Соседи

               
                1
В пятницу поехали на дачу. Все как всегда. Завернули с дороги на наш участок, на место, где всегда под осинами стоит наша машина, и вдруг я вижу – прямо на колее сидит... ежик!  Впервые за два десятка лет я встретила его в нашем лесу, даже не в лесу, а в собственном поместье!  Успели притормозить, остановились. Я вышла, нагнулась над ним, поздоровалась. А он повернул ко мне головенку и смотрит на меня хитреньким глазиком-бусинкой и как будто слушает, что я ему говорю.

Тут прискакала  быстроногая рыжая Эра, сунулась к ежику своим вечно нюхающим носом, и он тут же свернулся в свой знаменитый клубок. На мой окрик собака послушно отошла, а пока я рылась в пакетах в поисках фотоаппарата, который засунула незнамо куда, ежик уже улепетнул. Вот ведь незадача  какая.

Прошло некоторое  время и  ёжик снова пришел в гости. Топтался возле поленницы, что-то вынюхивал, смешно поводя остреньким носиком.  Мы с ним стали встречаться по нескольку раз за лето, хотя я и не была уверена, что это один и тот же ёжик.  А вдруг  это его потомки к нам повадились,  с надеждой думала я. Когда в очередной раз я обнаружила  его среди своих разноцветных грядок, разгуливающего в дачном комфорте проложенных дорожек, ничуть не боящегося моей собаки, которая беспрестанно брела за ним,  мне показалось, что это наш, уже родной, привыкший к нам ёжик.  Хотя кто их знает, этих  ёжиков.

Однажды я решила угостить  колючего гостя   молочком.  Блюдечко подсунула ему прямо под нос, а он тут же  отвернулся  и  обошел угощение.  Вот ведь какой, – возмутилась я и снова подсунула блюдце.  Помню же, как у нас в доме в пору моего детства  ежик зимовал, так он это молоко уплетал с большим аппетитом. Мало того, он еще у мамы из корчаги куриные яйца воровал, точнее, забирался в корчагу с яйцами, надкусывал скорлупу и выпивал содержимое. А этот нос воротит.
Ушел ёжик в густую лесную траву, не соблазнился. У него там вкуснее.
               
                2
В синих ирисах поселился заяц, который сидит там всё   время, пока я брожу вокруг клумб сразу после того, как приехала, –  осматриваю, что да как. Терпит мое присутствие. Но едва я подойду вплотную к ирисам, как он дает стрекача. Рыженький, небольшой еще, молоденький. Каждую субботу я спугиваю его таким образом. После него место лежки занимает наш кот. А когда кот уезжает домой, заяц возвращается. Капусту приходится закрывать –  съест за милую душу.
Иногда я думаю: а не тот ли это подросший зайчонок, который однажды пытался скрыться то ли от меня, то ли еще от кого страшного, что  даже не сумел отыскать сухой тропинки. Пробулькал  мимо меня прямо по холодной воде вдоль весеннего  ручья вплоть до его конца, да так быстро, что я и ойкнуть едва успела.

А осенью из окна веранды я вновь увидела зайца возле клумбы с ирисами. Ирисы были уже пострижены на зиму, а заяц вырос до неузнаваемости  –  он показался просто огромным, с длинными ушами и рыжеватой спиной. Спокойно сидел, оглядывался – уж не зимовку ли себе приискивал?
               
                3
Однажды мыла я руки из рукомойника, прибитого гвоздиком к наружной стенке мастерской.  Вдруг  сверху на спину мне посыпалась шелуха от еловых шишек. Было ощущение, словно кто-то в меня специально этой шелухой кидается. Посмотрела вверх, но в густых ветках ели никого не увидела. А шелуха  продолжала сыпаться мне на голову, на спину, проскальзывать под воротник... Ну, конечно же, белка  лакомится.  Хотя  её я так и не высмотрела.  Собрала потом  остатки шишек и посыпала ими клубничную грядку.

