Уильям Ромейн. Господь наша праведность

ГОСПОДЬ НАША ПРАВЕДНОСТЬ
Уильям Ромейн (1757)

Их праведность от Меня, говорит Господь
Ис.54.17

Сойдите, небеса, с небес, и пусть небеса изольют праведность; пусть разверзнется земля, и пусть принесут спасение, и пусть праведность взойдет вместе. Я, Господь, создал ее.
Ис. 45.8 KJV

1


Пока человек находится в теле, он должен получать наставления от телесных чувств.. Он не может сам по себе составить представление о чем-либо духовном, кроме как это сравнивается с каким-либо материальным объектом и иллюстрируется им. И этому методу наставления Бог следовал в Писании, как в языке, так и в композиции. Этот способ выражения полностью подходит для человека в его нынешнем состоянии, каждое еврейское слово сначала обозначает какой-то материальный объект и тем самым передает идею соответствующего духовного объекта. И вся композиция Священного Писания изобилует изображениями и иллюстрациями Божественных вещей, взятых из природы. Евангельский пророк - замечательный пример такого рода Писаний. Он представляет различные части царства благодати под их выразительными и знакомыми картинами в природе. Он ставит духовные вещи как бы перед нашими глазами, под образами, которые Бог установил в делах Своего творения, чтобы донести их до нашего понимания. И каждая иллюстрация такого рода, будучи применением Самим Богом естественных вещей, должна рассматриваться как непогрешимая истина. Духовное применение так же несомненно, как и внешний факт, из которого оно взято. Бог не стал бы использовать книгу природы для иллюстрации книги благодати, если бы эта иллюстрация не была справедливой и поучительной, ибо это не соответствует Его совершенствам - предлагать Своим созданиям как истину то, что обмануло бы, или раскрывать то, что не имело тенденции назидать их.
В этом свете давайте рассмотрим красивое изображение в тексте. Здесь Бог рекомендует нам ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ. Он предлагает это в самых ясных выражениях; и, чтобы убедить нас в нашем понимании и завоевать нашу привязанность, он представляет это перед нашими глазами в очень трогательной картине. Он представляет учение в рамках одного из наиболее распространенных и знакомых явлений в природе. Туда Он посылает нас для наставления в праведности - и пусть Дух Господень даст возможность каждому из вас применить это наставление на благо ваших душ, в то время как я, во-первых, открываю истинный смысл и значение слов. А затем, во-вторых, я сделаю некоторые практические замечания по ним.
И, во-первых, слова - это образ Священного Писания и применение хорошо известного факта в природе. Предполагается, что земля лишена небесного дождя. Для нее нет освежающих ливней, нет оживляющей росы, чтобы насытить жаждущую почву; и из-за отсутствия их плодотворного влияния земля совершенно бесплодна. Он не производит ничего ни для использования, ни для украшения. Но пока она лежала в таком состоянии, Бог дал слово, и спустились тучи. и земля открылась, чтобы принять плодородные капли дождя, которые они пролили, и за их плодородной добродетелью последовали такие последствия, как прекрасно описал Псалмопевец в этих словах: “Он поливает холмы сверху, благодаря чему земля наполняется плодами дел Его. Он заставляет расти траву для скота и травы для служения человеку, чтобы он мог извлекать пищу из земли, и вино, которое радует сердце человека, и масло, чтобы сияло его лицо, и хлеб, который укрепляет сердце человека. Высокие деревья довольны, даже кедры Ливана, которые Он посадил. Таковы определенные последствия теплого и нежного дождя.
Когда растения оживляются солнечным светом в весеннее время года, они никогда не перестают приносить богатые плоды земли, от самой низкой травы до самого высокого кедра в Ливане. Под этим простым и знакомым образом Бог намеревается научить нас САМОЙ ВАЖНОЙ ИСТИНЕ ХРИСТИАНСТВА. Поскольку это самое необходимое, чтобы в это верили, Он сделал это наиболее легким для понимания. Основная точка зрения, с которой Он хотел бы, чтобы мы рассмотрели изображение в тексте, такова: земля без дождя лежит бесплодной и пустынной, дождь нисходит с небес и падает с облаков, и когда он идет обильными ливнями и после него появляется ясное сияние, тогда он всегда приносит плоды. Сюда Святой Дух посылает нас для наставления в праведности. Праведность для души то же, что дождь и роса для жаждущей земли. Небеса должны были ниспослать эту праведность свыше, и небеса должны были излить ее, в то время как сердце человека, будучи открыто с благодарностью, лишь получает небесный дар. У него нет ни руки, ни заслуги в приобретении дара, но оно должно только принять его, как сухая иссушенная земля принимает оживляющие капли дождя, которые превращают ее иссохший бесплодный лик в приятную зелень и богатые плоды.
Чтобы ясно понять, чему премудрый Дух научил бы нас под этим сладким образом, мы должны иметь совершенное представление о слове "праведность", на котором делается весь акцент в отрывке. В Ветхом Завете это деловой термин, взятый из метода торговли в ранние века мира, когда велись дела, а деньги выплачивались и получались на вес. Честный торговец соблюдал равновесие в оплате и получении, следовательно, он был справедливым или праведным человеком. И поэтому справедливость, которая является эмблемой этой честной торговли, всегда изображается с уравновешенными весами в  руке. Когда Писание говорит о человеческих делах, это обычныйа смысл слова праведность, ибо так оно употребляется.  “Верные весы, верные гири, справедливая ефа и справедливый хин да  будут у вас” (Лев.19.36). Одно и то же слово здесь четыре раза переводится как справедливое, что в тексте переводится как праведность. И подобным же образом в Втор. 25.14,15 заповедь гласит: “Не должно быть в доме твоем различных мер, больших и малых, но должен быть у тебя совершенный и справедливый вес, совершенная и справедливая мера должна быть у тебя”. Итак, снова Иез.. 45:9,10. “Сними свои поборы с моего народа, - говорит Господь Бог. У вас будут справедливые весы, и справедливая ефа”. В этих отрывках, не говоря уже о том, что то же самое слово, которое в тексте переводится как праведность, оно несомненно, применяется к уравновешенности весов и строгой справедливости в весах и мерах.
