Джазовый алфавит. Ч

Ч


ЧАДЕР Кэл
Чадер Кэл [полн. имя Каллен Радклифф Чадер Джуньер (мл.)] - Tjader Cal (Callen Radcliffe Tjader Jr.)
р.16.07.1925 в Сент-Луисе, шт. Миссури; ум.05.05.1982 в Маниле на Филиппинах
амер. вибрафонист, пианист, ударник, композитор, рук. анс./орк. / кул, латиноамериканский джаз
Родился будущий музыкант в шведско-американской семье и с детства проявил артистические способности. Поначалу мальчик увлекся танцами и даже выступал на сцене в этом качестве, затем начал осваивать барабаны. Чадер получил неплохое музыкальное образование в Университете штата в Сан-Франциско. Профессиональную карьеру начал на Западном побережье, играя на ударных в различных анс. В 1948 вошел в состав октета Дейва Брубека. Следующие два года он играл уже в трио Брубека (на ударных, вибрафоне и бонгах). В нач. 50-х Чадер играл с гитаристом Элвино Реем и выступал со своими не-большими ансамблями. К тому времени, как в 1953 он присоединился к Джорджу Ширингу, он уже на постоянной основе включил в свой инструментальный арсенал вибрафон и ряд др. ударных инструментов. Поработав около года с Ширингом, в 1954 Чадер вновь организует собственный орк., в репертуаре которого преобладает лат.-амер. музыка. В этот период орк. Чадера очень много записывается. Бэндлидер чрезвычайно ответственно подходил к подбору музыкантов для своего орк. Среди его оркестрантов были действительно выдающиеся музыканты – Лало Шифрин, Уилли Бобо, Доналд Бёрд и Кенни Баррелл, чуть позже у Чадера играли “Хэнк” Джонс и Скотт Гамильтон.
Практически всю свою музыкальную карьеру Чадер провел на западном побережье, хотя, естественно, он много гастролировал и часто записывался в Нью-Йорке.
Вне всякого сомнения, Кэл Чадер был одаренным инструменталистом, но его записям часто не хватало напора и жизненной энергии; в таких случаях они плавно перетекали в область хорошо исполненной, ни на что не претендующей фоновой музыки.
Альбомы: “Tjader Plays Mambo” (1954), ;“Plays Tjazz” (1954-55), ;“Latin Kick” (1956), ;;“Black Orchid” (1956-59), “Jazz At The Blackhawk” (1957), ;“The Cal Tjader – Stan Getz Sextet” (1958), ;“Latin Concert” (1958), ;;“Monterey Concerts” (1959), “Cal Tjader Goes Latin” (1959), ;“Latino” (1960), “Concert On The Campus” (1960), ;“Soul Sauce” (1964), “Primo” (1970), ;“Primo” (дополненная версия; 1973), “Breathe Easy” (1977), “The Shining Sea” (1981), “A Fuego Vivo” (1981), “Heat Wave” (1982).

ЧАЛОФФ Сердж
Чалофф Сердж (традиц. Серж) - Chaloff Serge
р.24.11.1923 в Бостоне, шт. Массачусетс; ум.16.07.1957 там же
амер. баритон-саксофонист / боп
По происхождению - русский. Родители его были музы-кантами (отец играл в симфоническом орк., а мать была учителем музыки), и Сердж с детства учился музыке – его первыми инструментами были ф-но и кларнет. Через некоторое время, очарованный игрой Гарри Карни, мальчик сам начал осваивать баритон-саксофон. В к. 30-х - нач. 40-х молодой музыкант работал в нескольких чисто свинговых биг-бэндах, но интерес к зарождающемуся би-бопу привел его в 1945 в смело экспериментирующий орк. Бойда Рейберна. Затем Чалофф играет с Джорджи Олдом (1945-46) и Джимми Дорси (1946-47), постепенно в совершенстве овладев своим инструментом – ему удавалось исполнять сложнейший музыкальный материал, не теряя при этом ощущения свинга, и добиваясь звучности, не уступающей баритону Карни. В 1947 Чалофф становится членом “Второго стада” Вуди Германа (известного также, как “Оркестр четверых братьев”) и в течение следующих двух лет он является самым известным баритон-саксофонистом джаза. Позже Чалофф некоторое время играет в орк. “Каунта” Бэйси (1950), но вскоре им овладевает пагубное пристрастие к наркотикам, постепенно разрушившее не только его карьеру, но и жизнь.
