Закон противодействия

На фото: монумент на площади Бастилии в Париже на месте разрушенной тюрьмы

Земные цивилизации, как известно, существуют многие тысячелетия. Одни рушатся и погибают, другие создаются и развиваются. Они все разные и по языку, и по укладу жизни, и по уровню развития науки и техники. Но всегда, как я полагаю, был насущным один вопрос – о свободе и рабстве индивидуума.

Правители, склонные к демократии, встречаются не так уж часто. Чем дольше человек у власти, тем больше хочется ему ее удержать. Это понятно, добравшись до верхушки, потерять затем президентскую должность большинством воспринимается как неудача, унижение, потеря значимости. Только некоторые способны относиться к этому с видимым спокойствием и продолжать жизнь, посвятив ее другим делам. Эти люди вызывают, в частности, у меня глубокое уважение.

Но чем дольше человек удерживает власть, тем больше, как правило, у него проблем с обществом, бунтующим от такой узурпации власти. И начинаются репрессии, стремление любой ценой подавить любую оппозицию, превратить общество в послушное стадо. Ведь так гораздо комфортнее править и легче удержать власть.

Все это повторяется многие века. Даже царская власть, так сказать, от Бога не освобождает правителей от периодических бунтов, порой сметающих всё, в том числе, эту власть. Потом начинается новый цикл. И так всю историю.

Известно, что человека делают две вещи: унаследованный генотип и воспитание, в том числе, образование. Ну, на самом деле, пожалуй, три – еще несомненное значение имеет его собственный организм: как он выглядит, насколько он здоров, какие в нем желания, как он себя чувствует, как мыслит. Но в данном контексте последнее не столь важно.

Всю историю большинство людей загоняют в рабскую жизнь той или иной степени тяжести, заставляя жить там поколениями. Казалось бы, генотип, вбирая эти установки из реальной жизни, давно должен был принять это рабское состояние как норму. И люди, согласно генотипу и воспитанию от таких же рабских родителей, должны проживать свою рабскую жизнь, даже не пытаясь бунтовать. Ведь относительно свободных правителей единицы, а народных масс – миллиарды. Свободные единицы просто теряются в массе прочих. Вроде все сходится: человечество должно стать рабским стадом.

Но на практике не срабатывает! Века идут, а человечество все так же бунтует и порою побеждает. В чем закавыка? Рабский генотип, рабская жизнь, рабское воспитание … А дети у рабских родителей вдруг рождаются свободными! И посылают на хрен такую жизнь, рано или поздно делают очередную революцию и, тем самым, начинают новый цикл, который когда-нибудь придет к тому же.

Как это объяснить? Значит реальное восприятие, складывающееся в картину жизни, порою бывает важнее всех установок заданных как генами, так и воспитанием. Но в реальности в обществах, тяготеющих к тоталитаризму, обычно правит пропаганда и странные, подавляющие естественную жизнедеятельность, порядки. Однако это не работает столь глобально, как ожидалось властью. А нередко работает наоборот.

Я считаю, что дело в наличии реальной свободы воли. Свобода воли, как показал еще гениальный немецкий философ позапрошлого века Эдвард Гартман, есть сама по себе оппозиция установленному порядку. Всё в индивидууме говорит: делай как все, так выгоднее, это веками проверенный уклад. Не высовывайся, будет хуже. А субъект вдруг заявляет: а катились бы вы все на хрен вместе со своей выгодой! Посмотрел я на вашу жизнь, хватит с меня!  Я не хочу так жить! Это моя жизнь, и мне решать, как ее прожить.

И чем больше давление среды, тем больше порыв к свободе. Чем ужаснее бытие, тем более закономерно противодействие. Не у всех и не в каждый момент.  Судя по всему, происходит какое-то накопление впечатлений, которое достигает критической точки и фонтанирует бунтом. Причем далеко не всегда эти личные бунты заметны посторонним и приводят к какой-то общей организации и реорганизации. Но в конце концов, это происходит. И гены, и воспитание вбивают модель поведения, но все это перестает иметь значение, когда дошло до критической точки.

Если бы в человеке не возникало в какой-то момент этого ощущения и этой мысли, что он свободен, что он хозяин своей жизни, этого парадоксального чувства свободы, то общество давно бы и непоправимо стало рабским стадом. Но по самой природе, а точнее сказать, согласно тем технологиям, которые и образуют самого мыслящего человека на базе его организма, это чувство становится закономерным для человеческого существа.

И потому, сколько ни бились бы поработители всех времен и народов, человечество никогда не превратится в целом в обществе рабов. Это бывает лишь местами и периодами. А конец всегда один – освобождение. Этот вывод радует.

