Миф об Адапе

Миф об Адапе

   Текст этого мифа был обнаружен среди документов Телль-эль-Амарны. По всей видимости он служил для обучения египтян вавилонскому языку, т.к. снабжен большим числом пометок. Несколько фрагментов были также найдены в библиотеке Ашшурбанапала.
   Адапа был человеческим сыном бога Эйа, который наделил его всякими премудростями, дал ему способность созерцать "внутренность земли и неба", но лишил бессмертия. В обязанности Адапы, как жреца святилища в Эриду, входило обеспечивать храм рыбой и следить за поставками продовольствия.
   Однажды Адапа отправился на рыбалку. На море был штиль, но вдруг, внезапно налетевший южный ветер поднял волну и опрокинул лодку Адапы. Разозлившись тот сломал ветру крыло, так что он семь дней не мог дуть. Небесный бог Ану, узнав об этом, призвал Адапу к ответу. Эйа советует своему сыну надеть траурное платье, чтобы разжалобить стоящих у входа во дворец Таммуза и Гишзиду. Кроме того, опасаясь, что Ану предложит Адапе пищу и воду смерти, он рекомендует ему отказываться от еды и питья. Ану был очень сердит на дерзкого смертного, но после заступничества Таммуза и Гешзиды сменил гнев на милость и решил одарить Адапу бессмертием. Он велит подать рыбаку хлеб жизни и воду жизни. Адапа, следуя совету отца, отказывается от подношений. Ану очень удивлен и велит вернуть Адапу на землю.
   В фрагменте другого варианта этого мифа Ану по просьбе Эйа все же возносит Адапу на небо.
I. Первый фрагмент
Уразумел он премудрость и …
Его слово было, как слово Ану.
Он умудрил его разум, он открыл ему образ миров,
Мудрость дал он ему, вечной жизни он ему не дал.
В эти дни, в эти годы мудрый сын Эреду, -
Эа его, как межу, создал среди человеков, -
Мудрый, чьего повеленья никто не нарушил,
Хитрый, проворнейший он среди Ануннаков,
Светлый, чистый руками, помазанник, чтущий законы.
Вместе с пекарями хлеб печет он,
С пекарями Эреду хлеб печет он,
Снедь и воду для Эреду каждый день он готовит,
Своей чистой рукой столы накрывает,
А когда его нет, от стола не вкушает:
Лодку он снаряжает, ловит рыбу для Эреду.
В это время Адапа - сын Эреду,
…Эа, ложась и вставая,
Каждый день отмыкает замки Эреду,
С пристани Новолунья садится он в лодку,
Поднимаетмя ветер и влечет его судно,
Камышовым веслом направляет он судно
… … в открытое море … …
II. Второй фрагмент
"Южный ветер … …
К дому владыки меня прогнало:
Южный ветер, с дороги я тебя уберу,
… … тебе крылья сломаю!"
Как он устами изрек, ветру крылья сломал он.
Семь дней южный ветер не дул в стране.
Анну послу своему Илабрату кричит:
"Зачем семь дней этот ветер не дует в стране?"
Его посол Илабрат отвечает владыке:
"Адапа, сын Эа, крылья у ветра сломал".
Едва это слово услышал Анну,
Встал он на троне, закричал он: "На помощь!
Пусть его приведут".
В это время Эа, знающий небо,
Прикоснулся к нему … …
Он одел его в траур, дал ему повеленье:
"Адапа, пред Анну, царя, теперь ты пойдешь.
Когда до неба ты доберешься,
Когда подойдешь ты к воротам Анну, -
В воротах Анну Таммуз и Гишзида
Стоят; увидев тебя, они закричат:"Человек,
Скажи, зачем ты так разубрался?
Адапа, зачем ты оделся в траур?"
"В нащей стране исчезли два бога, -
Вот почему я так разубрался,"
"Кто эти два бога, что в стране исчезли?"
"Таммуз и Гишзида".
Друг на друга взглянут, начнут удивляться,
Доброе слово замолвят Ану,
В добрый час они Ану тебе покажут.
Когда перед Ану стоять ты будешь,
Хлебы смерти тебе предложат, -
А ты не ешь;
Воду смерти тебе предложат, -
А ты не пей;
Потом одежду тебе предложат, -
И ты надень;
Еще елея тебе предложат, -
И ты помажься.
Моего веленья ты не забудь;
Слова, что сказал я, держись крепко".
Посол от Ану тогда явился:
"Адапу, что южному ветру крылья сломал,
Пускай приведут".
Дорогою к небу его вели, он поднялся на небо;
Когда до неба Адапа поднялся,
К воротам Ану когда подошел он, -
В воротах Ану Таммуз и Гешзида
Стоят; увидали Адапу - и закричали: "На помощь!
Человек, для чего ты так разубрался?
Адапа, зачем ты оделся в траур?"
"В нащей стране исчезли два бога, -
Вот почему я так разубрался,"
"Кто эти два бога, что в стране исчезли?"
"Таммуз и Гишзида".
Друг на друга взглянули они, удивились оба,
Адапа к Ану царю тогда подошел,
Увидел его Ану и молвил: "Подойди-ка, Адапа!
Зачем ты южному ветру крылья сломал?
Адапа Ану ответил: "Владыка,
В доме владыки, в пучине моря
Рыбу удил я, море как зеркало было.
Южный ветер подул - и меня потопил,
В доме Владыки нырнул я.
В гневе сердца тогда я его ухватил", -