Некоторое время Чалофф занимался педагогической деятельностью и продолжал записываться (в основном с малыми составами), причем записи эти свидетельствуют, что его музыкальный талант нисколько не потускнел; более того, он явно прогрессировал как музыкант. Одно из последних выступлений частично уже парализованного Чалоффа состоялось в феврале 1957 во время концерта вос-соединенного “Оркестра четверых братьев”, но 16 июля того же года он умер.
Альбомы: ;;“The Complete Serge Chaloff Sessions” (1946-56), ;“The Fable Of Mable” (1954), “Boston Blow-Up” (1955), “Blue Serge” (1956).

ЧАРЛЗ Деннис
Чарлз Деннис - Charles Dennis
р.04.12.1933 в г. Санта-Крус, Виргинские о-ва, США
амер. ударник / авангард, фри-джаз
С 1945 Чарлз живет в США, в Нью-Йорке, но корни его уходят глубоко в почву и лат.-амер. культуру Карибского бассейна: в качестве музыканта он формировался, играя на конгах в ансамблях, исполнявших ритмы калипсо и мамбо. Самостоятельно освоив ударную установку, Чарлз в 1955 играет в Гарлеме с Сесилом Тейлором и принимает участие в записи первого альбома пианиста. В 1957 вместе с Тейлором, Стивом Лейси и Бьюэллом Нейдлингером он выступает на Ньюпортском джазовом фестивале (выступление группы Тейлора включили в программу одного из послеобеденных “экспериментальных” концертов, фактически отнеся их к разряду музыкантов, играющих “на грани”). В 1961 Чарлз некоторое время играл в составе квартета Тейлора в известном нью-йоркском клубе “Five Spot” (в квартете играл тогда Арчи Шепп); тогда же вместе с Тейлором и Шеппом он участвовал в постановке пьесы “The Connection”. Через год Деннис помогает ритмами калипсо “Сонни” Роллинсу. К сожалению, тема пьесы “The Connection” (героиновая зависимость) оказалась актуальной не только для сцены, но и в реальной жизни Чарлза, и в итоге он более чем на десять лет исчез с музыкальной сцены. Вновь Деннис Чарлз появился лишь в нач. 80-х в составе анс. “The Jazz Doctors”, в котором играли также скрипач Билли Бэнг и тенор-саксофонист Фрэнк Лоу. В 1982 он записывает дуэтом с Бэнгом очаровательный альбом “Bangception”. Острый, четкий ритм Чарлза служит идеальным фоном для таких необузданных музы-кантов, как Тейлор и Бэнг, а воображение и стилистическая гибкость позволяют ему одновременно и подстраиваться под каждого из них, и сдерживать их. Более поздние записи ударника с квартетом Бэнга и др. музыкантами увенчались в 1991 его собственным дебютом в качестве лидера (альбом “Queen Mary”).
Альбомы: ;“Wilber Force” (1983), ;“Queen Mary” (1991).

ЧАРЛЗ Рей
Чарлз Рей (Рей Чарлз Робинсон; прозв. “Джиниес” - “ге-ний”) - Charles Ray (Ray Charles Robinson; “The Genius”)
р.23.09.1932(30?) в Олбани, шт. Джорджия; ум.11.06.2004
амер. певец, музыкант-мультиинструменталист: пианист, органист, альт-саксофонист, кларнетист, трубач и т.д.; композитор, аранжировщик, рук. анс./орк. / ритм-энд-блюз, блюз, соул, госпелз, джаза, поп, кантри-энд-вестерн
Один из самых популярных исполнителей музыки соул в истории этого стиля.