Проблема заложена в самой технологии образования человека, как я уже сказала. Свобода воли появляется как программа противодействия тем бессознательным программам, которые и регулируют работу нашего организма и отчасти поведения незаметно для нас. Фокус в том, что появление новых программ, в том числе, программы противодействия, заложено на уровне технологий изначально. Это не специально, это лишь для того, чтобы человек мог приспосабливаться к разнообразным условиям существования и выживать в них. Но побочным эффектом оказалась свобода воли, не позволяющая человечеству скатиться к скотскому состоянию навсегда.

Подробнее говорить про эти технологии говорить здесь не хочу, у меня масса других статей об этом на этой странице, желающие могут вникнуть глубже. Здесь же я хотела сказать лишь об этом неожиданном для меня самой выводе о непобедимости стремления к свободе, опирающемся на природу человека.

Вот такой парадокс в истории цивилизации неожиданно оказался закономерным. А иначе невозможно объяснить, почему вектор движения к рабству регулярно разрушается. И получается, будет разрушаться всегда. С чем я всех и поздравляю. «Темницы рухнут, и свобода вас встретит радостно у входа …» - как сказал великий поэт. Ну, может не вас, но встретит кого-нибудь. Все равно приятно.


Рецензии
Могут ли все люди страны жить в достатке

Некоторые пишут, что нет такой формулы, чтобы все честно и добросовестные люди страны жили в достатке. Не поможет ни политика, ни демократия, если люди скромно жить не хотят.

Есть такая формула!

Многие считают, что для этого нужно обобществлять средства производства.

А зачем? Или кто-то знает социально развитую страну, где запрещено иметь средства производства в частной собственности?

Да и зачем народу все эти средства производства, если закон КАЖДОМУ будет гарантировать достойную норму базовых средств для жизни по норме труда? То есть по количеству и квалификации честно и добросовестно выполненного труда или службы, а ГОСУДАРСТВО в лице тоже честно и добросовестно трудящихся чиновников вместе с народом будет контролировать производство независимо от того, кому оно принадлежит?

С жёсткими и неотвратимыми санкциями к тем, кто НАРУШИТ ЗАКОН независимо от должности и положения в обществе!

Поэтому при ДЕМОКРАТИИ только ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ДОЛЖНА ПРИНАДЛЕЖАТЬ НАРОДУ!

А исполнительная и правозащитная ГОСУДАРСТВУ для исполнения ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВОЛИ НАРОДА!!!

Как это и делается в ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ СОЦИАЛЬНО РАЗВИТЫХ СТРАНАХ С ПАРЛАМЕНТАРНЫМ ПРАВЛЕНИЕМ при сплочении ЧЕСТНЫХ И ДОБРОСОВЕСТНЫХ трудящихся в свою политическую партию!

Можно представить себе, какой народ населяет Россию, если до сих пор у нас НЕТ ПАРТИИ С СОЦИАЛЬНО ПРОГРЕССИВНОЙ ПРОГРАММОЙ РАЗВИТИЯ...

Да и Маркс и в Манифесте, и в Капитале писал, что превращение частного капитала (в виде средств производства) в общественную или государственную собственность, при сохранении рыночного распределения производимого на этих средствах производства, необходимые всем средства для жизни не смогут быть доступными всем по количеству и квалификации своего труда.

И именно потому, что деньги всегда определяли и всегда будут определять ЧАСТНЫЙ ХАРАКТЕР ПРИОБРЕТЕНИЯ НЕОБХОДИМОГО ТЕМИ, У КОГО ДЕНЕГ БОЛЬШЕ, причём независимо от того, как они им достались! И всё это в ущерб тем, у кого денег может быть меньше, но которые трудились но благо общества больше и честнее!

Именно в силу этого Маркс и вывел свой тезис о двойственности равного для всех рабочего времени! Чтобы можно было посредством ЗАКОНА формировать относительно равные для всех количественные нормы честно и справедливо нормированного общественно необходимого труда по сложности, трудоёмкости и опасности для здоровья, и в силу этого закона формировать для каждого достойные человека нормы необходимых каждому базовых средств для жизни в виде жилья, продуктов питания и фактуры для одежды от их общего производимого в стране количества для своего социального благополучия по количеству и квалификации своего труда, а не по неизвестно как добытому капиталу! (Капитал, том 1, стр. 88-89).

Чтобы каждый мог сам формировать для себя благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды по зарплате от результатов квалификации своего общественно необходимого труда на рабочем месте в экономике страны!

Чтобы не было никакой уравниловки, кроме равенства прав человека перед диктатурой ЗАКОНА принятого абсолютным большинством дееспособного населения страны без нарушения основных конституционных прав и свобод человека, в чём и заключается демократия! Уравнивание людей, неравных по достоинствам, по способностям, по энергии, по инициативе, по бережливости в быту и в производственных отношениях есть условие вопиющей несправедливости, является концом совершенствования людей и общества, смертью прогресса и свободы, началом морального уродства членов общества.