Когда Священные Писания говорят о взаимоотношениях между человеком и человеком, это установленный смысл слова; и если мы одухотворяем этот смысл, мы поймем использование слова в религиозных делах. Все, чем мы являемся, и все, на что мы надеемся, - это бесплатный дар Бога; и поэтому, как Господь и Податель всего, Он имеет неотъемлемое право на наше постоянное служение. И Он потребовал этого. Он дал нам святой, справедливый и добрый закон, по отношению к которому Он требовал совершенного, непрерывного повиновения всех способностей души и тела. Если бы человек заплатил ему мыслью, словом и делом, тогда он был бы справедлив и праведен - он поступил бы праведно перед Богом, и Божественный закон и справедливость не предъявляли бы к нему никаких требований, но если мы не платим, то мы неправедны: и закон за первое же преступление налагает на нас свои проклятия: ибо написано: “Проклят всякий, кто не стоит во всем, что написано в книге закона”. Если мы стоим не во всем, если мы терпим неудачу, хотя бы в чем-то одном, тогда мы лишаем Бога должного Ему. Мы становимся Его должниками, и закон и правосудие могут схватить нас и бросить в тюрьму до тех пор, пока не будет выплачено все до гроша; что невозможно, чтобы мы когда-либо заплатили, потому что послушание миллионов лет не могло принести удовлетворения за одно-единственное нарушение бесконечно совершенного закона Божьего. Одно преступление, имеющее в себе бесконечные недостатки, будет бесконечно отягощать чашу весов и, следовательно, останется навечно: если только какое-то бесконечно совершенное послушание, которым не может заплатить ни одно конечное существо, не будет поставлено на противоположную чашу весов.
При таком положении дел кажется, что праведность означает самую строгую и безошибочную справедливость в наших отношениях с Богом. Закон Божий, который является Его открытой волей, и правилом нашего послушания, свят, как свят Сам Бог, да, совершенно, бесконечно свят. Он не может узреть ни малейшего беззакония, как Бог не может терпеть его, и поэтому он лишает грешника всякого права на законную праведность за самое первое преступление, подвергает его проклятию и подвергает всем своим страданиям и наказаниям: и на кого закон произносит свои проклятия, на того Бог, праведный Судья, изольет чаши Своего гнева. На неправедных он прольет дождь из огня и серы, огонь и бури: это будет их удел во веки веков.
Итак, братья мои, принадлежите ли вы к числу праведных или неправедных? Разве не бесконечно важно знать, в каком состоянии вы находитесь? Ибо, конечно, если бы вам показалось, что вы неправедны, вы бы не поступили вопреки своим собственным интересам так, чтобы выбрать подвергнуться проклятиям святого закона Божьего и понести угрожающее наказание, если останется способ спастись. Видите ли вы тогда, насколько необходимо нам задаться вопросом, поступали ли мы праведно перед Богом или нет. Итак, давайте вернемся к непогрешимому слову и к свидетельству. Слова истины сообщают нам, что после того, как Бог закончил свою шестидневную работу, он посмотрел с небес вниз, и вот, все было хорошо. В естественном мире не было беспорядка, и в духовном мире не было зла. Но вскоре после этого Он изображен смотрящим с небес на детей человеческих, и вот, все в них было злом. “И увидел Бог, что нечестие человека велико на земле, и что всякое воображение помыслов сердца его постоянно было только злом” (Быт. 6.5 KJV)
Откуда взялось это вселенское зло? Человечество сошло с пути праведности, люди нарушили закон, и полностью развратили себя, и стали отвратительными, среди них не было праведных, нет, не было ни одного. Что же? На земле не осталось ни одного праведника? Нет. Бог заявляет устами Своего святого пророка, что не было ни одного. Все люди согрешили и лишились славы Божьей. По своей природе они были детьми Его гнева из-за непослушания одного человека, и они были в десять раз более детьми гнева из-за реальной вины; и будучи грешниками против закона Божьего, как по природе, так и по жизни, Он заключил их всех под грех, в состоянии осуждения, оставив их на суд великого дня. Таково наше состояние, Мы все неправедны, и у нас нет сил достичь какой-либо собственной праведности, потому что мы бедные, сломленные должники, которым нечего платить. Одно преступление проливает нашу кровь и делает нас неспособными совершить какой-либо поступок, который будет признан хорошим и действительным в суде небес, ибо этот необратимый указ противоречит нам в Божественном слове: “Неправедные не наследуют Царства Божьего”.
Отсюда возникает вопрос, самый важный и интересующий, который может привлечь внимание грешника, и над которым каждый человек, заботящийся о своем вечном благополучии, рассуждал бы таким образом. “Я признаю закон Божий святым и добрым, но я нарушил его и лишил Бога Его славы, а закон - его чести. Я неправеден. Таким образом, небеса закрыты для меня и будут закрыты навсегда, если я не смогу стать праведным. Но как или какими средствами это можно сделать? Закон Божий непреложен. Его истина, угрожавшая наказанием за преступление, непреклонна. Его справедливость бесконечна, и Он должен получить удовлетворение за нарушенный закон; да, полное и совершенное удовлетворение, соответствующее бесконечной чистоте и святости Божественной природы. Но увы! какое удовлетворение я могу дать при этому? Нет, какое удовлетворение могли бы принести все святые ангелы и существа высшего порядка, если бы они отдали свои жизни за меня, той справедливости, которая бесконечна и которой я бесконечно обязан! Ничто не может спасти меня, кроме какой-то Божественной и бесконечной праведности, совершенной для меня и вместо меня, и только Бог может сотворить такую праведность; но как я могу надеяться, что Он это сделает, если Он Тот, Кого я оскорбил своим грехом?”.
Таким образом, каждый человек, озабоченный вечностью, рассуждал бы так: когда он убедится в собственной неправедности, он будет искать какие-то средства, чтобы стать праведным, и вскоре он обнаружит, что человеческих средств нет. Праведность не растет на этой земле. Она ушла на небеса, когда весь мир был признан виновным перед Богом, и она не может вернуться на землю, пока все оскорбленные атрибуты Бога не будут удовлетворены. Но какое сотворенное существо может сделать удовлетворение равным проступку? Всякая надежда, говоря человеческим языком, отрезана: ибо ни одно конечное существо не может совершить бесконечное действие. О, какую же радостную весть приносит здесь пророк виновному миру? Он видит, как небеса сверху ниспосылают праведность, а земля открывается и принимает ее. Это благословение настолько незаслуженно, настолько неоценимо, что возникает искушение спросить: как Бог мог быть таким милостивым? Как Он может проявлять такую милость в соответствии со своими другими совершенствами? Как Он может допустить, чтобы виновные считались праведными, пока требования закона и справедливости не будут полностью удовлетворены? Но где удовлетворение, равное их бесконечным требованиям? И до тех пор, пока не будет достигнуто такое удовлетворение, как может Его чистая святость взирать на нечистого грешника, или как может Его непреклонная истина, которая угрожала наказанием, отпустить его? Слава Его свободной благодати, которая открыла для нас праведность, против которой закон и справедливость не могут сделать ни малейшего исключения, и которая сохранила в неприкосновенности славу всех Его атрибутов; и это праведность Богочеловека Христа Иисуса.
