Еретик

   (Раздумия после просмотра фильма с таким названием, о протестантском священнике Карлтоне Пирсоне, основанного на реальных событиях).

   Сначала фильма я подумала: как интересно проходят у протестантов богослужения. Или, наверное, правильнее назвать их – собрания. Непринужденно и даже весело: сидят себе люди в креслицах, слушают речи пастора, то и дело произнося «Аминь» или «Аллилуйя», поют что-то радостное.
   У нас, православных, служение происходит совсем по-другому: по строго, раз и навсегда заведенному порядку, по богослужебному кругу. Читаются псалмы, молитвы, служатся вечерня, утреня, Литургия. Читаются Евангелие и Апостол. Прихожане при этом чинно и смирно стоят на месте, слушая и крестясь с поклоном в положенных местах, исповедаются, причащаются.
   Священник только один раз выходит на проповедь после чтения Евангелия и обращается к людям, своими словами объясняя суть прочтенного.
   «У них» все по-другому. Свободнее как-то, раскованнеее. Каждый проповедник, в общем-то, может иметь свое собственное мнение о догматах церкви и высказывать его вслух, - сам глава церкви, по крайней мере, которую он же и основал.
   По фильму – к главе общины епископу Карлтону Пирсону однажды является как бы Сам Бог. Пастору приходит откровение, что ада нет. Что Бог не может таким «монстром», чтобы создать ад для Своих любимых созданий. Хоть и падших и заблудших, но все же любимых, - тех, которые должны будут, умерев без покаяния, вечно мучиться в аду?!
   Пастор смотрит телевизор и видит, как в мучениях умирают в результате геноцида в Африке невинные дети. Ему больно за них, а на руках у него маленькая дочка… Но ведь Бог говорит ему, что все будут спасены, они у ж е спасены жертвой Спасителя на Кресте.
   Об этом епископ Карлтон говорит своей пастве на проповеди: о том, что ада нет, что в с е  у ж е  спасены. Ада нет, как поведал ему Сам Бог.
   Паства в шоке: раз так… выходит, что церковь, которая создана для покаяния и спасения, становится не нужна!
Половина зала встает с мест и уходит. Но не потому, что считате, что церковь не нужна. А потому, что не желает и дальше слушать эту ересь.
   Пастора обвиняют в заблуждении, говоря, что – видимо, явился ему не Бог, а кто-то другой, - сатана, который и ввел его в заблуждение.
   А пастор, который одержим диаволом, не может продолжать быть главой церкви, и она распадается. С темнокожим Карлтоном остается только горсточка верных ему людей, а белых уводит его друг (с которым они вместе двадцать лет создавали эту совместную церковь), и создает с ними свою, новую церковь. Пастор оказывается в вакууме, но все же оставаясь верным своему новому мировоззрению.
   Через какое-то время он все же с огромным трудом, но восстанавливает свою церковь, сняв какое-то помещение для нее и привлекая к себе все новую и новую паству.
   Опуская все рассуждения о том: возможно ли все же такое представление о упразднении зла в истории мира, и на самом ли деле это такая уж великая, не простительная ересь с точки зрения православной или иной какой церкви вообще, - можно только порадоваться тому, что у нас, православных христиан, все же церковь – она и есть церковь.
   Это собрание верующих в доме Бога – в храме.
   И стоят эти храмы у нас повсюду, - построенные каждый на своем месте.
   Стоят незыблемо. И каким бы ересям и заблуждениям ни подвержены были их прихожане, но храмы не разрушаются то и дело и не восстанавливаются вновь, потому что пастырь отпал от церкви. Давая возможность каждому заблудшему вернуться и покаяться.  И насладясь торжественностью и красотой богослужения, исповедавшись и причастившись Христовых тайн, уйти обратно в мир со спокойной душой, зная, что церковь как стояла, так и будет стоять, и никакие вражии силы не одолеют ее и не заставят сойти с места, - на камени веры основанном.
   


Рецензии