Странник

Действующие лица:
Странник, Никанор Вилемович. Человек средних лет с бородой. В первом действии – в свитере и джинсах, во втором – в деловом костюме.
Профессор, Вадим Петрович. Старше средних лет, лыс, в очках, в костюме, но без пиджака.
Учёный секретарь, Лев Атанасович. Старше средних, полон, в очках, в костюме.
Старший научный сотрудник, Мария Александровна. Старше средних лет, худа, в очках, в деловом костюме.
Архивариус, Людвиг Рудольфович. Очень стар, но ходит уверенно. Без очков. В измятом костюме с потёртостями и пятнами.
Акт I.
Сцена I.
Профессор сидит за рабочим столом, с удивлением наблюдая за Странником. Странник ходит по кабинету, изучая книги за стеклом полки.
Странник. Удивительно! Какие чудеса происходят с нами…
Профессор недоумённо молчит, приподнимая очки на лоб.
Странник. Вот это книга! Редкое издание… Их вообще мало в мире. Я по ней курсовую писал.
Профессор (опуская очки обратно на глаза). Да, редкое… Вы говорите, курсовая? Я имел честь быть знакомым с её автором. Легенда учёного мира!
Странник (спохватываясь). Ах, простите! Я, кажется, потревожил вас, столь бесцеремонно вторгшись в ваш кабинет? (осматривается) Это очень странная история. Я шёл по своим делам, но в один прекрасный момент загляделся на книги в вашем шкафу… И в этот момент понял, что стою у вас в кабинете. Что забрёл в здание, а потом и сюда.
Профессор. Хм, это и в самом деле довольно странно… (снимает очки, протирает платком) Не каждый день в мой кабинет столь неожиданно заходят незнакомцы… И более того, вполне разбирающиеся в нашем учёном предмете.
Странник. В одной из своих прошлых жизней я был учёным. Вернее, готовился им стать. Но тут…
Профессор. Обождите, пожалуйста! Во-первых, мы друг другу так и не представились, в силу вашего удивительного появления. Во-вторых, книга эта и в самом деле редкая. Её читали в мире человек пятьсот. А вы говорите – курсовая… По ней можно диссертации защищать! Не хотите? Я готов стать вашим научным руководителем. И – да, готов повторить ваши слова – мир полон чудес. Сейчас я готов в это поверить, да и не только в это! Но – сначала созову учёный совет. Они оценят по достоинству. (нажимает кнопку селектора).
Сцена II.
Входят учёный секретарь, старший научный сотрудник и архивариус.
Профессор. Добрый день, Лев Атанасович! Добрый день, Мария Александровна! И вам, Людвиг Рудольфович!.. (здороваются за руки) Много ли вам попадалось людей, хотя бы читавших вот эту книгу? А вот человек, который писал по ней курсовую. Простите, можно вас попросить представиться?
Странник. Никанор Вилемович… (с ним тоже здороваются за руку)
Архивариус. Постойте! Я ведь знаю поимённо почти всех, кто эту книгу читал… А уж тех, кто писал по ней работы! Да, я вас помню, и притом хорошо. Хотя мы никогда не встречались. Вам пророчили славу великого учёного, первооткрывателя, и даже отправили в научную экспедицию… Из которой вы не вернулись.
Странник. А со мной произошло, Людвиг Рудольфович, то же, что и всегда. Я не вернулся обратно, а пошёл дальше.
Старший научный сотрудник. Это, простите, как?
Странник. А вот так, уважаемая Мария Александровна. Меня отправили на восток, изучать местные диалекты. Но в случае вооружённого конфликта это можно делать только в одном случае – в рядах действующей армии. В результате я оказался в пустыне, с автоматом и картой-двухсоткой. В перерывах между боями выполнял обязанности переводчика. Но бой в пустыне – это довольно сложная вещь; у меня возникли соображения, как организовать боевую подготовку, как руководить подразделением… Я доложил командованию, получил добро. Опробовал в бою. А дальше… Дальше я написал монографию, но уже вполне гражданскую и общедоступную. Тогда меня отправили к вам. (запускает руку за спину, вытаскивает из-за пояса широкоформатную толстую тетрадь).
