трубачом Элом Хёртом обеспечило Питу еще большую известность и высокий коммерческий спрос как в самом Новом Орлеане (где он чаще всего выступал в своем клубе), так и на другом конце Америки, в совершенно иной атмосфере Лас-Вегаса.
Природный талант кларнетиста позволял ему свободно преодолевать стереотипы, сложившиеся в диксиленде периода “после возрождения” (post-revival). И хотя в музыкальном отношении он на протяжении многих лет был связан именно с этим джазовым стилем, его незаурядное мастерство дает все основания считать его представителем мэйнстрима. Тем не менее, Фаунтин сознательно предпочел остаться в рамках диксиленда, что гарантировало ему одновременно и огромную популярность, и ком-мерческий успех, и …неминуемое неудовольствие и пренебрежение критики, которая редко прощает джазменам коммерческий успех. И совершенно напрасно – обладавший великолепным звуком, Фаунтин являлся достойным преемником таких мастеров джазового кларнета, как Ирвинг Фейзола и “Мэтти” Мэтлок. “Уайлд Билл” Дэвисон как-то сказал о Фаунтине: “Не обращайте внимание на то, что о нем говорят. Это прекрасный кларнетист с чудесным звуком и отличными музыкальными идеями; и когда он в настроении, он может играть самый настоящий блюз”.
Альбомы: “Pete Fountain Day” (1959), ;“Pete Fountain’s French Quarter” (1961), ;“Music From Dixie” (1961), ;;“Standing Room Only” (1965), “Alive In New Orleans” (1978), “High Society” (1992).

ФЕЙВОРС Малакай
Фейворс Малакай - Favors Malachi
р.22(27?).08.1937 в Чикаго, шт.Иллинойс (по др. источн. в Лексингтоне, шт. Миссисипи)
амер. контрабасист, исп. на банджо, ударник, вокалист / авангард, фри-джаз
Фейворс родился в чрезвычайно религиозной семье (отец его был пастором), в которой светская музыка считалась чем-то греховным. Тем не менее Фейворс начал играть на к-басе еще в школе, в 15 лет, вдохновившись примером известного чикагского басиста Уилбура Уэра. Сразу же после школы юный музыкант становится профессионалом и аккомпанирует, среди прочих, таким мастерам, как Фредди Хаббард и “Диззи” Гиллеспи. С 1958 по 60 он выступал вместе со своим земляком и ровесником, пианистом Эндрю Хиллом. Знакомство в 1961 с Роско Митчеллом и Мьюхалом Ричардом Абрамсом и ра-бота в биг-бэнде “Experimental Band” Абрамса вовлекли его в деятельность Ассоциации поддержки творческих музыкантов (AACM) после её возникновения в 1965. Среди прочих характерных интересов, объединявших членов этой Ассоциации, было увлечение мистицизмом. Так, Фейворс однажды написал в своей биографии, что “в этой Вселенной он существует уже свыше 43 тысяч лет; блуждая в пространстве, он был заброшен на планету Земля по воле Господа с целью нести миссию Музыкального Посланца”.
Совместные выступления с Р. Митчеллом и Лестером Бауи привели к тому, что в 1969, вместе с присоединившимся к ним Джозефом Джарманом, они образовали “The Art Ensemble Of Chicago” (AEC), один из наиболее влиятельных анс. в джазе 1970-х и 80-х, триумфально пронесший на протяжении почти двух десятилетий лозунг “Великая черная музыка: из древности к будущему”. Фейворс неоднократно участвовал в записях альбомов Митчелла и Бауи, а также других членов AACM. В сер. 70-х вышел альбом дуэтов Фейворса и М. Р. Абрамса “Sightsong”.
Альбомы: “Sightsong” (1976), “Natural And The Spiritual” (1978).

ФЕЙЗОЛА Ирвинг
Фейзола Ирвинг (наст. имя Ирвинг Генри Престопник) - Fazola Irving (Irving Henry Prestopnik)
р.10.12.1912 в Новом Орлеане, шт. Луизиана; ум.20(29?). 03.1949 там же
амер. кларнетист и саксофонист / Свинг
Подростком (в нач. 20-х) Ирвинг играл на кларнете во многих известных новоорлеанских анс., в частности, в анс. Луи Прима (которому, кстати, он был обязан своим псевдонимом – Прима прозвал его так, коверкая названия нот “фа-соль-ля” и иронизируя таким образом по поводу академической подготовки молодого джазмена).
Хотя поначалу Фейзола играл в основном в коллективах, исполнявших диксиленд, полученное им классическое музыкальное образование позволило ему отлично вписаться в стремительно завоевавшими джазовый мир биг-бэнды эпохи Свинга. В 30-х Фейзола, с его яростным темпераментом, буквально пронесся через целую вереницу таких орк., включая коллективы Бена Поллака, Гленна Миллера, Джимми Макпартланда и др. Особое значение в творческой судьбе музыканта имела его работа в биг-бэнде Боба Кросби, куда он пришел в 1938. К сожалению, у Кросби Фейзола проработал всего лишь два года – до скандальной драки с тромбонистом Реем Конниффом. В 1941 он выступал в орк. Клода Торнхилла, затем вернулся к своим диксилендовским корням, объединившись с “Маггси” Спаниером, Джорджем Брюнисом и др. Вернувшись в 1943 в Новый Орлеан, последние пять лет своей жизни Фейзола играл в лучших коллективах родного города.
Увы, бурный темперамент и дурной характер не раз ввергали этого отличного джазмена в неприятные истории, он приобрел репутацию скандалиста и драчуна, усугублявшуюся пьянством и беспорядочными связями с женщинами. В то же время Фейзола был классным, великолепно подготовленным музыкантом, и, будь у него другой характер, вполне мог бы стать действительно великим артистом. Обладавший великолепным, “медовым” звуком и блестящей техникой, Ирвинг Фейзола бесспорно был лучшим кларнетистом эпохи Свинга. С другой стороны, кто знает - будь у него другой характер, он мог бы и не стать таким ярким музыкантом, каким он был. Как бы то ни было, бешеный образ жизни сделал свое дело, а избыточный вес, гипертония и цирроз печени ускорили развязку: Фейзола умер обидно рано, едва перевалив за 36.
Альбомы: ;“South Rampart Street Parade” (с орк. Б. Кросби; 1938-39).

ФЕЛДМАН Вик
Фелдман Виктор Стэнли (Вик) - Feldman Victor Stanley (Vic)
р.07.04.1934 в Лондоне, Великобритания; ум.12.05.1987 в Лос-Анджелесе, шт.Калифорния
амер. ударник, пианист, вибрафонист, рук. анс. / кул, пост-боп, кроссовер
С детства удивлявший всех вундеркинд, Вик избрал карьеру музыканта под влиянием дяди-барабанщика, и уже в семь лет играл на ударных в семейном трио, рядом с братьями Робертом и Монти. В десять лет Фелдман прославился, сыграв на концерте в составе орк. “Army And Air Forces” (AAAF) Гленна Миллера; подростком он играл в орк. Ронни Скотта, Теда Хита и в др. известных англ. оркестрах, с такими своими единомышленниками, как Джон Данкуэрт, Стэн Трейси и “Табби” Хейс. Кроме ударных, Фелдман играл на ф-но, а затем, под давлением продюсера фирмы грамзаписи “Esquire Records”, добавил к своему музыкальному арсеналу вибрафон, так что барабаны постепенно отошли в его повседневной исполнительской практике на второй план, за исключение каких-либо особых случаев. К 1955, когда Фелдман эмигрировал в США, его воспринимали прежде всего как вибрафониста. Тем не менее, он продолжал играть также и на ф-но, демонстрируя удивительно самобытную, тонкую манеру исполнения.  Первой заокеанской работой Фелдмана была работа в орк. Вуди Германа, да и впоследствии его имя всегда ассоциировалось с джазовой сценой Западного побережья – он очень много записывался с Шелли Манном.
В к. 50-х Фелдман начал расширять свои творческие возможности, занявшись изучением искусства аранжировки. В 60-х он играл с такими разными партнерами, как Бенни Гудман (с орк. которого он приезжал в 1962 на гастроли в СССР) и Майлз Дэвис (для которого он написал композицию “Seven Steps To Heaven”, прочно вошедшую в число джазовых стандартов). Любопытная деталь, немало говорящая о непростой, специфической атмосфере, царившей в те годы в среде джазовых музыкантов: в 1960, прежде, чем пригласить в свой анс. Фелдмана, “Кэнненболл” Эддерли предусмотрительно проделал следующую процедуру – он проиграл его пластинки члена анс. и лишь после того, как все они единогласно согласились, что это великолепный музыкант и было бы здоров играть вместе с ним, он сообщил им, что их новый коллега британец, еврей и белый…
Поработав около года в анс. Эддерли, Фелдман перешел на работу в студиях звукозаписи в качестве универсального перкуссиониста.
Всегда открытый ко всему новому, Фелдман отважился освоить сплав джаза и рока, и в 70-х и 80-х играл со многими музыкантами и анс. джаз-рока, такими, как Том Скотт и группа “Steely Dan”. Одновременно он продолжал играть в мэйнстриме джаза и в 80-х записывался с тенор-саксофонистом “Спайком” Робинсоном, с которым играл в Лондоне тридцать лет назад. Умер Фелдман скоропостижно, в результате фатального приступа астмы.
Альбомы: ;;“Suite Sixteen” (1955), “With Mallets A Fore Thought” (1957), “Merry Olde Soul” (1960-61), “Soviet Jazz Themes” (1962), “Soft Shoulder” (1981), “To Chopin With Love” (1983).

