Новый закон о ТО

Я стал владельцем автомобиля в солидном возрасте, уже в 46 лет, причем приобрел поддержанный японский автомобиль – семилетку. Поэтому проходил ежегодно техосмотры, правда, благодаря занимаемой должности первого заместителя начальника краевого управления здравоохранения, без особых проблем. И пока жил на Дальнем Востоке, это не было для меня большим неудобством. Но вот когда в Сибири я после большого перерыва купил опять же подержанный японский автомобиль и стал проходить ТО как обычный гражданин, столкнулся с реальными проблемами при этом осмотре.  И хотя уже несколько лет я «безлошадник», но все, что связано с автомобилями, остается в поле моего внимания.

Похоже, что в самом злободневном для нас всех вопросе, касающемся отмены техосмотра, наконец-то будет поставлена точка. ТО все-таки отменят с марта будущего года! Однако праздновать еще рано. Точка еще может превратиться в запятую, после которой вереницей растянутся оговорки и исключения.

Если присмотреться к свежайшему законопроекту по ТО, который на рассмотрение в Госдуму представила «Единая Россия», то вылезет масса странностей. И с их учетом отмена техосмотра превращается в насмешку над водителями, в филькину грамоту, которая, по сути, не будет действовать ни для кого.

Первый автомобиль в России появился в 1891 году - машину Panhard & Levassor привез из Франции владелец газеты "Одесский листок" Василий Навроцкий. Уже весной 1896 года в Российской империи первый автомобиль был выпущен промышленниками Евгением Яковлевым и Петром Фрезе в Петербурге.

В связи с этим 23 сентября (11 сентября - по старому стилю) 1896 года Министерство путей сообщения выпустило постановление "О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах". Пункт №6 постановления требовал, чтобы при каждом автомобиле имелось "надлежащее удостоверение, что экипаж исправен во всех частях и что все части механического двигателя находятся в исправном и безопасном состоянии".

В Российской империи техосмотром занимались городские управы. Они же зачастую утверждали правила процедуры и ее периодичность. Обычно проверка проходила раз в год.

В СССР

В первые годы советской власти контроль технического состояния транспортных средств фактически отсутствовал. Так, в декрете Совета народных комиссаров от 10 июня 1920 года "Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям (Правила). О номерных знаках", который представлял собой первый советский свод правил дорожного движения, содержалось только требование об оснащении автомобиля клаксоном и исправным глушителем.

В 1923 году Наркомат внутренних дел разработал "Проект основных положений обязательного постановления губисполкома, касающегося порядка движения, пользования автомобилем и мотоциклом". На его основе местными властями были приняты единообразные правила, которые снова ввели периодический осмотр автомобилей.

3 июля 1936 года Совет народных комиссаров СССР своим постановлением утвердил "Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР". Новому органу были переданы от местных властей полномочия по проведению техосмотра. Его начали выполнять два раза в год.

В 1964 году был введен талон техосмотра, который водитель был обязан иметь при себе и размещать в правом нижнем углу ветрового стекла. На нем имелась лаконичная надпись: "Автомобиль технический осмотр прошел". Правила прохождения техосмотра неоднократно менялись: наиболее серьезные изменения были внесены в 1964, 1974 и 1988 годах.

В частности, в 1974 году владельцы личных автомобилей получили право проходить эту процедуру на специальных станциях технического обслуживания (СТО). Согласно правилам, утвержденным в 1988 году, личные легковые автомобили и мотоциклы подлежали проверке раз в два года. При этом автобусы и грузовики для перевозки опасных грузов проходили техосмотр дважды в год, а легковые машины из автопарков - ежегодно. Стандартно проверялись исправность тормозов, светового оборудования, ремней безопасности (при наличии), токсичность выхлопов, наличие в машине исправного огнетушителя, аптечки и знака аварийной остановки. Не допускалось наличие ржавых деталей.

В России

С 1994 года обязательным стало проведение раз в два года ТО личных легковых автомобилей старше 5 лет.

31 июля 1998 года правительство приняло постановление "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ". В частности, новый порядок был принят в рамках "Соглашения о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров", подписанного в 1997 году в Вене 28 странами, включая РФ.

Согласно новому регламенту, ежегодно требовалось проверять легковые автомобили старше 5 лет и грузовики, дважды в год - автобусы, раз в два года - машины не старше 5 лет. С 2005 года двухлетний перерыв для ТО был расширен для машин, выпущенных не более 7 лет назад. Тогда же новым автомобилям разрешили ездить без государственного ТО три года.