Если человек работает хорошо – квартиру в благоустроенном районе, хорошей планировки, где прихожая и кухня более двадцати метров, но жилой площади не более двадцати, что соответствует международным стандартам достаточных для нестеснённого проживания. Остальные метры на рынке, если уже есть излишки законодательно оформленных норм жилой площади. Плохо работает – в бараке, вода холодная, туалет на улице, но по метражу не ниже законом оформленных норм от общей массы построенного жилья. Если хочет жить лучше, то пусть добросовестным трудом заслужит и лучшие условия жизни!

А к нарушителям жилищного законодательства временно подселять неустроенных по жилью с мелкой перепланировкой квартир и с жёстким регламентом проживания, как это делают в Северной Корее, невзирая на должности. Ну, а если не хватит на всех лентяев и прогульщиков бараков, категории жилья всё равно должны быть по уровню труда человека, а иначе это не справедливо, когда человек работает плохо, а живёт хорошо, какой же ему стимул работать лучше???

Когда в семье жена работает по шестой категории, а муж по первой, ведь всякое бывает, получат среднее по качеству, это проблема семьи, а не общества.

Дети в таком государстве должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, и развивали ресурсовозобновляемые технологии, чтобы в будущем не искать другую планету, разбазарив, истощив и загадив эту! Или нам уже наплевать на будущее наших внуков и правнуков и на будущее колыбели человечества? А старики должны иметь самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую труду пенсию как заслужившие благополучную старость!

Разве мы не сможем в своей пока богатейшей природными ресурсами стране обучить и организовать производство необходимого для социально справедливой жизни нашего населения?! Чтобы разнообразно и по вкусам каждого обустроить, накормить и одеть для НОРМАЛЬНОЙ И ПОЛНОЦЕННОЙ ЖИЗНИ, чтобы люди не стремились нарушать законы! Причём не снижая обороноспособности, оставаясь экономически независимыми от других государств для социального благополучия добросовестного населения нашей страны!

Аникеев Александр Борисович   17.11.2021 06:15     Заявить о нарушении
Спасибо за столь длинную рецензию, мне кажется она не совсем по теме, хотя косвенно и касается ее. Потому отвечу, хотя гораздо короче.

Понятно, что общественная борьба в конечном итоге вырастает из условий жизни, хотя не только экономических. Я не буду разбирать все ваши тезисы по поводу устройства общества, это уже далековато от темы, да и нет смысла обсуждать это нагромождение лозунгов. Отвечу лишь на то, что показалось мне особенно вызывающим. Например, вот это:

«Уравнивание людей, неравных по достоинствам, по способностям, по энергии, по инициативе, по бережливости в быту и в производственных отношениях есть условие вопиющей несправедливости, является концом совершенствования людей и общества, смертью прогресса и свободы, началом морального уродства членов общества».

Во-первых, трудновато оценивать на практике достоинства людей согласно всему списку. И трудно оценить, кто «работает хорошо». Выполняет свои обязанности – значит хорошо, по крайней мере, в предложенном контексте. А тех, кто не выполняет, во все времена выгоняли. Пусть находят работу там, где справятся.

Во-вторых, все люди, независимо от их достоинств, физиологически устроены одинаково и потому всем, даже самым никчемным, необходим базовый список удобств и материальных благ, если говорить о каком-то более-менее гуманистическом строе. И этот список должен соответствовать тому уровню, на котором находится общество в целом, а не «вода холодная, туалет на улице» в качестве наказания. Что за дикие идеи?

Я вообще не понимаю, где тут место «началу морального уродства»? Неужто кому-то придет в голову злиться, если сосед, занимающий более скромное социальное положение, тоже имеет теплый туалет? Ну а если найдется такой, то моральное уродство у него изначально, тут уж ничем не поможешь.

Елена Конюшкова   17.11.2021 10:37   Заявить о нарушении
А вы уверены, что изначально все рождаются равными?

А тёплый туалет и водопровод из колодца может сделать себе ЛЮБОЙ ГРАМОТНЫЙ И ТРУДОЛЮБИВЫЙ ЧЕЛОВЕК!

А моральное уродство изначально не бывает, это уродство появляется в процессе "развития"!

И определённые условия делают из них через какое-то время нормальных людей в силу элементарных условных и безусловных рефлексов, а также естественных инстинктов.

Доказанный факт!

А кто живёт в скотских условиях, тот и развивается и мыслит часто как скотина, ибо от рождения нет стремления к борьбе за улучшение своей жизни.

И у таких часто такая отговорка - ВСЕ ТАК ЖИВУТ И ВСЕ ТАК ДУМАЮТ!

НЕТ, НЕ ВСЕ!!!

А вы что, с тезисом Маркса не согласны?

Аникеев Александр Борисович   17.11.2021 11:22   Заявить о нарушении