История о добре и зле
Мы также помним людей, которые причиняли нам зло: строили козни, обижали, говорили о нас гадости, настраивали других против нас, унижали, клеветали, принижали наши достоинства, выставляли напоказ слабости и недостатки, мешали росту в работе и учёбе. Из-за них мы переживали, расстраивались, старались избегать общения с ними, собирали вокруг себя доброжелателей и возводили защитный бастион из любящих и любимых.
Вчера ночью, мучаясь бессонницей, пенсионерка Вера смотрела в тёмное небо из окна своей комнаты и вспоминала старых врагов и друзей…
Она впервые столкнулась с ненавистью и унижениями, когда перешла из младшей школы в среднюю. Раньше её все любили, здесь же Вера сразу наткнулась на глухую стену недоброжелательства и долго не могла понять, из-за чего её так невзлюбили другие дети, что плохого она успела сделать им, просто войдя в незнакомый, новый класс. В десятилетнем возрасте она не придавала значения тому, что у неё папа военный, а мама работает учительницей в другой школе. Она не видела разницы между своими родителями и родителями других детей. Умная мама никогда не наряжала её и не давала в школу денег, тем самым уравнивая с одноклассниками. Благодаря этому Вера никак не выделялась на общем фоне скромно одетых и полуголодных ребятишек из маленького провинциального городка, где тогда жила их семья. Лидерство тоже не интересовало Веру, ей просто хотелось, как в младшей школе, иметь много добрых, любящих друзей.
Здесь с ней никто не знакомился, не разговаривал, ей приходилось самой запоминать имена одноклассников и постигать, что происходит вокруг. Вера сразу заметила, что в классе верховодит высокая, выглядевшая старше остальных, «девочка-совершенство» в безупречно чистой, отглаженной коричневой школьной форме, с белым воротничком и манжетами. Тёмную косу, из которой не выбивался ни один волосок, венчал большой, белый капроновый бант, а в начищенных ботинках отражался, падавший из окон свет. Её звали Татьяной, и она издали зло сверлила взглядом новенькую.
С того злополучного дня для Веры началась жизнь, полная горя, обид и несправедливости. Каждое утро одноклассники встречали её насмешками и грубыми словами. Если она зачем-нибудь выходила из класса, то по возращении, находила свои учебники и тетради, разбросанными на грязном полу с отпечатками на обложках следов чьих-то туфель или ботинок.
В те далёкие годы перед физкультурой школьники раздевались в классе до ситцевых трусов на трёх резинках и трикотажных маек, а форменные платья и куртки оставляли на спинках парт или стульев. Возвращаясь из физкультурного зала, Вера каждый раз находила свою форму скомканной, заплёванной и брошенной в дальний угол класса. Когда она пыталась узнать у детей, за что с ней так обращаются, они только отводили глаза и ничего объяснить не могли или не хотели.
Сосед Веры по парте, явно по наущению Татьяны, втихаря нашёптывал ей на ухо матерные частушки, с удовольствием наблюдая, как нецензурная брань больно задевает и смущает её. Он также не упускал случая подставить девочке подножку, толкнуть, больно ущипнуть или, как бы невзначай, пролить чернила на её тетрадку.
Подлая повадка Татьяны состояла ещё и в том, что сама она к Вериным вещам не притрагивалась, а лишь командовала другими, стоя у стенки и с ухмылкой наблюдая за происходящим. Её приказы выполняли немногочисленные «подпевалы». Молчаливое большинство на это безобразие не реагировало, а единицы даже сочувствовали, но все молчали, боялись связываться со злопамятной Татьяной.
А та каждый день с удовольствием говорила Вере гадости. Мило улыбаясь, она во всеуслышание заявляла: «Какие у тебя ужасные зубы – на забор похожи и торчат вперёд, как у кролика!», или «Нос у тебя ничего, только большой и горбатый!», или «Ты бы почаще стирала и гладила форму, а то ходишь, как последняя замарашка!» Всё это ранило Веру, но она обладала сильным характером и врождённым чувством собственного достоинства, а потому стоически переносила все издевательства, пыталась на них не реагировать и никому не жаловаться. Однако для повышения самооценки она стала уделять больше внимания своей одежде, и выглядела теперь гораздо лучше. То есть, Татьяна получила обратный ожидаемому эффект. С носом, к сожалению, ничего нельзя было поделать, хотя он совсем не был слишком большим и посередине, по мнению самой Веры, его украшала тонкая горбинка. Что касается зубов, то в их городишке тогда ничего не знали о брэкетах, способных выравнивать зубы и исправлять прикус. И тут Вера, сама не подозревая об этом, совершила маленькое чудо: она начала ежедневно по нескольку раз в день нажимать указательным пальцем на четыре верхних зуба, которые немного, но заметно выступали вперёд, когда она говорила или улыбалась. Её некрасивые зубы постепенно выровнялись и перестали привлекать к себе внимание.
Лишь дома девочка отдыхала душой. Она запоем читала сказки, всякие: русские народные, сказки народов севера, сказки всех народов, населявших Советский Союз, китайские, японские, корейские, индийские сказки, сказки тысячи и одной ночи, адаптированные для детей, и находила в них поддержку и утешение, потому что во всех сказках добро побеждало зло!