1 июля 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Этот документ отменял обязательное требование наличия талона техосмотра, его больше не нужно было выставлять под переднее стекло. Вместе с тем талон стал обязателен для получения полиса Обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), без которого нельзя эксплуатировать автомобиль.

Нормативные сроки техобслуживания автомобилей при этом не поменялись, однако был отменен первичный техосмотр для новых машин. Также из правил техосмотра в 2011 году исчезло требование наличия в легковых автомобилях огнетушителей, аптечек и др. Поправки от 12 февраля 2018 подтвердили эти требования.

Предвыборные обещания
Отмена ТО для российских водителей — это одно из предвыборных обещаний ЕДРО. Думаю, что выдвинув его, единороссы собрали немало нужных им голосов. Ведь автовладельцев в нашей стране миллионы. И многие из них недовольны тем, что за формальную, по-сути ни на что не влияющую процедуру нужно платить деньги. Да еще и проходить ее регулярно.

Большинство автомобилистов России уже давно ратуют за то, чтобы ТО, являющийся легальным способом выкачки средств из их карманов, отменили. Но, естественно, ГИБДД не спешит удовлетворять просьбу. Не дураки же там сидят, чтобы отказываться от такой кормушки. Многие депутаты уже высказывались за то, чтобы убрать техосмотр. И ЕДРО очень удачно присоседилось к ним. Партия отреагировала на актуальный запрос и включило его в свою предвыборную кампанию.

Но вот выборы прошли. Единороссы получили свое большинство голосов. И видимо, теперь о законопроекте о ТО забудут до следующих выборов. Но может быть и к лучшему, если так произойдет? Потому что в том виде, в котором он сейчас, от него все равно не будет толку.

Что не так с предложенным законопроектом?
Есть одна очень большая проблема: слишком общая, а потому слишком размытая формулировка. ТО планируется отменить только для тех автомобилей, которые используются физическими лицами для личных целей. То есть только для одного человека. Перевозить в них грузы и пассажиров запрещено.

То есть по новому закону получается, что даже если ты везешь в своем авто в качестве пассажиров членов семьи, ты обязан пройти ТО. Иначе первый же дэпээсник с этим к тебе прицепится и оштрафует. И будет прав, так как в законе четко сказано: техосмотру не подлежат автомобили, не осуществляющие перевозку пассажиров. А раз ты осуществляешь, значит нарушаешь.

Покажите мне автомобилистов, которые никогда никого не подвозят в своей машине. Они вообще у нас в стране существуют? Даже если у тебя нет семьи, ты все равно при случае подбросишь по доброте душевной друзей, знакомых, да даже просто голосующих на обочине людей. Но в большинстве своем мы используем машины для доставки родных и близких. И как можно запретить это законом? Сие есть выше моего понимания.

Я уже не говорю о тех, кто использует авто для подработок без оформления. Им тоже грозят штрафы по новому закону. Поэтому, если его примут, получится, что ТО отменят для никого. Зачем тогда такой закон нужен? Видимо, просто для галочки.

Новшество не коснется коммерческого транспорта и такси. Изменения дадут россиянам право выбора — проходить ТО именно тогда, когда оно им действительно нужно, считают эксперты.

Ужесточения и смягчения

Правила ТО в России за последние годы неоднократно менялись. Десять лет назад он перешел из-под контроля ГИБДД к страховщикам, одновременно автомобили младше трех лет были освобождены от него, раз в два года должны были проходить его транспортные средства возрастом от 3 до 7 лет, а старше — ежегодно. Возможность покупки обязательного полиса ОСАГО была увязана с наличием диагностической карты, выдаваемой по итогам успешного прохождения ТО. Логика была такой: нет диагностической карты — нет ОСАГО, то есть ездить нельзя, иначе — штрафы и риск оплачивать пострадавшему ущерб в случае совершения аварии.

В реальности же эта процедура превратилась в формальность: диагностическую карту можно было купить онлайн, ее предлагали агенты при оформлении полиса ОСАГО. Для искоренения этой практики власти в марте 2021 года сделали правила ТО строже как для автовладельцев, так и для операторов техосмотра. Стали обязательными фотофиксация начала ТО и его завершения, а фотографии должны быть с указанием времени съемки и геопозиции.