ФЕРГЮСОН Мейнард
Фергюсон Мейнард - Ferguson Maynard
р.04.05.1928 в Монреале (по др. источн. в Вердене), провинция Квебек, Канада; ум.23.08.2006 в г. Вентуре, шт. Калифорния
канадск. трубач, тромбонист, рук. орк., педагог / боп, хард-боп, кроссовер
Рано проявив незаурядные способности музыканта и лидера - уже в 13-летнем возрасте он выступал в качестве солиста-трубача с орк. Канадского радио., Фергюсон еще подростком приобрел опыт бэндлидера. Музыкальную подготовку он получил во Французской консерватории в своем родном Монреале. В нач. 40-х молодой трубач уже играет в орк. Бойда Рейберна, Джимми Дорси, “Каунта” Бэйси, “Диззи” Гиллеспи и Чарли Барнета, а в 1945 уже выступал с собственным биг-бэндом. Подлинная известность пришла к нему в 1950, когда он присоединился к орк. Стэна Кентона и приводил в восторг публику своими яркими соло в верхнем регистре. В отличие от многих специализирующихся на высоких нотах трубачей Фергюсон доказал, что и этом диапазоне вполне возможно играть музыку, а не только извлекать некий пронзительный шум. Уйдя в 1953 от Кентона, он стал работать в студиях звукозаписи ф. “Paramount” в Лос-Анджелесе, а в 1957 организовал собственный орк. “The Birdland Dreamband”, выступавший в известном нью-йоркском клубе “Birdland”. В этом его орк. играли великолепные музыканты, такие, о которых действи-тельно мог мечтать любой рук. орк. – саксофонисты Эл Кон и “Бад” Джонсон, тромбонист Джимми Кливленд, к-басист Милт Хинтон, пианист “Хэнк” Джонс. В дальнейшем Фергюсон выступал в основном в качестве бэндлидера, причем иногда он рук. биг-бэндом, иногда – небольшим анс. Следует отметить, что умелое использование аранжировок нередко позволяло его ансамблям играть так, что возникало впечатление биг-бэнда; так, анс. из 12 музыкантов, который он возглавлял на Ньюпортском джазовом фестивале в 1958, воздействовал на публику столь же мощно, как и в два раза более многочисленные оркестры. В числе великолепных музыкантов, игравших у Фергюсона в 50-х и 60-х, были “Слайд” Хэмптон, Дон Себески, Билл Чейз, Дон Эллис и Билл Берри. В к. 60-х Фергюсон переезжает в Великобританию и создает там англо-американский биг-бэнд, с которым много и успешно гастролирует. Вернувшись в 70-х в США, он перемещается в стилистику джаз-рока и находит новую аудиторию, которая с огромным интересом восприняла и его музыку, и яркость, эффектность её исполнения.
Фергюсон неплохо владел несколькими духовыми инструментами, но наибольший вклад в искусство джаза он внес именно как трубач. Его техническое мастерство в игре на этом инструменте сделало его эталоном для огромного числа молодых амбициозных музыкантов. Фергюсон был известен страстью к чрезвычайно высоким нотам, извлекать которые был большим мастером. С годами маэстро ничуть не утратил энергии, продолжая до конца жизни возглавлять свой молодой орк. “Big Bop Nouveau Band”, регулярно проводя обучающие курсы, мастер-классы и семинары.
Музыкант оказался в больнице после того, как вернулся из Нью-Йорка после нескольких прошедших с аншлагом концертов в клубе “Blue Note” в июле, а также после записи нового альбома со своим “Big Bop Nouveau” в студии “Bennett” в Инглвуде (шт. Нью-Джерси). В больнице у него выявили инфекционное заболевание брюшной полости, которое врачам не удалось остановить, и буквально через три дня после госпитализации музыкант скончался.
В дискографии Фергюсона - свыше 60 полнометражных альбомов и одна номинация на премию Grammy - за тему “Gonna Fly Now” из саундтрека фильма “Рокки”, вошедшую в 1978 в исполнении его орк. в десятку самых популярных синглов поп-музыки. Орк. Фергюсона, исполнявший множество аранжировок популярных мелодий своей эпохи (включая знаменитые версии битловской “Hey Jude”), был одним из самых популярных биг-бэндов 70-х. В 2005 по совокупности заслуг перед канадской культурой Мейнард Фергюсон получил из рук генерал-губернатора Канады высшую канадскую гражданскую награду - Орден Канады.
Альбомы: “Stratosperic” (2 LP; 1954-56), ;“The Birdland Dream Band” (1956), ;“A Message From Newport / Newport Suite” (2 LP; 1958-60), ;;“The Complete Roulette Maynard Ferguson” (10 CD; 1958-62), ;“Two’s Company” (1961), “Si! Si!: M.F.” (1962), “Six By Six: May-nard Ferguson And Sextet” (1965), “The Ballad Style Of Maynard Ferguson” (1968), “MF Horn 4 & 5” (2 LP; 1973), “Big Bop Nouveau” (1989), ;“Maynard Ferguson ’93 Footpath Caf;” (1992), “Live From London” (1993), “These Cats Can Swing” (1994).

ФИЛЛИПС Барри
Филлипс (по др. источн. Филипс) Барри - Phillips (Philips) Barre
р.27.10.1934 в Сан-Франциско, шт. Калифорния
амер. контрабасист, исп. на электронных инструментах / фри-джаз
Невероятно одаренный от природы, Барри уже в трехлетнем возрасте выступал с концертами (в кругу семьи, естественно) как вокалист. В 15 лет он играл в диксиленде Стэнфордского университета. После учебы на филологическом факультете в Беркли, Филлипс переезжает в Нью-Йорк, где в нач. 60-х берет частные уроки игры на к-басе. В марте и апреле 1963 он участвует в концертах Эрика Долфи в Карнеги-Холле, проходивших в рамках программы “Инновации двадцатого века” Гантера Шуллера. В 1964 Филлипс играет с Джорджем Расселлом, затем становится членом революционного – без ударных - трио Джимми Джуффри (в 1965 участвовал в гастролях трио по Европе). В период с 1965 по 67 известный уже к тому времени к-басист играет с выдающимся венгерским гитаристом Атиллой Золлером, а также с Арчи Шеппом, приняв участие в записи “стороны Шеппа” на знаменитом альбоме “New Thing At Newport”, выпущенном по итогам Ньюпортского джазового фестиваля 1965 года, а также в записи одного из треков ставшего классическим альбома Шеппа “On This Night”.
В 1968 Филлипс записывает первый в истории альбом сольных импровизаций на к-басе, вышедший впослед-ствии под назв. “Unaccompanied Barre”. В 1969 он участвует в оркестровом проекте Джона Леннона и Йоко Оно; играет в парижской импровизационной рок-группе “Gong”, а также с Майком Уэстбруком. Глубоко погрузившись в европейский музыкальный мир, Филлипс играет с известными нем. джазменами братьями Рольфом и Иоахимом Кюнами (1969), а в 1969-71 вместе с англ. саксофонистом Джоном Сёрманом и своим земляком, амер. барабанщиком Стью Мартином образует анс., который назывался просто “The Trio” – этот анс. по праву считается одним из самых ярких, праздничных анс. фри-джаза тех лет.
В 1971 он возглавляет (вместе с Дейвом Холландом) целый орк. к-басистов. Начиная с 1976 (с альбома “Mountainscapes”), и вплоть до 1983 музыкант записывается на ф. “ECM”. В 1980-х Филлипс выступает со многими англ. джазменами, в частности, с гитаристом Дериком Бейли.
Обладая от природы удивительным ритмическим чутьём, Барри Филлипс стал важным связующим звеном между амер. фри-джазом 60-х и европейской сценой свободной импровизационой музыки.
Альбомы: “Unaccompanied Barre” (1968), “The Trio” (1970), ;“Mountainscapes” (1976), ;“Three Day Moon” (1978), ;“Journal Violine II” (1979), “Music By” (1981), “By Contact” (1987; запись анс. “The Trio” 1971), “Figuring” (с Д. Бейли; 1988), ;“Camouflage” (1989).

