Путешествие в Нижний Новгород, июль 2021

Поскольку отдыхаем мы теперь на родине, рискнули свернуть с проторенного маршрута Москва-Питер. Выбрали для этой цели Нижний Новгород – вроде как и природа, и история, и, согласно рейтингам, динамично развивающийся город.

Если сразу подытожить впечатления, то лучше Николая Первого при первом посещении в 1834 году и не скажешь: «У вас в Нижнем природа сделала все, чтобы украсить город, а люди делают все, чтобы его испортить».

Почти двести лет прошло, а суть не изменилась. С одной стороны, уникальное расположение, географический центр Восточно-Европейской равнины, место слияния двух великих рек – Оки и Волги, огромный потенциал. А с другой, то, как этот потенциал используется.

Такое ощущение, что война в Нижнем закончилась вчера, несмотря на то, что немцев в Горьком не было. Разбитые дороги и тротуары, зато много дорогих машин. Грязь на улицах и во дворах, «убитые» подъезды. Исторические кварталы умирают.

При этом кипит подготовка к 800-летию города. Осваиваются немалые деньги, выделенные из федерального бюджета к юбилею. И, как обычно, по сценарию потемкинских деревень: латают дыры, чтобы провести высоких гостей и продемонстрировать по телевидению картинку. Кремль с апреля раскурочен и для посетителей закрыт. Только обосновавшиеся там чиновники активно дефилируют с обеда на обед. Снова перекладывается плитка на недавно реконструированной Нижне-Волжской набережной, строится интерактивный фонтан. Вновь реставрируется символ города – Чкаловская лестница, хотя в 2013 году проходил ее капитальный ремонт. («Зато теперь 150 лет без всякого ремонта простоит», –  уверяет подрядчик.) Разбирают брусчатку, меняя ее на гранитную плитку, на Большой Покровской, местном Арбате. Учитывая, что ее полностью поменяли к чемпионату мира по футболу 2018 года, а потом через год еще раз заменили. То есть методы московские – город задыхается без дорог, а в центре по сто раз латают одни и те же места. До главного торжества (19-21 августа 2021 года) осталось чуть больше месяца, а там еще и конь не валялся. Под палящим солнцем строители не сказать чтоб споро работали. А ведь указ о праздновании подписан в 2015 году, но горячая (во всех смыслах) страда началась только этой весной.

Но это что касается «парадных» мест.
Мы жили на Черниговской улице, тянущейся вдоль берега Оки. Старейшая улица, бывшая Благовещенская слобода. Каменная застройка XIX века в стиле позднего русского классицизма.
Выбрали дизайнерскую квартиру на первом этаже дома 1838-1840 гг. Это усадьба купцов Вяхиревых, известных нижегородских благотворителей – дом и два флигеля. Хозяева квартиры, художники, сделали потрясающе сложный и оригинальный ремонт. Но сам трехэтажный дом, кирпичные арочные ворота находятся в удручающем состоянии. Собственно, как и все другие старинные дома по этой улице. А они мало того что жилые, так и отнесены к объектам культурного наследия.

На той же улице расположены комплексы паровых мельниц Башкирова и Дегтярева. Ведь Нижний, благодаря удобным водным путям, был крупнейшим мукомольным центром России. Сейчас комплексы заброшены, но их грандиозные останки поражают воображение. Вот бы их отреставрировать и сделать современное музейное пространство! Но сделать именно для широкого круга людей. Потому как находящееся рядом здание Ромадановского первого железнодорожного вокзала недавно привели в порядок, однако простым смертным путь за ограду заказан. Но, похоже, весь мукомольный комплекс просто снесут.

В незавидном состоянии и Церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи, бывшая доминанта Благовещенской Слободы, основанная в 15 веке. В приходе тогда еще деревянного храма жил Кузьма Минин, с которым так носятся в Нижнем.

В таких местах особенно чувствуешь всю циничность бесконечных разговоров о патриотизме и скрепах. В то время как подлинная история тихо умирает.
В Нижнем полно деревянных домов XIX-начала XX и даже XVIII веков. Но они планомерно исчезают – сносят, сгорают (или им в этом помогают.) Две такие свеженькие жертвы видели на Нижегородской улице – стоят страшными черными скелетами. А ведь это Започаинье, один из самых старинных районов города.
Уникальная деревянная архитектура, купеческие особняки – вот что нужно сохранять и показывать туристам. А вместо того на День России в сквере у Речного вокзала расставляют расписные матрешки.
Невольно думаешь, где все эти купцы, жертвующие миллионы на нужды города или легко скидывающиеся на университет. Понятно, где. После революции сословие уничтожили на корню.

Музеи, и так немногочисленные, не работают.
Музей Добролюбова – очаровательный двухэтажный дом, где критик родился и вырос. Скоро год как закрыт на реставрацию, следы которой, по крайней мере, с внешней стороны не просматриваются.

