Фото-пассаж хандра

И вот опять пришла хандра,
причем аж с самого утра...


В первой половине жизни я от нее отбивался юмором:

Я не дурак, но к своему стыду
Не знаю — в Рай ли, в Ад ли попаду?
Хотя и там, и там — полно знакомых,
А это значит — я не пропаду!
                2003 год

Хандра часто приходит в конце осени - все меньше света - больше тьмы. Говорят - это чисто русское ...- из здорового пофигизма к тоскливому скептицизму.
Приходит от бессилия перед природой, властью, высшими силами...
Вспоминали ее и классики и современники:



Мне и раньше такие мысли приходили. Но в основном  от бессилия  в этой жизни изменить и что-то исправить. Но тогда я старался их не афишировать.

Недавно полистал по этой тематике и нашел кое-что нестандартное. Особенно интересное получалось в момент когда переходил от юмора и сатиры к философии.
Наконец осознал, что
жизнь это дорога нашей жизни ведет в один конец.
Но и до этого раздражителей было много особенно  в переломные моменты истории. А они по законам спирали истории повторяются.
Например, одно из ранних стихотворений конца 80-х неожиданно вновь стало понятным и современным:

Отброшу концы! – вся проблема.
Под гомон политиков вящий,
Порву этим связи с системой,
Уйду, тихо, не попрощавшись.
Контакты с другими мирами,
Налажу:
– Примите мол, братцы!
Скажу:
– Мужики, между нами, –
Назад не хочу возвращаться!
Там косность, там злоба, там зависть,
Подколки, подсидки, подначки,
А главное можно добавить,
Что все там почти в раскорячку!
Там лезут все в душу ногами,
Мне было не вынести дольше,
Заполнено все дураками,
Их больше, все больше и больше…
От стука за стенкой очнулся,
В нее там стучат головами,
А может быть сам я рехнулся?..
Но это я так, между нами.
                1988 г.



 
Мир у нас такой - не все в наших силах и в нем что-то изменить, как бы это не задевало поэтов и  все их эмоции - не в счет. Эмоции появляются и исчезают, оставляя свой след только на бумаге. Пушкин тоже думал о бренности чувств и считал их бесполезным даром небес:

...Прости, печальный мир, где темная стезя
Над бездной для меня лежала —
Где вера тихая меня не утешала,
Где я любил, где мне любить нельзя!

Со временем эмоции становятся мимолетными и даже смешными - ведь ты начинаешь понимать, что все в чьих-то руках и потому становишься скептиком:

Господь пришлёт привет немного наперёд,
За час или за миг – когда нас заберёт,
Того, в ком вера есть, того, в ком веры нет,
Он всех предупредит: мол, отключаю свет.

А в темноте ведь уже ничего не напишешь. Что успел, то и успел.
Утешает лишь одно - некоторым и этого не доставалось:

У тех, кто в жизни так и не познал
Ни счастья, ни любви, ни вдохновенья,
А лишь тоску и скуку испытал,
День смерти даже лучше дня рожденья!

Согласен- зло и цинично. К старости характер портится. 
Хреново...


Рецензии