ФИЛЛИПС “Флип”
Филлипс Джо (прозв. “Флип” - легкомысленный; развязный; словоохотливый; наст. имя Джозеф Эдуард Филипелли) - Phillips Joe “Flip” (Joseph Edward Filipelli)
р.26.02(03?).1915 в Бруклине, Нью-Йорк; ум.17.08.2001 в шт.Флорида
амер. тенор-саксофонист, бас-кларнетист, рук. орк. / боп, Свинг
Поиграв с 1934 по 39 на альт-саксофоне и кларнете в небольших анс. в Нью-Йорке и его окрестностях, Филлипс с 1940 по 41 играл на кларнете в анс. Фрэнки Ньютона. В 1942 он перешел на тенор и играл на этом инструменте у Бенни Гудмана, а в 1943 – у “Уинги” Маноне и “Реда” Норво. В 1944 Филлипс вошел в состав орк. Вуди Германа, получившего назв. “Первое стадо” (“The First Herd”). К тому моменту, когда в 1946 он покинул Германа, Филлипс приобрел общенациональную известность и репутация его в качестве тенор-саксофониста была чрезвычайно высокой (что подтверждали и сделанные им записи). Присоединившись к набирающему обороты проекту Нормана Гранца “Джаз в филармонии” (“Jazz At The Philharmonic” - JATP), он обрел международную известность.
“Флип” Филлипс активно гастролировал в рамках про-грамм JATP до к. 50-х. Перебравшись во Флориду, он некоторое время вновь играл с Германом и своим коллегой по JATP Биллом Харрисом. После того, как в 1959 он принял участие в больших гастролях орк. Бенни Гудмана по Европе, музыкант резко изменил свой устоявшийся образ жизни – он вновь поселился во Флориде и организовал свою жизнь по следующей схеме: днем он работал в бизнесе, не связанном с музыкой, а по вечерам руководил небольшим анс., чаще всего – квартетом, выступавшим в местных клубах. Так продолжалось примерно 15 лет, после чего в 1975 Филлипс переехал в Нью-Йорк и вновь ак-тивно включился в джазовую жизнь, гастролируя по США и Европе вплоть до к. 80-х.
Когда Филлипс формировался в качестве звезды тенор-саксофона, кумиром практически всех его конкурентов был Лестер Янг, однако ему удалось устоять перед психозом толпы – гораздо больше его привлекала исполнительская манера Коулмана Хокинса, и в еще большей степени - Бена Уэбстера. Великолепный исполнитель баллад, Филлипс в нач. своей карьеры нередко был вынужден исполнять темповые суматошные мелодии, причем делал он это с потрясающей энергией и темпераментом. В более позд-ние годы, когда он уже сам мог контролировать собственный репертуар, он смог полностью реализовать свой талант в исполнении баллад и проявил себя в качестве выдающегося интерпретатора популярнейших песен эпохи.
Альбомы: ;;“A Melody From The Sky” (1944-45), ;“Flip Wails: The Best Of The Verve Years” (1947-57), “Flip In Florida” (1963), ;;“Flipenstein” (1981), ;“The Claw: Live At The Floating Jazz Festival” (1986), ;“A Real Swinger” (1988), “Live At The 1993 Floating Jazz Festival” (1993).