Учёный секретарь. Но где ваша форма?
Странник. Она была в рюкзаке… Я забрался в набитый автобус, и понял, что рюкзак остаётся снаружи. И я его сбросил. Жалко, но ничего не попишешь.
Профессор склоняется над тетрадью. Очень интересно… Об этом ведь никто ещё не писал. Тем более, живой участник. И при этом действующий исследователь.
Архивариус склоняется рядом с профессором. Не только. Никанор Вилемович, вы ведь пришли в институт из консерватории?
Странник вздыхает. Я был подающим большие надежды пианистом, но как-то получил задание написать реферат по истории музыки. Наш преподаватель решил, что оставлять его в стенах консерватории – кощунство, и я отправился в институт. Реферат впечатлил кафедру, и там я и остался…
Учёный секретарь. Насколько я понимаю, Никанор Вилемович, ненадолго остались. Но в школе вы были музыкантом?
Странник. Нисколько, Лев Атанасович! Мне пророчили олимпийское будущее. Я занимался стендовой стрельбой, и показывал отличные результаты. Ещё в шашки играл, и оба тренера собирались побить друг друга, чтобы меня отобрать. Но тренер по стрельбе как-то обратил внимание на мои руки… Думаю, он хотел отвадить меня от шашек, и направил в музыкальное училище. Пианист посмотрел, как я играю, и оставил в учениках.
Профессор. Странник! Где конец твоим путешествиям? Вроде бы всё неплохо, везде потрясающие перспективы, но ничего не доделано до конца. Но соизвольте пока что остаться у нас. Пока вот эту монографию не издадим.
Старший научный сотрудник. Это всё очень интересно… Но мы пока что вчетвером. Думаю, стоит созвать завтра расширенное заседание совета. А пока…
Профессор. Да, пока все свободны.
Сцена III.
Профессор и архивариус остаются вдвоём.
Архивариус. Сбежит, Вадим Петрович. Как пить дать, сбежит.
Профессор листает тетрадь. Прикую. Такого учёного терять – преступление!
Архивариус. Я, конечно, не специалист во всех отраслях науки и техники… Боюсь, то же могли сказать и тренер, и пианист, и командир части. Кстати, куда ушёл Никанор Вилемович?
Профессор поднимает на лоб очки. Сбежал?! О, нет!! Он опять сбежал!!!
Акт II.
Сцена I.
Профессор, учёный секретарь, старший научный сотрудник, архивариус и странник. Странник теперь в пиджаке, рубашке с галстуком, и брюках.
Учёный секретарь. Спешу вас поздравить, Никанор Вилемович! Ваши статьи научный журнал взял без замечаний… Я такого на своей памяти не припомню.
Архивариус. Помню, но очень смутно. Давно было.
Профессор. А теперь… (вздыхает) Я, конечно, не литературный критик. Но ваши стихи – определённо сильны. Боюсь сказать больше. Но не мне судить. В издательстве, я думаю, им дадут более трезвую оценку.
Старший научный сотрудник. Надеюсь, вы всё-таки… (тихо и неуверенно) …вернётесь.
Странник. Только отнесу стихи и… (тихо и неуверенно) …вернусь.
Молчание.
Странник. Я устал. Я устал ночевать в трактирах… Нет, не то. Устал ночевать в домах, которые считал своим домом. Но оказывалось, что это съёмная квартира. Неужто мне всю жизнь провести и скончать, как цыгану, в поле, в шатрах?
Молчание. Прощается со всеми за руку. Уходит за дверь.
Сцена II.
Те же, без странника.
Архивариус. Мы встречаем человека, и знаем, что он исчезнет. Но при этом надеемся, что он останется с нами навсегда. Надежда антинаучна, но как без неё заниматься наукой?


Рецензии