Христианская истина учит нас, что в Божественной сущности есть Три Личности равной славы и величия: ни одна из них не предшествует и не следует за другой, ни одна не больше и не меньше другой. Между этими Божественными Личностями был заключен завет благодати твердый и несомненный; и из этого завета со-равные и со-вечные Трое приняли имена Отца, Сына и Святого Духа. Сын - это имя должности, описывающее чудесное унижение Мессии, Который принял нашу природу и стал Сыном  нашего спасения - Бог и человек соединены в одном Христе, так же как разумная душа и плоть -один человек (неточная аналогия! - Пер.). Богочеловек в нашей природе обязуется полностью удовлетворить справедливость Своего Отца. Соответственно, Он платил закону бесконечно совершенным повиновением. И тем самым Он возвеличил его и сделал более почетным, чем могло бы сделать послушание всех сотворенных существ. Затем Он пострадал из-за нашего нарушения закона и заплатил смертью, которую мы заслужили. И справедливость продемонстрировала, что у нее больше нет к Нему требований, когда она освободила его из тюрьмы могилы. И этим послушанием и этими страданиями Он сотворил бесконечно совершенную праведность, которая, будучи вменена неправедным и удерживаемая узами веры, делает их совершенно праведными перед судом.
Это праведность Божья, которой должен подчиниться каждый грешник, если он когда-либо будет освобожден от осуждения. Он должен получить это от Бога как свой бесплатный дар, без малейших заслуг. И он должен полностью доверять ей, никогда не осмеливаясь добавить к ней что-либо свое в качестве условия оправдания. Это суровые уроки для гордости наших порочных сердец. Действительно, труднее всего по благодати смирить нас до такой степени, чтобы мы могли отказаться от заслуг всех наших воображаемых добрых дел и принять праведность как бесплатный дар. Как будто Божья праведность недостаточно совершенна, мы всегда думаем добавить к ней что-то свое. Наша падшая природа постоянно соблазняет нас на этот абсурд, и Святой Дух не предлагал нам более убедительного аргумента во всем Писании, чем поразительный образ в этом тексте. Наши виновные души сравниваются с сухой иссохшей землей, которая долгое время была лишена плодородного дождя и небесной росы. Когда они лежали иссохшие и сгоревшие от засухи, Богу было угодно повелеть небесам отбирать освежающие капли росы, а облакам изливать свои добрые и оживляющие ливни, которые земля, открыв уста, с благодарностью приняла.
Теперь праведность Христа даруется так же, как и эти сладкие излияния небес, свободно -  у земли нет руки, нет заслуги в том, чтобы ниспослать росу или дождь, и у нас нет никакой заслуги в том, чтобы свести к себе праведность Христа. И плоды, которые дождь и роса позволяют земле приносить, производятся их плодородной добродетелью, одушевленной добрым теплом солнца: ибо земля совершенно пассивна и бездействует и действует только так, как на нее воздействуют. Подобным же образом всякий добрый дар и благодать исходят свыше; это плоды праведности, которые никогда не могли бы вырасти в наших бесплодных сердцах, если бы Христос не послал Своего Духа свыше, чтобы насаждать и поливать их постоянной росой Своего благословения. Когда Он удерживает свое влияние, они немедленно увядают и умирают. Когда Он прольет на них дождь и осветит их, тогда они расцветут.
Это прекрасная иллюстрация в тексте. “Пусть небеса ниспошлют праведность Христа свыше, как росу, и пусть небеса прольют ее, как плодотворные дожди на жаждущую землю - пусть земля разверзнется, пусть человек откроет свое сердце, и тогда они принесут спасение”; она, то есть праведность, которая свыше, излилась и принята в сердце человека, укоренилась в нем и позволит ему обильно приносить плоды, даже настоящее и вечное спасение. Спасение не от человека. Оно принадлежит Господу. Это одно из бесконечно совершенных дел Божьих: ибо нет Спасителя, кроме Него, никого, кто мог бы избавить человека от врагов его мира, кроме Того же Всемогущего Существа, что сотворило небеса и землю и  все еще поддерживает их словом своей силы. И когда Тот, Которым все было сотворено для нас, людей, и для нашего спасения, сошел с небес и воплотился Святым Духом через Деву Марию и стал человеком, тогда Ему было наречено имя Иисус, потому что Он должен был спасти Свой народ от его грехов. Спасение с Его стороны было завершено, когда, полностью удовлетворив требования закона и справедливости своим послушанием и страданиями и тем самым совершив для нас совершенную праведность, Он с великой славой вознесся в свое Царство на небесах.
Но Он не оставил нас без утешения. Святой Дух, Утешитель, теперь руководит делом спасения. И когда Он смиряет грешника под чувством его неправедности по природе и жизни и позволяет ему ждать у престола благодати бесплатного прощения, когда Бог Отец принимает его через заслуги своего Сына и оправдывает его, тогда служение Святого Духа состоит в том, чтобы свидетельствовать духу грешника о том, что он-дитя Божье. Благодаря акту оправдания, подтвержденному и примененному таким образом, он получает оправдывающую веру и приходит в состояние спасения; ибо спасение праведных - от Господа. Нет спасения без праведности, и именно по свободной благодати Господа он принимается как праведный через праведность Христа, вменяемую ему верой. Праведность Христа может стать нашей только путем вменения. Как наши грехи были на самом деле вменены Ему, так и его праведность на самом деле вменена нам. Господь возложил на него беззаконие всех нас, и потому Он был изранен за наши беззакония и мучим за наши беззакония. Как Он таким образом взял на себя наши грехи, так и мы верою берем на себя Его праведность и этим спасаемся.
