История о добре и зле

     Мы всю жизнь помним родных и друзей, тех, кто всегда был рядом и готов делом и словом поддержать в трудную минуту, ободрить, согреть теплотой своего сердца, тех, кто дарил и дарит нам любовь, кто ценит наши лучшие качества, способности, кто прощает наши слабости, считает нас красивыми, умными, душевными, самыми-самыми. 
      Мы также помним людей, которые причиняли нам зло: строили козни, обижали, говорили о нас гадости, настраивали других против нас, унижали, клеветали, принижали наши достоинства, выставляли напоказ слабости и недостатки, мешали росту в работе и учёбе.  Из-за них мы переживали, расстраивались, старались избегать общения с ними, собирали вокруг себя доброжелателей и возводили защитный бастион из любящих и любимых.
     Вчера ночью, мучаясь бессонницей, пенсионерка Вера смотрела в тёмное небо из окна своей комнаты и вспоминала старых врагов и друзей… 
     Она впервые столкнулась с ненавистью и унижениями, когда перешла из младшей школы в среднюю.  Раньше её все любили, здесь же Вера сразу наткнулась на глухую стену недоброжелательства и долго не могла понять, из-за чего её так невзлюбили другие дети, что плохого она успела сделать им, просто войдя в незнакомый, новый класс.  В десятилетнем возрасте она не придавала значения тому, что у неё папа военный, а мама работает учительницей в другой школе.  Она не видела разницы между своими родителями и родителями других детей.  Умная мама никогда не наряжала её и не давала в школу денег, тем самым уравнивая с одноклассниками.  Благодаря этому Вера никак не выделялась на общем фоне скромно одетых и полуголодных ребятишек из маленького провинциального городка, где тогда жила их семья.  Лидерство тоже не интересовало Веру, ей просто хотелось, как в младшей школе, иметь много добрых, любящих друзей. 
     Здесь с ней никто не знакомился, не разговаривал, ей приходилось самой запоминать имена одноклассников и постигать, что происходит вокруг.  Вера сразу заметила, что в классе верховодит высокая, выглядевшая старше остальных, «девочка-совершенство» в безупречно чистой, отглаженной коричневой школьной форме, с белым воротничком и манжетами.  Тёмную косу, из которой не выбивался ни один волосок, венчал большой, белый капроновый бант, а в начищенных ботинках отражался, падавший из окон свет.  Её звали Татьяной, и она издали зло сверлила взглядом новенькую.   
     С того злополучного дня для Веры началась жизнь, полная горя, обид и несправедливости.  Каждое утро одноклассники встречали её насмешками и грубыми словами.  Если она зачем-нибудь выходила из класса, то по возращении, находила свои учебники и тетради, разбросанными на грязном полу с отпечатками на обложках следов чьих-то туфель или ботинок. 
     В те далёкие годы перед физкультурой школьники раздевались в классе до ситцевых трусов на трёх резинках и трикотажных маек, а форменные платья и куртки оставляли на спинках парт или стульев.  Возвращаясь из физкультурного зала, Вера каждый раз находила свою форму скомканной, заплёванной и брошенной в дальний угол класса.  Когда она пыталась узнать у детей, за что с ней так обращаются, они только отводили глаза и ничего объяснить не могли или не хотели. 
     Сосед Веры по парте, явно по наущению Татьяны, втихаря нашёптывал ей на ухо матерные частушки, с удовольствием наблюдая, как нецензурная брань больно задевает и смущает её.  Он также не упускал случая подставить девочке подножку, толкнуть, больно ущипнуть или, как бы невзначай, пролить чернила на её тетрадку.
     Подлая повадка Татьяны состояла ещё и в том, что сама она к Вериным вещам не притрагивалась, а лишь командовала другими, стоя у стенки и с ухмылкой наблюдая за происходящим.  Её приказы выполняли немногочисленные «подпевалы».  Молчаливое большинство на это безобразие не реагировало, а единицы даже сочувствовали, но все молчали, боялись связываться со злопамятной Татьяной. 
     А та каждый день с удовольствием говорила Вере гадости.  Мило улыбаясь, она во всеуслышание заявляла: «Какие у тебя ужасные зубы – на забор похожи и торчат вперёд, как у кролика!», или «Нос у тебя ничего, только большой и горбатый!», или «Ты бы почаще стирала и гладила форму, а то ходишь, как последняя замарашка!»  Всё это ранило Веру, но она обладала сильным характером и врождённым чувством собственного достоинства, а потому стоически переносила все издевательства, пыталась на них не реагировать и никому не жаловаться.  Однако для повышения самооценки она стала уделять больше внимания своей одежде, и выглядела теперь гораздо лучше.  То есть, Татьяна получила обратный ожидаемому эффект.  С носом, к сожалению, ничего нельзя было поделать, хотя он совсем не был слишком большим и посередине, по мнению самой Веры, его украшала тонкая горбинка.  Что касается зубов, то в их городишке тогда ничего не знали о брэкетах, способных выравнивать зубы и исправлять прикус.  И тут Вера, сама не подозревая об этом, совершила маленькое чудо: она начала ежедневно по нескольку раз в день нажимать указательным пальцем на четыре верхних зуба, которые немного, но заметно выступали вперёд, когда она говорила или улыбалась.  Её некрасивые зубы постепенно выровнялись и перестали привлекать к себе внимание.
