Земные заботы

Как то приехал в  сентябре к родителям, а мама с порога говорит
-Юра, Васька Земцов опятами окупырился, на мотоцикле корзинами возит  на грибоварку. Там их по 40 копеек    принимают!

   Я  перекусил, чем Бог послал и взялся за руль отцовского велосипеда.   Решил поехать за лежнёвку*. Там,  в сумрачной глухомани дубовых рощ и сосновых кварталов я с детства знал все грибные   места.

 Мы ходили туда с бабушкой Дарьей, а где обитали опята,  мне узнать не довелось. Они появлялись осенью, когда уже шли занятия в школе, да и редкий грибник станет  их показывать.

Опята появляются во всех своих излюбленных местах в одно и то же дождливое утро,  а уже через несколько дней перерастают. Отец   эти места    не знал. Он любил собирать грузди и привозил их домой в большой плетёной корзине, привязанной к багажнику велосипеда.

Сверху в корзине всегда лежали несколько веточек дикой вишни. Сухие грузди  замачивались в ванне, потом  их  мыли, полоскали в чистой воде, а мама солила их бочонке, сверху грибов под гнёт  клала веточки вишни.

Зимой грузди подавались к столу, как закуска к сливухе**.  Я знал, где можно  найти  маслята. Они стали появляться  в тех самых молодых сосняках, в высадке которых мы с отцом и братьями принимали  самое непосредственное участие.

Лесники тогда обязывали это делать  в течение трёх дней тех жителей Тулиновки, чьи коровы паслись  в лесных массивах.  Мы выходили на эти работы втроём, и выполняли норму своего трудоучастия в высадке саженцев сосны за один день.  Это  событие всегда происходило всегда  в весенние солнечные дни и  наполняло тело и сердце  ликованием.

    Грибоварка стояла на берегу пруда,  и   две предприимчивые  женщины в больших котлах варили  в ней  продукцию тихой охоты. Одна из них  взвесила принесённые мной грибы и тут же рассчиталась.

Один килограмм маслят принимался здесь  по 30 копеек. Приятно было,  получить несколько рублей  за бесплатные дары природы.

Ещё до начала занятий в вузе, я успел ещё   поработать и на мебельной фабрике. Взяли меня и брата  разнорабочими. Однажды поехали на двух грузовиках в Тамбов за кирпичом. Печи ещё до конца не успели остыть, и дышали жаром.

-Грузите!- приказал бригадир.
Я готов был работать и в таких условиях, но по  оговорённым  расценкам.
-Сколько будет стоить эта работа?- спросил я бригадира

Бригадир промолчал. Мне это не понравилось
Я сел в сторонке.  Бригадир подошёл к моему брату, дал ему кусок колбасы и сказал.

-Лезь!
Брат  полез, ему помогали и шофёры, видно  бригадир   пообещал им поставить водки.

К селу подъехали   ночью. Одна машина с кирпичом остановилась возле дома бригадира. Он строился. Нам сказали, чтобы мы пошли домой, и часть кирпича без нашей помощи свалили ему. Что бы мы ни пикали, утром один из шофёров  сказал мне.

- Юра, часть кирпичей исчезла, и, причём из той машины, на которой  ты ехал со своим  с братом.

Я промолчал. Закладывать  бригадира я  и не собирался, мы тоже иногда притаскивали с  фабрики пиломатериал, отец там работал кочегаром, а зимой  мастерил  из этих досок комоды на продажу. Надо было выживать. На маминых плечах было домашнее хозяйство  и дети. Мы как могли,  помогали родителям, но всё равно главная работа доставалась отцу.

Однажды мы меняли с ним  старый конизёк*** камышовой    крыши, на доме старушки Конновой  на новый. Я сначала подавал родителю  снизу снопы, потом  залез на чердак, чтоб с внутренней стороны крыши притянуть  к стропилам свежеуложенные  ряды камыша.  Делали мы это с помощью тонкой мягкой проволоки изготовленной из меди. Вся эта работа стоила  30 рублей.

Когда  ранним  летним утром я вместе со  своими двумя братьями уходил  в леса собирать чернику, эта Коннова  заранее узнавала о нашем походе через маму и увязывалась за нами.

Мы приносили на троих  от силы литров пять, а она одна успевала за это же время собрать полное ведро.
- Да  она  чё рвёт эти ягоды ртом и попой?!— возмущалась мама.
Мы  тогда не знали  такого способа собирать  чернику с помощью   гребёнки, а старушка  отходила от нас метров на 40 и начинала свои стахановские сборы


Лежнёвка*- узкоколейка
Сливуха**- русское народное блюдо из картошки и пшена
Конизёк***- верхнее ребро двухскатной крыши.

На авторском фото: пляж нашего детства. За прудом здание бывшей Тулиновской  школы. Сейчас педколледж


Рецензии
Надо было выживать...
Спасибо!
Хорошо написано!
А бабка хитрая!.. одна- то почему не ходила по ягоды?!..

Татьяна Немшанова   21.01.2024 19:53     Заявить о нарушении
Одна ходить видно боялась

Юрий Баранов   22.01.2024 06:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.