И когда небеса ниспослали праведность, и бесплодное сердце грешного человека открылось и приняло ее, а вместе с ней и спасение, тогда вместе со спасением, пророк говорит: “Праведность восстанет вместе”. До тех пор, пока праведность и спасение не будут в душе, в ней ничто доброе не произрастает, она не производит добрых дел, так же как земля не приносит плодов без дождя и росы небесной; но когда праведность приходит свыше, она проявляется своими последствиями, как дождь. Она не остается в человеке, как бездеятельный бесплодный принцип; но это могущественное действие, позволяющее ему приносить плоды. Как только она изливается свыше и принимается в сердце, она пускает корни и расцветает с каждым прекрасным цветком и приносит все зрелые плоды святости. Тот, кто прежде был мертв для Бога и для вещей Божьих, получив оправдание для жизни, тем самым прославляет своего Небесного Отца, что он приносит много плода. Праведность меняет его так же сильно, как дождь меняет сухую бесплодную землю. Как дождь заставляет пустыню и дикие места радоваться и цвести, как роза, обильно цвести и радоваться даже с радостью и пением, так и праведность действует в бесплодной пустыне сердца грешника, принося с собой оживляющие потоки благодати и вызывая появление любого сладкого и святого характера. Благодать, проистекающая из праведности, обновляет и освящает сердце, делает его мертвым для греха и живым для Бога. Благодать позволяет нам совлечься ветхого человека греха с его порочными делами и облечься в нового человека, который сотворен по Богу в праведности и истинной святости. Этот новый человек создан во Христе Иисусе для добрых дел, и он ежедневно производит их во все большем количестве и более богатого рода. Орошенные плодородной росой небес, они постоянно растут и растут во славу Божью и на благо людей, и они постоянно приносят это утешение оправданной душе, которое пророк описал в этих сладких выражениях "Дело праведности будет миром, и результатом праведности будет спокойствие и уверенность во веки” (Ис. 32.17 KJV).
Если у кого-то есть мир с Богом, это должно проистекать из праведности, из оправдания верой; и если у кого-то есть вечное спокойствие и уверенность, это должно быть следствием праведности, которую создал Бог. Это должно возникать не из стремления утвердить нашу собственную праведность, а из подчинения себя праведности Божьей, о которой Он Сам говорит в последних словах текста. “Я, Господь, сотворил это”. Я, Иегова, сотворивший все сущее, сотворил эту праведность для неправедных и нечестивых. Это новое творение. А творить - это Мое непередаваемое свойство. Вы так же можете создать мир из ничего, как создать ту праведность, в которую должны быть облечены грешники, если когда-либо они предстанут передо Мной без пятна греха для спасения. Никакая праведность, кроме того, что Я творю, не может представить тебя непорочным и безвинным в Моих глазах. Это непреложный указ Иеговы. Тот, кто не может измениться в себе или изменить то, что вышло из его уст, решил, что праведность, по которой мы считаемся перед ним, - это не наша собственная праведность, но праведность Божья. Это праведность, которая приходит с небес, а не вырастает из этой земли. Это бесплатный дар Божий, и он не достигается трудом человека. Это праведность, созданная самим Богом, бесконечно совершенная и незапятнанная праведность.
Если человек способен создать планетарную систему, тогда он может создать такую праведность для себя. Если одно было бы верхом самонадеянности и богохульства, то так же обстоит дело и с другим. Лишь тот человек, что никогда не видел развращенности и чумы своего собственного сердца, мечтает о том, чтобы выработать для себя праведность, в которой он мог бы предстать безупречным перед судом. Грех и гордыня так ослепили его глаза, что он не знает самого себя. Он не видит, насколько испорчена его природа, насколько испорчена его жизнь, и насколько испорчены его самые лучшие дела и обязанности. Он также не знает совершенной природы закона Божьего, который так же свят, как свят Бог, и который не получит искреннего непрерывного послушания, но отсекает все притязания на законную праведность за одно-единственное преступление, даже в мыслях; и он не знаком с евангельским способом спасения, который открывает нам, как грешники, испорченные в природе и жизни и осужденные, могут быть прощены и оправданы праведностью Богочеловека Иисуса Христа, вменяемой им верой. Если бы авторитет Священных Писаний мог убедить, а изображения Священных Писаний могли объяснить эту важную доктрину, можно было бы надеяться, что текст не оставит сомнений ни у какого серьезного ума.
Я постараюсь устранить общие трудности, связанные с доктриной, в рамках моей второй  главы, в которой я предложу сделать некоторые практические замечания по словам текста, но время не позволит мне подробно остановиться на них в настоящее время. И поэтому, оставляя их для темы другой беседы, я бы только отметил, как прекрасно эти великие истины Евангелия проиллюстрированы в тексте.
Прежде всего, мы читаем, что праведность Христа-это небесный дар. “Откройте небеса сверху, и пусть небеса изольют праведность". И тогда грешнику остается только принять это как бесплатный дар, у него нет никакой заслуги в том, чтобы низвести его. “Пусть земля откроется” - и вы получите небесный дар. И когда эта праведность принимается верой, тогда она приводит грешника в состояние спасения -“и пусть они принесут спасение”. И когда он будет приведен в это состояние, тогда он принесет плоды Духа во всей благости, праведности и истине - “И пусть праведность взойдет вместе. Я, Господь, сотворил это”, чтобы оправдать неправедных, чтобы, освободившись от греха и став слугами Божьими, они могли иметь свои плоды в святости и в итоге в вечной жизни.

2

В предыдущем обсуждении этих слов было предложено, во-первых, рассмотреть, их смысл и значение; а во-вторых, сделать некоторые практические замечания по ним. Пройдя через первый момент и установив доктрину, я теперь перейду к тому, чтобы свести ее к практике, и я сделаю это, сделав некоторые замечания по словам в том порядке, в котором они расположены в тексте.
Первое замечание, которое пришло бы в голову внимательному читателю, - это состояние человека до того, как праведность изольется на него свыше. Он подобен сухой земле, которая из-за отсутствия дождя пустынна и бесплодна. Так и человек находится в естественном состоянии; лишенный небесного влияния праведности Христа, он не имеет в себе ничего хорошего. Прежде чем он станет праведным, он совершенно неправеден. Будучи неправедным, он является объектом правосудия. Закон Божий смотрит на него как на преступника и считает его находящимся в состоянии осуждения. Верховный Судия рассматривает его как дитя своего гнева и вынес справедливый указ о том, что неправедные не наследуют Царства Божьего.