ФИЦДЖЕРАЛД Элла
Фицджералд Элла - Fitzgerald Ella
р.25.04.1917(18?) в г. Ньюпорт-Ньюс, шт. Виргиния; ум.15.06. 1996 в г. Беверли-Хиллс, шт. Калифорния
амер. певица, композитор, автор песен, рук. орк. / блюз, Свинг, би-боп
Одна из самых выдающихся джазовых вокалисток, по праву носившая титул “Первой Леди Американской Песни”.
После смерти отца мать привезла маленькую Эллу в Нью-Йорк. В школе девочка участвовала в певческом кружке и часто выступала на различных концертах, но гораздо больше ей нравилось не петь, а танцевать. В то же время её мучила чрезмерная застенчивость, мешавшая добиваться настоящего успеха на сцене. Тем более, что музыкального образования Элла не получила. И все же юная артистка рискнула принять участие в одном из многочисленных конкурсов, проводимых для выявления молодых талантов. А дальше произошло следующее – в последнюю секунду её нервы не выдержали, и она поняла, что не может не только танцевать (юная Элла хотела участвовать в состязании танцоров), но и шагу ступить по сцене; оставалось лишь стоять, как статуя… или петь. Она запела. Неожиданный успех помог ей обрести уверенность в себе и Элла продолжила свои попытки, участвуя – и побеждая – в различных подобных конкурсах. Казалось, что удача ей, наконец, улыбнулась – войдя в число финалистов одного из таких конкурсов, она получила право выступить на сцене театра “Harlem Opera House”, где её услышали некоторые влиятельные в мире шоу-бизнеса люди. Впоследствии многие претендовали на то, что именно они “открыли” её, но, скорее всего, среди тех, кто приложил руку к первой попытке помочь ей стать профессиональной певицей (тогда речь шла об орк. Флетчера Хендерсона) был Бенни Картер. Как бы то ни было, первая попытка оказалась неудачной, но это не обескуражило будущую звезду. Упорство юной певицы было вознаграждено. В январе 1934 на неё вновь обратили внимание во время очередного любительского конкурса – на этот раз в гарлемском концертном зале “Apollo Theater”. Эллу услышал певец Чарлз Линтон (Charles Linton), выступавший с орк. “Чика” Уэбба, который играл тогда в танцевальном зале “Savoy Ballroom”. Её природное обаяние, кристально-чистая, почти идеальная дикция и прозрачный голос поразили искушенного профессионала. Первое место в конкурсе принесло Элле премию в размере $ 25 и работу в орк. Тайни Брэдшоу. Однако гораздо важнее стало то, что Линтон и Бенни Картер настоятельно рекомендовали её Уэббу (поначалу не хотевшему связываться с никому не известной певицей) и вскоре она начала петь с орк. Уэбба - сначала он выпустил её на сцену во время концерта в Йельском университете, а затем рискнул и в “Savoy”. Первый гонорар “Чик” выплатил ей из своего кармана, но вскоре для завсегдатаев заведения Фицджералд стала главной изюминкой оркестра. Уэбб стал не только работодателем, но и фактически (после смерти её матери) опекуном юной певицы. Но самое главное – Уэбб оказался великолепным учителем, а Элла – толковой, необычайно одаренной и трудолюбивой ученицей. Её популярность стремительно росла, Элла начала активно записываться на пластинки с орк. Уэбба, с небольшим анс. Тедди Уилсона, с популярным вокальным квартетом “The Ink Spots” и др. Сам Бенни Гудман пригласил её для совместной записи. Среди хитов, записанных Фицджералд с орк. Уэбба, и принесших ей огромную популярность, можно выделить “Sing Me A Swing Song”, “Oh, Yes, Take Another Guess”, “The Dipsy Doodle”, “If Dreams Come True”, “A-Tisket, A-Tasket” (слова этой песни написала сама Элла), “F.D.R. Jones” и “Undecided”. Роль Эллы в орк. Уэбба может проиллюстрировать такой факт - репертуар орк. больше чем наполовину был выстроен на её голосе. После смерти Уэбба в июне 1939 музыканты решили сделать Фицджералд номинальным рук. орк. – настолько важно было для них сохранить её имя на афишах. Элла формально возглавляла орк. (хотя такие вопросы, как формирование репертуара, прием и увольнение музыкантов и не входили в её компе-тенцию) и выступала с ним до 1942.
После этого началась блестящая сольная карьера Эллы Фицджералд. Она много выступала в клубах и концертных залах, записывала одну пластинку за другой. Важный опыт освоения би-бопа Элла приобрела, участвуя в гастролях биг-бэнда “Диззи” Гиллеспи. В 1945-47 появились феноменальные, выдержанные в стилистике бопа записи таких композиций, как “How High Is The Moon”, “Lady Be Good”, “Flying Home” и др. Все это способствовало упрочению её статуса ведущей джазовой певицы. Важно отметить, что популярность ничуть не мешала Элле в её работе над собой, она непрерывно совершенствовала свое техническое мастерство, овладевала новой стилистикой вокала. Голос её становился все более зрелым, приобретал более глубокую окраску, теплоту и богатство звучания.
Элле неизменно везло на людей, окружавших её. После смерти Уэбба её наставником и менеджером стал Норман Гранц, человек, чьё благотворное влияние на развитие джаза можно сравнить разве что с влиянием Джона Хэммонда. Начиная с 1946, она участвовала в программах Н. Гранца “Jazz At The Philharmonic”. Исключительное продюсерское мастерство Гранца, его умелое руководство её карьерой во многом помогли Фицджералд стать одной из ведущих джазовых певиц Америки. Во всяком случае, среди неджазовой аудитории она бесспорно была наиболее популярной джазовой певицей, ставшей – во многом за счет умело подобранного репертуара – ведущей исполнительницей популярных песен (того, что американцы назыв. “The Great American Popular Song Book”).
В 1955, снявшись в кинофильме “Pete Kelly’s Blues”, Фицджералд подписывает контракт с принадлежащей Норману Гранцу ф. грамзаписи “Verve”. Начиная с этого момента и при финансовой поддержке Гранца Элла осуществила уникальный цикл “Книги Песен”, записав целую серию пластинок лучших песен ведущих амер. композиторов популярной музыки Джорджа Гершвина, Гарольда Арлена, Джерома Керна, Джонни Мерсера, Коула Портера, Ирвинга Берлина и Ричарда Роджерса.
Среди множества записанных ею альбомов можно выделить записи с такими мастерами джаза, как Луи Армстронг (среди множества их совместных работ следует выделить запись концертной версии гершвиновской “Porgy And Bess”), “Дюк” Эллингтон, “Каунт” Бэйси, Оливер Нельсон и др. В сопровождении пианиста Эллиса Ларкинса она записала (начав в 1950, и продолжив в 1954) ставший классическим цикл песен Дж. Гершвина. И, конечно, она участвовала в огромном количестве гастрольных турне в рамках программ “JATP”, в ТВ-шоу и радиопрограммах, в многочисленных джазовых фестивалях.
В период с 1948 по 52 Элла Фицджералд была замужем за Реем Брауном (их приемный сын – Рей Браун-младший, стал впоследствии барабанщиком) и часто выступала в сопровождении его трио. Этот великолепный музыкант также, вне всякого сомнения, оказал влияние на творческое становление певицы .
Фицджералд участвовала в состоявшемся в июле 1954 первом Ньюпортском джазовом фестивале. Следующие три десятилетия она с успехом гастролирует по Америке и по странам Европы вместе с трио Оскара Питерсона, с пианистом Томми Фланаганом и др. ведущими мастерами джаза.
Некоторый спад в творчестве певицы, наметившийся в к. 60-х, и усугубившийся сложной операцией на глазах, был удачно преодолен после того, как Н. Гранц создал новую ф. грамзаписи “Pablo Records”. Последовала целая серия прекрасных джазовых записей, в которых партнерами Эллы выступили Р. Браун, О. Питерсон, “Каунт” Бэйси, Джо Пасс, Андре Превин и др.
Элла Фицджералд обладала красивым голосом, сохра-нившим на протяжении большей части её карьеры большой диапазон и легкое молодое вибрато, удивительным даром импровизации и чувством ритма, она блестяще владела также манерой пения скэт. Считается, что в своих ранних работах певица в значительно мере находилась под влиянием Конни Босуэлл. Несомненно, Фицджералд являлась одной из ведущих представительниц т. наз. “филармонического джаза”. В то же время, критики нередко утверждали, что её исполнению недостает элементов драматизма и трагизма, столь характерных для негритянского вокального исполнительства. Её голос не был предназначен для исполнения блюзов, и она, прекрасно понимая это, старалась не включать (за некоторым исключением) блюзы в свой репертуар. В качестве джазовой певицы Элла неизменно проявляла элегантную, наполненную свингом виртуозность, и её работы с такими аккомпаниаторами, как Браун, Пасс и Фланаган всегда были безукоризненно продуманными и убедительными. В то же время её записи с Луи Армстронгом демонстрировали заметное различие между её певческой концепцией и подходом Армстронга, для которого материал всегда был на втором месте по отношению к импровизации, которую он мог сплести вокруг него. Иными словами, несмотря на неизменное и на зависть высокое качество её джазовых работ, Элла Фицджералд была и навсегда останется прежде всего выдающейся исполнительницей лучших популярных песен Америки. Её высокопрофессиональный подход к ис-полняемому материалу, прекрасно представленному в цикле “Книги Песен”, обеспечил ей заслуженное место величайшей вокалистки в избранной ею музыкальной области. Лишь к сер. 80-х творческая активность Эллы начала постепенно сворачиваться – сказалось заметно ухудшившееся здоровье. В 90-х болезнь продолжала прогрессировать, у певицы начало сдавать сердце, затем потребовалась ампутация обеих ног… В 1996 Эллы Фицджералд не стало.
Наиболее близким Элле исполнителем среди мужчин был Фрэнк Синатра. По мере того, как артистические карьеры этих выдающихся исполнителей приближались к завершению, неизбежно возник вопрос о судьбе великих популярных песен 30-х и 40-х. И хотя на исходе ХХ века появилось немало превосходных певиц, вряд ли можно назвать кого-либо из них, кто смог бы в обозримом будущем стать равноценной заменой Элле. И это не просто субъективное ностальгическое предвидение, это лишь констатация того факта, что больше не существует условий, спо-собствовавших в свое время появлению “Первой Леди Американской Песни”.
Литература: Jim Haskins “Ella Fitzgerald – A Life Through Jazz”, Stuart Nicholson “Ella Fitzgerald”.
Альбомы: “Ella Fitzgerald” (6 LP; 1935-41), “The Early Years, Pt. 1” (2 CD; 1935-38), ;;“75th Birthday Celebration” (2 CD; 1938-55), “Best Of Ella Fitzgerald” (2 LP; 1938-55), “The Early Years, Pt. 2” (2 CD; 1939-41), “The War Years” (2 CD; 1941-47), “The First Lady Of Song” (3 CD; 1949-66), “Pure Ella” (с Э. Ларкинсом; 1950-54), “The Concert Years” (4 CD; 1953-83), “Sings The Cole Porter Songbook” (1956), ;;“The Complete Ella Fitzgerald Song Books” (16 CD; 1956-64), “Ella And Louis” (1956), “Sings The Duke Ellington Songbook, Vols. 1-2” (1956-57), ;“For The Love Of Ella” (2 CD; 1956-88), ;“At The Opera House” (1957), “Ella & Louis Again” (1957), “Porgy And Bess” (1957), ;“Ella In Rome: The Birthday Concert” (1958), “Ella Swings Brightly With Nelson” (1959-61), ;;“The Complete Ella In Berlin” (1960), “The Intimate Ella” (1960), “Sings The Harold Arlen Songbook” (1960-61), “Ella Returns To Berlin” (1961), ;“Ella And Basie” (1963), ;“These Are The Blues” (1963), “Dream Dancing” (1972-78), ;“Take Love Easy” (с Д. Пассом; 1973), ;“Newport Jazz Festival: Live At Carnegie Hall” (2 LP; 1973), ;;“Ella In London” (1974), “At The Montreux Festival” (1975), “A Classy Pair” (с орк. К. Бэйси; 1979), “Nice Work If You Can Get It” (1983).