В возрасте 6 лет в результате несчастного случая полностью ослеп. Несмотря на это, самостоятельно научился играть на множестве музыкальных инструментов. Детство Рея прошло во Флориде и здесь он с 15 лет начал зарабатывать на жизнь музыкой. Оказавшись на Западном побережье, в 1949 он организует в Сиэтле трио “Maxim”, игравшее в стилистике Ната “Кинга” Коула, и делает первые записи. В 1950-51 гастролирует с орк. известного исп. ритм-энд-блюза, певца и гитариста Лоуэлла Фулсона. В 1954 Чарлз создает анс. из семи музыкантов, аккомпанирующий популярной певице Рут Браун, играющий в клубах, на концертах и фестивалях ритм-энд-блюза. Уже тогда он приобрел известность, в качестве “звезды” ритм-энд-блюза, блюза, музыки соул, госпелз и джаза. В 60-х Чарлз расширил число своих поклонников, включив в репертуар композиции стилей поп и кантри-энд-вестерн и используя в качестве аккомпанемента (так назыв. бэкграунд) большой орк. со скрипками. Со своим биг-бэндом Чарлз много и с успехом гастролировал, с ним пели Бетти Картер и Билли Престон. Рей Чарлз широко использует также элементы шоу (женская вокальная группа “The Raelettes” и др.). Со своим шоу Чарлз гастролировал в десятках стран  мира.
Некоторых критиков раздражала эклектичность репертуара и музыкальной стилистики Чарлза, но бесспорный талант музыканта подтверждался тем фактом, что с ним охотно работал Ралф Бёрнс (писавший для него аранжировки), с ним играли и записывались многие сайдмены “Каунта” Бэйси и “Дюка” Эллингтона. Начиная с 1961, Рей Чарлз пять лет подряд назывался лучшим вокалистом года по итогам опросов джазовых критиков авторитетного журнала “down beat”.
Альбомы: ;“Soul Brothers / Soul Meeting” (2 LP; 1957-58).

ЧАРЛЗ Тедди
Чарлз Тедди (Тиодор Чарлз Коуэн) - Charles Teddy (Theodore Charles Cohen)
р.13.04.1928 в г. Чикопи-Фолз, шт. Массачусетс
амер.  вибрафонист, пианист, композитор, аранжировщик, рук. анс. / кул
Учился по классу ударных в Джульярдской школе музыки в Нью-Йорке. Профессиональный опыт приобретал, играя на вибрафоне, ф-но и ударных в биг-бэндах позднего Свинга, включая орк. Бенни Гудмана, Чабби Джексона, Арти Шоу и “Бадди” ДиФранко. Начиная с 1951 Чарлз играл во множестве малых составов (с Оскаром Петтифордом, Роем Элдриджем, “Слимом” Гейллардом и др.), некоторые из которых также культивировали традиции Свинга, но интересы его лежали все же в области более современных музыкальных стилей. Одновременно он усиленно осваивал теорию композиции. С 1953 Чарлз выступает с собственным квартетом, одновременно он играет с Тео Масеро и Чарли Мингусом в анс. “Jazz Composers’ Workshop” , выступив в составе этого анс. на джазовых фестивалях в Ньюпорте в 1955 и 56. В 1955 Чарлз пишет аранжировки для альбома Майлза Дэвиса, продюсером которого был Мингус.
Хотя ему довелось играть со многими мастерами би-бопа, Чарлза больше всего привлекала возможность раздвинуть границы джаза, используя современные технологии композиторского творчества. Смело экспериментируя в сфере модальной музыки, он поощрял к этому и других, в частности, Джорджа Расселла. Сложность подобной музыки приводила к тому, что многие любители джаза отказывались принимать Чарлза, и его репутация композитора и аранжировщика в среде профессионалов была гораздо выше, чем у простой публики. В то же время его отличающаяся мощным драйвом игра на вибрафоне исключительно нравилась слушателям, хотя он уделял исполнительству гораздо меньше времени. Начиная с сер. 50-х, Чарлз активно работал в студиях звукозаписи, записываясь с ведущими джазменами того времени, такими, как Херби Хэнкок и Джон Кол-трейн.
Альбомы: ;“Collaboration: West” (1953), “Evolution” (1953-55), “Coolin’ ” (1957), ;“Live At The Verona Jazz Festival” (1988).