Таково состояние всех людей по природе, они неправедны и осуждены за свою неправедность; и они также беспомощны и не имеют сил достичь какой-либо праведности для себя. И все же в их падшей природе есть проклятая гордыня, которая никогда не проявлялась с большей силой, чем в настоящее время, и которая не подчинится праведности Божьей. То, что мы не имеем в себе праведности и не можем достичь ее никакими силами или собственными действиями, является ясным учением слова Божьего, является самой фундаментальной статьей нашей установленной Церкви, и это очевидно из повседневного и печального опыта, и это первая практическая истина в христианстве; ибо до тех пор, пока мы не будем глубоко убеждены в нашей греховности и беспомощности, мы не увидим причин обращаться ко Христу за Его праведностью. Люди должны обнаружить, что они больны, прежде чем они пошлют за врачом. Наша нехватка праведности является причиной всех наших духовных болезней и недугов, и Писание ясно говорит о нашей нехватке праведности. “Мы уже доказали, - говорит апостол, - и иудеям, и язычникам, что все они находятся под грехом, как написано: “Нет праведного, нет никого”.
Так гласит наша 9-я статья: “Первородным грехом человек очень далеко ушел от изначальной праведности, и этим каждый человек, рожденный в мир, заслуживает Божьего гнева и проклятия”. И относительно нашей беспомощности в этом состоянии наши реформаторы во второй части проповеди “О страданиях человеческих” выражают смысл Писания в следующих словах: “Таким образом, мы слышали, какими злыми мы являемся сами по себе, как таковые; у нас нет добра, помощи или спасения, но, напротив, грех, проклятие и вечная смерть: так что, если мы глубоко взвесим и обдумаем это, мы лучше поймем великую милость Божью, и как наше спасение приходит только через Христа: ибо в нас самих (как в самих себе) мы не находим ничего, что могло бы избавить нас от этого жалкого плена, в который мы брошены из-за зависти дьявола, нарушив заповедь Божью, в нашем прародителе Адаме. Мы все стали нечистыми, но все мы не способны ни очиститься, ни очистить друг друга. Мы по своей природе дети Божьего гнева, но мы не способны сделать себя детьми и наследниками Божьей славы. Мы-заблудшие овцы, но мы не можем своей собственной силой вернуться в овчарню: так велико наше несовершенство и слабость. Поэтому в самих себе мы не можем прославляться, ибо сами по себе мы не что иное, как греховные твари; также мы не можем радоваться никаким делам, которые мы совершаем, все они настолько несовершенны и нечисты, что не способны предстать перед праведным судилищем Божьим, как говорит святой пророк Давид: “Не вступай на суд с рабом твоим, Господи, ибо никакой человек, который живет, не будет признан праведным в очах Твоих”. Поэтому мы должны бежать к Богу, иначе мы никогда не найдем мира, покоя и спокойствия совести в наших сердцах”.
Таковы наши реформаторы. К истине их слов мы все приложили наши руки, и пусть Бог настроит наши сердца на то, чтобы действовать в согласии с нашими требованиями. Хотя это были наши собственные поступки, тем не менее, это факт, который нельзя скрыть, и о котором нельзя слишком сожалеть, что многие люди действуют прямо вопреки своим самым торжественным обязательствам: ибо как редко мы слышим с кафедры о первородном грехе или о том, что нет ни одного праведника, ни одного! Вместо устаревшей доктрины, что может быть более распространенным, чем слышать заявления о достаточности человеческого разума в вопросах религии, о достоинстве человеческой природы и о нравственной чистоте? И разве не в общих чертах проповедь молодежи не состоит в том, чтобы рекомендовать практические обязанности в качестве необходимых условий нашего оправдания перед Богом? Так ли это, братья мои, или нет? Конечно, вы знаете, что это так. Разве вы не слышали, чтобы разум превозносили как достаточное руководство в вопросах религии, вопреки прямо выраженному слову Божьему, которое заявляет, что естественный человек не получает ничего Духа Божьего, и пока он продолжает быть естественным человеком, не может знать их, пусть он и притворяется, что рассуждает о них так много? Разве вы не слышали, как люди расточают похвалы достоинству человеческой природы, которое, если Божий рассказ о человеческой природе верен, является неправедным достоинством?
Что может быть более распространенной темой, чем призывать к нравственной праведности, которая, если Писание истинно, является неправедной праведностью, и рекомендовать практические обязанности в качестве условий оправдания, что ставит их на место праведности Христа и учит людей неправедному послушанию? На каком бы основании это ни делалось, это неправедная попытка; будь то на принципах естественной религии, или морали, или любой другой модной системы, это одинаково неправедно, потому что это делается для установления собственной праведности человека, а не подчинения праведности Бога; и тот, кто делает это, не знает ни собственной нужды в праведности, ни своей неспособности достичь чего-либо человеческими средствами; и он не знает, что праведности вообще не может быть, кроме той, что должна сойти с небес, но что небеса должны сойти сверху, и правда должна излиться.
Применение этой истины является моим вторым замечанием. Текст ясно учит нас, что праведность приходит свыше, как и дождь. Она не прорастает и не вырастает из земли, ибо нет на земле праведника, нет, ни одного; но Бог ниспосылает ее с небес. Подобно тому, как сухая иссушенная земля сама по себе не имеет дождя, но получает его от плодотворного влияния небес, так и бесплодная пустыня человеческого сердца не имеет праведности, пока Святой Дух не принесет ее свыше: ибо Его дело -обличить грешника в его неправедности, а затем убедить его в праведности, дав веру, чтобы применить к себе ту Божественную праведность, которую Христос принес для его оправдания и спасения.
Если кто-либо из членов нашей Церкви считает, что эта доктрина нуждается в доказательствах, пусть он ознакомится со статьями и проповедями; слова не могут быть яснее, чем в начале статьи: “О спасении человечества только Христом, Спасителем нашим, от греха и смерти вечной”. “Поскольку все люди грешники, и преступники против Бога, и нарушители его закона и заповедей, ни один человек своими собственными делами и поступками (кажется, что они никогда не были такими хорошими) не может быть оправдан и сделан праведным перед Богом: но каждый человек по необходимости вынужден искать другой праведности оправдания, чтобы быть принятым в руки Бога, то есть иметь прощение его грехов и прегрешений", за такие вещи, которыми он оскорбил Его. И это оправдание или праведность, которую мы так получаем по милости Божьей и заслугам Христа, схваченные верой, принимаются и допускаются Богом для нашего совершенного и полного оправдания: ибо, как следует из последней части той же работы, “все добрые дела, которые мы можем совершать, несовершенны и, следовательно, не способны заслужить наше оправдание; но наше оправдание приходит свободно только по милости Божьей"; и в столь великой и свободной милости, что, в то время как весь мир не мог сам заплатить какую-либо часть своего выкупа, нашему небесному Отцу по Его бесконечной милости было угодно, без какого-либо нашего вклада или заслуг, приготовить для нас самые драгоценные драгоценности Сына и Крови Христа, посредством которых наш выкуп мог быть полностью выплачен, закон исполнен, и Его кровь праведная, посредством которой наш выкуп мог быть полностью выплачен, закон исполнен, и Его справедливость полностью удовлетворена. Так что Христос теперь является праведностью всех тех, кто действительно верит в Него”.