Естественно, закрыт Музей Сахарова – в квартире на первом этаже многоэтажки в спальном районе, где он жил в ссылке. И даже к столетию не открыли. Что неудивительно – в Москве в Сахаровском центре также не дали разместить юбилейную выставку.

Хозяева квартиры очень рекомендовали музей-заповедник «Щёлоковский хутор». Это этнографический музей с памятниками деревянного зодчества: избы, мельницы, церкви. (Любим такое, вроде аналогичных «Пирогово» в Киеве или «Костромской слободы»). Но и он закрыт. Спрашиваю по телефону: «А можно хотя бы издалека посмотреть?» «Так не на что смотреть, – отвечают. – Мы же все экспонаты разобрали (!) для реставрации».

В итоге смогли попасть только в Дом Сироткина, музей зарубежного искусства, где посмотрели итальянцев из фондов ГМИИ им. А.С. Пушкина:)

Город никак не назовешь tourist-friendly. Нет туристических карт – не только бесплатных в информационных центрах, как в других городах и странах, но даже в книжных магазинах. Общественные туалеты отсутствуют как класс. Очень мало зеленых насаждений – буквально каменный мешок, особенно это чувствуется летом. 
Нет оборудованных пляжей. В конце концов, ошалев от жары, я стала валиться в Оку прямо с набережной. Говорили, что вода чистая, просто берега илистые. Не уверена, пока с опаской к себе присматриваюсь.

Самое смешное, что в продаже нет речной рыбы, хотя две великие реки рядом. Да и рыбаки практически не встречались. (И это под рассказы о рыбных богатствах и деликатесах на Нижегородской ярмарке.)

Из развлечений – канатная дорога через Волгу. Довольно зрелищно. И, кстати, город-спутник Бор, в который доставляет тебя вагончик, выглядит намного толковее. Ну и фирменное мороженое в кафе «Колибри» многое искупает.

Часто отправляются прогулочные теплоходы на час-полтора с экскурсией или без. Видно, как горожане нуждаются хоть в каком-то отдохновении. Но более дальние рейсы нечасты. Планировали Городец или Макарьево, но за неделю таких поездок не случилось.

Из хорошего.
Прежде всего коты. Их много, они непугливые, толстые и закормленные. С характером. Многие домашние запросто гуляют на улице.

Волжские закаты, особенно чудные на воде. Везде так и пишут: «Столица закатов», иногда прибавляя «и самокатов». Но это действительно очень красиво.

Отличная (и недорогая) продукция Городецкого молочного завода. Особенно на мечниковскую простоквашу запали. В Москве мы от такого качества отвыкли.

Комфортные поезда. Дорога в 4 часа совсем не кажется утомительной.

При всей хаотичности города все же можно уловить, каким он был. Купечески-размашистый («карман России»), с ежегодной ярмаркой международного масштаба. Разгульный – «под веселой козой», как в записках Гиляровского («Нижегородское обалдение»). Соседствующий с темным воровским миром, со своей громадной ночлежкой для «бывших людей», описанной Горьким в пьесе «На дне». Известная как Ночлежный дом Бугровых, она так и стоит практически в самом центре, в начале одной из главных туристических улиц – Рождественской.

Вечера проводили на заросших ступеньках набережной. В компании рыжего уверенного в себе кота, которого сразу стали величать Федором. Прямо у трапа Дебаркадера №1. (Эти плавучие причалы советского времени ностальгически разбросаны вдоль Оки). Позади – глазницы гибнущих купеческих домов. Рядом зеленые помойки, которые не вывозят по несколько дней, и они «озонируют» весь квартал. Правее Стрелка и покоящийся на дубовом плоту Собор Александра Невского. Подсвечиваясь, он напоминает замок из заставки Walt Disney.
И закаты, неумолимо вползающие в розовое.


Рецензии
Здравствуйте, Юлия. Вы правы во всем. Надеюсь , что Вы еще побываете в Нижнем.
Вы жили у подножья Дятловых гор , где монахи Благовещенского монастыря веками
хоронили братию. Там же родник из которого пил воду святой Сергий . На Рождественской усадьбы богатейших людей России Голициных и Строгоновых .В трех верстах -Печерский монастырь , где была написана Лаврентьевская летопись.
С уважением.

Александр Евгеньевич Закатов   17.11.2021 18:10     Заявить о нарушении
Живая история. Родник помню.
Спасибо, очень здорово.

Юлия Геба   18.11.2021 10:11   Заявить о нарушении
Интересно!Опять же, вы всколыхнули озеро моих воспоминаний.
Вот каким я увидег Н.Новгород, когда он был ещё городом Горьким.
http://proza.ru/2019/11/06/1764

Эгрант   31.07.2022 18:31   Заявить о нарушении
Колоритная история:) Сейчас, пожалуй, чуть получше, но люди вряд ли сильно изменились.

Юлия Геба   01.08.2022 09:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.