ЧЕРРИ Дон
Черри Доналд Юджин (Дон) - Cherry Donald Eugene (Don)
р.18.11.1936 в Оклахома-Сити, шт. Оклахома; ум.19.10. 1995 в Малаге, Испания
амер. трубач, корнетист, пианист, органист, флейтист, ударник, вокалист, композитор, рук. анс./орк. / фри-джаз, авангард, всемирная музыка
На трубе Доналд начал играть еще в школе в Лос-Анджелесе (семья Черри переехала из Оклахомы в Калифорнию в нач. 40-х). Кроме того, он играл на ф-но, и именно в качестве пианиста начинал свою профессиональную карьеру – в нач. 50-х Черри играл в ритм-энд-блюзовых анс. В ранней юности Дон познакомился со своим ровесником, барабанщиком Билли Хиггинсом, и в 1956 оба они (игравшие в то время би-боп) присоединились к Орнетту Коулману и начали адаптировать свое муз. мышление к новым концепциям фри джаза. В 1958 Черри и Хиггинс участвовали в записи альбома коулмановского квинтета “Something Else!!!!”, ставшего одним из первых и чрезвычайно важных документов, свидетельствующих о расцвете принципов фри. Лето 1959 Черри и Коулман провели в Школе музыки в Леноксе, шт.Массачусетс. К осени анс. Коулмана превратился в ставший знаменитым квартет – четвертым участником стал к-басист Чарли Хейден (позже его сменил Скотт ЛаФэроу, а затем Джимми Гаррисон; вместо Хиггинса через некоторое время пришел Эд Блэкуэлл). Квартет начинает выступать в известном нью-йоркском клубе “Five Spot” и его легендарные выступления, запланированные вначале на пару недель, растянулись на 54 месяца! Музыка, исполнявшаяся этим выдающимся коллективом, во многом способствовала изменению лица современного джаза (аранжировки для них писал Джон Льюис); ими было выпущено несколько концептуально важных альбомов, определивших направление развития фри-джаза в 60-х и продемонстрировавших исключительные способности отдельных музыкантов. В этот же период Черри некоторое время играл и записывался с Джоном Колтрейном, затем с Арчи Шеппом, став в 1963 одним из соучредителей его “New York Contemporary Five”, группы, в которой он играл рядом с Джоном Чикаи и Биллом Диксоном. В 1964 Черри и Чикаи входят в состав анс. Алберта Эйлера и участвуют в записи, которая впоследствии была использована в качестве звуковой дорожки для фильма “New York Eye And Ear Control”. В этом же году Черри приезжает вместе с Эйлером в Европу и записывает с ним альбом “Vibrations”.
С 60-х Дон Черри выступал и записывался  преимуще-ственно в Европе. В этот период его партнером становится “Гато” Барбьери, вместе с которым он возглавляет небольшой анс., который гастролирует и записывается и в Европе, и в США (анс. этот просуществовал до осени 1966). В Европе Черри тесно сотрудничает также с Джорджем Расселлом (они записали совместный концерт в Штутгарте). В к. 60-х он подолгу гастролирует по Европе, Африке и Азии (Китай, Индия, Тибет), где изучает разнообразные концепции этнической музыки и осваивает новые, порой весьма экзотические муз. инструменты. В ар-сенале Черри появилась карманного размера пакистанская труба с деформированным мундштуком, ставшая его любимым инструментом в последующие годы. Трубач начал применять в своем творчестве принципы и звуковую палитру азиатской музыки, став одним из немногих джазовых музыкантов, добившихся в этом успеха.
