Вот тебе Дмитрий Иванович и Юрьев день

                ВОТ ТЕБЕ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ  И  ЮРЬЕВ  ДЕНЬ.               
       Крестный отец Периодического закона свойств химических  элементов, Дмитрий Иванович Менделеев,  всю свою творческую жизнь был уверен, что      всё  живое и не живое, самоорганизующееся, самовоспроизводящееся, самосовершенствующееся, саморазвивающееся создано из молекулярных  причудливых, поразительно сложных, разнообразных конгломератов, которые собраны, закручены исключительно из  углерода С, азота  N и  кислорода О плюс ядра атома водорода  H.      И  Жизнь  в нашей Солнечной планетной системе   продолжается только благодаря  бесконечному круговороту   этих элементов в Природе. Можно ещё много удивляться и восхищаться, изучая  судьбу  миллионов нуклидов в Природе и их роль для планеты Земля, её обитателей, для её флоры и фауны. Можно восторгаться судьбой нашего космического дома, воздушная атмосфера   которого   целиком   состоит из молекул   вышеупомянутых газов, а океаны - из молекул воды, - соединения двух атомов водорода H – 1 с одним атомом  кислорода O - 8.               
         Но   в славном городе Дубна живёт и  трудится  чудотворец   Юрий Оганесян, кто не согласен с самим Менделеевым, кто лепит невиданные в  Природе трансурановые элементы.  В своей лаборатории он со своими   соратниками   якобы синтезировали 113-й. 114-й, 115-й, 116-й  и 118-й элементы.  Летом 2016-го года   ИЮПАК  рекомендовал назвать последний из их творений оганесоном  Og  и поместить полученный инертный газ  в  таблицу Менделеева в клетку  под №118.  А в этом, 2021-м году руководитель   дубненской волшебной мастерской  получил в Париже  международную премию имени Д.И. Менделеева!               
          Но не всё гладко на  «славном»  пути коллектива чудотворцев.  Впервые о синтезе 118-го химического элемента   заявили американцы в далёком 1939-м году! И предложили не осмотрительно назвать свою находку гиорсием,  в честь своего физика Альберта Гиорса. Оказалось, что их эксперименты ошибочны. Года три назад о приоритете синтеза этого элемента  российские  академики спорили с японскими.   И  только  спустя чуть ли не 100 лет  первенство  этого научного подвига  признали за  лабораторией любознательного Юрия!  Правда, производительность её уж очень низка: лишь один атом в год, хоть и похожа лаборатория на большой производственный  цех  завода. И это без тайного хранилища готовой продукции!               
            И все физики мира будто забыли, что   усложнение вещества  в ядерных котлах звёзд  во Вселенной  вылилось в образование всей совокупности  химических элементов таблицы Менделеев, следующих после водорода и гелия. На стадии первичного синтеза нуклонов процесс образования   атомных ядер оборвался на изотопе гелия   He H e - 4.  Ибо   причиной такого ограничения является невозможность стабильности  ядер с А - 5  и А - 8.  Они указывают на  непреодолимую «щель   массы», которая  и воздвигла барьер на пути образования  ядер, содержащих более 4-х нуклонов. А так как в Природе всё же существуют более тяжелые ядра, то это означает, что она имеет в своём распоряжении обходной путь для преодоления   упомянутой «щели»!            
         Обходной путь   открылся  после того, как во Вселенной  возникли звёзды, эти термоядерные котлы  с  бушующими в них  реакциями нуклеосинтеза.  Они-то и преодолели  пресловутую «щель»!  Английский астрофизик  Ф. Хойлл  убедительно постулировал, что  в некоторых звёздах  появляются условия для синтеза трёх  ядер гелия-4 в ядро изотопа С - 6.  Далее   беспрепятственно идёт реакции образования  ядер  кислорода  0 – 8. неона N – 10, кремния Si– 14 и других.  Согласно современным научным   выводам    тяжелые элементы изготовлены лишь в звёздной среде красных гигантов. Но никак не в земных лабораториях, пусть и в славной Дубне.  Желтые карлики, к которым относится  и  наше  Светило , поддерживают свою активность  реакций  превращения  водорода в гелий. Красные же гиганты обладают массой, превышающей солнечную. Температура   в них достигает нескольких сотен миллионов градусов. Но и её  оказалось достаточно  для  протекания  реакций водородного цикла, в которых, как сказано выше, три ядра гелия – 4 образуют  возбуждённое  ядро углерода  С -6. Последнее присоединяет ещё одну альфа - частицу  и  становится ядром кислорода 0 -8, затем  неона Ne - 10 и так далее вплоть до кремния Si – 14. Выгорающее ядро гиганта  сжимается и  температура в нём поднимается  до 3-10 миллиардов градусов. Тогда синтез   элементов  продолжаются  вплоть до образования ядер железа.    
         Ядро железа – самая устойчивая  система во всей последовательности   химических элементов. Оно является границей   между   двумя типами ядер, синтез одних совершается  с выделением энергии ,и теми синтез  требует  энергетических затрат. Чудотворец   Юрий  Оганесян со товарищи умудрился вопреки физическим законам  лепить  ядра трансурановых элементов из  ядер элементов указанных  типов. Возникает такой вопрос: в Дубне, а не в звёздах,   в самом деле получают новые тяжелые элементы? или это какая-то мошенническая смесь  двух кластеров?       Как можно из твёрдых изотопов ядер кальция   Cа - 21 и ядер берклия Bk - 97 слепить ядра инертного газа Og – 118? А как дубчане  завели подобно веретену (спину)  мощное  ядро атома  этого газа?               
        Более  того,  расчётная величина энергии ионизации нейтральных атомов элемента 119, определяемая по «Квазиклассической формуле определения энергии ионизации всех атомов и их ионов?» (см. здесь на Проза.ру на странице автора настоящей статьи.) равна  лишь 0,444 электрон-вольт, тогда как для нейтральных атомов элементов 1-й группы таблицы Менделеева эта величина  на порядок выше:  H – 13,599  (эксп. - !3,596);  He – 24,473 (эксп. – 24,587);  Li – 5,66 ( эксп. – 5,39); Na – 5,26 ( 5,14);  К – 4,40 (эксп. – 4,34); Rb -  4,29 (эксп. - 4.18); Cs – 4,09 (эксп. – 4,18); Fr – 4,02 (эксп. – 3,98) электронвольт.  Нет, не может существовать в Природе  ожидаемое чудо Юрия Оганесяна,  элемент 119-й!               
          Но и Международная премия имени Менделеева тоже ведь не фунт изюма. Вот только и остаётся российскому люду, почесать свой затылок и горестно сказать: - «Вот тебе Дмитрий Иванович и Юрьев день!»


Рецензии