Однажды, после очередного оскорбления, Вера не выдержала, встала перед противницей и, глядя ей в глаза, громко, чтобы все слышали, сказала: «Я знаю, что это ты меня травишь! Но, если продолжишь надо мной издеваться, я во время урока, при учительнице и перед всеми ребятами дам тебе пощёчину, а потом расскажу, чем ты её заслужила». В воздухе повисла тяжёлая тишина. Татьяна не ожидала от Веры такого смелого поступка - она ничего не ответила, но вдруг как-то съёжилась, опустила голову и выбежала в коридор. После этого случая Веру на некоторое время оставили в покое.
Кто знает, как дальше развивались бы события, но тут Вериного отца перевели служить в большой город. Вместе с родителями девочка навсегда покинула место, где столько страдала, и лишь много лет спустя поняла почему вызвала столько ненависти к себе. Вера просто была другой, не такой как все. Одноклассникам казалось, что она принадлежала более счастливому, обеспеченному миру, а потому могла претендовать на особое отношение окружающих. Татьяна сразу почувствовала в ней соперницу, но даже мысль об утрате лидерства в принадлежавшем только ей мирке, была невыносима…
В новом городе Вера словно в сказку попала: она продолжила учиться в шестом классе ближайшей от дома семилетней школы, где её приняли спокойно и доброжелательно, а классная руководительница посадила за одну парту с девочкой, которую, (удивительно) тоже звали Татьяной. Но какая огромная разница была между этими двумя Татьянами - той, мучительницей, оставшейся в прошлом, и этой новой Таней, Танечкой, Танюшей, милой, белокурой девчонкой, которая так и светилась добротой и желанием поближе познакомиться с вновь прибывшей ученицей. Девочки быстро подружились. Оказалось, что Таня живёт недалеко от школы, в старом деревянном доме, и они стали частенько заходить к ней домой после уроков. Танина мама была рада подруге дочери и поила девочек ароматным мятным чаем с необычным, кусковым сахаром. После чая девочки шли гулять. Рядом с домом и школой было столько всего интересного. Один только школьный стадион чего стоил – большой, с беговыми дорожками, волейбольной площадкой и футбольным полем, которое зимой заливали водой и превращали в каток, а вокруг стадиона прокладывали лыжню. Весной и осенью школьники учились здесь бегать на скорость, прыгать в длину и в высоту, играть в футбол и волейбол, а зимой кататься на лыжах, коньках и играть в хоккей. Через дорогу от стадиона, на берегу реки располагался парк культуры и отдыха, принадлежащий вагоноремонтному заводу, но всегда открытый для всех желающих. Вера жила ближе к центру города и вместе с подругой они с удовольствием обследовали всё, что было вокруг. Недалеко от её дома находился детский театр, а в самом центре работали: драматический театр для взрослых, филармония и два кинотеатра.
Вера с Таней почти не расставались. После совместных прогулок они вместе делали уроки. Обеим это было на пользу: Вера, начитанная, умная, но рассеянная и мечтательная, часто отвлекалась от работы, а Таня, круглая отличница, одним своим сосредоточенным видом, умением быстро понимать задачу или вопрос подавала подруге пример отношения к делу. Вера, в свою очередь, приохотила Таню к художественной литературе, делилась с ней любимыми книгами, и они часто обсуждали прочитанное, благодаря чему их общение стало более глубоким и интересным.
Их дружба продолжалась много лет: вместе девочки перешли в одиннадцатилетнюю школу, в один класс. Вместе поступили учиться в педагогический институт и лишь после окончания института разъехались в разные районы своей области, отрабатывать трёхлетний срок в сельской школе, положенный выпускникам. И хотя жизнь в последствие развела их, они до сих пор созваниваются и с нежностью вспоминают свою дружбу и совместно проведённые годы.
Много в Вериной жизни было хорошего и плохого. На своём пути она встретила больше добрых людей, чем злых, но те первые детские чувства и воспоминания, несмотря ни на что, необыкновенно дороги Вере, потому что рано научили её понимать, что в основе всякого зла живут зависть, себялюбие, неумение любить и уважать других людей. Как ни парадоксально, но именно горькие, тяжёлые события и переживания толкнули Веру на путь добра, научили не давать себя в обиду, никогда не сдаваться и бороться за справедливость.
PS
Вера встретила Татьяну ещё только один раз в жизни, когда ей было шестнадцать лет. Они столкнулись на катке, где Вера, окружённая друзьями, кружила вместе со всеми в ритме вальса. Татьяна, как ни в чём не бывало подбежала к ней и сказала:
- Верочка, помнишь, как мы с тобой вместе учились в младших классах? Давай встретимся и пообщаемся, я теперь тоже здесь живу, в техникуме учусь.
- Не помню, - ответила Вера и укатила под музыку в другой конец катка...
17.11.2021 г.
Свидетельство о публикации №221111700909
Творческих успехов и радости вдохновения Вам желаю! С уважением, Альбина
Альбина Алдошина 17.12.2022 21:16 Заявить о нарушении
С уважением, ТА
Татьяна Александровна Андреева 18.12.2022 12:51 Заявить о нарушении