ФИШЕР Клэр
Фишер Клэр – Fischer Clare
р.22.10.1928 в г. Дюран, шт. Мичиган
амер. пианист, органист, аранжировщик, композитор, рук. орк./анс. / латиноамериканский джаз, хард-боп
Окончив музыкальное отделение Мичиганского университета, Фишер в 1957 переехал в Лос-Анджелес, где вскоре стал аранжировщиком и аккомпаниатором популярной в США в 50-х и 60-х вокальной группы “Hi-Lo’s”. В дальнейшем его аранжировки, в которых было заметно влияние Гила Эванса и Ленни Тристано, охотно использовали Доналд Бёрд и “Диззи” Гиллеспи, с которым Клэр работал над альбомом “A Portrait Of Duke Ellington”. В 1960-х Фишер организовал свой первый биг-бэнд – в дальнейшем он не раз обращался к формату больших орк. Среди музы-кантов, игравших в его оркестрах, можно называть таких мастеров, как Уорн Марш, Билл Перкинс, “Конте” Кэндоли и Стив Хафштеттер. Всех их привлекали его современные свинговые композиции, в которых обязательно предусматривалось достаточное пространство для солистов. В последние годы Фишер больше работает в качестве пианиста, выступая в соло и в составе трио, хотя он и продолжает много сочинять, в основном – в латиноамериканском стиле (он несколько лет прожил в Бразилии и стал горячим приверженцем ритмов этой страны – написанная им босса-нова “Pensativa” пользовалась в этой стране не-обычайной популярностью).
Альбомы: “Waltz” (1968), “Memento” (1969), ;“The State Of His Art” (1973), “Salsa Picante” (1978), “Machacha” (1979), ;;“Starbright” (1982), “Just Me: Solo Piano Excursions” (1995).

ФЛАНАГАН Томми
Фланаган Томми Ли - Flanagan Tommy Lee
р.16.03.1930 в Детройте, шт. Мичиган
амер. пианист, кларнетист, саксофонист, контрабасист, вибрафонист, рук. анс. / боп, хард-боп
С шести лет Томми начал играть на кларнете, в одиннадцать – перешел на ф-но, и уже подростком приобрел в родном городе репутацию грамотного и умелого аккомпаниатора. Вскоре молодой пианист начал получать приглашения принять участие в записях, а затем и в концертах с такими знаменитостями, как “Джей Джей” Джонсон, Майлз Дэвис (“Collector’s Items”), “Сонни” Роллинс, Джон Колтрейн и Коулман Хокинс.
В юности Фланаган-пианист испытал сильнейшее влияние Тедди Уилсона, Арта Тейтума и нового, би-бопового звучания “Бада” Пауэлла. Правда, б;льшая часть его карьеры сложилась таким образом, что творчество Фланагана – солирующего пианиста – оказалось в тени его работы в качестве тонкого, искусного аккомпаниатора таких выдающихся певцов, как Тони Беннетт и, особенно, Элла Фицджералд (с которой он работал в 1963-65 и 1968-78). Тем не менее, несмотря на эту “сознательную самоизоляцию”, талант пианиста был по достоинству оценен колле-гами музыкантами, и Фланаган нередко выступал, а порой и записывался со многими ведущими джазменами своего времени. Начиная с сер. 70-х он все чаще стал выступать как рук. трио и как солист, и это открыло широкой аудитории любителей джаза его исполнительский талант, искусственно скрытый до тех пор. Немало прекрасных записей Фланаган сделал в партнерстве с к-басистом Джорджем Мразом и ударником Элвином Джонсом (“Eclypso”). В 80-х и 90-х Фланаган-пианист пользовался огромной популярностью, и регулярно выступал в различных джазовых клубах и на фестивалях. Его творчество было высоко оценено, в частности, присуждением ему в Дании в 1993 премии “Jazzpar Prize”.
Альбомы: “The Cats, With John Coltrane And Kenny Bur-rell” (1957), “In Stockholm” (1957), “The Tokyo Recital” (1975), “Montreux 1977” (1977), ;“Eclypso” (1977), “Alone Too Long” (1977), “More Delights With Hank Jones” (1978), “Our Delights” (1978), “The Magnificent Tommy Flanagan” (1981), ;“Giant Steps” (1982), ;;“Thelonica” (1982), “Nights At The Vanguard” (1986), ;“Jazz Poet” (1989), ;;“Beyond The Bluebird” (1990), ;“Let’s Play The Music Of Thad Jones” (1993), ;“Lady Be Good… For Ella” (1993).

ФОСТЕР “Попс”
Фостер Джордж Мёрфи “Попс” (прозв. - “популярный, модный”) - Foster George Murphy “Pops”
р.18(19?).05.1892 в г. Мак-Колл, шт. Луизиана; ум.30.10.1969 в Сан-Франциско, шт.  Калифорния
амер. контрабасист, исп. на тубе / классический джаз, новоорлеанский джаз, Свинг
Родился Фостер на плантации сахарного тростника в 68 милях к северу от Нового Орлеана. Семья была музыкальной и мальчик рано приобщился к музицированию: один из пионеров игры на струнном к-басе начал свою карьеру в качестве виолончелиста (первым его анс. было семейное трио), и время от времени играл на духовом басе. Набравшись опыта в различных новоорлеанских анс. начала ХХ века (профессиональным музыкантом он стал в 1908), таких, как “Magnolia Band”, ансамбли “Кида” Ори, Джо “Кинга” Оливера и др., в 1917 Фостер присоединился к игравшему на речных пароходах орк. Фейта Мэйребла. В нач. 20-х он некоторое время работал в анс. Ори в Калифорнии, затем, в сер. 20-х, выступал в различных группах в районе Сент-Луиса, в частности, играл с Чарли Крисом. Лишь в к. 20-х Фостер оказывается в Нью-Йорке, где в 1928 играет с “Кингом” Оливером, а через год поступает в орк. Луиса Расселла. У Расселла он работает свыше десяти лет, в течение которых орк. становится фактически оркестром Луи Армстронга. Со временем жесткие порядки, установленные в орк. менеджером Армстронга Джо Глейзером, вынудили многих музыкантов уйти – кого добровольно, а кого и не очень. “Джимми Арчи сказали, что он слишком маленького роста” - вспоминал “Попс”, - “а я оказался чересчур старым”.
Какое-то время Фостер зарабатывал себе на жизнь, устроившись уборщиком в метро, но затем дела его вновь наладились. В 1940, на волне популярности движения возрождения (ривайвл) диксиленда Фостер оказывается буквально нарасхват и вскоре переходит на положение фриланс (“свободного художника”). В этот период он играет с Сидни Беше, Артом Ходсом, Джимми Арчи, участвует в популярной программе “This Is Jazz”, которую вел Руди Блеш. После поездки во Францию с “Меззом” Мезроу, где они с успехом играли в Ницце, к-басист начинает выступать с Бобом Уайлбером. Фостер продолжал активно работать в 50-х и нач. 60-х, гастролируя по США и Европе с анс. Сэмми Прайса, выступая (1956-61) с анс. Эрла Хайнса в “Hangover Club” в Сан-Франциско, а также с Элмером Сноуденом. И хотя корнями “Попс” Фостер был глубоко “погружен” в традиционные формы новоорлеанского джаза, блестящее владение инструментом неизменно помогало ему по мере того, как с годами в джазе происходили неизбежные изменения (так, например, когда Э. Хайнс предложил ему несколько иную трактовку роли к-баса в анс., “Попс” охотно взял новые идеи на вооружение).
Последние годы Фостер провел в Калифорнии, периодически выезжая – как живой символ доброго старого новоорлеанского джаза - на гастроли по Америке и Европе.
Литература: Pops Foster with Tom Stoddard and Ross Russell “Pops Foster: The Autobiography Of A New Orleans Jazzman”.
Альбомы: “Luis Russell And His Orchestra, Vols. 1 & 2” (1926-34), “Jazz Dance” (с Дж. Арчи, муз. из к/ф; 1954), “At The Crescendo” (с Э. Хайнсом; 1956).