     Лишь дома девочка отдыхала душой.  Она запоем читала сказки, всякие: русские народные, сказки народов севера, сказки всех народов, населявших Советский Союз, китайские, японские, корейские, индийские сказки, сказки тысячи и одной ночи, адаптированные для детей, и находила в них поддержку и утешение, потому что во всех сказках добро побеждало зло!   
       Однажды, после очередного оскорбления, Вера не выдержала, встала перед противницей и, глядя ей в глаза, громко, чтобы все слышали, сказала: «Я знаю, что это ты меня травишь! Но, если продолжишь надо мной издеваться, я во время урока, при учительнице и перед всеми ребятами дам тебе пощёчину, а потом расскажу, чем ты её заслужила».  В воздухе повисла тяжёлая тишина.  Татьяна не ожидала от Веры такого смелого поступка - она ничего не ответила, но вдруг как-то съёжилась, опустила голову и выбежала в коридор.  После этого случая Веру на некоторое время оставили в покое. 
     Кто знает, как дальше развивались бы события, но тут Вериного отца перевели служить в большой город.  Вместе с родителями девочка навсегда покинула место, где столько страдала, и лишь много лет спустя поняла почему вызвала столько ненависти к себе.  Вера просто была другой, не такой как все.  Одноклассникам казалось, что она принадлежала более счастливому, обеспеченному миру, а потому могла претендовать на особое отношение окружающих.  Татьяна сразу почувствовала в ней соперницу, но даже мысль об утрате лидерства в принадлежавшем только ей мирке, была невыносима…
     В новом городе Вера словно в сказку попала: она продолжила учиться в шестом классе ближайшей от дома семилетней школы, где её приняли спокойно и доброжелательно, а классная руководительница посадила за одну парту с девочкой, которую, (удивительно) тоже звали Татьяной.  Но какая огромная разница была между этими двумя Татьянами - той, мучительницей, оставшейся в прошлом, и этой новой Таней, Танечкой, Танюшей, милой, белокурой девчонкой, которая так и светилась добротой и желанием поближе познакомиться с вновь прибывшей ученицей.  Девочки быстро подружились.  Оказалось, что Таня живёт недалеко от школы, в старом деревянном доме, и они стали частенько заходить к ней домой после уроков.  Танина мама была рада подруге дочери и поила девочек ароматным мятным чаем с необычным, кусковым сахаром.  После чая девочки шли гулять.  Рядом с домом и школой было столько всего интересного.  Один только школьный стадион чего стоил – большой, с беговыми дорожками, волейбольной площадкой и футбольным полем, которое зимой заливали водой и превращали в каток, а вокруг стадиона прокладывали лыжню.  Весной и осенью школьники учились здесь бегать на скорость, прыгать в длину и в высоту, играть в футбол и волейбол, а зимой кататься на лыжах, коньках и играть в хоккей.  Через дорогу от стадиона, на берегу реки располагался парк культуры и отдыха, принадлежащий вагоноремонтному заводу, но всегда открытый для всех желающих.  Вера жила ближе к центру города и вместе с подругой они с удовольствием обследовали всё, что было вокруг.   Недалеко от её дома находился детский театр, а в самом центре работали: драматический театр для взрослых, филармония и два кинотеатра. 
     Вера с Таней почти не расставались.  После совместных прогулок они вместе делали уроки.  Обеим это было на пользу: Вера, начитанная, умная, но рассеянная и мечтательная, часто отвлекалась от работы, а Таня, круглая отличница, одним своим сосредоточенным видом, умением быстро понимать задачу или вопрос подавала подруге пример отношения к делу.  Вера, в свою очередь, приохотила Таню к художественной литературе, делилась с ней любимыми книгами, и они часто обсуждали прочитанное, благодаря чему их общение стало более глубоким и интересным.   
     Их дружба продолжалась много лет: вместе девочки перешли в одиннадцатилетнюю школу, в один класс.  Вместе поступили учиться в педагогический институт и лишь после окончания института разъехались в разные районы своей области, отрабатывать трёхлетний срок в сельской школе, положенный выпускникам.  И хотя жизнь в последствие развела их, они до сих пор созваниваются и с нежностью вспоминают свою дружбу и совместно проведённые годы.
     Много в Вериной жизни было хорошего и плохого.  На своём пути она встретила больше добрых людей, чем злых, но те первые детские чувства и воспоминания, несмотря ни на что, необыкновенно дороги Вере, потому что рано научили её понимать, что в основе всякого зла живут зависть, себялюбие, неумение любить и уважать других людей.  Как ни парадоксально, но именно горькие, тяжёлые события и переживания толкнули Веру на путь добра, научили не давать себя в обиду, никогда не сдаваться и бороться за справедливость.