С 1971 Черри вместе со своей женой Моки (Moki), вокалисткой, игравшей также на перкашн, жил в Швеции. Поселились они в здании школы и сделали на радио и ТВ немало специальных музыкальных программ для детей. Черри в этот период писал и исполнял музыку, порой весьма далекую от джаза, хотя по-прежнему считался одним из лучших джазовых трубачей. Можно с уверенностью утверждать, что он был одним самых авторитетных джазменов, способствовавших развитию муз. направления, получившего в итоге назв. всемирная музыка (World Music). Черри и его жена организовывали “перформансы”, целью которых было воздействие на публику не только через звуки, но и через зрение, обоняние и другие органы чувств. В 1976 Черри вновь объединяется с Хейденом и Блэкуэллом, затем к ним присоединяется Дьюи Редман, и образовавшийся квартет создает новые вариации “на темы” Коулмана, а также собственный оригинальный материал. Эта группа, назвавшая себя “Old and New Dreams” (по названию их первого альбома, вышедшего на ф. “ECM Records”), была лишь одним из многих муз. проектов Черри к. 70-х – нач. 80-х. Он выступал с различными рок-группами, работал с Абдуллой Ибрагимом. В 1977 Черри участвовал в записи альбома Коллина Уолкотта “Grazing Dreams”, ставшего одним из наиболее удачных примеров соединения элементов этнической музыки с гармониями и структурой джаза. В 1978 он организовал трио под назв. “Codona”, в котором играли Уолкотт и Нана Васконселос (вместе они записали на “ECM” три альбома). В 1982 Черри получил грант специального Национального Фонда, благодаря которому организовал работу в школах, где знакомил чернокожих школьников с музыкой Телониуса Монка, Чарли Паркера и Орнетта Коулмана.
 Продолжающееся сотрудничество с Блэкуэллом, который сам был активным собирателем различных муз. концепций и инструментов, укрепило статус Черри в качестве одной из ключевых фигур всемирной музыки в к. 80-х – нач. 90-х. Возможно, своей игрой на трубе, особенно на карманной трубе, Черри не достигает того блеска и великолепия, которые присущи многим его современникам, более тесно связанным с традициями бопа, но, тем не менее, звук его был ярким и острым. В момент своего первого появления на джазовой сцене во второй пол. 50-х он продемонстрировал полностью сложившийся оригинальный исполнительский стиль и его труба всегда звучала свежо и лирично.
Дон Черри был абсолютно естественен и гармоничен как в музыке, так и в обычной жизни. Все, что он делал, исходило непосредственно из его сердца, с такой же непосредственностью, с какой рождается пение птицы. Его искусство представляется попыткой добиться слияния с внешним миром.
Подобно многим другим новаторам джаза, он был весьма плодовитым композитором, и в этом качестве – как в буквальном смысле этого слова, так и в манере, в которой он создавал многие из своих муз. хэппенингов, Черри был одним из наиболее ярких и серьезных творцов современной музыки.
Альбомы: “The Complete Blue Note Recordings Of Don Cherry” (2 CD; 1965-66), ;“Live At The Montmartre: Vols. 1 & 2” (1965-66), “Symphony For Improvisers” (1966), “Where Is Brooklyn” (1966), “Eternal Rhythm” (1968), ;“Brown Rice” (1976), ;“El Corazon” (1982), ;“Art Deco” (1988), ;“Multi Kulti” (1988-90), ;“Dona Nostra” (1993).

ЧИЗХОЛМ Джордж
Чизхолм Джордж - Chisholm George
р.29.03.1915 в Глазго, Шотландия
англ. (шотл.) тромбонист, исп. на бас-трубе, вибрафонист, пианист, аранжировщик, рук. анс.
Один из первых крупных англ. джазменов.
В сер. 30-х молодой Чизхолм появился в Лондоне, и вскоре начал играть на тромбоне в популярных танцевальных орк. Восхищенный записями Джека Тигардена, он естественным образом начал тяготеть к джазу. Молодой тромбонист стал постоянным участником клубных джэмов, доводилось ему и записываться вместе с приезжающими на гастроли амер. джазовыми знаменитостями, такими, как Бенни Гудман, Коулман Хокинс и “Фэтс” Уоллер. В годы Второй мировой войны Чизхолм возглавлял секцию тромбонов (и писал аранжировки) в танцевальном орк. Королевских ВВС “Squadronaires”; в этом же орк. он работал и в первые послевоенные годы. Позже он становится штатным студийным музыкантом Би-би-си. В 1956 Чизхолм участвует – вместе с Луи Армстронгом – в благотворительном концерте в пользу Фонда помощи Венгрии. В к. 50-х и в 60-х он постоянно участвует в различных телевизионных шоу, чему в немалой степени способствовало природное чувство юмора – ему удавалось прекрасно совмещать роли музыканта и комика. И хотя его эксцентричная манера поведения и одежда вызывали нередко недовольство любителей джаза, музыка, которую он при этом исполнял, была великолепной. В этот период Чизхолм много записывался с ведущими джазменами Англии и Америки. И в последующие годы он продолжал ак-тивно выступать в составах различных орк., а также с собственным анс. “Gentlemen Of Jazz”. В 80-х (перенеся в 1982 операцию на сердце) ветеран продолжал восхищать слушателей блестящей техникой, способностью сочетать напористую атаку с мягкой, струящейся манерой исполнения и неиссякаемым острым юмором. В 1984 Чизхолм был удостоен высокой чести стать кавалером Ордена Британской империи. Продолжал он выступать и в 1990, совершив, в частности, гастроли со “Спайком” Робинсоном. После смерти жены состояние здоровья Чизхолма резко ухудшилось, и ему пришлось отказаться от активной концертной деятельности, но душевный настрой и чувство юмора ветерана остались неизменными.