ФОСТЕР Фрэнк
Фостер Фрэнк Бенджамин III - Foster Frank Benjamin III
р.23.09.1928 в Цинциннати, шт. Огайо
амер. саксофонист (тенор, сопрано, альт, баритон), флейтист, кларнетист, пианист, аранжировщик, композитор, педагог, рук. орк. / Свинг, хард-боп
Начав свою муз. карьеру в качестве альт-саксофониста, Фостер довольно быстро продемонстрировал завидную предусмотрительность, перейдя на тенор-саксофон и флейту. Таким образом он как бы продекларировал свое намерение следовать собственной дорогой, а не быть всего лишь одним из многих последователей Чарли Паркера.
В к. 40-х, окончив университет Уилберфорса, молодой музыкант с группой единомышленников (среди которых были, в частности, Уорделл Грей, Элвин Джонс и “Снуки” Янг) играет в окрестностях Детройта. Затем следует призыв на армейскую службу.
После демобилизации (в 1953) Фостер становится членом биг-бэнда “Каунта” Бэйси и вскоре занимает в орк. заметное место в качестве солиста, аранжировщика и композитора (ему принадлежит, например, популярнейшая, надолго вошедшая в репертуар орк. композиция “Shiny Stockings”). У Бэйси Фостер проработал одиннадцать лет, после чего переходит на положение фриланс (свободного художника). В этот период он пишет много отличной музыки, помогая в создании альбомов таким исполнителям, как Сэра Воан и Фрэнк Синатра. Включается он также и в педагогическую деятельность как в Нью-Йорке, так и в других городах. В 1970 Фостер присоединяется к Э. Джонсу, с которым ему уже доводилось играть в начале своей карьеры, и с успехом выступает с ним и записывается.
В сер. 70-х Фрэнк Фостер создает биг-бэнд “The Living Colour”, который – с небольшими перерывами и поменяв название на “The Loud Minority” – просуществовал около десяти лет, совершив за это время несколько гастрольных поездок в Европу и Японию. Играл он также в “Thad Jones – Mel Lewis Jazz Orchestra”, а с 1983, вместе с Фрэнком Уэссом, своим бывшим коллегой по секции саксофонов биг-бэнда Бэйси, рук. небольшим ансамблем. В 1985 Фостер вновь появляется в Европе, на этот раз в качестве участника квинтета Джимми Смита. В сер. 1986 Фостер оказывается в первых рядах воссозданного после смерти маэстро биг-бэнда Бэйси, с которым много гастролирует по США и Европе.
Аранжировки Фостера всегда отражали его духовное родство с музыкой биг-бэндов послевоенной поры и его работа для Бэйси была важным фактором успеха этого выдающегося орк. Что касается его достоинств солиста, то следует еще раз отметить, что принятое в самом начале карьеры решение следовать собственным путем принесло-таки неплохие дивиденды, особенно после того, как Фостер развил свое особенное, несколько грубоватое звучание, которое – при всем разнообразии игравших рядом с ним музыкантов – было характерно только для него. Даже после того, как в 60-х он – причем довольно удачно – взял на вооружение элементы фразировки и характерную легкость Джона Колтрейна, ему удалось не попасть в зависимость от Колтрейна и сохранить “собственное лицо” (чего нельзя сказать об очень и очень многих саксофонистах).
Альбомы: “Two Franks Please!” (1956-57), ;“Shiny Stockings” (1977-78), “The House That Love Built” (1982), ;“Two For The Blues” (1983), ;;“Frankly Speaking” (1984).

ФРАНКЛИН Арита
Франклин Арита - Franklin Aretha
р.25.03.1942 в Мемфисе, шт. Теннесси
амер. певица / соул
Поклонники присвоили ей титулы “Леди Соул” (“Lady Soul”) и “Королева музыки соул” (“The Queen of Soul”).
Отец Ариты был пастором баптистской церкви и весьма уважаемым и известным человеком в среде любителей музыки госпелз. С раннего детства она вместе с сестрами пела в церковном хоре, а в 14 лет была у же признанной солисткой в руководимой отцом гастролирующей труппе исполнителей госпелз. Когда её исполнилось 18, девушка перешла к исполнению светской музыки. Вскоре она уже выступала в известном гарлемском концертном зале “Apollo Theater” в совместных программах орк. “Каунта” Бэйси, вокального трио “Lambert, Hendricks And Ross” и Джо Уилльямса, и в том же 1960 записала на ф. “Columbia” свой первый альбом. Пластинка была тепло встречена в джазовых кругах, а её манеру исполнения сравнивали с манерой Рея Чарлза и Дайны Вашингтон. В нач. 60-х Франклин выступала в основном в клубах, но после того, как в 1966 и 67 она записала на ф. “Atlantic” сразу же ставшие хитами сингл “I Never Loved A Man (The Way I Love You)” и одноименный альбом, она, как говорится, “проснулась знаменитой”. Начались триумфальные гастроли по крупнейшим залам США и Европы. Выходят блестя-щие альбомы “Aretha Arrives” (1967), “Lady Soul” и “Aretha In Paris” (оба в 1968). Преподобный Мартин Лютер Кинг награждает Франклин специальной премией Совета Христианских лидеров Юга. Она участвует в телевизионных программах вместе с “Дюком” Эллингтоном, Бобом Хоупом и другими амер. знаменитостями.
Однако в личной жизни Арита не могла найти счастья и покоя. Подлинные друзья ждали её в церкви: настоящим триумфальным возвращением певицы стала сделанная “вживую” в Лос-Анджелесе в январе 1972 запись знаменитой баллады-молитвы “Amazing Grace”; в записи участвовал известный проповедник преподобный Джеймс Кливленд и хор Общины Южной Калифорнии. Альбом с этой записью принес её восемь статуэток “Грэмми”. “Если хотите знать правду, – сказал её отец, – она никогда не покидала храма.” Её старшая подруга Мэхелия Джексон прожила как раз столько, чтобы услышать, что Арита Франклин вернулась домой, пусть даже просто, чтобы погостить. Меньше, чем через месяц, Франклин пела на по-хоронах великой исполнительницы госпелз и спиричу-элз.
Популярность вновь вернулась к певице. К сер. 70-х у неё уже было шесть золотых альбомов (каждый из них разошелся тиражом свыше одного миллиона экземпляров) и четырнадцать хитов на синглах.
Альбомы: ;“Aretha Arrives” (1967), “Aretha Now” (1968), ;“Lady Soul” (1968), ;“Aretha In Paris” (1968), “Soul” (1969), “Young, Gifted & Black” (1972), “You” (1975), ;“One Lord, One Faith, One Baptism” (2 LP; 1987).

