Дальнобой Часть шестая Игорь
По сложной зачетной схеме нашей конторе перепало два вагона некромленной доски, оплатить мы за нее должны «живыми» наличными деньгами или открытым векселем от Сбербанка. Вексель назывался «открытым», если в нем не было прописано лицо, которому вексель передавался – индоссант. Потом он будет долго кочевать из рук в руки, в качестве платежного средства. Можно было деньги перевести через банк, но тогда лес дорожал на сумму налога на добавленную стоимость. Вот и пришлось ехать лично, вести этот вексель. Дорога приводит нас в Уральский Иерусалим - Верхотурье. Одно из красивейших мест на земле. Более четырехсот лет ему, сначала был крепостью с гарнизоном, потом открылась государственная таможня, царским Указом Верхотурье определен как единственный путь в Сибирь – чтобы, значит, мимо таможни не проскочить. Город стал богатеть и развиваться. Отсюда, говорят, началось завоевание Ермаком Сибири. Бывали здесь большие люди России: и князь Александр Меншиков, и фаворит императрицы Анны Иоанновны - Бирон, и родственники царя Бориса Годунова... Что говорить – городишко красив: и каменный Кремль здесь есть, и Свято-Николаевский мужской монастырь, и Свято-Покровский женский монастырь… Но нас с Игорем не трогают красоты города и православные святыни – мы уже пятьсот верст сегодня отмахали - добраться бы до гостиницы. Наш конечный пункт - поселок Восточный, а он за рекой Турой. И немного осталось, да вот беда, размылась весенним половодьем Тура и короток стал понтонный мост через нее – движение закрыли. На мой вопрос: «А когда откроют?» мостовый смотритель в будке рядом с мостом лишь пожимает плечами. Тут бы нам остановится в городке и переждать, черт с ним со временем, но молодые были, а молодость всегда торопится жить. Покрутились по городу, поспрашивали местных, как перебраться на ту сторону. Пока возле памятника царю Иоанну Михайловичу встретили дедка-татарина, который нас и просветил:
– Езжайте, ребята, по старой монастырской дороге.
И направление указал, старый хрен.
Поехали мы. Старая монастырская дорога оказалось мощенной, если так можно выразиться, только булыгами огромными размером от ведра до доброй бочки. Видать, натаскали в свое время монахи на послушании или в счет выполнения какого-нибудь обета. Труд каторжный, потому что проехали мы по этой дороге километров пятнадцать, а конца не видать. Дорогой давно не пользовались и между камней растут молодые деревца диаметром в черенок тяпки. Отцовская семерка – не джип, она раскорячивается с камня на камень, сминает под себя бампером молодые деревца. Те в долгу не остаются и противно скребут по днищу машины, потом распрямляясь позади. Дорога упирается в край поля и обрывается. За полем, метрах тридцати, ее видно опять. Поле почему-то желтого цвета. Игорь выходит на разведку, обходит краем поля до начала следующего куска дороги, затем возвращается. Устраиваем совещание. Варианта всего два – возвращаться в Верхотурье, либо пробовать краем с разгона поле перескочить. Молодость выбирает второй вариант. Я сдаю назад, сколь могу по такому безобразию, разгоняюсь и жму, держась этого самого края. Результат предвидим – меня стащило, и машина застряла ровно посредине между отрезками дорог. Сел глубоко, так что при открытии дверей желтая вода заливается внутрь салона. Сапог нет. Рачительный Игорь, сняв ботинки и закатав штаны, топает ко мне босиком.
– Влипли, – комментирует ситуацию он. – А вода просто ледяная.
– Что делать будем? – я снимаю в ответ собственные туфли, по сто долларов за каждую и ставлю их на заднее сиденье.
– Не знаю… Можно вернуться пешком в город, искать трактор. Но топать часа два-три. Машину придется бросить здесь. Пока трактор найдем… В ночь всяко никто не поедет. С утра будем вытаскивать. Можно попытаться выехать самим.
– Как? – обреченно взываю я. – Лопаты у нас нет.
«– Да, лопата здесь и не поможет, домкратить будем», – говорит многоопытный Игорь.
Я тоже закатываю штаны, выхожу из машины и по щиколотку тону в грязи.
– А знаешь почему грязь желтая? – ржет Игорь.
– Почему?
– Это коровье дерьмо.
Нас пробивает на истерический смех. Рядом с городишком, очевидно в наследство от коммунистов, находился животноводческий колхоз. В описываемое время он еще работал. Зерно здесь не растет, его завозят, а вот трава растет очень хорошо на полях, куда и вывозили навоз. Рачительные хозяева были коммунисты.
Мы с дороги притаскиваем четыре валуна под каждое колесо и плоский сланец для опоры домкрата. Холодно, работа каторжная, либо монашеская - это кому как, машина пытается соскользнуть то с одного камня, то сразу с нескольких. В конце концов, нам удается этот промежуточный этап работ, и из отцовской семерки получается памятник посреди поля на четырех постаментах.
Тут для полного счастья пошел снег.
– Дальше что? – спрашиваю я Игоря.
– Дорогу будем гатить, другого выхода нет.
Мы, как монахи, таскаем камни с дороги на поле в две колеи. Снег усиливается. Мы все в прошлогоднем коровьем дерьме. Наконец пятнадцать метров дороги уложено. Я сажусь за руль, сдаю по нашей узкоколейке до добротной монашеской дороги. Ступни и ноги по щиколотку красные, как у гуся, педали жать без ботинок крайне неудобно. Два раза машина соскальзывает с колеи, и все повторяется вновь – камень под домкрат, подъем машины, камень под колесо. Наконец, мы на дороге, с трудом разворачиваемся, обтираем ветошью ноги, включаем на полную печку и едем обратно в Верхотурье. С камня на камень, деревья скребут днище. Въехали в городишко уже затемно и обнаружили, что понтонный мост открыли! Смотритель моста оказался сукой, видать на свое счастье его будка была пуста.
Тут Игорь, что называется «сдергивает кольцо», что в переводе на русский обозначает – становится взрывоопасным.
– Я должен убить этого татарина, – заявляет он, – такие гниды жить не должны! Завалю и на крытую…
Спорить с ним бесполезно. Я разворачиваю машину от моста, и мы долго ездим по прекрасному городку, снова не обращая внимание на его исторические красоты и памятники. Останавливаемся, расспрашиваем прохожих про «противного такого» дедка.
Повезло деду тогда – не нашли мы его. Купили две бутылки водки по ноль-семь, консервы, переправились через мост, и уже за полночь были в Восточном. Остановились в ведомственном общежитии. Выпили водку, Игоря отпустило…
Наши дороги с Игорем разошлись. Спустя пять лет я узнал, что они с женой потеряли ребенка. Игорь не смог пережить утраты сына, запил и отравился насмерть паленой водкой.
Будете в тех местах, обязательно посетите Верхотурье. Помолитесь. А деда-путеводителя не бойтесь, небось умер уже, столько лет прошло. Надеюсь, что от старости...
Свидетельство о публикации №221111700360