Таково учение наших реформаторов, и если кто-либо отказывается подчиняться их авторитету, пусть проконсультируется со словами истины, где он может прочитать, что праведность, которой мы оправдываемся, принадлежит не человеку, а Богу: и что Христос Богочеловек - это конец закона к праведности для каждого верующего; и если он все еще отказывается упоминать о Его праведности, как единственной, Святой Дух отсылает его к справедливому свидетельству природы для дальнейших доказательств. Он учит нас, что падший человек без праведности Христа подобен земле без дождя. Итак, взгляните на лицо земли после того, как в течение двух или трех летних месяцев шел дождь, и убедитесь в необходимости того, чтобы праведность пролилась дождем с небес. Вы видите, что земля потеряла свою зелень. Более нежные овощи совершенно мертвы. Более крепкие опускают головы и поникли. Это истинная картина естественного человека, лишенного праведности Христа. Никакая благодать не может вырасти, никакая добродетель не может расцвести в нем. Его сердце - иссушенная пустыня, в которой не может возникнуть ничего хорошего, пока праведность Христа не прольется на нее дождем. Если факт истинен по своей природе, то это учение должно быть одинаково истинно и в благодати. Если ничто не может вырасти без дождя и росы небесной, то ничто не может вырасти без праведности Христа, ибо тот, кто не может обмануть, использует эту иллюстрацию, чтобы научить нас необходимости праведности Христа. “Вы, небеса, роняйте росу, - говорит Он, - и пусть небеса изольют праведность. Ее источник-с небес, и он приходит к нам оттуда, чтобы свергнуть гордыню естественной религии, морали и всего, что приписывает падшему человеку волю и силу сделать себя праведным перед Богом.
То, что делает нас праведными, не заложено ни в какой способности природы, но является полностью свободным даром благодати. И именно из-за тщеславия и гордыни людей, которые из всех пороков наиболее повсеместно привились ко всему человечеству, люди не знают самих себя и не будут искать на небесах той праведности, которая им нужна. Вот почему мы так много слышим о естественных и нравственных религиях, которые воздают должное гордыне нашей падшей природы, и отсюда возникает то отвратительное положение, на котором они построены, а именно: “Этот человек имеет в себе правило правды и закона и обязанности следовать ему”. Разве это не оскорбление Бога Ему в лицо? Он говорит, что все люди сбились с правильного пути; моралист говорит ему ложь и говорит: “Нет, я все еще придерживаюсь правила справедливости”. Какое правило справедливости имеет в себе тот, кого Бог объявил неправедным и вообще отвратительным: имеет ли неправедный человек правило праведности в себе самом: что это за правило, по которому ходит неправедный человек? И какие обязанности есть у него самого следовать правилу справедливости, у человечества, в  котором, говорит Бог, нет ни одного, делающего добро, нет ни одного? Может ли человек, мысли воображения которого постоянно являются только злом, в то же время иметь в себе обязательства следовать правилу справедливости,? Это невозможно. До тех пор, пока праведность Христа не будет излита на него с небес, он слеп и темен в делах Божьих, у него нет правил добра, и у него есть обязательства, и сильные, следовать правилу зла, но никто не следует тому, что правильно.
Это Божий рассказ о падшем человеке. Насколько это отличается от лестного взгляда, в которое наши учителя морали любят изображать и одевать воображаемое достоинство своей природы! Гордыня, сама по себе невежественная, заставляет их верить, что они все еще великие и благородные существа; и они не могут вынести справедливого характера, который наша Церковь обрисовала в них в заключении проповеди о страданиях человека. “До сих пор мы слышали, что мы сами по себе существа очень грешные, несчастные и отвратительные. Опять же, мы имеем, как то, что мы есть сами в себе и сами по себе, мы не способны ни думать о хорошем, ни совершать добрые дела, так что мы не можем найти в себе никакой надежды на спасение, а скорее то, что ведет к нашей гибели”. Мы должны иметь такой смиренный взгляд на самих себя, если когда-либо увидим причину искать праведности на небесах. Пусть Бог смирит нас всех и глубоко убедит в нашей нехватке праведности, чтобы мы могли обратиться к Нему за этим. Зная, где это может быть, мы будем просить о том должным образом, что заставляет меня задуматься:
В-третьих, как этого достичь. Место, где растет праведность, может указать нам истинный способ ее достижения. Она небесного происхождения. Вы не можете вознестись на небеса, чтобы низвести ее, но разве ваши молитвы и добрые дела не могут вознестись, чтобы заслужить ее? Нет,  не могут. До тех пор, пока праведность Христа не будет вменена вам верой, ваши молитвы - мерзость, а ваши воображаемые добрые дела - не что иное, как грех. Так говорит Писание. “Все, что не от веры, есть грех”. Так говорит наша Церковь в своих статьях. “Дела, совершенные до благодати Христа, и вдохновение Его Духа не приятны Богу, и они не заставляют людей встречаться с Богом, чтобы получить благодать;  скорее они не совершаются, как Бог пожелал и повелел им быть совершенными, в этом мы не сомневаемся, но они имеют природу греха”. Мы не сомневаемся, но лучшие из этих дел - это лишь множество прекрасных грехов. Они украшают внешнюю беседу человека, могут снискать ему человеческую честь, но в глазах Бога они не имеют цены, потому что они исходят из невозрожденного сердца. Таким образом, дела, совершенные до того, как мы получим праведность Христа, ничего не могут сделать, чтобы заслужить ее, а дела, совершенные после ее получения, ничего не могут к ней добавить. Это бесплатный дар, поэтому дела, выполненные ранее, не могут его заслужить. Он не ждет ни качеств, ни условий в получающем, потому что он дается самым недостойным и дается, чтобы восполнить недостаток всех качеств и условий; он дается неправедным и нечестивым, и он не хочет, чтобы после получения делалось что-то еще, потому что он бесконечно совершенен. Это праведность Божья, и она докажет, что она от Бога, своими плодами, которые свидетельствуют о том, что мы праведны, но не делают нас таковыми; ибо если бы они сделали нас праведными, хотя бы частично, это означало бы установление нашей собственной праведности, а не подчинение праведности Божьей.