Однако вскоре власти пошли на уступки. Во-первых, в полную меру новые правила так и не заработали, поскольку правительство позволило автомобилистам отсрочить на полгода оформление диагностических карт, если их действие заканчивалось с 1 февраля до 30 сентября 2021 года. На практике это означало, что если срок действия диагностической карты истекал 1 марта, новую надо оформлять 1 октября, а если 30 сентября — то аж в конце марта 2022 года. Во-вторых, уже в августе покупка полиса ОСАГО была «отвязана» от прохождения ТО.

Эти поблажки объяснялись тем, что многие техцентры не успели подготовиться к новым правилам и не смогли бы выдавать диагностические карты. Тогда бы на рынке возник дефицит: водители не смогли бы ни пройти ТО, ни оформить полис. Но эти смягчения не означали отказ от процедуры ТО или превращение ее в добровольную опцию для граждан. Диагностическая карта по закону до сих пор обязательна, а с 1 марта 2022 года и вовсе водителей начнут штрафовать на 2 тыс. рублей за ее отсутствие.

Добровольная история с принудительным подтекстом

Теперь власть готова сделать ТО фактически добровольным для российских автовладельцев. Еще минувшим летом глава ГИБДД России Михаил Черников предложил освободить от него транспортные средства физлиц, которые не участвуют в коммерческих перевозках, например, такси.

В правительстве эту идею поддержали. Правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения, которую возглавляет вице-премьер Марат Хуснуллин, одобрила инициативу по упрощению процедуры техосмотра, сообщила пресс-служба Белого дома.
«Парламентарии от „Единой России“ вместе с кабмином доработают необходимый законопроект, внесут в Госдуму и оперативно примут в новом созыве», — заявил секретарь Генсовета «Единой России», первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак.

По его словам, обязательным ТО останется только при смене владельца и только в случае, если автомобиль или мотоцикл старше четырех лет. Эта инициатива распространяется исключительно на граждан, на коммерческий транспорт она действовать не будет. Необходимость таких перемен Андрей Турчак объяснил тем, что сейчас ТО превратилось «в банальную формальность».
«И многие это воспринимают как дополнительный налог или даже оброк при оформлении полиса ОСАГО», — заявил он.

По словам Марата Хуснуллина, за безопасностью своего мотоцикла или автомобиля в первую очередь должен следить собственник.
Новшества коснутся миллионов россиян: по данным ГИБДД, в стране за гражданами числятся 49 млн легковых автомобилей и мотоциклов, но сколько из них из них участвует в перевозках, не конкретизируется.

Право выбора

Идея отменить обязательное ТО для автомобилей граждан — это очень хорошая новость, говорит координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов. По его словам, все точки над ё в споре о необходимости этой процедуры расставила статистика Российского союза автостраховщиков (РСА). Из этих данных следует, что из-за технической неисправности в России происходит около 2 тысяч ДТП в год, то есть 0,1% от всех аварий.
«Эта статистика показала, что автомобилисты в подавляющем большинстве случае содержат свои автомобили в технически исправном состоянии», — считает Петр Шкуматов.

Он считает разумными предлагаемые идеи по изменению правил ТО. Каждый покупатель ненового автомобиля проводит технический осмотр понравившегося транспортного средства.

«Первым делом он едет на сервис, чтобы провести диагностику и убедиться в том, что с автомобилем все в порядке. Таким образом эта процедура может быть совмещена с процедурой техосмотра. Более того, покупатель не заинтересован приобретать техосмотр, он заинтересован в том, чтобы процедура была проведена честно — он хочет знать техническое состояние машины», — рассуждает Петр Шкуматов.

Для коммерческого транспорта — такси, каршеринга, грузовиков, согласен эксперт, стоит оставить обязательный регулярный осмотр. Связано это с тем, что часто транспортным средством владеет одно лицо — гражданин или компания, — обслуживает его другое лицо, а ездит на нем третий человек. И водитель, по сути, является заложником решений собственника машины и обслуживающего ее лица. А на обслуживании автотранспорта, особенно в микропредприятиях, экономят, напоминает Петр Шкуматов.

Однако предложения чиновников вряд ли понравятся операторам технического осмотра. Летом 2021 года на слушаниях в Общественной палате РФ представители этого рынка настаивали на обязательности ТО, прогнозируя рост числа аварий с участием неисправных автомобилей в противном случае.

«Добровольность ТО — это фактически полное отсутствие со стороны государства контроля технического состояния личных автомобилей и невозможность обеспечения безопасности дорожного движения», — говорил председатель Гильдии операторов технического осмотра при Московской торгово-промышленной палате Игорь Волчек.


Рецензии