Альбомы: ;“Trad Treat” (1961), ;“An Evening With Alex Welsh And His Friends, Vols. 1 & 2” (1971), ;“In A Mellow Mood” (1973), “Trombone Showcase” (1976).

ЧИКАИ Джон
Чикаи Джон Мартин - Tchicai John Martin
р.28.04.1936 в Копенгагене, Дания
датск. саксофонист (альт, тенор, сопрано), рук. анс. / авангард, фри-джаз
Чикаи, сын конголезца и датчанки, был крупнейшим не-американцем в движении фри-джаза нач. 60-х. Поначалу Джон играл на скрипке, но затем перешел на альт-саксофон и кларнет; после 1983 его основным инструментом становится тенор-саксофон.
Проучившись три года в музыкальной академии в Орхусе, Чикаи переводится в академию Копенгагена. В 1962 он знакомится с Албертом Эйлером (американец жил тогда в Копенгагене), в том же году выступает со своим орк. на джазовом фестивале, входившем в программу Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки, играет на фестивале “Jazz Jamboree” в Варшаве. Познакомившись в Хельсинки с Арчи Шеппом и Биллом Диксоном, Чикаи в 1963 оказывается в Нью-Йорке и входит в состав квинтета “New York Contemporary Five”, в котором играют Шепп, Диксон (позже его заменил Дон Черри – с ним анс. отправился осенью 1963 на гастроли в Европу), Дон Мур и Джей Си Мозес. Вернувшись после европейского турне в Нью-Йорк, Чикаи создает “New York Art Quartet”, в котором играют Розуэлл Радд, Милфорд Грейвс и меняющие друг друга к-басисты, в частности, Стив Суоллоу и Эдди Гомез. Он также присоединяется к Гильдии джазовых композиторов и выступает с “Jazz Composers’ Orchestra”, орк. Майкла Мантлера и Карлы  Блей. В 1965 Чикаи принимает участие в записи противоречивого и эпохального альбома Джона Колтрейна “Ascension”. В 1966 он воз-вращается в Европу, где играет с Гюнтером Хампелем и Черри, а также рук. собственными анс., включая группу “Cadentia Nova Danica”. CND был исключительно ярким анс. из девяти человек, который постепенно увеличивался в составе и к моменту своей второй записи насчитывал уже 26 музыкантов. В итоге анс. распался (часть его членов создали рок-группу “Burning Red Ivanhoe”). В 70-х Чикаи много работает – в осн. в Европе - с различными анс. (“The Strange Brothers” и “Instant Composers Pool” англичанина Дейва Холланда) и музыкантами, такими, как швейцарские пианисты Джордж Грунтц и Ирен Швейцер, южноафрик. к-басист Джонни Дайани, обосновавшийся в Дании. В нач. 80-х он играет в “The New Jungle Orchestra”, в секстете “De Zes Winden” (“Six Winds”), состоящем из одних саксофонов, выступает с биг-бэндом Криса МакГрегора “The Brotherhood Of Breath” и вновь сотрудничает с Дайани (с которым Чикаи гастролировал вплоть до преждевременной смерти талантливого к-басиста).
Яркий, оригинальный импровизатор, Чикаи был ис-ключительно лиричным альт-саксофонистом с удиви-тельно красивым, богатым звуком, который нисколько не терял при переходе музыканта на тенор. Он пре-красно играет также на сопрано-саксофоне и бас-кларнете, обладает неплохими вокальными данными и неплохо владеет программируемыми синтезаторами.
Альбомы: ;“New York Art Quartet” (1964), “John Tchicai Solo Plus Albert Mangelsdorff” (1977), ;;“Real Tchicai” (1977), “John Tchicai And The Strange Brothers” (1977), ;“Timo’s Message” (1984), “Put Up The Fight” (1987).

ЧИТЕМ Док
Читем Док (полн. имя Адолфус Антони Читем) - Cheatham Doc (Adolphus Anthony Cheatham)
р.13.06.1905 в Нашвилле, шт. Теннесси; ум.02.06.1997 в Вашингтоне, Федеральный округ Колумбия
амер. трубач, вокалист, рук. орк. / диксиленд, Свинг, боп биг-бэндов
Начинал Читем свою удивительно долгую карьеру в качестве музыканта различных водевильных театров, а также аккомпаниатора таких выдающихся исполнительниц блюзов, как Бесси Смит и Клэра Смит. В 1926 молодой музыкант переехал в Чикаго, где состоялось его знакомство с Луи Армстронгом, во многом определившее последующую судьбу Дока. Сильнейшее воздействие оказала на него также музыка Фредди Кеппарда. До этого момента Читем чаще играл на саксофоне, в частности, на сопрано с “Ма” Рейни, но теперь он целиком сосредоточился на трубе, добившись поразительного технического совер-шенства, но не утратив при этом своего чудесного тона. Во второй пол. 20-х и в нач. 30-х Читем выступал и записывался с такими музыкантами, как Уилбур ДеПари, “Чик” Уэбб и Сэм Вудинг (с ним Читем впервые выехал на гастроли в Европу в 1928-29, при этом нередко во время выступлений он солировал по очереди со своим другом Томми Лэдниером). Стройный, элегантный, с виду несколько даже болезненный, Читем следующие десять лет уверенно играл первую трубу в орк. “McKinney`s Cotton Pickers” и у Кэба Каллоуэя (в орк. которого он играл 6 лет). Затем наступил кризис – хрупкий организм не вы-держал работы “на износ”, некоторое время Читем проводит в больнице, однако уже в 1939 Читем становится членом биг-бэнда Тедди Уилсона, затем играет в столь же элегантном орк. Бенни Картера – оба лидера умело использовали тонкую исполнительскую манеру трубача. В 1945, не чувствуя симпатии к стремительно набиравшему популярность би-бопу, Читем работает в почтовой конторе, затем, по настоянию друзей, открывает в Нью-Йорке учебную студию, и – приглядывается к происходящим пе-ременам. Вскоре (в к. 40-х) он возвращается в музыку, играет в различных анс. и орк., в том числе в латиноамериканских. В 50-х Читем вновь выступает в свинговых орк. Каллоуэя и с У. ДеПари, играет с Сэмми Прайсом и Херби Манном. В 60-х возглавляет собственный биг-бэнд в Нью-Йорке, в 1966-67 часто играет в орк. Бенни Гудмана. Вопреки существующему убеждению, что возраст неизбежно накладывает определенные ограничения на исполнителей на медных муз. инструментах, концертные выступления и записи Читема этих лет демонстрировали, что он стал играть даже лучше, чем раньше. В 70-80-х, несмотря на преклонный возраст, Читем продолжал записываться, вел активную концертную и гастрольную деятельность – в 1975 в составе орк. “New York Jazz Repertory Company” он даже приезжал на гастроли в СССР. И в возрасте 90 лет ветеран все ещё прекрасно играл на трубе!
Альбомы: ;“Doc And Sammy” (1976), “Good for What Ails Ya” (1977), “Black Beauty” (дуэт с С. Прайсом; 1979), “It`s a Good Life” (1982), ;;“The Fabulous” (1983), “At the Bern Jazz Festival” (1983-85), ;“The Eighty-Seven Years of Doc Cheatham” (1992).