Вокруг моего поместья растут  четырнадцать ёлок, –  есть  где разгуляться белкам. Кроме ёлок еще  пять лиственниц.  А возле самого дома  – величавый  кедр. Мы посадили его совсем маленьким, всего-то сантиметров пятнадцать-двадцать от земли. Сейчас это  уже могучий, двадцатилетний красавец.  В прошлом году он впервые одарил нас своими шишками. Правда,     небольшими,  да и шишек-то  было от силы штук шесть. Но ведь первые же!  На другой год количество урожая  возросло  чуть ли не вчетверо и шишки оказались покрупнее. Вот только  доставались они не нам, а паре крупных серых белок с шикарными пушистыми хвостами. Нам же приходилось только подбирать с земли  огрызки.  Вот как  расхозяйничались!  Хотя  и на том спасибо, что в каждой  сброшенной шишке  зверушки оставляли нам по несколько кедровых орешков.

В лохматом, с длинными мягкими иголками кедре  дрозды когда-то свили гнездо,  которое трудно было разглядеть с земли. И белок тоже не видно в этой  кедровой шевелюре. А вот когда   спрыгивают они с одной елки и мчатся на другую, тут и предстает глазам все их великолепие.  Появляются  из осинника,  перепрыгивают на лиственницу, с неё  – на крышу бани,  а с крыши уже на четыре елки, стоящие  вдоль  улицы. Иногда, спрыгнув на землю, мчатся через дорожку, через   газон на соседние деревья. И в этом,  то ли полу-беге, то ли  полу-полёте  их развевающиеся хвосты непременно вызывают восторженные возгласы.

Спаниель  Эра, впервые увидев белок,  чрезвычайно возбудилась. Она  бросалась на ёлку, оглашая окрестности  невыносимым визгом. Её вопли достигали все границы нашего дачного поселка.  Интересно, что подумали люди, услышав  такие истеричные  собачьи страдания?  В конце концов,  Эра понемногу привыкла к беличьему соседству. Иногда часами сидит под елками, задрав кверху голову.  Сидит  молча, с достоинством. А я временами из окна вижу: когда людей на участке  не случается,  к нашему пруду  спускается белочка и  старается  удобнее примоститься на бережку. Попить пришла.

               
                4               
Весной в  наступивших сумерках  раздается  громкий  голос коростеля. Он на соседнем заброшенном участке устроил своё жилище. Днем его не слышно, но по ночам так раскричится, хоть уши затыкай.  Видимо, либо самку призывает для обручения, либо сообщает  своим сородичам, что самка уже есть и место занято, так что  нечего сюда им соваться. А песня у него однообразная, голос резкий, скрипучий  на полкилометра разносится его  «кре-кре-кре». И ведь больше месяца  каждую ночь вот так орёт с вечера до утра.  Сумасшествие  какое-то...
Столько лет слушать коростеля и ни разу его не увидеть! Прячется в высокой траве,  и мои попытки найти его там ни разу не увенчались успехом. А уж так хотелось взглянуть, что за птица такая. Ведь не летает даже, а гуляет среди растительности . Аж сомнения возникали: умеет ли вообще летать?  Может и зимует здесь же, в снегу?
Но однажды он вдруг сам явился.  Мой участок с трех сторон  окружают чужие, брошенные хозяевами участки.  Один  зарос  осинником, где я порой собираю подосиновики, на другом густо растут ивовые кусты, черёмуха и березки, на третьем царствует  непролазная поросль иван-чая, крапивы, дикого дельфиниума  и  другой разнообразной травы. Вот из этой поросли вдруг и вынырнула на тонких длинных ногах темно-коричневая птица, размером немного меньше домашней курицы.  Моя собака тут же кинулась к ней, а птица, пригнувшись и вытянув голову, быстро-быстро побежала по газону.  Собака же не  отставала, и  наш гость вдруг упал на спинку, задрав ноги в небо, и закрыл глаза. Я отогнала Эру от обморочного  коростеля, подняла его на руки. Мне показалось, что это еще совсем молодой коростелек,  решивший  осмотреть окрестности.  Я тихонько поглаживала его по спинке,  ласково уговаривая  очнуться, – ну не мог же он  скончаться вот так просто, от испуга. Ведь явно притворился, чтобы отстали.  И точно, вскоре  зашевелился, затрепыхался в руках. И тогда я отнесла  и выпустила его на ту едва заметную тропку, которую он проложил в густой траве своими длинными ногами. Коростель ушел и больше мы не встречались.
Потом я узнала, что коростели на зиму улетают в африканские саванны. Но они настолько индивидуалисты, что даже в полет отправляются не стаями, а в одиночку. И летят только ночью, днем прячутся от чужих глаз в густой высокой растительности. А в народе гуляет шуточное поверье, что коростели  просто не любят летать, что даже в Африку и обратно они пешком ходят.
                5
Не знаю,  кто ночью так напугал нашего кота Маркиза: то ли чужая собака забрела, то ли чужой кот. Но  наш Марконя так фыркал,влетев с улицы в раскрытые двери веранды, что Эра вскинулась ото сна, залаяла, выбежала и взяла чужой след, носилась туда-сюда.  Когда   Марконя вздумал снова выйти на улицу, она загородила ему дорогу и ткнула его носом: сиди дома. Он кинулся в  другую  сторону, она  –  туда же, снова загородила, снова ткнула носом: говорю, не ходи больше гулять,  ишь,  как напугался! Котик оказался хитрее собаки: убежал на лестницу второго этажа.  Эра успокоилась, вернулась в комнату, а Маркиз тут же выскочил на улицу:  охоту на мышей, по его разумению, никак нельзя было откладывать.