Таково учение Священного Писания. После того, как апостол установил его различными доказательствами, он таким образом суммирует их все; “Поэтому мы приходим к выводу, что человек оправдывается верой без дел закона”. Наша Церковь сделала тот же вывод в своей 11-й статье, где она учит: “Что мы считаемся праведными перед Богом только за заслуги нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа верой, а не за наши собственные дела или заслуги. Поэтому то, что мы оправдываемся только верой, является наиболее здравой доктриной и очень утешительной, как это еще в большей степени выражено в статье об оправдании". В этой проповеди у нас есть такие слова: “Оправдание - это служение не человека, а Бога: ибо человек не может сделать себя праведным собственными делами, ни частично, ни полностью, ибо это было величайшим высокомерием и самонадеянностью человека, которые антихрист мог противопоставить Богу, чтобы утверждать, что человек может своими делами снять и очистить свои собственные грехи и таким образом оправдать себя. Но оправдание - это служение только Бога, и это не то, что мы оказываем Ему, но что мы получаем от Него; не то, что мы даем Ему, но что мы берем от Него по Его свободной милости и единственными заслугами Его самого дорогого возлюбленного Сына, нашего единственного Искупителя, Спасителя и Оправдателя, Иисуса Христа”.
В следующей части той же проповеди есть следующие слова: “Истинный смысл этого высказывания: “Мы оправдываемся только верой во Христа” заключается в том, что мы верим во Христа, что мы оправдываемся только Им, только свободной милостью Бога и заслугами нашего Спасителя Христа, а не нашими собственными добродетелями или добрыми делами, которые есть в нас, или тем, что мы можем иметь или делать, чтобы заслужить что-то: Сам Христос является лишь причиной этого”. Если тогда все дела и хвастовство  будут таким образом исключены, как с помощью Писания и авторитета нашей  Церкви можно достичь этой праведности? Пророк учит нас в тексте. Мы принимаем его, как жаждущая земля принимает дождь. Можем ли мы что-нибудь сделать для того, чтобы принести мягкую росу или плодотворный дождь с небес? Когда земля иссохнет и сгорит, можем ли мы приказать облакам над нами спуститься и насытить жаждущую почву? Нет. Мы не равны этим вещам; не больше, чем мы можем низвести праведность Христа, когда нам заблагорассудится. Это Божье - давать, наше - получать, как сухая земля-дождь. Когда Бог изливает с небес изобилие праведности, что мы можем сделать, кроме как принять это как бесплатный дар и быть благодарными? Это главное, и на этом следует сделать большой акцент. Мы все одинаково нуждаемся в праведности, будучи все одинаковыми грешниками. Христос может дать бесконечную и совершенную праведность, и когда мы желаем ее, мы должны быть уверены, что ищем ее таким образом, каким Бог назначил ее даровать.
Теперь Он всегда дарует это свободно - не тем, кто этого заслуживает, ибо тогда это не было бы свободно и бесплатно, ибо заслуга и свободная благодать противоположны; но Он дарует это неправедным и нечестивым. Он дарует это тем, кто хочет этого больше всего, и кто разумеет, что они могут сделать меньше всего, чтобы достичь этого. Если же вы желаете праведности, идите как неправедные и нечестивые к Господу Иисусу, и Он облечет вас в Свою совершенную праведность. Ему не требуется никакого вашего достоинства, кроме как признания, что у вас его нет. Если вы осознаете свои нужды, этого достаточно для того, чтобы Он их удовлетворял. Обнаружить, что вы нуждаетесь в праведности, - это правильный путь и средство для ее достижения. Послушайте, что обещает вам ваш Бог: “Блаженны алчущие и жаждущие праведности, ибо они будут наполнены” - вы будете наполнены ею, потому что вы алчете и жаждете ее, не потому, что вы этого заслуживаете и заслужили это своими добрыми делами, но потому, что вы осознали, что не можете заслужить ее. Это установленный метод Божьего действия - ”ибо Он насыщает голодных добром”, но богатых фарисеев Он отсылает ни с чем: он наполняет алчущих и жаждущих праведности благами благодати и лучшими делами славы; но Он отсылает того, кто говорит: я богат и преумножен благами, и ни в чем не имею нужды - такого гордого фарисея Он отсылает ни с чем.
Чрезвычайно трудно убедить людей в том, что это евангельский способ спасения. Их гордыня не подчинится - даже не для того, чтобы спастись - праведности Божьей: они попытаются, даже после того, как убедятся в необходимости Божьей праведности, добавить к этому что-то свое. Их себялюбивое самомнение не позволит им увидеть, насколько полностью испорчена их природа и насколько испорчены их лучшие дела. Порочное себялюбие выдвигает тысячу возражений против свободного оправдания через праведность Христа; но во все времена люди с развращенными умами выдвигали одно возражение, и оно все еще выдвигается, хотя сам Бог благоволил дать на него ответ. Они возражают против этого учения Писания, утверждая, что оно делает закон недействительным и делает ненужной святую жизнь. На такую клевету отвечает Бог в тексте. Когда Он ниспосылает дождь праведности свыше, он говорит: "Пусть земля разверзнется и получит небесное благословение". Но с какой целью? Чтобы она оставалась такой же бесплодной и сухой, как и прежде? Нет, но что такие последствия могут последовать в духовном мире, как это всегда бывает в естественном, когда оживляющие ливни нисходят на сухую жаждущую землю. Разве они не всегда делают землю плодородной? Так же поступает и праведность Христа, как я предложил показать в своем четвертом и последнем замечании, которое должно было доказать, каковы ее постоянные плоды.