PS 
     Вера встретила Татьяну ещё только один раз в жизни, когда ей было шестнадцать лет.  Они столкнулись на катке, где Вера, окружённая друзьями, кружила вместе со всеми в ритме вальса.  Татьяна, как ни в чём не бывало подбежала к ней и сказала:
- Верочка, помнишь, как мы с тобой вместе учились в младших классах?  Давай встретимся и пообщаемся, я теперь тоже здесь живу, в техникуме учусь.
- Не помню, - ответила Вера и укатила под музыку в другой конец катка...

17.11.2021 г.


Рецензии
Татьяна Александровна! Мир вашему дому! Прочла с ужасом подробности травли и в сотый раз поблагодарила БОГА, за свое счастливое детство. У нас такого не было (есть в моем взрослом окружении люди, которые мне в этом не верят - у них в классе травля была). И финальная встреча в вашем рассказе меня потрясла...

Творческих успехов и радости вдохновения Вам желаю! С уважением, Альбина

Альбина Алдошина   17.12.2022 21:16     Заявить о нарушении
Дорогая Альбина! Спасибо за понимание и душевное отношение ко мне и моему рассказу. Я много думала о том, что в детстве происходило со мной. Это было ужасно, но зато я с нежного возраста поняла, что такое добро и зло, что зло разрушительно не только для того, кто его творит, но и для самого творящего. И в конце концов каждый получает от Господа по заслугам. В следующем за этим рассказом тексте я описала своих настоящих подруг - их было много и они были прекрасны, умны и добры. С ними я видела счастье и радость настоящей дружбы. Стараюсь равняться на них и видеть в людях только хорошее. Когда же попадается очередной вампир, похожий на Татьяну, я стараюсь с ним не общаться. Если вы заметили, я пишу много весёлых миниатюр, хочу радовать своих читателей.
С уважением, ТА

Татьяна Александровна Андреева   18.12.2022 12:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.