ФРИМАН “Бад”
Фриман Лоренс “Бад” (прозв. “приятель, друг”) - Freeman Lawrence “Bud”
р.13(01?).04.1906 в Чикаго, шт. Иллинойс; ум.15.03.1991 там же
амер. тенор-саксофонист, кларнетист, рук. анс. и орк. / чикагский джаз, диксиленд, Свинг
Считается первым великим белым тенор-саксофонистом, классическим представителем стиля Чикаго.
В самом начале своей карьеры Фриман оказался в великолепной компании с Джимми Макпартландом, Фрэнком Тешмейкером и др. членами легендарного чикагского молодежного орк. “The Austin High School Gang”. В 1925 он делает окончательный выбор в пользу тенор-саксофона (в то время, по воспоминаниям Эдди Кондона, он играл на каком-то “зеленом от ржавчины саксофоне, который звучал так же, как выглядел”). Однако вскоре Фриман достигает такого мастерства, что становится одним из серьезных конкурентов Коулмана Хокинса. В к. 20-х – нач. 30-х Фриман выступает с различными анс., его партнерами были “Ред” Николс, Роджер Вульф Кан, Бен Поллак и Джо Венути; он много записывается и репутация его становится особенно высокой. С сер. 30-х он предпочитает играть в биг-бэндах, и работает с Реем Ноублом (1935), Полом Уайтманом, Томми Дорси (в его выдающемся орк. 1936 года), Бенни Гудманом (девять месяцев в 1938) и др., затем создает собственный “Summa Cum Laude Orchestra”, весь недолгий период своего существования приводивший в восторг нью-йоркскую публику. Некоторое время Фри-ман участвует в бродвейском мюзикле “Swingin’ The Dream” (вместе с Луи Армстронгом и Максин Салливан), сюжет которого был основан на шекспировской комедии “Сон в летнюю ночь”. После 1940 Фриман вновь играет в различных орк., два года служит в армии (рук. армейскими оркестрами), некоторое время возглавляет собственный биг-бэнд, а с 1945 играет с небольшим анс. в нью-йоркском клубе Э. Кондона. Несмотря на то, что он довольно часто записывался на пластинки с Кондоном, Фриман старательно сохраняет статус фриланс (свободного художника), много записывается под собственным именем, иногда выступает в качестве лидера (рук. орк. в Нью-Йорке и Чикаго), иногда – в качестве сайдмена, длительное время работает как солист в Перу и в Чили, участвует в бесчисленном количестве гастрольных турне по США и Европе. Далеко не юный музыкант находит время даже для того, чтобы пройти обучение у Ленни Тристано. В 1968 Фриман был одним из создателей “The World`s Greatest Jazz Band” и три года проработал в этом коллективе, пока стремление к сольной работе не возобладало.
Убежденный англофил, в 70-х Фриман поселился в Лондоне и даже внешне старался походить на “настоящего британца”. В 1980 он возвращается в родной Чикаго. Во второй пол. 80-х у него происходит резкое ухудшение здоровья. В сер. 1990-го музыкант практически слепнет, врачи кладут его в больницу и в марте следующего года он умирает – буквально через два дня после того, как умер его старый друг и коллега по “Austin High School Gang” Джимми Макпартланд.
Особенности Фримана-саксофониста наиболее полно иллюстрирует его блестящее соло в записанной в 1933 композиции “The Eel”. Впоследствии некоторые недоброжелатели утверждали, что остальные полвека своей карьеры Фриман лишь повторял это соло. Следует признать, что его исполнительский стиль действительно мало изменялся в последующие годы, однако критикам следует принять как данность то обстоятельство, что Фриман, подобно своему великому, хотя и совершенно иному по стилистике современнику Коулману Хокинсу, достиг к тому времени кульминации, пика в искусстве владения своим инструментом, и вносить какие-либо серьезные изменения в свою игру ему было незачем. Все более поздние записи Фримана демонстрируют великолепную творческую изобретательность маэстро, которая, будучи помноженной на безупречную технику, делала его работы настоящим праздником для знатоков и любителей.
Одним из замечательных достижений Фримана было то, что он сумел создать достойную альтернативу замечательному стилю, созданному Хокинсом (подобно тому, как это сделал “Бикс” Байдербек по отношению к Луи Армстронгу); созданный им словарь использовало целое поколение до-боповых белых тенор-саксофонистов. Музыка Эдди Миллера, Тони Пастора и др. мастеров иллюстрирует его влияние, которое ощутимо и сегодня.
Фриман является автором автобиографических книг, названия которых демонстрируют характерное для него ироническое отношение к себе и окружающим: “Шизология: Автобиография чикагского музыканта” (“Crazeology: The Autobiography Of A Chicago Jazzman”), “Ты не похож на музыканта” (“You Don’t Look Like A Musician”) и “Если ты знаешь о лучшей жизни, расскажи мне, пожалуйста” [“If You Know Of A Better Life, Please Tell Me”].
Альбомы: ;“Jazz Classics” (1927-28), ;;“Jammin’ At Commodore” (1938-39), ;“It’s Got To Be The Eel: A Tribute To Bud Freeman” (1939-40), “Midnight At Eddie Condon’s” (1945), ;;“Chicago / Austin High School Jazz In Hi-Fi” (1958), “The All Stars With Shorty Baker” (1960), ;;“Something To Remember You By” (1962), “The Complete Bud Freeman” (1969).

ФРИМАН Расс
Фриман Расселл Доналд (Расс) - Freeman Russell Donald (Russ)
р.28.05.1926 в Чикаго, шт. Иллинойс
амер. пианист, композитор / кул
Впервые Фриман заявил о себе в к. 40-х на джазовой сцене Западного побережья. Ему довелось работать с Хауардом Маги и Декстером Гордоном, в 1947 он записывался с самим Чарли Паркером. В то время его исполнительский стиль был типичным для би-бопа. В течение нескольких лет Фриман играл со многими ведущими музыкантами Западного побережья, такими, как Арт Пеппер (с ним он записывался в 1952, 56 и 78), Шелли Манн, “Чет” Бейкер, “Шорти” Роджерс и в составе знаменитого орк. Хауарда Рамзи “The Lighthouse All Stars”. Особенно тесное партнерство сложилось у него с Бейкером (1953-54 и 1956), а во второй пол. 50-х с Манном, в то же время он играл и с крупными представителями других стилей джаза, в частности, с Бенни Гудманом.
В детстве Фриман получил классическое музыкальное образование и его эрудиция и технические возможности позволяли ему работать в самых разных музыкальных жанрах, создавая музыку для кино (в сотрудничестве с Джонни Мэндлом и Андре Превином) и телевидения (Фриман работал муз. редактором одной из ТВ-компаний). Со временем, вместе с группой музыкантов единомышленников, он организовал свое муз. издательство, что позволило ему контролировать судьбу собственных сочинений. В мире джаза то, что внес Фриман в копилку би-бопа, в значительной мере заслонялось его способностью с легкостью воспринимать другие стилистические концепции. В то же время не джазовые работы создали ему у широкой аудитории совершенно превратную репутацию. На самом же деле, ранние записи Расса Фримана, в особенности те, которые он сделал с Манном, явились важным вкладом в становление современного джаза в один из наиболее творчески активных его периодов. Его фортепианный стиль сложился под влиянием Хораса Силвера и отличался некоторой, придающей ему впрочем особый шарм, угловатостью. Одной из наиболее известных его композиций стала баллада “The Wind”, первыми исполнителями которой были “Чет” Бейкер и Джун Кристи, а впоследствии новое звучание в неё вдохнул Кит Джарретт.
Альбомы: ;;“Trio With Richard Twardzik” (1953-57), “New Works” (с Ш. Манном; 1954), “Shelly Manne With Russ Freeman” (1954), “Having A Ball” (с Саем Таффом; 1955).

ФРИМАН “Чико”
Фриман Эрл “Чико” – Freeman Earl “Chico”
р.17.07.1949 в Чикаго, шт. Иллинойс
амер. саксофонист (тенор, сопрано), флейтист, исп. на бас-кларнете, клавишных, синтезаторе, вокалист, рук. анс.
Хотя будущий джазмен и вырос в музыкальной семье – “Чико” сын саксофониста Вона Фримана и племянник гитариста Джорджа Фримана и барабанщика Браза Фримана (Bruz Freeman), поначалу он вовсе не думал о музыкальной карьере (правда, музыкальную школу он все же закончил). В Северо-западном университете в г. Эванстон (недалеко от Чикаго) Фриман учился вместе с Мьюхалом Ричардом Абрамсом и Джо Дейли. Первым инструментом Фримана была труба, но затем, уже в университете, он перешел на тенор-саксофон. После окончания университета Фриман некоторое время играл в ритм-энд-блюзовых ансамблях, но постепенно обратился к джазу. По настоящему ввел его в музыкальный мир Фред Андерсон, один из учредителей Ассоциации поддержки творческих музы-кантов (Association for the Advancement of Creative Musicians = AACM) и активный деятель негритянского радикального движения Black Power. Близким партнером Фримана становится давний знакомый по университету М.Р. Абрамс, один из создателей AACM. Подобно другим членам AACM, Фриман пытается объединить в своей музыке джаз, афро-американскую музыку и все их разновидности.
В 1976 Фриман получает приз лучшего солиста и саксофониста на джазовом фестивале Intercollegiate в шт. Индиана. После этого музыкант переезжает в Нью-Йорк и возобновляет учебу, одновременно выступая с такими известными современными джазменами, как Элвин Джонс, Сэм Риверс, Сан Ра и Дон Пуллен. В 1979 Фриман с успехом гастролирует по Европе – с Э. Джонсом, затем – с биг-бэндом AACM, а также с соб-ственным квартетом (в 1979 и 80).
Записанный им в 1979 альбом “Spirit Sensitive” стал самым удачным сборником баллад из всего, что записали современные тенор-саксофонисты. В нач. 80-х Фриман записывает два альбома “Fathers And Sons” и “Freeman And Freeman” (оба со своим отцом), много гастролирует с собственным анс., выступает с Уинтоном Марсалисом, Сесилом Макби, Джеком ДеДжонеттом и др. В к. 80-х большую часть времени он проводил со своим играющим фьюжн анс. “Brainstorm”, отличительной особенностью которого была увеличенная группа перкуссионистов. Время от времени Фриман выступал также с супер-группой “The Leaders”, в составе которой играли Артур Блайт, Лестер Бауи, С. Макби и др. известные джазмены.
Яркий исполнительский стиль Фримана удачно соединяет пост-колтрейновскую традицию длинных угловатых линий с жестким, напористым рисунком, доставшимся ему со времен увлечения ритм-энд-блюзом – получившийся сплав оказался легко узнаваемым, “фримановским”.
Альбомы: ;“Spirit Sensitive” (1979), “Fathers And Sons” (1981), “Freeman And Freeman” (1981), ;“Destiny’s Dance” (1981), “Tradition In Transition” (1982), “The Pied Piper” (1986), “Live At Ronnie Scott’s” (1987), “Tales Of Ellington” (1988), “Brainstorm” (1989), “Up And Down” (с М. Уолдроном; 1992).

ФРИСЕЛЛ Билл
Фриселл Уилльям (Билл) – Frisell William (Bill)
р.18.03.1951 в Балтиморе, шт. Мэриленд
амер. гитарист, исп. на гитарном синтезаторе, банджо и укулеле, контрабасист, рук. орк., композитор
Детство Билла прошло в Денвере, шт. Колорадо. Отец его был музыкантом – играл на тубе и к-басе. Мальчик рано начал заниматься музыкой – первым его инструментом был кларнет, затем он перешел на саксофон, а в итоге выбрал гитару. Степень магистра по музыке Фриселл получил в Университете Северного Колорадо (1969-71), а в 1977 стал обладателем диплома Berklee College of Music по классу аранжировки и композиции. В том же году Фриселл получил премию Харриса Стэнтона, присуждаемую выдающимся гитаристам. Его учителями были Джим Холл и Джонни Смит, а любимыми гитаристами Фриселл называет Холла, Уэса Монтгомери и Джими Хендрикса.
Билл Фриселл – весьма успешный, хотя и противоречи-вый музыкант, его партнерами были многие ведущие современные джазмены, такие, как Джон Скофилд, Ян Гарбарек, Чарли Хейден, Майк Мантлер, Карла Блей, Эберхард Вебер, Гюнтер Хампель, Боб Мозес, Майк Гиббс и Лайл Мэйс. Со второй пол. 80-х он тесно сотрудничает с Роналдом Шенноном Джексоном и Джоном Зорном (в его группе “Naked City”). Вместе с Зорном и Джорджем Льюисом образует играющее в стиле би-боп трио “News For Lulu”, записавшее одноименный альбом. Некоторое время Фриселл - вместе с Джоном Сёрманом и Полом Моушеном - играет в квартете Пола Блея, затем – с Джо Ловано – в трио Пола Моушена.
Характерной особенностью стиля Фриселла является активное использование электроники, позволяющей создавать длительные, непрерывно звучащие ноты с богатым набором линий вибрато и легато (возможно – это последствие его раннего знакомства с саксофоном). В его творчестве находят отражение элементы множества музыкальных стилей и жанров – от блюза, госпелз и кантри до джаза, рока, поп-музыки, маршей Джона Сузы и классической музыки; все это разнообразие естественным образом переплавляется в искусных руках Фриселла. Его мастерство солиста получило признание широкой публики после выхода в 1992 альбома “Have A Little Faith”, который он удачно поддержал довольно длительным (по его масштабам) концертным турне.
Альбомы: “In Line” (1983), ;“News For Lulu” (1987), ;“Before We Were Born” (1988), ;“Is That You?” (1989), “Grace Under Pressure” (с Дж. Скофилдом; 1992), ;“Have A Little Faith” (1992), ;“This Land” (1992), “Going Back Home” (с Дж. Бейкером; 1994).

ФУЛЛЕР Кёртис
Фуллер Кёртис Дюбуа - Fuller Curtis Dubois
р.15.12.1934 в Детройте, шт. Мичиган
амер. тромбонист, композитор, рук. анс. / хард-боп
Играть на тромбоне Фуллер начал подростком. В годы армейской службы, в нач. 50-х, он уже играл в военном орк. Поскольку рук. этим орк. не кто иной, как “Кэннен-болл” Эддерли, вполне естественно, что после демобилизации Фуллер довольно быстро пришел в джаз. В 1955-56 он играл в своем родном городе с такими музыкантами, как Кенни Баррелл, Юзеф Латиф и др., но вскоре переехал в Нью-Йорк, где его партнерами стали мастера такого уровня, как “Диззи” Гиллеспи, “Сонни” Роллинс, Хэмптон Хоз, Лестер Янг, Джон Колтрейн и Майлз Дэвис. Некоторое время Фуллер выступал с собственными небольшими анс., а в 1959 вошел в первый состав быстро завоевавшего популярность анс. Арта Фармера и Бенни Голсона “The Jazztet”. В 1961-65 он играет в “Jazz Messengers” Арта Блейки, участвует в составе этого анс. в бесчисленных гастролях. Во второй пол. 60-х Фуллер выступает с Гиллеспи, приняв участие, в частности, в европейских гастролях его биг-бэнда в 1968. Сделав после этого небольшую паузу и почти исчезнув на пару лет с джазовой сцены, в 70-х Фуллер вновь начинает активно выступать. Включив в свой репертуар элементы джаз-рока, он начинает работать с такими новыми звездами джаза, как приобретший международную известность Стэнли Кларк. Во второй пол. 70-х тромбонист работает с “Каунтом” Бэйси (1975-77), Лайонелом Хэмптоном (1979), Каем Уиндингом (выступления с их общим квинтетом “The Giant Bones” в 1979-80), Сидером Уолтоном, “Редом” Гарлендом и Солом Нистико, а также продолжает рук. собственными ансамблями. В 80-х в числе его музыкальных партнеров вновь Б. Голсон, Фултон играет в составе восстановленной и реформированной группы “The Jazztet” (1982) и несколько раз приезжает в Европу в составе орк. “Timeless All Stars”.
Яркий стилист эпохи пост-бопа, Фуллер блестяще владеет своим инструментом, и это позволяет ему свободно выстраивать удивительно прихотливые звуковые полотна. Его исполнительская манера и технические изыски напоминают “Джей Джей” Джонсона, но в заметно смягченном варианте. При исполнении скоростных пассажей фразировка Фуллера нередко страдает навязчивыми повторами и “проглатыванием” нот, но в медленных балладах его тромбон звучит удивительно красиво.
Альбомы: “Blue Train” (с Д. Колтрейном; 1957), “Curtis Fuller With Red Garland” (1957), ;;“Blues-Ette” (1959), “The Curtis Fuller Jazztette” (1959), “Imagination” (1959), ;“Caravan” (с А. Блейки; 1962), “Four On The Outside” (1978), “Fire And Filigree” (1978), ;;“Blues-Ette, Pt. 2” (1993).


Рецензии