“Я, Иегова,  творю это”, - говорит Бог в тексте. Праведность Божья - это новое творение. И почему мы созданы заново во Христе Иисусе? Чтобы мы все еще могли жить для плоти и ее развращенных аппетитов? Нет, ибо тогда мы должны быть заново сотворены в дьяволе, а не во Христе Иисусе; но мы заново сотворены для добрых дел. Праведность Христа состоит в том, чтобы избавить нас от нашей греховной природы, а не в том, чтобы побуждать нас жить в ней: ибо такова воля Божья,  наше освящение. Он дает нам праведность с небес, чтобы она могла вознести нас на небеса: ибо, как она исходит от Бога, она вознесет нас к Богу. Это не останется в нас как мертвый бесплодный принцип, но сделает нас плодотворными в добрых делах, даже для того, чтобы мы могли быть наполнены плодами праведности, которые через Иисуса Христа во славу и хвалу Бога Отца. Это изложение учения в Священных Писаниях, и это также учение нашей Церкви. Мы читаем в первой части проповеди о вере: “Так же как свет не может быть сокрыт, но проявит себя в том или ином месте, истинную веру нельзя держать в секрете, но когда представится случай, она вырвется наружу и проявит себя добрыми делами. И как живое тело человека всегда осуществляет то, что принадлежит естественному и живому телу, для питания и сохранения всего того, в чем оно нуждается, в чем имеет возможность и случай, так и душа, которая имеет живую веру в это, всегда будет совершать какие-то добрые дела, которые покажут, что она жива, и не будет бесплодной. Поэтому, когда люди слышат в Писании столь высокие похвалы вере, что это побуждает нас угождать Богу, жить с Богом и быть детьми Божьими: если тогда они воображают, что они свободны от совершения всех добрых дел и могут жить так, как они хотят, они шутят с Богом и обманывают самих себя. И это явный знак того, что они далеки от истинной и живой веры, а также от знания того, что означает истинная вера”.
Это слова наших реформаторов. Они говорят об истинной оправдывающей вере в соответствии со смыслом Писания, описывая ее как активную действующую благодать, приносящую все прекрасные и зрелые плоды святой жизни, - они исходят из нее так же постоянно, как свет от солнца. Если кто-нибудь говорит, что у него есть эта вера, и не проявляет ее в этих плодах, он обманывает себя, и истины нет в нем. Его вера мертва. Это ничем не лучше того, что есть у бесов, и если Богу не будет угодно открыть ему глаза и снять обман, он скоро получит свою долю среди них, которые верят и трепещут.
Теперь я закончил практические замечания, которые текст предложил для нашего рассмотрения, и я надеюсь, братья мои, что они представились вам убедительными доказательствами. Настоящее и вечное благополучие ваших собственных душ, а также их душ, вверенных вашей заботе, требует от вас серьезного размышления над этой фундаментальной доктриной христианства. Вся наша религия основана на этой великой истине, что праведность, за которую мы, грешники, признаемся праведными перед судом, принадлежит не нам, а Христу как полностью совершенная для нас Его послушанием и страданиями и полученная нами нас верой без каких-либо наших дел или заслуг. Св.Павел написал два послания в защиту этого учения. Если кто-то и может прочитать их, не будучи убежденным в их истинности, то он вне досягаемости аргументов. Когда Римская церковь отвергла истину об этом и впала в проклятое учение о том, что дела являются достойными нашего оправдания, что является основой всех ее грубых ересей и суеверий, Богу было угодно поднять реформаторов, которые трудились главным образом для того, чтобы искоренить это фундаментальное заблуждение, и Он благословил их труды успехом. С их помощью знание чистого Евангелия Иисуса Христа распространилось по всему миру и достигло нашей земли.
Наша Церковь была счастливо очищена, как от всех ошибок папства, так и от учения о достоинстве дел в частности. Долгое время она основывалась на принципах Реформации, и эти принципы, слава благому провидению Божьему, все еще присутствуют в наших статьях, проповедях и литургии. Но где еще мы их найдем? Кто их принимает? Кто пишет, кто проповедует в их защиту? Увы! те, кто должен быть их друзьями, предают их: ибо существует ли более общепринятое мнение, чем то, что добрые дела являются условиями нашего принятия Богом? Разве естественная религия не основана на этом мнении? И поскольку люди строят на этом, они отходят от великой доктрины Реформации и возвращаются к папству. Такова наша религиозная ситуация или нет? Давайте говорить по существу. Являются ли знаменитые книги, в которых сейчас читает молодежь, написанными в протестантском духе против заслуг дел и направленными на утверждение праведности Христа? Является ли это также общей сферой нашей проповеди? Это наша праведность или Божья, которую мы стремимся утвердить? Пусть опыт ответит - и он отвечает достаточно громко. ы слышим, как праведность человека эхом отзывается с кафедры и из прессы; и в этой протестантской церкви, в этой здоровой и наилучшим образом организованной церкви на земле (? - Пер.), слишком многие из ее сыновей научились отвергать созданную на земле Церковь, слишком многие из ее сыновей научились отвергать фундаментальное учение, на котором она была основана. Когда мы таким образом отступаем от наших основных принципов, мне показалось необходимым призвать вас, как христиан, принять их и как членов нашей Церкви, защитить их.
Тот, кто среди нас ищет оправдания через праведность Христа, не может быть оскорблен тем, что я сказал, - и я бы оскорбил тех, кто ищет оправдания без праведности Христа. Я бы с радостью расшевелил их и спровоцировал на то, чтобы они изучили свои принципы и попробовали, могут ли они доверять им свою вечность. Если они верят в собственную праведность, они потеряны навсегда. Если в Боге есть истина, если есть хоть какое-то доверие к Его слову, то нет другой праведности, кроме Христовой, в которой грешники могут предстать перед судом без пятна греха. Это единственная одежда, которая может скрыть все их первоначальное и фактическое загрязнение. Доверьтесь этому, и Бог Отец увидит вас совершенными в красоте через красоту, в которую Христос облекет вас. Отвергните это  - и подумайте о том, чтобы предстать перед ним с наименьшим пятном греха, ибо у Него более чистые глаза, чем у вас. Малейшее пятно делает вас неправедными; и установлено, что неправедные не наследуют Царства Божьего. О, если бы Его добрый Дух мог практически убедить каждого, кто слышит меня сегодня, в том, что он нуждается в какой-то лучшей праведности, чем его собственная; и пусть Он даст нам возможность ожидать от Господа нашей праведности, пока текст не исполнится в нас; пусть Он прикажет небесам сверху спуститься, а небесам излить праведность - и пусть он прикажет земле, даже нашим земным чувственным сердцам, открыться и принять это, чтобы спасение и праведность могли возникнуть вместе со всеми их прекрасными и зрелыми плодами. Даруй это, благословенный Бог и Отец, всему этому собранию через совершенную праведность Твоего Сына Иисуса Христа и через влияние Святого Духа на наши сердца, обращая нас от греха к праведности, чтобы Отец, Сын и Святой Дух могли прославиться в нас и через нас во времени и вечности. Аминь и аминь.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии