Как перестать быть автохамом. Публикация 7

Название серии: "Искусство управлять автомобилем, или как перестать быть автохамом"

 В 2011 году я опубликовал статью на портале “Рамблер”. Статья получила большой общественный резонанс. Много перепечатывалась. Сейчас я публикую ее частями.

Продолжаем и говорим о том, за кого рулить надо.

Не стоит «рулить» за других – необходимо «рулить» только за себя

Немало проблем водители создают себе сами. И одна из них – это желание и очевидная неспособность одного водителя контролировать действия другого. Сколько раз каждый сталкивался с проявлением этой неразрешимой проблемы? Водители сигналят друг другу, ругаются, когда один пропустил кого-то или не пропустил, когда кто-то трогается медленно со светофора, когда неуверенный водитель излишне перестраховывается при выезде на основную дорогу с прилегающей, когда кто-то занял ряд, из которого движение разрешено прямо и направо. Таких ситуаций можно придумать и больше, но, я думаю, вы понимаете, о каких ситуациях я говорю.

Такое желание человека берет свое начало намного глубже и коренится в изначальном неуважении прав друг друга. Ведь если ты уважаешь человека, ты позволяешь ему быть собой и делать то, что он считает нужным. К сожалению, такие слова как достоинство и уважение в современном мире встречаются редко. Следствие этому на дороге можно найти вот как раз в таких проявлениях отношения одного водителя к другому.

Некоторым людям недостаточно того, что водитель соблюдает правила дорожного движения. Им требуется, чтобы другой водитель вел себя также, как вел бы себя в подобной ситуации он сам! Проще говоря, одни постоянно думают за других, вместо того, чтобы больше думать за себя. А когда другие ведут себя не так, как они ждут или как им удобно, они пытаются создать им проблемы: посигналить, поморгать фарами, открыть окно и нахамить, подрезать, не пустить или сделать еще что-нибудь неприятное. Многие даже не задают себе вопроса, на каком основании они считают себя более правыми, чем других; по какой причине один человек имеет право давить на другого? Кто сильнее и больше, тот и прав? Но позвольте, это законы песочницы или первобытного общества!

Взаимоуважение – это одно из базовых качеств современного, цивилизованного человека. Социальные институты развитых стран признают свободы личности – каждой личности, какая бы она ни была. Мы пытаемся походить на развитые страны, а сами не можем научиться уважать друг друга. Почему, садясь за руль, человек становится эгоистичным хамом? Потому что чувствует себя защищенным? Потому что дорога заменяет нам боксерские груши, сеансы психотерапевтов или психоаналитиков? Дорога заменяет людям необходимость духовного просвещения? Естественно, что проще нахамить водителю впереди, подрезать пару машин, первым уехать с нескольких светофоров и еще на нескольких светофорах посигналить тем, кто впереди, чтобы пошевеливались, а то уже три десятых секунды горит зеленый, а он все не едет! Это намного проще, чем разобраться со своими комплексами, обидами, переживаниями, наладить отношения с близкими, разобраться в личной жизни. Почему на дорогах мы хамы, а с родителями самые культурные и вежливые? Что на дороге принадлежит лично нам, из того, что не принадлежит также другим? Или от чего люди пытаются убежать и защититься, нападая на других и садясь за руль огромных черных внедорожников?

В городах многие пересели на внедорожники, то есть на автомобили, предназначенные для движения по пересеченной местности. Зачем? Это тоже самое, что поехать на лимузине в лес.

В целом, рассматриваемая проблема не дорожного движения, а толерантности, взаимоуважения друг к другу и, наконец, общей культуры населения. Даете ли вы человеку возможность быть собой и уважаете ли его право на индивидуальность. Вроде бы современная культура за индивидуальность. Рекламные лозунги сплошь и рядом призывают «быть собой», «брать от жизни все», «выбирать свой путь». Однако на дороге индивидуальности в рамках правил дорожного движения места не находится. Все настолько нетерпимы друг к другу, что даже покупка дорогой машины не дает никаких преимуществ. Может быть, именно поэтому водители дорогих внедорожников хотят везде быть первыми: это по принципу «если не ты, то тебя». Дорогой машины мало, нужно еще и не дать никому возможности себя поторопить. Поэтому они предпочитают сами торопить окружающих.

Давайте посмотрим в лицо страхам таких людей: приехать вторым, быть вторым на светофоре, пропустить перед собой машину, опоздать на встречу на пять минут, вторым тронуться. Ну что страшного случится, если водитель внедорожника приедет вторым? Да и потом, на дороге соревнуются друг с другом единицы – основная масса водителей просто куда-то едет. Им все равно, кого пропускать и сколько машин перестроится впереди или сзади в ряд, абсолютно все равно, сколько машин влезет в месте сужения дороги. Дороги общего пользования – это не место для выяснения отношений. Дорога – это просто дорога и ничего больше!

Зачем хотеть от других повторения своего поведения? Допустим, вы находитесь при выезде на основную дорогу, а впереди неуверенная дама за рулем никак не может выехать. Если вы постоите на пятнадцать секунд дольше, что страшного произойдет в этом случае? Или на светофоре дедушка никак не может тронуться, что опасного или неприемлемого в том, чтобы дать ему возможность медленно-медленно тронуться со светофора? Как понизиться ваша самооценка от того, что дедушка спокойно будет разгоняться на своей «Оке», и не будет давить в пол газ? И если вы считаете, что она от этого понизится, то не слишком ли дешево вы себя оцениваете? Неужели девушка, дедушка или еще кто-нибудь способен так легко выбить вас из седла? Если это так, то есть повод задуматься.

Некоторые люди просто не готовы принять свободу других и стараются всячески эти свободы ущемить. Почему это происходит? Возможно, наше крепостное и коммунистическое прошлое дает о себе знать таким образом? Может быть причины скрыты где-то еще. В любом случае – это не тема для данной статьи.

Нам лишь необходимо понять и принять, что два разных человека и вести себя будут по-разному. Мы должны уважать индивидуальность друг друга. Эта индивидуальность выражается во всех проявлениях человека, в том числе, в его поведении на дороге. Если кто-то рвет со старта, а другой еле разгоняется – это совершенно не означает, что один плохой, а второй хороший. Может быть, совсем наоборот.

Некоторые считают, быстро ездить и моргать фарами «круто». Но ведь сегодня такое поведение уже совсем не редкость. Плохое распространяется очень быстро. Сейчас уже «круто» «крутым» не быть! Сегодня белый «Бентли», плавно катящийся по дороге и пропускающий «Жигули», выглядит куда более «круто», чем «Рэндж Ровер», не пропускающий «Ниссан Микру». Последнее – по своей сути уже пережиток прошлого – архаизм.

Побуждение водителей делать что-либо посредством сокращения дистанции до минимума, мигания фарами и использования звуковых сигналов, создает аварийную ситуацию. Неопытный водитель в результате может запаниковать и совершить необдуманные действия. Медлительность может быть следствием какого-то заболевания или следствием усталости. Действительно ли агитатор готов стать причиной аварии, побуждая другого водителя к необдуманным действиям,  или в таком поведении есть некоторое легкомыслие?

Постоянно грязные стекла автомобилей и так не способствуют хорошему обзору и размывают свет фар от едущих сзади автомобилей при движении в сумерки и в темное время суток. В такой обстановке крайне нежелательно подгонять кого-то морганием фар.

Каждый водитель должен сосредоточиться только на своем собственном поведении. Конечно же, по-настоящему классный водитель имеет способность прогнозировать поведение других водителей на дороге, но он никогда не станет их принуждать к каким-либо действиям. Прежде чем сигналить или моргать фарами кому-то, необходимо задать себе вопрос: нарушает ли водитель автомобиля впереди ПДД или нет. И если он правил не нарушает, необходимо терпеть. Еще лучше – научиться оставаться в гармонии с собой независимо от дорожной обстановки. Вы должны научиться узнавать суету и гасить ее, возвращаясь в спокойное состояние. Есть много разных техник и литературы о внутренней гармонии. Почитайте ее, не поленитесь. Это принесет много пользы не только на дороге, но и в целом в жизни.

Если кто-то ездит быстро и готов нарушать правила дорожного движения, пусть ездит быстро и нарушает, но пусть он даст другим возможность ездить в рамках скоростного режима и правила не нарушать! Административная ответственность всегда персональна – то есть отвечать за нарушение будет тот водитель, который находился за рулем. А в уголовном праве есть такой институт как побуждение к преступлению. В кодексе об административных правонарушениях такой статьи нет, а хорошо было бы ее ввести. К примеру, если один водитель вынудил другого выехать на основную дорогу с прилегающей, и произошло ДТП, пусть он и отвечает. Думаю, сигналов после введения такого правила было бы намного меньше. Сейчас же ты сигналишь, кого-то дергаешь, но если тот врезается, подстрекатель просто уезжает с улыбкой на лице! А где же ответственность?

В моргании фарами и принуждении к нарушению ПДД есть что-то грязное, негативное. И этому темному внутри себя таким поведением люди открывают дверь.

Если кто-то на дороге вас не устраивает (при всей абсурдности данной постановки вопроса), его необходимо обогнать и продолжать движение. Если возможности обогнать нет – необходимо научиться терпеть! В конце концов, задачи водителя сзади – соблюдать ПДД, а, проще говоря, следить за своим автомобилем и соблюдать дистанцию! Если оставить людей без машин, то такое хамское поведение в людской очереди напоминает бабушку, которая всех расталкивает локтями. Я все время задумываюсь, неужели мужчина или женщина в элегантных костюмах хотят походить на эту бабушку!?

В жизни же происходят совершенно абсурдные вещи: водители подрезают или сигналят машинам учеников. Но, позвольте, они же не умеют ездить!

Если езда на автомобиле превращается в развлечение, это признак того, что человеку скучно. Если скучно, лучше погулять, почитать книгу или сходить в кино. Это лучше, чем разбираться с ГИБДД, страховой компанией и потом отстаивать свои права в автосервисе после некачественного ремонта.

Или вы всерьез считаете, что вокруг существует тайный заговор с целью помешать какому-то конкретному водителю ездить так, как он хочет?

В следующий раз поговорим о том, оправданна ли спешка на дороге и стоит ли торопиться.

Жду ваших комментариев. И если материалы понравятся, просьба сделать репост или рекомендовать почитать ее знакомым. Чем больше людей узнают о ней, тем больше шансов, что станет хоть чуточку лучше.


Рецензии