Позднее я решила, что  на  нашего  хвостатого охотника  спикировала другая ночная охотница – сова. Я ей тоже однажды  подвернулась. Сгустилась ночная тьма, а я только заканчивала хозяйственные дела на веранде: помыла посуду, вытерла столы и решила вынести  помои. Едва перешагнула порог, как  над моей головой тяжело поднялась  большая птица и, задев мои волосы когтистыми лапами,  неспешно  перелетела на ближайшее дерево. От неожиданности я не только пригнула голову, но  даже испуганно присела.  Сову, наверное, привлёк  свет на веранде, она  заняла  позицию на открытой на крыльцо двери и ждала, выйдет ли кто. К её сожалению, предвкушаемая  добыча оказалась в несколько раз крупнее, чем ожидалось. Так что мы обе, скорее всего, испугались друг друга.
 
Птиц в нашей местности  много. Весной по грядкам бегают трясогузки. Высоко в ветках деревьев выводят своё потомство дрозды, причем  так рьяно охраняют свои гнёзда, что приближаться к ним  значит попасть под «пулеметную очередь»  бдительных родителей, от которой потом приходится отстирывать свою одежду.
Как-то  по дороге перед нашей машиной долго и важно шествовал журавль, а мы  медленно ехали за ним, боясь спугнуть.  Ночью можно услышать пение соловья. Правда, прилетают они к нам почему-то не каждое лето.  И только один раз соловейка поселился у нас  в буквально трёх метрах от крыльца  дома в старом  высоком  можжевельнике.

 Иногда вдруг суматошно  затрещит сорока, о чем-то громко начнёт повествовать ворона.  Изредка появляется в поле зрения черный ворон, тот больше мудро молчит.   Весной подолгу  что-то считает кукушка. Порой вдруг раздается громкий тревожный крик птицы, неистовый  крик боли  и отчаяния... И понимаешь, что либо коршун, либо ястреб  нагрянул непрошеным ворогом в чье-то мирное гнездо с птенцами.
И видели мы на выезде из поселка огромного серого филина с желтыми глазами, неподвижно  сидящего на березе. Еще один хищник,  пострашнее  совы. И это только те, которых мы слышим и видим.  Нередко  бредешь в поисках грибов, а у тебя  из-под ног вдруг вспархивает птица, вздрагиваешь и не успеваешь понять и разглядеть, вальдшнеп это или ещё кто... Осенью прилетают и отдыхают на  черноплодной рябине или на  боярышнике стайки перелетных птиц  разномастного окраса. Мы всегда оставляем для них ягоды на перекус во время их длительного полёта.

Я люблю наших соседей.
               
                17 ноября 2021 


Рецензии
Хорошие соседи - милые...
Всем бы таких...

Ольга Андрис   19.09.2023 16:35     Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга за внимание и отзыв. Всего вам доброго!

Любовь Тарасова-Горина   19.09.2023 17:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.