ЧЭМБЕРС Джо
Чэмберс Джозеф Артур (Джо) - Chambers Joseph Arthur (Joe)
р.25.06.1942 в Стоунакре, шт. Виргиния
амер. ударник, пианист, композитор / авангард, пост-боп
Джо изучал теорию музыки в консерватории в Филадельфии и в Американском университете в Вашингтоне. В 1964 он перебирается в Нью-Йорк, где играет с Эриком Долфи, Фредди Хаббардом, Лу Доналдсоном, Джимми Джуффри и Эндрю Хиллом, старейшинами лейбла “Blue Note”. Здесь, в Нью-Йорке, он продолжает учиться, посещает класс композиции в частной музыкальной школе. По-настоящему Чэмберс заявил о себе на альбомах виб-рафониста Бобби Хатчерсона – и в качестве барабанщика, и как композитор, внеся заметный вклад в успех титульных композиции альбомов “Dialogue” и “Oblique”, а также написав великолепную – на целую сторону пластинки – сюиту из альбома “Components”, выдержанную в лучших традициях третьего течения, где-то на границе между Телониусом Монком и Игорем Стравинским. С Хатчерсоном Чэмберс работал с 1965 по 70, записав восемь альбомов и совершив европейское турне. Параллельно он записывался с такими музыкантами, как Арчи Шепп, Уэйн Шортер и Джо Хендерсон.
В нач. 70-х он выступал в составе перкуссионного анс. Макс Роуча “M’Boom” и много писал для этого анс. В 1974 его сочинение “The Almoravid” было исполнено анс. Роуча в Карнеги-Холле.
Мощный, поразительно точный ударник, обладающий удивительным чувством свинга и объема, Чэмберс особым композиторским чутьем улавливает все нюансы исполняемой им музыки.
Альбомы: “The Almoravid” (1973), ;;“Phantom Of The City” (1991).

ЧЭМБЕРС Пол
Чэмберс Пол Лоренс Данбар Джуньер (мл.) - Chambers Paul Laurence Dunbar Jr.
р.22.04.1935 в Питтсбурге, шт. Пенсильвания; ум.04.01. 1969 в Нью-Йорке
амер. контрабасист / хард-боп
Из-за ранней смерти Чэмберса джаз лишился одного из своих самых ярких и лиричных к-басистов, чье творчество оказало сильнейшее влияние на многих современных джазовых музыкантов. К-бас Чэмберса звучит на многих важнейших, этапных записях 50-х и 60-х.
Вырос Пол в Детройте; прежде чем взять в руки к-бас, он учился играть на тубе. Профессиональный опыт он приобретал, гастролируя с такими музыкантами, как Пол Куиничетт (1954), Бенни Грин (1955), затем – уже в Нью-Йорке - в орк. “Jay And Kai” (с “Джей Джей” Джонсоном и Каем Уиндингом) (1955), и с Джорджем Уоллингтоном (1955). На семь с лишним лет судьба связала его с Майлзом Дэвисом (1955-63) – это были годы творческого расцвета Чэмберса, сыгравшего важную роль в создании ярчайших записей Дэвиса этого периода. Затем Чэмберс объединился с еще одним питомцем “школы” Дэвиса, Уинтоном Келли, и выступал с его трио вплоть до 1966.
Квинтет Майлза Дэвиса, в котором играл Чэмберс, иногда называли “The D & D Band” (от “drink & drugs”, т.е. “пьянка” и “наркотики”), однако, несмотря на свою зависимость от героина, Чэмберс был великолепным, надежным басистом. Работая с Дэвисом, он ввел моду на смычковые соло – его характерная манера играть пиццикато служила эталоном для музыкантов ритм-секций по всему миру. Его легкая, виртуозная фразировка на фоне сочного, густого звука обеспечивала сильный, осмысленный аккомпанемент, надежную основу для свободных экспериментов таких солистов, как Дэвис и Джон Колтрейн (написавший, кстати, в честь Чэмберса пьесу “Mr. P.C.”).
За свою короткую, но весьма плодотворную музыкальную жизнь Пол Чэмберс играл с такими мастерами джаза, как Арт Пеппер, “Кэнненболл” Эддерли, Доналд Бёрд, “Бад” Пауэлл, Фредди Хаббард, “Сонни” Роллинс, Билл Эванс и Джонни Гриффин.
Альбомы: ;“High Step” (1955), “Paul Chambers Quartet” (1957), “Ease It” (с К. Эддерли; 1959), “1 st Bassman” (1960).


Рецензии