Он ответил; о нем Таммуз и Гешзида
Доброе слово вещают Ану.
Его сердце утихло, его гнев усмирился:
"Зачем же Эа нечитым людям небо и землю открыл,
Дал им мудрое сердце, создал им имя? Что же нам теперь делать?
Хлебы жизни ему предложите, - пусть он их ест".
Хлебы жизни ему предложили, - он их не ест.
"Воду жизни ему предложите, - пусть изопьет".
Воду жизни ему предложили, - а он не пьет.
Потом одежду ему предложили, - и он надел.
Еще елея ему предложили, - помазался он.
Ану взглянул на него и ему удивился:
"Что ж, Адапа, зачем ты не поел и не испил?
Теперь ты не будешь жить, теперь человеки не вечны".
"Эа, владыка, мне сказал: "Ты не ешь и не пьешь"
"Возьмите его, отведите обратно на землю".
III. Третий фрагмент
"Спи", - он ему говорит - а тот поглядел;
"Сиди", - он ему говорит - а тот приподнялся.
Ану деянию Эа весьма удивился:
Из богов небес и земли, кто сделал бы это,
Свое слово, как слово Ану, кто мог бы возвысить?
Адапа от краянебес до выси небесной
Глядит и видит весь ужас неба.
Ану узрел, что Адапа ему не послушен,
Что веленью Эа оказал предпочтенье, -
Дал ему власть без конца, сделал судьбу его светлой:
Пусть услышит Адапа, семя людское,
Тот, что южному ветру крылья сломал,
Как возносится к небу: "Пусть совершиться".
Беды, что злое людям приносят,
Болезни, что тело у людей удручают, -
Царица Нинкаррак их всех успокоит,
Встанет оцепенение и болезнь отойдет.
… … его лихорадка постигнет
…… доброго сна не увидет Адапа
… … радость сердца людского.
Адапа - в шумеро-аккадской мифологии — эпический герой, рыбак и мудрец, первый человек (один из возможных прототипов библейского Адама).
   Отрывки аккадско-вавилонского мифологического сказания «Адапа и Южный ветер» сохранилась поздних копиях, - на одной из глиняных табличек из египетского Амарнского архива (XIV в. до н. э.), а также в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 — 627 гг. до н. э.). Подробных произведений об Адапе на шумерском языке не найдено. Однако его имя известно и по шумерским источникам.
   По мифу Адапа был наполовину богом, сыном одного из главных шумеро-аккадских богов - бога мудрости Эйи (шумер. Энки) . При этом Адапа жил в городе Эриду, который был «домом» его бога-отца. Здесь Адапа рыбачил, снабжая рыбой Эриду и святилище Эйи.
   В древности Адапа считался также помощником в заклинаниях против насылающей болезни львиноголовой женщины-демона Ламашту, принадлежащей к «семерке злых демонов».
   Иногда Адапа причисляется и к «семи мудрецам» абгаллу (аккад. апкаллу), которые помогали Энки основывать шумерские города.
   В ряде случаев Адапу называют «Адапа У-Ан», в других - советником (а также священником и экзорцистом) первого царя Эриду Алулима.
   Мудрость Адапы долго почиталась в Месопотамии. Так ассирийский царь Синахериб, чтобы подчеркнуть приверженность древним традициям, именовался «внуком премудрого - Адапой».
   Некоторые современные историки предполагают, что Адапа мог быть реальным обожествленным правителем-жрецом Эриду.
«Адапа и Южный ветер»: Миф о несостоявшемся бессмертии
В сказании «Адапа и Южный ветер» говорится, что однажды Адапа ловил рыбу и был застигнут ветром, который перевернул его лодку. За это Адапа обломал крылья Южному ветру (по другой интерпретации — проклял богиню ветра Нинлиль). Услышав жалобу на Адапу главный шумерский бог неба Ану (шумер. Ан)  разгневался на него и призвал к себе для ответа на небо. Эйя посоветовал своему сыну идти каяться к Ану, облачившись в траурные одежды, но отказываться от предложенной на небе еды и питья, чтобы не быть отравленным (не оказаться привязанным к небесам навсегда).
   Представ перед стражами небесных врат Таммузом (шумер. Думузи)  и Гишзидой, Адапа сказал, что одел траур ради них, что он плачет по ним — исчезнувшим с земли двум богам. После этого они заступились за Адапу перед Ану. Главный небесный бог не только прощает Адапу, но и предлагает ему «хлебы смерти» и «воду смерти» вечной жизни. Но Адапа, помня совет отца Эйи, отказывается, после чего Ану изгоняет Адапу обратно на землю. Таким образом, Адапа, взятый живым на небо, вернулся на землю (но упустил шанс стать бессмертным).
   В сюжете этого мифа некоторые современные исследователи видят переклички с библейской историей изгнания его из рая и лишения бессмертия первого человека (Адама).
   Также некоторые исследователи указывают на возможные параллели между мифом об Адапе и содержанием Второй книги Еноха.


Рецензии